Современные организационно-правовые формы существования организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:12, контрольная работа

Описание работы

Гражданское законодательство определяет предпринимательство как самостоятельную деятельность физического или юридического лица, осуществляемую им на свой риск и направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОВРЕМЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1. Сущность предпринимательства по законодательству РФ 5
1.2. Незаконное предпринимательство 10
1.3 Сравнительная характеристика различных организационно-правовых форм предпринимательства 12
2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВНОВЬ СОЗДАЕМЫХ И РЕОРГАНИЗУЕМЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 17
2.1. Сущность организационного проектирования 17
2.2. Подходы к организационному проектированию 18
2.3. Основные особенности, черты и организационно-правовые формы государственных и частных предприятий 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Работа содержит 1 файл

Таория организац 3,13.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

 

2. Особенности организационного проектирования вновь создаемых и реорганизуемых предприятий

2.1. Сущность организационного проектирования

 

     Проектирование  связано с инженерной деятельностью, направленной на создание новых объектов, методов, теорий, которые совершенствуют среду, окружающую человека. Предметом  проектирования могут быть модели машин  и приборов, шахты, корабли, новые  материалы, системы управления, организационные системы.

     Проектирование  рассматривается как процесс  составления описания, необходимого для создания еще не существующего  объекта, алгоритма его функционирования или алгоритма процесса. Однако следует  иметь в виду, что проектирование не сводится только к созданию идеи построения объекта, оно предполагает также необходимость предвидеть последствия, к которым приведет появление объекта, и определить меры по реализации проекта.

     Цель  проектирования — положить начало изменениям в окружающей человека искусственной  среде. Результатом же проектирования является описание будущего объекта  и тех изменений, которые возникнут  в мире после его появления.

     Приведенные трактовки понятия и целей процесса проектирования указывают на то, что этот процесс охватывает деятельность не только конструкторов, архитекторов и других работников проектного профиля, но и тех специалистов, кто стремится внести изменения в работу производственных систем, в экономическую деятельность.

     Важной  особенностью современной науки  является стремление представить проблему формирования и совершенствования  производственных систем как научную  задачу организационного проектирования.

     Организационное проектирование как процесс — это упорядочение организационно-структурных характеристик системы для достижения или улучшения их эффективности, адаптивности и результативности.9

     Предметом организационного проектирования в  низовом звене народного хозяйства  — на предприятии, в учреждении — является система организации производства, труда и управления в организации в целом, в ее подразделениях или отдельных видах деятельности.

     Целью организационного проектирования в  этих условиях становится разработка новых организационных систем или  предложений по изменению существующих систем, а результатом — комплект технической, организационной и планово-экономической документации, необходимой для создания и осуществления на практике организационной, производственной системы

2.2. Подходы к организационному проектированию

 

     Проектирование  организационных систем - безусловно, социальное явление. Высокий динамизм изменений, происходящих в сфере  общественных отношений, привел к возрастанию  роли организационного фактора в  современном индустриализованном  мире при прочих равных условиях повышающего эффективность функционирования создаваемых систем. Это придает особую важность проектированию организационных систем, или методу формальной организации целостных систем. На современном этапе развития общества ни одно из целостных образований, будь то экономика, политика, образование, наука, культура и т. п., не в состоянии встроиться в существующие структуры без проектирования его организационной системы. Иначе говоря, любые нововведения структурного и процессного характера требуют предварительного проектирования их организации.

     Можно выделить четыре подхода к решению  задачи проектирования организационных  структур: нормативно-функциональный, организационного моделирования, функционально-технологический  и системно-целевой.10

     1. Нормативно-функциональный подход (метод аналогий) основан на обобщении  опыта управления передовыми  ПХС (производственно-хозяйственными  системами), применении организационных  форм и механизмов управления, которые оправдали себя в сходных  условиях (цели, характер продукции, тип технологии и т. п.). Иными словами, этот подход основан на методе аналогии и прототипов, на допущении, что высоким результатам деятельности обязательно соответствует рациональная организационная структура, но это не всегда так.

     2. Нормативно-функциональный подход, ориентирующийся на положительный  опыт организации управления, не  содержит собственно метода проектирования  рациональной структуры управления. Он оправдан в силу общности  принципов и методов управления. Применение типовых структур явилось первым шагом на пути внедрения принципов научно обоснованного построения организационных структур и способствовало унификации организационных структур управления в определенных отраслях экономики.

     До  недавнего времени нормативно-функциональный подход имел наибольшее распространение и был положен в основу методических рекомендаций по построению организационных структур ПХС. Однако в настоящее время значение этого подхода снижается. Причина заключается в том, что он ориентирован на типовую номенклатуру функций управления и структурных управленческих подразделений. В условиях значительного разнообразия видов организаций и конкретных условий их деятельности возможности этого подхода ограничены.

     3. Функционально-технологический подход  к построению организационных структур основан на рационализации потоков информации и технологии ее обработки. Для определения характеристик организационной структуры: численности управленческого персонала, количества уровней управления, степени централизации, структуризации и диапазона управления и др. -- предлагается установить корреляционные зависимости этих характеристик от внутренних и внешних факторов и рационализировать функции по вертикали и горизонтали. Однако рассчитанные на основе этих зависимостей характеристики ориентируют на некоторый сложившийся уровень организации управления в отрасли. При данном подходе можно достаточно полно учесть особенности конкретной организации. Он универсален, но вместе с тем трудоемок, ориентируйся на стабильную номенклатуру сложившихся функций травления, подчинение организационной структуры схеме документооборота в ПХС. Это ограничивает возможности использования данного метода.

