Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 20:23, реферат
Коллектив (от латинского – collectivus — собирательный) — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации. По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы.
Эстетическая подготовка необходима для того, чтобы ввести детей в большой мир искусства, сделать его действенным средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства.
Целью
данной работы является: изучение вопросов
эстетического воспитания.
Задачи:
1. Рассмотреть
сущность эстетического
2. Определить
место эстетического
3. Изучить
вопрос развития художественно
вкуса средствами
4. Изучить методы и принципы эстетического воспитания
1. Сущность эстетического воспитания. Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика – все это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит?
В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями о их характере и назначении . В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.
Весьма
заметна роль эстетического воспитания
в развитии познавательной способности
личности. Исследователи отмечают, что
формируя «эстетическое мышление», воспитание
способствует целостному охвату на индивидуальном
уровне особенностей культуры данной
эпо¬хи, пониманию ее единства и стилистического
родства, что по мнению польского ученого
И. Война, является необходимой предпосылкой
ее теоретического познания.
Вместе с тем, отдавая дань эстетическому
воспитанию как специфическому способу
развития «интеллектуальной ориента¬ции»,
нельзя абсолютизировать гносеологический
подход, что на практике может выразиться
в сугубо просветительском понимании
сущности и задач эстетического воспитания,
к сведению последне¬го к художественному
образованию, обучению. Научить индивида
воспринимать уже готовые продукты эстетической
деятельности — это важное, но отнюдь
не исчерпывающее всего комплекса задач
в качестве специфической стороны любого
вида творческой дея¬тельности, поскольку
именно развитие творческих способностей
личности и следует считать в качестве
главной задачи эстетичес¬кого воспитания.
Эстетическое образование, приобщение
людей к сокровищни¬це мировой культуры
и искусства — все это лишь необходимое
усло¬вие для достижения главной цели
эстетического воспитания — формирования
целостной личности, творчески развитой
индиви¬дуальности, действующей по законам
красоты.
Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной
рабо¬ты, обычно выделяют следующие структурные
компоненты эстети¬ческого воспитания
:
- эстетическое образование, закладывающее
те¬оретические и ценностные основы эстетической
культуры личности;
- художественное воспитание в его образовательно-теоретическом
и художественно-практическом выражении,
формирующее худо¬жественную культуру
личности в единстве навыков, знаний, ценно¬стных
ориентации, вкусов; эстетическое самообразование
и само¬воспитание, ориентированные на
самосовершенствование личности;
- воспитание творческих потребностей
и способностей. Среди послед¬них особую
значимость имеют так называемые конструктивные
спо¬собности: индивидуальная экспрессия,
интуитивное мышление, творческое воображение,
видение проблем, преодоление стереоти¬пов
и др.
Формирование в начальный период воспитания
навыки, знания, эмоционально-смысловые
ориентации, оставаясь исходной базой,
получают в последующем свое углубление
и обогащение, перерастая в систему эстетической
культуры личности. В школьные годы этот
процесс находит выражение в овладении
сенсорно-чувственными приемами постижения
художественных и эстетических явлений,
то есть приобретения умений, навыков
воспитания и оценки, в обогащении эмоциональных
реакций. Идет накопление знаний о художественных
и эстетических явлениях, овладение ценностными
ориентирами, развитие личностных мотивов
общения с эстетическими и художественными
объектами, формируется эмоционально
психологические установки, оценочно-вкусовые
представления, осваиваются многообразные
способы образно-эмоционального мышления
в художественной и эстетической сферах.
В современной школе при декларировании
формирования гармонически развитой личности
в качестве цели обучения и воспитания
наблюдается между тем уклон в специализацию:
создаются классы физико-математического
профиля, с углубленным изучением иностранных
языков и т. п., нацеленные в основном на
развитие только соответствующих специальных
способностей. В этих условиях значимость
изучения учащимися предметов эстетического
цикла возрастает. Психолого-педагогические
исследования подтверждают это.
Оценивая роль эстетического воспитания,
в целом, можно утверждать, что оно способствует
формированию творческого потенциала,
оказывая разнообразное положительное
влияние на развитие различных свойств,
входящих в творческий комплекс личности.
