Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:23, реферат
Лидерство как явление впервые стало изучаться в научной школе известного психолога Курта Левина, которая занималась изучением влияния группы на индивидуальное поведение человека. Эти исследования показали, что группа зачастую оказывает значительное управляющее воздействие на её членов, а становление и развитие группы проходит через человека, через которого выражаются интересы данной группы и на которого ориентируются другие её члены. Таких людей в любых формах организаций принято называть лидерами.
Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. (материалы сайта ru.wikipedia.org).
На основе данного определения, можно сделать следующий вывод: лидерство - специфический вид отношений управления, в основе которых лежит признание особого статуса лидера, его личных качеств, квалификации или должности. Различают:
- формальное лидерство - процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;
- неформальное лидерство - процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.
1. Введение
2. Важные качества лидера (руководителя)
3. Стили руководства и лидерства
4. Заключение
5. Список используемой литературы
Федеральное
государственное бюджетное
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Факультет «Международный институт государственной службы и управления» (МИГСУ)
РЕФЕРАТ
По
дисциплине «Теория
управления»
на тему:
«Стиль руководства
и лидерства»
Выполнил: |
Каратыгин. М.Д. |
Научный руководитель: |
|
Москва 2011 год
План
Введение
Лидерство как явление впервые стало изучаться в научной школе известного психолога Курта Левина, которая занималась изучением влияния группы на индивидуальное поведение человека. Эти исследования показали, что группа зачастую оказывает значительное управляющее воздействие на её членов, а становление и развитие группы проходит через человека, через которого выражаются интересы данной группы и на которого ориентируются другие её члены. Таких людей в любых формах организаций принято называть лидерами.
Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. (материалы сайта ru.wikipedia.org).
На основе данного определения, можно сделать следующий вывод: лидерство - специфический вид отношений управления, в основе которых лежит признание особого статуса лидера, его личных качеств, квалификации или должности. Различают:
- формальное лидерство - процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;
-
неформальное лидерство - процесс влияния
на людей при помощи своих способностей,
умения или других ресурсов.
1. Важные качества лидера (руководителя)
Руководитель – специалист по управлению, планированию, осуществляет контроль, определяет технологии управленческого цикла. В его обязанности входит определение цели и средства её достижения, установление приоритетов для различных видов задач предприятия и прогнозирование возможных последствий их решений. Он отвечает за разработку стратегии развития организации, анализ и прогноз динамики ситуации как на самом предприятии, так и за его пределами. Он должен предвидеть события, проявлять гибкость в планировании. Одна из главных задач менеджера заключается в эффективной организации работы его подчиненных. Искусство руководителя проявляется не только в координировании, налаживании коммуникаций и направлении работы подчиненных, но и в умении делегировать им полномочия и ответственность, предоставлять право высказывать и отстаивать собственное мнение, сохраняя за собой функцию контроля. До 80% проблем, возникающих перед менеджером, связано с человеческим фактором. Работая в коллективе, он должен постоянно выполнять функции информирования, мотивирования, воспитания и контроля.
Рассмотрим наиболее важные личные качества руководителя, служащие основой для успешной реализации профессиональных функций.
Он должен уметь мыслить стратегически, владеть навыками интуитивного мышления, принимая быстрые и правильные решения в условиях неполной информации. Добиться этого невозможно, не имея широкого кругозора, прочных профессиональных знаний, без понимания роли самообучения и естественного (без принуждения) обращения к нему. Важны также способности быстро перерабатывать поступающую информацию, видеть и выделять существенное в том, чего не замечают другие, эффективно и с наименьшими затратами идти к реализации поставленной цели, находить простые решения сложных проблем.
Менеджеру необходим дар предвидения, позволяющий чувствовать новое, точно прогнозировать наиболее характерные тенденции развития деловой ситуации. Способность к риску - один из главных критериев в оценке профессиональной пригодности менеджера. Причем имеется в виду умение находить необходимые решения в условиях большой степени риска. Он должен не бояться рисковать, не утрачивая при этом реализма и при необходимости открыто признавая допущенные ошибки. Чтобы быть признанным лидером в коллективе, менеджер должен проявлять стремление к сотрудничеству, коммуникабельности (навыки социального взаимодействия), сочувствие и уважение к своим подчиненным, желание и готовность прийти к ним на помощь. Вместе с тем он должен быть способен к принятию подчас жестких, непопулярных, но оправданных по ситуации решений.
