Современное состояние практики управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:40, реферат

Описание работы

Практика управления так же стара, как организации, и значит, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках датированных третьим тысячелетием до нашей эры записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии, являя собой, четкое доказательство существования там практики управления».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Практика управления. Современное состояние практики управления……...4
Заключение ………………………………………………………….……….....13
Список использованных источников и литературы………………………....15

Работа содержит 1 файл

Современное состояние практики управления.docx

— 52.63 Кб (Скачать)


3



ПЛАН

 

 Введение…………………………………………………………………………2          Практика управления. Современное состояние практики управления……...4

Заключение ………………………………………………………….……….....13

 Список использованных источников и литературы………………………....15

 

ВВЕДЕНИЕ

  Практика управления так же стара, как организации, и значит, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках датированных третьим тысячелетием до нашей эры записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии, являя собой, четкое доказательство существования там практики управления».

 По  археологическим раскопкам можно  проследить и более древние  доказательства существования организаций:  даже до исторические люди  часто жили организованными группами. И хотя само управление старо как мир, идея управления как научной дисциплины, профессии области исследований – относительно нова. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в двадцатом веке.

XX век — это время возникновения и эволюции науки управления, или науки об управлении в технико-технологических, биологических и социальных системах.

Необходимость решения практических проблем, и прежде всего в производственной сфере, привела к их научному изучению, поиску и использованию элективных форм и методов управления, выделению профессии руководителя (менеджера) в особый род деятельности, требующей соответствующих знаний, навыков и умений.

 В современной практике управления национальные инновационные системы различных стран значительно отличаются друг от друга, в том числе в плане постановки целей и задач.  Так, правительства развитых стран пытаются определить главные направления в управлении развития, подходящие для своих инновационных систем в новых условиях, вызванных глобализацией экономики. Национальное понимание наиболее благоприятного направления инновационного развития зависит от конкретной страны – ее размера, общеэкономического уровня и структуры промышленности. Например, США представляют свою роль в эпоху "после холодной войны" как "первую среди равных" и надеются сохранить свои возможности во всех основных технологических направлениях с основным упором на поддержание промышленности и безопасности. Франция стремится использовать свои достижения в фундаментальных науках, особенно в биологии, физике, химии, в коммерческих целях. Небольшие страны, например, Нидерланды, предпочитают направлять свою технологическую политику на построение кластеров – специальных сетей, стимулирующих инвестиции в инновации в определенных секторах.

А в России на первом месте стоит человек  и его судьба, и   приоритетным направлением стратегической цели № 1 в практике управления - является «Повышение уровня и качества жизни населения».

Все мы надеемся и верим, что благополучие России в относительно недалеком будущем будет напрямую зависеть от наших успехов в развитии рынка идей, изобретений, открытий, от способности государства и общества находить и поощрять талантливых и критически мыслящих людей, воспитывать молодежь в духе интеллектуальной свободы и гражданской активности.

 

 

 

 Практика управления.

  Организационный практический  фактор всегда имел решающее значение в жизни общества во все времена и в культуре всех народов.

Практическое применение теоретических положений—законов, закономерностей и сформулированных на этой основе принципов, методических рекомендаций, методов и правил в  организационной деятельности (практике управления) позволяет повысить степень  обоснованности принимаемых решений, полнее использовать имеющиеся и  приобретаемые ресурсы. Оно важно  для профилактики ошибок, предотвращения потерь и упущенных выгод, возникающих  по причине организационной безграмотности.

Коренные теоретический  и практический вопросы, которые  встают в настоящее время в  России, связаны с определением места  и роли практики управления организации  в выборе структурных приоритетов  в развитии экономики страны. Это  особенно важно при осуществлении  крупномасштабных мероприятий, преобразующих  сложившиеся организационные формы  собственности, хозяйствования и управления, при выработке и реализации новаторских  решений, имеющих долговременные социальные последствия.

Современная теория и практика управления важна для обеспечения  качества специальной  подготовки экономистов  и управленцев, а в конечном счете, значит, и эффективности организаторской  деятельности специалистов и управляющих, работающих как на предприятиях и  учреждениях различных форм собственности  и отраслей народного хозяйства, так и служащих в государственных, центральных и местных органах  управления. Овладение основами теории и практики управления  позволяет  видеть любую проблему через призму организационных отношений, а соответственно, и находить путь ее решения через организационно-конструктивную работу. 

 

Современное состояние  практики управления

  В последнее время все более актуальными становятся слова «стратегия», «стратегическое планирование», «стратегический менеджмент». Усиливается поток научной и учебно-методической литературы, исследующей вышеназванные понятия. Рассмотрение проблем социально- экономического развития с позиций стратегического мышления становится объективной необходимостью и дальнейшей реализацией в практике управления.

