Стадия формирования коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 20:23, реферат

Описание работы

Коллектив (от латинского – collectivus — собирательный) — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации. По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы.

Работа содержит 1 файл

Коллектив.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

Эстетическая  подготовка необходима для того, чтобы  ввести детей в большой мир  искусства, сделать его действенным  средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного  совершенства.

Целью данной работы является: изучение вопросов эстетического воспитания.  
 

Задачи:

1. Рассмотреть  сущность эстетического воспитания

2. Определить  место эстетического воспитания  в системе образования

3. Изучить  вопрос развития художественно  вкуса средствами эстетического  воспитания

4. Изучить методы и принципы эстетического воспитания

1. Сущность  эстетического воспитания. Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика – все это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит?

В широком  смысле под эстетическим воспитанием  понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями о их характере и назначении . В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

Эстетическое  воспитание гармонизирует и развивает  все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.

Весьма  заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности. Исследователи отмечают, что формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпо¬хи, пониманию ее единства и стилистического родства, что по мнению польского ученого И. Война, является необходимой предпосылкой ее теоретического познания. 
Вместе с тем, отдавая дань эстетическому воспитанию как специфическому способу развития «интеллектуальной ориента¬ции», нельзя абсолютизировать гносеологический подход, что на практике может выразиться в сугубо просветительском понимании сущности и задач эстетического воспитания, к сведению последне¬го к художественному образованию, обучению. Научить индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности — это важное, но отнюдь не исчерпывающее всего комплекса задач в качестве специфической стороны любого вида творческой дея¬тельности, поскольку именно развитие творческих способностей личности и следует считать в качестве главной задачи эстетичес¬кого воспитания. 
Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищни¬це мировой культуры и искусства — все это лишь необходимое усло¬вие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индиви¬дуальности, действующей по законам красоты. 
Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной рабо¬ты, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстети¬ческого воспитания :  
- эстетическое образование, закладывающее те¬оретические и ценностные основы эстетической культуры личности; 
- художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее худо¬жественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценно¬стных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и само¬воспитание, ориентированные на самосовершенствование личности; 
- воспитание творческих потребностей и способностей. Среди послед¬них особую значимость имеют так называемые конструктивные спо¬собности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереоти¬пов и др. 
Формирование в начальный период воспитания навыки, знания, эмоционально-смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в последующем свое углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической культуры личности. В школьные годы этот процесс находит выражение в овладении сенсорно-чувственными приемами постижения художественных и эстетических явлений, то есть приобретения умений, навыков воспитания и оценки, в обогащении эмоциональных реакций. Идет накопление знаний о художественных и эстетических явлениях, овладение ценностными ориентирами, развитие личностных мотивов общения с эстетическими и художественными объектами, формируется эмоционально психологические установки, оценочно-вкусовые представления, осваиваются многообразные способы образно-эмоционального мышления в художественной и эстетической сферах. 
В современной школе при декларировании формирования гармонически развитой личности в качестве цели обучения и воспитания наблюдается между тем уклон в специализацию: создаются классы физико-математического профиля, с углубленным изучением иностранных языков и т. п., нацеленные в основном на развитие только соответствующих специальных способностей. В этих условиях значимость изучения учащимися предметов эстетического цикла возрастает. Психолого-педагогические исследования подтверждают это. 
Оценивая роль эстетического воспитания, в целом, можно утверждать, что оно способствует формированию творческого потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности. 
В последующие возрастные этапы духовное и предметно-практическое освоение системы культурных ценностей, непосредственное участие в их создании продолжается. Отмечена прямая зависимость быстроты овладения специальностью, мастерством от культурно-эстетического уровня молодых рабочих, специалистов самых разных профилей. Практически разрушена сеть культурно-просветительских учреждений, в плачевном состоянии находится большинство библиотек, музеев, парков, киностудий и др. Нужно многое делать в этом отношении. Во многом, первые шаги, которые предстоит сделать работникам культурных учреждений, зависят от них самих, от их эстетической и художественной культуры. 
Эстетическая и художественная культура — важнейшие составля¬ющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направлен¬ность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отно¬шений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетиче¬скому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло ре¬ализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире « второй природы », то есть культуры. 
Эстетические чувства пробуждают нравственные и интеллек¬туальные стремления в человеке. Известно, например, какую роль играет эстетическая мотивация в творческой деятельности выдаю¬щихся представителей самых разных профессий — ученых, инже¬неров, конструкторов и др. А. Эйнштейн, в частности, признавался, что эстетическое начало в его научном творчестве имело ничуть не меньшую значимость, чем логическое. Совершенно оправданным в этой связи выглядит утверждение, что открытие теории относи¬тельности явилось результатом работы не только интеллекта учено¬го, но и его эстетического чувства. 
Оплодотворенность огромного мира культурных ценностей эсте¬тическим чувством их известных и безымянных создателей неоспори¬ма. Без этого характер и особенности практического взаимодействия человека с миром были бы принципиально иными, был бы иной резуль¬тат этого взаимодействия. Не случайно, с древнейших времен человече¬ской истории формируется понимание особой значимости творчества по законам красоты, личности творца и эстетического идеала.  
С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по зако¬нам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявле¬ния творческой энергии и инициативы людей, наглядно представ¬ленные в разнообразных достижениях мировой культуры. Как отме¬чает П. Лафарг, «до настоящего времени мы находим неопровержи¬мые доказательства артистического вкуса у ремесленников в храмах, кафедрах, мебели, памятниках, изделиях золотых дел ма¬стеров, во всех тех произведениях, которые будят удивление у со¬временных художников и носят на себе печать самобытности и ори¬гинальности, даже в самых мелких деталях». Значение эстетического и худо¬жественного развития личности как важнейшего рычага обществен¬ного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующие от чело¬века повышенной творческой активности, напряжения всех его ду¬ховных сил. Именно такой период переживает ныне наша страна. Запас прочности при осуществлении реформ не в последнюю оче¬редь определяется эстетическим потенциалом общества и живущих поколений. Именно данное обстоятельство чрезвычайно актуализи¬рует проблему формирования эстетической и художественной культуры личности, создания для этого благоприятных условий. Важно оказывать эффективное противодействие обозначившейся тенденции вытеснения эстетической среды на второй план, на пери¬ферию осознаваемых задач. Это чревато весьма опасными последст¬виями — культурным оскудением жизни общества и духовным оди¬чанием составляющих его индивидов. Никакие приобретения чисто материального порядка, на которых склонны сосредоточивать свое внимание нынешние реформаторы, естественно, не стоят такой це¬ны. Более того, можно утверждать, что без существенного задейст¬вования эстетического фактора в осуществляемых преобразовани¬ях, их социальная, человеческая эффективность будет ничтожно мала. Необходимо уже сегодня возникающие в нашей жизни «нов¬шества» подвергать в этой связи беспристрастной нравственно-эс¬тетической экспертизе. На понятийном уровне эстетическая куль¬тура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. Своеобразный качественно-количественный сплав этих составляющих в духовной структуре личности выражает меру освоения ею эстетической куль¬туры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи. Становление и развитие эстетической культуры личности — процесс поэтапный, протекающий под воздействи¬ем демографических, социальных и социально-психологических и др. факторов. В нем задействованы механизмы как стихийного, так и сознательного (целенаправленного) характера, определяемые в це¬лом средой общения и условиями деятельности индивидов, их эсте¬тическими параметрами. В случае целенаправленного воздействия на личность, при соблюдении всех других условий и факторов орга¬низации и содержательного наполнения эстетического воспитания, в принципе, осуществимо приближение к высокой степени сформи¬рованное всех составляющих эстетическую культуру личности элементов. 
 
