Стиль руководства и лидерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:23, реферат

Описание работы

Лидерство как явление впервые стало изучаться в научной школе известного психолога Курта Левина, которая занималась изучением влияния группы на индивидуальное поведение человека. Эти исследования показали, что группа зачастую оказывает значительное управляющее воздействие на её членов, а становление и развитие группы проходит через человека, через которого выражаются интересы данной группы и на которого ориентируются другие её члены. Таких людей в любых формах организаций принято называть лидерами.
Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. (материалы сайта ru.wikipedia.org).
На основе данного определения, можно сделать следующий вывод: лидерство - специфический вид отношений управления, в основе которых лежит признание особого статуса лидера, его личных качеств, квалификации или должности. Различают:
- формальное лидерство - процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;
- неформальное лидерство - процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.

Содержание

1. Введение
2. Важные качества лидера (руководителя)
3. Стили руководства и лидерства
4. Заключение
5. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат ТУ.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

    Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

    РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

    ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Факультет «Международный институт государственной  службы и управления» (МИГСУ)

    РЕФЕРАТ

    По  дисциплине «Теория  управления» 
     
    на тему:  
    «Стиль руководства и лидерства»

      Выполнил:
        Студент(ка) 1 курса  очной формы обучения факультета МИГСУ, группа ОБ11-1

        Каратыгин. М.Д.

      Научный руководитель:
        Москалев И.Е., заместитель заведующего кафедрой по научной работе
 
 
 
 
 
 
 
 

    Москва 2011 год

План

    1. Введение
    2. Важные качества лидера (руководителя)
    3. Стили руководства и лидерства
    4. Заключение
    5. Список используемой литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

         Лидерство как явление впервые стало  изучаться в научной школе известного психолога Курта Левина, которая занималась изучением влияния группы на индивидуальное поведение человека. Эти исследования показали, что группа зачастую оказывает значительное управляющее воздействие на её членов, а становление и развитие группы проходит через человека, через которого выражаются интересы данной группы и на которого ориентируются другие её члены. Таких людей в любых формах организаций принято называть лидерами.

         Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. (материалы сайта ru.wikipedia.org).

         На  основе данного определения, можно  сделать следующий вывод: лидерство - специфический вид отношений управления, в основе которых лежит признание особого статуса лидера, его личных качеств, квалификации или должности. Различают:

         - формальное лидерство - процесс  влияния на людей с позиции  занимаемой должности; 

         - неформальное лидерство - процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов. 
     

     1. Важные качества  лидера (руководителя)

         Руководитель  – специалист по управлению, планированию, осуществляет контроль, определяет технологии управленческого цикла. В его обязанности входит определение цели и средства её достижения, установление приоритетов для различных видов задач предприятия и прогнозирование возможных последствий их решений. Он отвечает за разработку стратегии развития организации, анализ и прогноз динамики ситуации как на самом предприятии, так и за его пределами. Он должен предвидеть события, проявлять гибкость в планировании. Одна из главных задач менеджера заключается в эффективной организации работы его подчиненных. Искусство руководителя проявляется не только в координировании, налаживании коммуникаций и направлении работы подчиненных, но и в умении делегировать им полномочия и ответственность, предоставлять право высказывать и отстаивать собственное мнение, сохраняя за собой функцию контроля. До 80% проблем, возникающих перед менеджером, связано с человеческим фактором. Работая в коллективе, он должен постоянно выполнять функции информирования, мотивирования, воспитания и контроля.

         Рассмотрим  наиболее важные личные качества руководителя, служащие основой для успешной реализации  профессиональных функций.

         Он  должен уметь мыслить стратегически, владеть навыками интуитивного мышления, принимая быстрые и правильные решения  в условиях неполной информации. Добиться этого невозможно, не имея широкого кругозора, прочных профессиональных знаний, без понимания роли самообучения и естественного (без принуждения) обращения к нему. Важны также способности быстро перерабатывать поступающую информацию, видеть и выделять существенное в том, чего не замечают другие, эффективно и с наименьшими затратами идти к реализации поставленной цели, находить простые решения сложных проблем.

         Менеджеру необходим дар предвидения, позволяющий  чувствовать новое, точно прогнозировать наиболее характерные тенденции развития деловой ситуации. Способность к риску - один из главных критериев в оценке профессиональной пригодности менеджера. Причем имеется в виду умение находить необходимые решения в условиях большой степени риска. Он должен не бояться рисковать, не утрачивая при этом реализма и при необходимости открыто признавая допущенные ошибки. Чтобы быть признанным лидером в коллективе, менеджер должен проявлять стремление к сотрудничеству, коммуникабельности (навыки социального взаимодействия), сочувствие и уважение к своим подчиненным, желание и готовность прийти к ним на помощь. Вместе с тем он должен быть способен к принятию подчас жестких, непопулярных, но оправданных по ситуации решений.

         Менеджер  не может рассчитывать на успех в  своей профессиональной деятельности, если ему не присуща уверенность в себе, т. е. обоснованная вера в свои способности выполнить стоящие перед ним задачи. Уверенный в себе менеджер опирается на самоконтроль и критически относится к своей личности, беспристрастно оценивая свои возможности и поведение, выявляет собственные недостатки и ошибки, анализирует их причины и принимает меры к их устранению. Не умеющий владеть собой человек характеризуется неуравновешенностью, вспыльчивостью, возбудимостью, склонностью к совершению импульсивных поступков, принятию необдуманных решений. Поэтому трудно переоценить значение самообладания, стрессоустойчивости для менеджера, от которого нередко в процессе работы требуется быстро перестраиваться в новой обстановке, переносить регулярные эмоциональные нагрузки и при этом сохранять хладнокровие, не показывать сотрудникам раздражения.