В последующие возрастные этапы духовное
и предметно-практическое освоение системы
культурных ценностей, непосредственное
участие в их создании продолжается. Отмечена
прямая зависимость быстроты овладения
специальностью, мастерством от культурно-эстетического
уровня молодых рабочих, специалистов
самых разных профилей. Практически разрушена
сеть культурно-просветительских учреждений,
в плачевном состоянии находится большинство
библиотек, музеев, парков, киностудий
и др. Нужно многое делать в этом отношении.
Во многом, первые шаги, которые предстоит
сделать работникам культурных учреждений,
зависят от них самих, от их эстетической
и художественной культуры.
Эстетическая и художественная культура
— важнейшие составля¬ющие духовного
облика личности. От их наличия и степени
развития в человеке зависит его интеллигентность,
творческая направлен¬ность устремлений
и деятельности, особая одухотворенность
отно¬шений к миру и другим людям. Без
развитой способности к эстетиче¬скому
чувствованию, переживанию человечество
вряд ли смогло ре¬ализовать себя в столь
разносторонне богатом и прекрасном мире
« второй природы », то есть культуры.
Эстетические чувства пробуждают нравственные
и интеллек¬туальные стремления в человеке.
Известно, например, какую роль играет
эстетическая мотивация в творческой
деятельности выдаю¬щихся представителей
самых разных профессий — ученых, инже¬неров,
конструкторов и др. А. Эйнштейн, в частности,
признавался, что эстетическое начало
в его научном творчестве имело ничуть
не меньшую значимость, чем логическое.
Совершенно оправданным в этой связи выглядит
утверждение, что открытие теории относи¬тельности
явилось результатом работы не только
интеллекта учено¬го, но и его эстетического
чувства.
Оплодотворенность огромного мира культурных
ценностей эсте¬тическим чувством их
известных и безымянных создателей неоспори¬ма.
Без этого характер и особенности практического
взаимодействия человека с миром были
бы принципиально иными, был бы иной резуль¬тат
этого взаимодействия. Не случайно, с древнейших
времен человече¬ской истории формируется
понимание особой значимости творчества
по законам красоты, личности творца и
эстетического идеала.
С уровнем эстетического развития личности
и общества, со способностью человека
откликаться на красоту и творить по зако¬нам
красоты закономерно связывают прогресс
человечества во всех сферах жизнедеятельности,
самые результативные проявле¬ния творческой
энергии и инициативы людей, наглядно
представ¬ленные в разнообразных достижениях
мировой культуры. Как отме¬чает П. Лафарг,
«до настоящего времени мы находим неопровержи¬мые
доказательства артистического вкуса
у ремесленников в храмах, кафедрах, мебели,
памятниках, изделиях золотых дел ма¬стеров,
во всех тех произведениях, которые будят
удивление у со¬временных художников
и носят на себе печать самобытности и
ори¬гинальности, даже в самых мелких
деталях». Значение эстетического и худо¬жественного
развития личности как важнейшего рычага
обществен¬ного прогресса возрастает
в переходные эпохи, требующие от чело¬века
повышенной творческой активности, напряжения
всех его ду¬ховных сил. Именно такой период
переживает ныне наша страна. Запас прочности
при осуществлении реформ не в последнюю
оче¬редь определяется эстетическим потенциалом
общества и живущих поколений. Именно
данное обстоятельство чрезвычайно актуализи¬рует
проблему формирования эстетической и
художественной культуры личности, создания
для этого благоприятных условий. Важно
оказывать эффективное противодействие
обозначившейся тенденции вытеснения
эстетической среды на второй план, на
пери¬ферию осознаваемых задач. Это чревато
весьма опасными последст¬виями — культурным
оскудением жизни общества и духовным
оди¬чанием составляющих его индивидов.
Никакие приобретения чисто материального
порядка, на которых склонны сосредоточивать
свое внимание нынешние реформаторы, естественно,
не стоят такой це¬ны. Более того, можно
утверждать, что без существенного задейст¬вования
эстетического фактора в осуществляемых
преобразовани¬ях, их социальная, человеческая
эффективность будет ничтожно мала. Необходимо
уже сегодня возникающие в нашей жизни
«нов¬шества» подвергать в этой связи
беспристрастной нравственно-эс¬тетической
экспертизе. На понятийном уровне эстетическая
куль¬тура личности означает единство
эстетических знаний, убеждений, чувств,
навыков и норм деятельности и поведения.