Менеджер не может рассчитывать на успех в своей профессиональной деятельности, если ему не присуща уверенность в себе, т. е. обоснованная вера в свои способности выполнить стоящие перед ним задачи. Уверенный в себе менеджер опирается на самоконтроль и критически относится к своей личности, беспристрастно оценивая свои возможности и поведение, выявляет собственные недостатки и ошибки, анализирует их причины и принимает меры к их устранению. Не умеющий владеть собой человек характеризуется неуравновешенностью, вспыльчивостью, возбудимостью, склонностью к совершению импульсивных поступков, принятию необдуманных решений. Поэтому трудно переоценить значение самообладания, стрессоустойчивости для менеджера, от которого нередко в процессе работы требуется быстро перестраиваться в новой обстановке, переносить регулярные эмоциональные нагрузки и при этом сохранять хладнокровие, не показывать сотрудникам раздражения.
Авторитет менеджера среди подчиненных во многом основан на том, насколько он сам способен руководствоваться в своей деятельности чувством профессионального долга и ответственности, следовать сказанному им слову и выполнять обещания. Едва ли не нормой профессиональной деятельности менеджера является необходимость в преодолении тех или иных препятствий, возникающих по ходу решаемых им задач. Чтобы справиться с ними, менеджер должен обладать необходимым волевым потенциалом, быть целеустремленным и готовым постоянно прилагать требуемые от него усилия.
Чувство юмора помогает менеджеру оказывать положительное влияние на психологический климат в группе, улучшать производственные отношения. Внешняя привлекательность (опрятность, элегантность), хорошие манеры, воспитанность, четкая, ясная, живая речь укрепляют его авторитет и позиции лидера. В последнее время заметно возрос интерес к нравственной сфере личности менеджера, его моральной надежности. И все чаще высказывается мнение, что в психологическом портрете современного менеджера должны быть представлены такие черты, как чувство собственного достоинства, честность и порядочность.
Капиталовложения в подготовку менеджеров постоянно увеличива¬ются, оправдывая на практике свою эффективность. Сложившаяся на Западе профессиональная подготовка менеджеров осуществляется в специальных государственных и частных школах, фирмах, но главным образом в школах бизнеса, которые входят в университетскую систему. Эти же школы организуют курсы повышения квалификации управленческого персонала. Школы имеют оригинальные программы подготовки и переподготовки, ориентированные на различные направления социотехнического менеджмента. В Японии в подготовке менеджеров приоритет отдается компаниям, разрабатывающим собственные программы подготовки, а университеты выполняют общеобразовательную функцию.
На
современном этапе отчетливо
просматриваются характерные
Кандидат
на получение сертификата
• понимание природы управленческих процессов, знание основных организационных структур, функциональных обязанностей и стиля работы менеджера;
• четкое представление об ответственности менеджера, распределение ответственности по уровням управления;
• способы повышения эффективности управления;
• знание информационной технологии и средств коммуникации, необходимое для управления персоналом, умение письменно и устно выра¬жать свои мысли;
• компетентность в управлении людьми, отборе и подготовке специалистов, способность к лидерству и нормализации рабочих и личных взаимоотношений среди подчиненных;
• знание особенностей взаимоотношений между фирмой и клиентами;
• способность кандидата управлять ресурсами;
• способность планировать и прогнозировать деятельность фирмы с использованием средств вычислительной техники;
• способность к самоконтролю и самооценке собственной деятельности, умение делать правильные выводы и повышать квалификацию, исходя из настоящих требований и ожидаемых изменений в будущем.
В
целом психологическая
2.Стили руководства и лидерства
В современной литературе существует множество различных теорий руководства. Самой известной из них, пожалуй, является теория X-Y руководства Д. МакГрегора.
Теория Х
1.
Каждый нормальный человек не
имеет желания трудиться и
стремится уклоняться от
2. В силу того, что люди не расположены к труду, их следует принуждать, контролировать, руководить ими и угрожать наказанием, если они не предпринимают достаточных усилий для того, чтобы достичь поставленных организацией целей.
3.
Каждый нормальный человек
Теория Y
1. Склонность к творчеству, богатое воображение, изобретательность и созидательность при решении организационных проблем часто встречаются у нормальных людей.