2. Эстетическое воспитание в системе образования 
В общеобразовательных дошкольных учреждениях, школах, профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях эстетическое воспитание является частью учебно-воспитательного процесса, ведется в связи с изучением всех учебных предметов, в течение всего времени обучения.  
Все программы, по которым в настоящее время осуществляется учебно-воспитательная деятельность в дошкольных учреждениях большую роль отводят эстетическому развитию своих воспитанников. Важную роль в эстетическом воспитании детей в школе играет литература, в общеобразовательных школах также эстетическое воспитание проводится на уроках изобразительного искусства (1-й — 6-й классы), пения и музыки (1-й — 7-й классы), во внеучебное время. Углубленному изучению художественной литературы и искусства содействуют факультативные курсы. Большую работу по развитию творческих способностей и дарований в области литературы, музыки, пения, хореографии, театра, изобразительного, декоративно-прикладного искусства и другие ведут детские внешкольные учреждения. Проблемы эстетического воспитания детей разрабатываются научно-исследовательскими педагогическими институтами . 
Формирование эсте¬тической культуры — это процесс целенаправленного развития спо¬собности личности к полноценному восприятию и правильному пони¬манию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусмат¬ривает выработку системы художественных представлений, взгля¬дов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бо¬роться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве. 
Особую роль в воспитательном процессе имеет обоснованный Б.Т.Лихачевым принцип эстетизации детской жизни. Формирова¬ние у воспитанников эстетического отношения к действительно¬сти позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту обществен¬ных эстетических идеалов. Предметы естественно-математического цикла помогают раскрыть перед детьми красоту природы, воспи¬тать стремление охранять и сохранять ее. Предметы гуманитарного цикла показывают эстетическую картину человеческих отношений. Художественно-эстетический цикл вводит детей в волшебный мир искусства. Предметы утилитарно-практического цикла позволяют проникнуть в тайны красоты труда, человеческого тела, обучают навыкам создания, сохранения и развития этой красоты. Педагогу на уроках важно утвердить красоту умственного труда, деловых отношений, познания, взаимопомощи, совместной деятельности. Большие возможности эстетизации жизни открываются перед школьниками в работе общественных организаций, в художествен¬ной самодеятельности; в организации производительного и об¬щественно полезного труда, в формировании повседневных от¬ношений и поведения. Немало эстетических впечатлений может дать и дает деятель¬ность учения. В математике, например, нередко говорят: «Краси¬вое, изящное решение или доказательство», понимая под этим их простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гар¬мония . 
Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаи¬моотношениях между учащимися и учителями, между воспитан¬никами, между старшими и младшими школьниками. Примитив¬ные, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка, оставляют след на всю жизнь. И наоборот, тонкие, дифференцированные отношения педа¬гогов к учащимся, справедливая требовательность делают уклад дет¬ской жизни школой воспитания в духе высокой эстетики и морали. 
 
