Современные организационные управленческие концепции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 00:13, реферат

Описание работы

Понятие управленческого решения. Под решением понимается выбор альтернативы. Управленческим решением является выбор альтернативы в процессе реализации основных функций управления. Управленческое решение - это, прежде всего, творческое и волевое воздействие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системы и анализе управленческой информации о ее состоянии, направленное на достижение поставленных целей.

Содержание

1. Управленческое решение: понятие, классификация. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений и их качество
2. Современные концепции лидерства
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Теория организации.docx

— 36.45 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

   Теория организации

Тема « Современные организационные          

                управленческие концепции.»

 

 

 

                                  Выполнила студентка 5 курса 07 «З» группы

                                           Специальность: «Государственное и муниципальное

                                                управление»

                                                Телитченко Светлана Викторовна.

 

 

 

 

 

_______________________________________________________________________  

г.Волгоград - 2012г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1. Управленческое решение:  понятие, классификация. Факторы,  влияющие на процесс принятия  управленческих решений и их  качество

 

2. Современные концепции  лидерства

Список используемой литературы

 

1. Управленческое  решение: понятие, классификация.  Факторы, влияющие на процесс  принятия управленческих решений  и их качество

Понятие управленческого  решения. Под решением понимается выбор  альтернативы. Управленческим решением является выбор альтернативы в процессе реализации основных функций управления. Управленческое решение - это, прежде всего, творческое и волевое воздействие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системы и анализе управленческой информации о ее состоянии, направленное на достижение поставленных целей.

Объект управленческого  решения - система или операция. Субъектом  управленческого решения могут  быть как управляющая подсистема организационно-производственной системы, так и лицо, принимающее решение.

Для практического осуществления  целенаправленного воздействия  на объект управления принятое решение  конкретизируется в виде соответствующей  программы действий. Программа включает перечень мероприятий, методы их осуществления, сроки и границы действий, круг исполнителей и необходимые средства, а также необходимые результаты и критерии их оценки.

Программа определяет место  каждой производственной единицы в  процессе достижения поставленных целей. При этом действия и ресурсы структурных  подразделений согласованы и  увязаны в пространстве и времени. Вместе с тем решение, как правило, носит директивный характер и  становится как бы сигналом, импульсом, побуждающим производственные коллективы к действию.

Классификация управленческих решений

Классификация решений позволяет  изучить их особенности и выбрать  наиболее эффективные в условиях конкретной задачи. Однако в связи  со сложностью условий, целей принятия решений, требований и структуры  решения создать простую и  четкую их классификацию представляется проблематичным. Поэтому могут существовать и существуют различные классификации  управленческих решений.

По характеру процесса принятия решения выделяют:

· интуитивные решения - выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее  решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации. То, что  мы называем озарением или шестым чувством, и есть интуитивные решения;

· решения, основанные на суждениях, - выбор, обусловленный знаниями или  накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в  сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом. Однако суждение невозможно соотнести с новой ситуацией, поскольку у руководителя отсутствует опыт, на котором он мог бы основать логический выбор. Сюда следует отнести любую ситуацию, новую для организации, например изменение ассортимента производимых изделий, разработку новой технологии или опробование системы вознаграждений, отличающейся от действующей. В сложной ситуации суждение может оказаться неверным, поскольку факторов, которые необходимо учесть, слишком много для «невооруженного» человеческого разума и он не в состоянии их все охватить и сопоставить;

· рациональные решения. Главное  различие между решениями рациональным и основанным на суждении заключается  в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение  обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

По времени наступления  последствий для объекта управления выделяют:

· стратегические решения - решения относительно набора действий, направленных на достижение целей организации  посредством ее приспособления к  изменениям внешней среды. Стратегическое решение реализуется через распределение  ресурсов, адаптацию к внешней  среде, внутреннюю координацию и  организационное стратегическое предвидение. Инструмент принятия таких решений - стратегическое планирование, т.е. определение  управленческого процесса создания и поддержания стратегического  соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и  шансами в сфере маркетинга. Стратегическое планирование часто опирается на четко сформулированное программное заявление фирмы, изложение вспомогательных целей и задач, здоровый хозяйственный портфель и стратегию роста;

· перспективные решения - решения, направленные на принятие и  реализацию перспективных планов;

· текущие решения - решения, развивающие и уточняющие перспективные  решения и принимающиеся в  рамках подсистемы или этапа одного из его циклов, например цикла разработки. Текущие решения охватывают производственные процессы по изготовлению и поставкам  подсистем изделия;

· оперативные решения - решения, охватывающие производственные процессы по изготовлению и поставкам элементов  более низкого уровня, доводящие  плановое задание до конкретных исполнителей в каждом подразделении. Оперативные  решения принимаются в отношении  конкретного элемента нижнего уровня товара или элемента производственной системы;

· стабилизационные решения - решения, принимающиеся для обеспечения  нахождения системы и ее подсистем  в области управляемых или  допустимых состояний.