Своеобразный качественно-количественный
сплав этих составляющих в духовной структуре
личности выражает меру освоения ею эстетической
куль¬туры общества, одновременно определяя
также и меру возможной творческой самоотдачи.
Становление и развитие эстетической
культуры личности — процесс поэтапный,
протекающий под воздействи¬ем демографических,
социальных и социально-психологических
и др. факторов. В нем задействованы механизмы
как стихийного, так и сознательного (целенаправленного)
характера, определяемые в це¬лом средой
общения и условиями деятельности индивидов,
их эсте¬тическими параметрами. В случае
целенаправленного воздействия на личность,
при соблюдении всех других условий и
факторов орга¬низации и содержательного
наполнения эстетического воспитания,
в принципе, осуществимо приближение к
высокой степени сформи¬рованное всех
составляющих эстетическую культуру личности
элементов.
2. Эстетическое воспитание в системе образования
В общеобразовательных дошкольных учреждениях,
школах, профессионально-технических
училищах и средних специальных учебных
заведениях эстетическое воспитание является
частью учебно-воспитательного процесса,
ведется в связи с изучением всех учебных
предметов, в течение всего времени обучения.
Все программы, по которым в настоящее
время осуществляется учебно-воспитательная
деятельность в дошкольных учреждениях
большую роль отводят эстетическому развитию
своих воспитанников. Важную роль в эстетическом
воспитании детей в школе играет литература,
в общеобразовательных школах также эстетическое
воспитание проводится на уроках изобразительного
искусства (1-й — 6-й классы), пения и музыки
(1-й — 7-й классы), во внеучебное время.
Углубленному изучению художественной
литературы и искусства содействуют факультативные
курсы. Большую работу по развитию творческих
способностей и дарований в области литературы,
музыки, пения, хореографии, театра, изобразительного,
декоративно-прикладного искусства и
другие ведут детские внешкольные учреждения.
Проблемы эстетического воспитания детей
разрабатываются научно-исследовательскими
педагогическими институтами .
Формирование эсте¬тической культуры
— это процесс целенаправленного развития
спо¬собности личности к полноценному
восприятию и правильному пони¬манию
прекрасного в искусстве и действительности.
Он предусмат¬ривает выработку системы
художественных представлений, взгля¬дов
и убеждений, воспитание эстетической
чуткости и вкуса. Одновременно с этим
у школьников воспитывается стремление
и умение вносить элементы прекрасного
во все стороны бытия, бо¬роться против
всего уродливого, безобразного, низменного,
а также готовность к посильному проявлению
себя в искусстве.
Особую роль в воспитательном процессе
имеет обоснованный Б.Т.Лихачевым принцип
эстетизации детской жизни. Формирова¬ние
у воспитанников эстетического отношения
к действительно¬сти позволяет развить
у них высокий художественно-эстетический
вкус, дать им возможность познать подлинную
красоту обществен¬ных эстетических идеалов.
Предметы естественно-математического
цикла помогают раскрыть перед детьми
красоту природы, воспи¬тать стремление
охранять и сохранять ее. Предметы гуманитарного
цикла показывают эстетическую картину
человеческих отношений. Художественно-эстетический
цикл вводит детей в волшебный мир искусства.
Предметы утилитарно-практического цикла
позволяют проникнуть в тайны красоты
труда, человеческого тела, обучают навыкам
создания, сохранения и развития этой
красоты. Педагогу на уроках важно утвердить
красоту умственного труда, деловых отношений,
познания, взаимопомощи, совместной деятельности.
Большие возможности эстетизации жизни
открываются перед школьниками в работе
общественных организаций, в художествен¬ной
самодеятельности; в организации производительного
и об¬щественно полезного труда, в формировании
повседневных от¬ношений и поведения.
Немало эстетических впечатлений может
дать и дает деятель¬ность учения. В математике,
например, нередко говорят: «Краси¬вое,
изящное решение или доказательство»,
понимая под этим их простоту, в основе
которой лежит высшая целесообразность,
гар¬мония .