3. Развитие художественно вкуса средствами эстетического воспитания 
Эстетическое сознание в единстве с эстетическим чувством рождает художественно-эстетический вкус, способность человека оценивать произведения, предметы, явления, ситуации действительности и искусства с позиций художественно-эстетического идеала. 
Художественно-эстетический вкус – это тонкое и сложное умение увидеть, почувствовать, понять подлинно прекрасное или безобразное, трагическое или комическое и верно оценить его. На этой основе развивается способность эстетического суждения – доказательной, аргументированной, обоснованной идейно-эмоциональной оценки эстетических явлений общественной жизни, искусства, природы. Учителю необходимо владеть умением красиво писать, выразительно и эмоционально читать стихи и рассказы, иметь навыки музыкального и изобразительного искусства. 
Подготовка учителя и его компетентность в различных видах искусства не только создают условия для переживания детьми внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбуждают потребность в приобщении к искусству. 
Известный композитор Д.Б. Кабалевский выдвинул идею о том, чтобы уроки музыки посвящались практическому изучению музыкальных произведений, глубокому ознакомлению детей с отражением в музыкальных произведениях явлений жизни, нравственности людей. 
Художник Б.М. Неменский разработал программу по рисованию, которая вместо традиционного обучения детей рисованию отдельных предметов предусматривает побуждение их к творческому отражению окружающей жизни средствами изобразительного искусства. Это существенно улучшает художественно – эстетическое развитие детей, понимание ими тесной связи искусства с человеческой жизненной практикой.  
Изобразительное искусство развивает художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Дети учатся изобразительной грамоте, формируется умение пользоваться выразительными средствами рисунка, живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства. 
Ведущая функция художественно-эстетического сознания заключается в раскрытии мира реально существующей красоты: эстетической сущности искусства, общественной жизни, деятельности, идеалов, отношений, труда и природы. Любовь к Родине невозможна без понимания и чувствования ее красоты. Трудового творчества, любви к труду не бывает без переживания чувства прекрасного. Самоотверженная борьба за убеждения немыслима без непоколебимой веры в их чистоту и направленность на достижение пре5расной жизни. 
Художественно – эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности. 
Художественное образование – процесс освоения детьми совокупности искусствоведческих знаний, умений, навыков, формирования у них мировоззренческих установок отношения к искусству и художественному творчеству. 
Художественно-творческое развитие есть целенаправленное формирование способностей и дарований детей в различных областях искусства. Только целенаправленное вовлечение детей в разнообразную творческую художественную деятельность способно оптимально развить их природные силы, обеспечить глубокое понимание эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства и красоты действительности. 
Художественно - эстетическое воспитание детей осуществляется путем разрешения объективных противоречий и субъективных несоответствий. Основное противоречие обусловлено тем, что природа с рождения закладывает в ребенка задатки и возможности постижения красоты, эстетического отношения к действительности и искусству. Вместе с тем эти задатки и возможности в полной мере могут быть реализованы только в условиях целенаправленного, организованного художественно-эстетического воспитания и образования.

Информация о работе Стадия формирования коллектива