По технологии разработки решения выделяют:

· организационные решения, цель которых - обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным  организационным решением становится выбор, который будет на самом  деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели. Организационные решения можно  квалифицировать как запрограммированные  и незапрограммированные:

 запрограммированные  решения - результат реализации  определенной последовательности  шагов или действий, подобных  тем, что предпринимаются при  решении математического уравнения.  Как правило, число возможных  альтернатив ограничено, и выбор  должен быть сделан в пределах  направлений, заданных организацией. Программирование можно считать  важным вспомогательным средством  в принятии эффективных организационных  решений. Определив, каким должно  быть решение, руководство снижает  вероятность ошибки. Происходит  также экономия времени, поскольку  подчиненным не приходится разрабатывать  новую правильную процедуру всякий  раз, когда возникает соответствующая  ситуация. Неудивительно, что руководство  часто программирует решения  под ситуации, повторяющиеся с  определенной регулярностью;

 незапрограммированные  решения - принимаются в ситуациях,  которые в определенной мере  новы, внутренне неструктурированны  или сопряжены с неизвестными  факторами. Поскольку заранее  невозможно составить конкретную  последовательность необходимых  шагов, руководитель должен разработать  процедуру принятия решения. К  числу незапрограммированных можно  отнести решения следующего типа,: какими должны быть цели организации, как улучшить продукцию, как усовершенствовать структуру управленческого подразделения, как усилить мотивацию подчиненных. В каждой из подобных ситуаций истинной причиной проблемы может быть любой из факторов. В то же время руководитель располагает множеством вариантов выбора;

· компромиссы - это решения, принимаемые с позиций системного подхода и учитывающие возможные  последствия управленческого решения  для всех частей организации.

Возможны и другие подходы  к классификации решений. Это  обусловлено многообразием решений  и существенных для конкретного  случая факторов. Однако уже приведенный  выше перечень классификационных признаков  показывает многообразие видов и  характеристик решений, обусловленных  сложностью объекта; характеризует  перечень тех параметров, которые  должны содержать условия принимаемого решения; показывает обоснованность включения  учебной дисциплины «Управленческие  решения» в число обязательных для  специалиста в области менеджмента.

В целом, знание и использование  классификационных признаков управленческих решений позволяет провести структуризацию стоящей перед руководителем  задачи. Это позволяет более четко  формулировать и решать задачи управления и способствует концентрации усилий и более эффективному расходованию времени и средств при разработке решений.

Факторы, влияющие на качество управленческого решения.

Качество управленческого  решения в значительной мере определяет конечный результат и зависит  от ряда факторов:

· качества исходной информации, определяемого ее достоверностью, достаточностью, защищенностью от помех и ошибок, формой представления;

· оптимального или рационального  характера принимаемого решения;

· своевременности принимаемых  решений, определяемой скоростью их разработки, принятия, передачи и организации  исполнения;

· соответствия принимаемых  решений действующему механизму  управления и базирующихся на нем  методов управления;

· квалификации кадров, осуществляющих разработку, принятие решений и организацию  их исполнения;

· готовности управляемой  системы к исполнению принятых решений.

2. Современные  организационные управленческие  концепции. 

Традиционные и ситуационные концепции предполагали, что лидерство  и управленческий эффект могут быть изменены и легко определены. К  сожалению, на практике это не всегда так. Это и дало толчок к появлению  новых концепций лидерства.

Наиболее известными из этих концепций являются следующие:

1. Концепция атрибутивного  лидерства

2. Концепция харизматического  лидерства

3. Концепция преобразующего  лидерства

Атрибутивный подход к  лидерству исходит из того, что  выводы лидера в равной мере, как  и поведение исследователей, обусловлены  реакцией лидера на поведение последних.

Рассматриваемый подход предполагает, что знание причин, создавших ситуацию, усиливает лидерское понимание  и способность предсказать реакцию  людей на ситуацию. В рамках данного  подхода лидер, главным образом, выполняет роль информационного процессора, т.е. он ведет поиск информационных подсказок, помогающих ему ответить на вопрос - почему то или иное происходит? Найденное объяснение направляет его лидерское поведение.

Таким образом, можно сделать  вывод, что данная концепция опирается  на теорию атрибуции, объясняющую причинно-следственную связь между тем, что произошло, и тем, что люди считают причиной происшедшего.

Концепция харизматического лидерства рассматривает харизму лидера. Харизматическим считается тот лидер, который в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое воздействие на последователей. Выделяют следующие черты харизматического поведения: Моделирование роли, Создание образа, Упрощение целей, Упор на большие ожидания, Появление доверительности у последователей и т.д. Однако харизматическое лидерство не всегда требуется для достижения в бизнесе высоких результатов. Для бизнеса важность харизматического лидерства возрастает по мере необходимости поведения в организации радикальных изменений в связи с критичностью ситуации, концепции преобразующего лидерства понятие «преобразующего» или «реформаторского» лидерства имеет много общего с харизматическим лидерством. Лидер-реформатор - это преобразователь, а не спаситель, он проявляет творчество, за ним стоят реалии, а не мифы, он ведет последователей от результата к результату, он ориентирует людей на труд, его цель не изменить мир, а измениться в мире через развитие.

Модель преобразующего лидерства  имеет ряд отличительных моментов:

лидер должен влиться в  коллектив, т.е. стать с группой  единым целым.

Доверительная атмосфера  может создать две ситуации:

а) руководитель окружит  себя соглашателями;

б) руководитель пойдет на поводу у подчиненных. Эти два подхода  не подходят к лидеру-преобразователю.

Таким образом, данные концепции  рассматривают лидера с другой стороны, т.е. эти концепции уделяют больше внимание внутреннему миру лидера, и способностям через внутренний мир оказывать влияние на сотрудников.

В результате анализа данных концепций можно сделать следующие  выводы:

Информация о работе Современные организационные управленческие концепции