Есть своя эстетика в искренних, здоровых,
человечных взаи¬моотношениях между учащимися
и учителями, между воспитан¬никами, между
старшими и младшими школьниками. Примитив¬ные,
черствые, неискренние отношения между
людьми в семье и школе глубоко ранят личность
ребенка, оставляют след на всю жизнь.
И наоборот, тонкие, дифференцированные
отношения педа¬гогов к учащимся, справедливая
требовательность делают уклад дет¬ской
жизни школой воспитания в духе высокой
эстетики и морали.
3. Развитие художественно вкуса средствами
эстетического воспитания
Эстетическое сознание в единстве с эстетическим
чувством рождает художественно-эстетический
вкус, способность человека оценивать
произведения, предметы, явления, ситуации
действительности и искусства с позиций
художественно-эстетического идеала.
Художественно-эстетический вкус – это
тонкое и сложное умение увидеть, почувствовать,
понять подлинно прекрасное или безобразное,
трагическое или комическое и верно оценить
его. На этой основе развивается способность
эстетического суждения – доказательной,
аргументированной, обоснованной идейно-эмоциональной
оценки эстетических явлений общественной
жизни, искусства, природы. Учителю необходимо
владеть умением красиво писать, выразительно
и эмоционально читать стихи и рассказы,
иметь навыки музыкального и изобразительного
искусства.
Подготовка учителя и его компетентность
в различных видах искусства не только
создают условия для переживания детьми
внутренних противоречий между имеющимся
и необходимым уровнем их эстетического
развития, но и возбуждают потребность
в приобщении к искусству.
Известный композитор Д.Б. Кабалевский
выдвинул идею о том, чтобы уроки музыки
посвящались практическому изучению музыкальных
произведений, глубокому ознакомлению
детей с отражением в музыкальных произведениях
явлений жизни, нравственности людей.
Художник Б.М. Неменский разработал программу
по рисованию, которая вместо традиционного
обучения детей рисованию отдельных предметов
предусматривает побуждение их к творческому
отражению окружающей жизни средствами
изобразительного искусства. Это существенно
улучшает художественно – эстетическое
развитие детей, понимание ими тесной
связи искусства с человеческой жизненной
практикой.
Изобразительное искусство развивает
художественное мышление, творческое
воображение, зрительную память, пространственные
представления, изобразительные способности.
Дети учатся изобразительной грамоте,
формируется умение пользоваться выразительными
средствами рисунка, живописи, лепки, декоративно-прикладного
искусства.
Ведущая функция художественно-эстетического
сознания заключается в раскрытии мира
реально существующей красоты: эстетической
сущности искусства, общественной жизни,
деятельности, идеалов, отношений, труда
и природы. Любовь к Родине невозможна
без понимания и чувствования ее красоты.
Трудового творчества, любви к труду не
бывает без переживания чувства прекрасного.
Самоотверженная борьба за убеждения
немыслима без непоколебимой веры в их
чистоту и направленность на достижение
пре5расной жизни.
Художественно – эстетическое воспитание
– целенаправленный процесс формирования
у детей способности воспринимать, чувствовать,
переживать, любить, оценивать искусство,
наслаждаться им и создавать художественные
ценности.
Художественное образование – процесс
освоения детьми совокупности искусствоведческих
знаний, умений, навыков, формирования
у них мировоззренческих установок отношения
к искусству и художественному творчеству.
Художественно-творческое развитие есть
целенаправленное формирование способностей
и дарований детей в различных областях
искусства. Только целенаправленное вовлечение
детей в разнообразную творческую художественную
деятельность способно оптимально развить
их природные силы, обеспечить глубокое
понимание эстетических явлений, поднять
до понимания подлинного искусства и красоты
действительности.
Художественно - эстетическое воспитание
детей осуществляется путем разрешения
объективных противоречий и субъективных
несоответствий. Основное противоречие
обусловлено тем, что природа с рождения
закладывает в ребенка задатки и возможности
постижения красоты, эстетического отношения
к действительности и искусству. Вместе
с тем эти задатки и возможности в полной
мере могут быть реализованы только в
условиях целенаправленного, организованного
художественно-эстетического воспитания
и образования.