         Авторитет менеджера среди подчиненных  во многом основан на том, насколько  он сам способен руководствоваться  в своей деятельности чувством профессионального  долга и ответственности, следовать сказанному им слову и выполнять обещания. Едва ли не нормой профессиональной деятельности менеджера является необходимость в преодолении тех или иных препятствий, возникающих по ходу решаемых им задач. Чтобы справиться с ними, менеджер должен обладать необходимым волевым потенциалом, быть целеустремленным и готовым постоянно прилагать требуемые от него усилия.

         Чувство юмора помогает менеджеру оказывать  положительное влияние на психологический  климат в группе, улучшать производственные отношения. Внешняя привлекательность (опрятность, элегантность), хорошие манеры, воспитанность, четкая, ясная, живая речь укрепляют его авторитет и позиции лидера. В последнее время заметно возрос интерес к нравственной сфере личности менеджера, его моральной надежности. И все чаще высказывается мнение, что в психологическом портрете современного менеджера должны быть представлены такие черты, как чувство собственного достоинства, честность и порядочность.

         Капиталовложения  в подготовку менеджеров постоянно  увеличива¬ются, оправдывая на практике свою эффективность. Сложившаяся на Западе профессиональная подготовка менеджеров осуществляется в специальных государственных и частных школах, фирмах, но главным образом в школах бизнеса, которые входят в университетскую систему. Эти же школы организуют курсы повышения квалификации управленческого персонала. Школы имеют оригинальные программы подготовки и переподготовки, ориентированные на различные направления социотехнического менеджмента. В Японии в подготовке менеджеров приоритет отдается компаниям, разрабатывающим собственные программы подготовки, а университеты выполняют общеобразовательную функцию.

         На  современном этапе отчетливо  просматриваются характерные тенденции  в преподавании менеджмента. Если раньше преимущественно учили искусству управления, то сейчас - науке. Несмотря на специфику подходов к обучению в школах бизнеса, общей для них чертой становится перенос акцента на человека. Объем подготовки по психологическим дисциплинам в учебных программах доходит до 40-60%. Это обстоятельство находит отражение и в "философии" менеджмента. Так, концепция известной американской корпорации IBM основана на "трёх столпах веры": уважение к личности, внимание к клиенту, высокое качество работы.

         Кандидат  на получение сертификата менеджера  в американских школах бизнеса должен продемонстрировать свою компетентность в следующих тематических областях:

         • понимание природы управленческих процессов, знание основных организационных структур, функциональных обязанностей и стиля работы менеджера;

         • четкое представление об ответственности менеджера, распределение ответственности по уровням управления;

         • способы повышения эффективности управления;

         • знание информационной технологии и средств коммуникации, необходимое для управления персоналом, умение письменно и устно выра¬жать свои мысли;

         • компетентность в управлении людьми, отборе и подготовке специалистов, способность к лидерству и нормализации рабочих и личных взаимоотношений среди подчиненных;

         • знание особенностей взаимоотношений между фирмой и клиентами;

         • способность кандидата управлять ресурсами;

         • способность планировать и прогнозировать деятельность фирмы с использованием средств вычислительной техники;

         • способность к самоконтролю и самооценке собственной деятельности, умение делать правильные выводы и повышать квалификацию, исходя из настоящих требований и ожидаемых изменений в будущем.

         В целом психологическая подготовка менеджеров в США осуществляется в условиях лекционного обучения, практических занятий и самоподготовки. Основная тематическая направленность - это изучение проблем человеческого поведения в организациях и способов их эффективного решения. Сюда входит изучение основных концепций в области организационного поведения, структур малых групп, мотивирования персонала, разрешения конфликтов, оценки межличностных отношений и принятия решений, стиля руководства и др. Широко используются активные методы обучения: социально психологический тренинг, деловые и ролевые игры, разбор ситуаций, моделирование профессиональной деятельности. Психологическая подготовка представлена на всех уровнях подготовки и переподготовки менеджеров. При этом психологическим вопросам на низшем и среднем уровнях управления уделяется значительно больше внимания, чем на курсах для высшего управленческого персонала. В профессиональной подготовке последних больше внимания уделяется стратегическому планированию развития фирмы и маркетингу. 
     
     
     
     
     
     
     
     

    2.Стили  руководства и  лидерства

         В современной литературе существует множество различных теорий руководства. Самой известной из них, пожалуй, является теория X-Y руководства Д. МакГрегора.

         Теория  Х

         1. Каждый нормальный человек не  имеет желания трудиться и  стремится уклоняться от работы, насколько это возможно.

         2. В силу того, что люди не расположены к труду, их следует принуждать, контролировать, руководить ими и угрожать наказанием, если они не предпринимают достаточных усилий для того, чтобы достичь поставленных организацией целей.

         3. Каждый нормальный человек предпочитает, чтобы им управляли, он стремится избежать, ответственности и относительно нечестолюбив.

         Теория  Y

         1. Склонность к творчеству, богатое воображение, изобретательность и созидательность при решении организационных проблем часто встречаются у нормальных людей.

Информация о работе Стиль руководства и лидерства