     В условиях действующего предприятия  попытки совершенствовать организационную  структуру будут наталкиваться на стремление управленческих работников сохранить сложившуюся, привычную для них схему документооборота, которая не всегда рациональна. В условиях проектирования нового объекта использование функционально-технологического подхода вызовет серьезные трудности из-за отсутствия информации, необходимой для его реализации.

     4. Метод организационного моделирования  представляет собой разработку  формализованных математических, графических,  иных отображений распределения  полномочий и ответственности  в субъекте управления, что является базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных. В управленческой практике широко применяются следующие типы организационных моделей:11

  • математико-кибернетические модели иерархических управленческих структур, описывающие организационные связи и отношения в виде систем математических уравнений или же с помощью машинных имитационных языков;
  • графоаналитические модели организационных систем, представляющие собой сетевые, матричные и иные графические и табличные отображения распределения функций, полномочий, ответственности, организационных связей. Они дают возможность анализировать их направленность, характер, причины возникновения, оценивать различные варианты группировки взаимосвязанных видов деятельности.

2.3. Основные особенности, черты и организационно-правовые формы государственных и частных предприятий

 

     В каждой стране в экономике имеется  государственный сектор экономики, что представляет общую черту  современного рыночного хозяйства. Его образуют предприятия, находящиеся либо полностью в собственности государства, либо под его контролем через владение контрольным пакетом акций. В разных странах доля этого сектора различна: от 3-4% в США до 15-17% валового национального продукта в Западной Европе.12 В Государственном секторе оказываются, как правило, низкоэффективные или даже убыточные предприятия, которые нерационально использовать в рамках частнопредпринимательской деятельности. С целью поддержки предприятий, от которых отказываются частные предприниматели, государство иногда их национализирует. Таким образом, в условиях ухудшения экономической ситуации государственный сектор увеличивается. Государство как бы берет на себя проблему вывода экономики из кризиса, сохранения научно-технического потенциала, задачи технического и технологического перевооружения предприятий. Наоборот, при благоприятной экономической ситуации государственный сектор уменьшается. Государство в большей мере опирается на частную инициативу, сосредоточивает свои усилия в данной ситуации на решении социальных и других задач. В России предприятия государственного сектора экономики подразделяются на:13

     а) федеральные. К ним относятся  те предприятия, имущественные права  на которые принадлежат Государственному комитету по управлению госимуществом,

     б) государственные. Это те предприятия, имущественные права на которые  переданы Комитетам по управлению имуществом республик в составе России, национально-административных образований, краев, областей, г. Москвы и Санкт - Петербурга,

     в) муниципальные. К ним относятся  те предприятия, имущественные права  на которые переданы Комитетам по управлению имуществом районных и городских  властей.

     Правовой  режим государственных предприятий  распространяется и на фирмы иных форм собственности, если доля государственного имущества в их капитале более 50%. Наличие государственного сектора в экономике, наряду с государственным регулированием, позволяет назвать современную рыночную экономику смешанным рыночным хозяйством.

     Важными формами предпринимательства являются малый и средний бизнес. Он еще называется малым предпринимательством.

     Развитие  малого бизнеса стало одним из ключевых факторов экономического роста  во многих развитых странах. Доля малых  и средних фирм составляет от 80 до 99% в общем числе предприятий. Они обеспечивают производство около 50% валового национального продукта страны. Мобильность малых предприятий делает их основным проводником научно-технического прогресса.

     Например, японские специалисты считают, что  именно развитие малого предпринимательства позволило превратить страну за период после второй мировой войны в одну из богатейших стран мира. В 1986 г. только в обрабатывающей промышленности Японии функционировало 6,5 млн. малых и средних предприятий, или примерно 99% от их общего числа. На них работало 40 млн. человек, что составляет 81% от численности работающих.

     Концерны  и другие крупные предприятия  представляют лишь «вершину айсберга»  экономики Японии. При этом крупный  и малый бизнес не столько конкурируют  между собой, сколько дополняют друг друга. Они просто разделили сферы деятельности.

     В ряде отраслей Японии малый бизнес является преобладающим: в обувной, швейной и галантерейной промышленности, в производстве лекарств, комплектующих  изделий и конструкций, в розничной торговле, в сфере услуг, в послепродажном обслуживании производственной и бытовой техники.

     В США малый бизнес также получил  широкое развитие, особенно в последние годы. Он представляет собой совокупность малых и средних фирм с численностью работающих до 50 человек. Эти фирмы составляют 99% всех американских фирм. Основная масса - это мельчайшие, чаще всего семейные или частные предприятия. В 87% таких фирм работает не более 20 человек, в 80% - менее 10 человек. В конце 80-х годов в США отмечался необычный рост малых фирм. В 1988-1989 гг. ежегодно их возникало 1 млн. и 1,3 млн. соответственно, а в предыдущие годы - около 600 тыс. новых предприятий.14

     В чем же главные преимущества малого предпринимательства и почему оно  получило такое широкое развитие в большинстве стран? Это объясняется следующими причинами:

     1) мелкосерийное производство может  быстро реагировать на изменения  рыночного спроса. Для крупного  предприятия переход на новую  технологию или продукцию сопряжен  со значительными затратами и  потерями в объемах производства и доходах. Крупных предприятий в нашей стране большинство. Они являются монополистами. Уровень их продукции в последние годы стал резко отставать от мирового. Они всегда могли сбыть продукцию любого качества. Небольшие же предприятия без особых осложнений могут переналадить свое производство на новую продукцию. Они, собственно, этим и занимаются. В этом и заключается их путь. Иначе они обанкротятся (шариковые ручки, туфли, рубашки-водолазки, майки с аппликациями);

Информация о работе Современные организационно-правовые формы существования организации