Стратегический менеджмент в современной практике управления уже в течение двух десятков лет является одним из общепризнанных направлений экономической науки в промышленно развитых странах, но в нашей стране стратегический менеджмент и как наука, и как инструмент управления предприятием на практике еще находится в стадии становления. Поэтому для него характерны все признаки «болезни роста»: не устоявшаяся терминология, эклектичность теоретических построений, разобщенность ученых и практиков, работающих в данной области. Особенно трудно становится тем, кто пытается изучить проблемы стратегического планирования и управления. Достаточно проблематично непосвященному разобраться в многообразии различных точек зрения, подходов и применяемых методов, а ссылки на фундаментальные работы известных западных специалистов в области стратегического планирования часто тенденциозны и усечены, иногда даже искажают идеи оригинала.

Стратегия — «это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей».

Данное определение представляет собой классический взгляд на саму сущность стратегии в современном состоянии практики управления. Здесь мы сталкиваемся с прагматичным и полезным определением сущности стратегического процесса планирования и управления, где прежде всего  определяются долгосрочные цели развития. Эти цели должны быть постоянными и не меняться до тех пор, пока внешние условия и (или) внутренние изменения не заставят руководство пересмотреть долгосрочные ориентиры развития. Не может быть ничего более деструктивного для предприятия государства в целом, чем постоянное изменение целей развития или же колебания высшего руководства в определении будущей ориентации. Частая смена целей развития может закончиться плачевно, так как действия станут непонятны как внешним партнерам (поставщикам, потребителям, инвесторам), так и его работникам.

Вместе с тем стабильность целеполагания  не предполагает такой же устойчивости в курсах действий, направленных на реализацию поставленных целей. В конечном счете курсы действий конкретизируются в виде неких программ действий, которые чаще всего ориентированы на более короткий период, чем долгосрочные цели, почему и могут корректироваться, что позволяет обеспечить большую эффективность реализации стратегических ориентиров развития.

Выбор направлений хозяйственной  деятельности  скорее искусство, чем  наука, поскольку нельзя найти адекватный формализованный алгоритм, обеспечивающий полную уверенность в эффективном решении поставленной задачи, что очень важное утверждение, во многом определяющее процедуры и методы процесса стратегического планирования и управления.

Известный специалист в области  стратегического планирования И. Ансофф определяет стратегию как «набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности»

По И. Ансоффу, существует четыре различные групповые стратегии:

  1. Правила, используемые при оценке результатов деятельности в настоящем и будущем. Качественную сторону критериев оценки называют ориентиром, а количественное содержание—заданием;

 

  1. Правила, по которым складываются отношения организации с ее внешней средой (какие виды продукции и какие технологии разрабатывать, куда сбывать и т. д. ). Этот набор правил называется продуктово-рыночной стратегией, или стратегией бизнеса;

3. Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации. Эти правила называют организационной концепцией;

  1. Правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность — основные оперативные приемы.

 

Понимание стратегии, предложенное Г. Минцбергом, носит качественный характер, представляя стратегию как сущностную категорию экономической науки, обеспечивает управление различными социально-экономическими системами (народное хозяйство, регион и т. п.). В этом заключена сильная сторона. Г. Минцберг подчеркивает много- аспектность экономической категории. Так, не любой план будет стратегией, если он не учитывает поведенческих характеристик высшего руководства, основанных на его ценностях, или не несет в себе идеологию социально-экономического развития.

Формулирование стратегии должно быть контролируемым, осознанным процессом мышления, что означает, что стратегия появляется не интуитивно и не в результате внезапного выявления из «потока проблем», а является продуктом тщательно контролируемого процесса обдумывания человека. К. Эндрюс специально оговаривает, что стратегическое мышление должно основываться не на интуитивном, а на осознанном опыте, называя при этом внезапно возникающие стратегии как «оппортунизм» и «концептуальный враг стратегии».

Ответственность за процесс формирования стратегии должна быть возложена  на топ-менеджера организации. Исполнительный же директор является своеобразным «архитектором» стратегии, определяя, кто конкретно будет привлечен к процессу стратегического планирования.

Модель формирования стратегического  плана должна быть достаточно простой и информативной. Можно утверждать, что это достаточно традиционное требование к любому процессу принятия управленческих решений, поскольку обеспечивает сходимость и рациональность.

Стратегии должны быть уникальными, т. е. единственными в своем роде, и являться результатом процесса созидательного проектирования. Другими словами, стратегии должны отражать сущностные (концептуальные), отличительные для данного предприятия особенности его развития, а не строиться по некоему стандартному шаблону.

Стратегия как результат процесса стратегического планирования должна иметь завершенный характер. Процесс  формулирования стратегии является конечным продуктом, когда полностью  проанализированы и оценены все альтернативные его варианты и осуществлен выбор наилучшего из них.

Стратегия должна быть проста, лаконична  и выражена ясным, членораздельным  языком, должна облегчить деятельность предприятия, и в силу этого дает возможность ее понимания и восприятия работниками предприятия.

Если стратегия является уникальной, полностью разработанной и четко  сформулированной, то она реализуема. Таким образом, все элементы организационной  структуры предприятия должны обладать необходимыми знаниями и ресурсами  и желанием претворить выбранную стратегию в жизнь.

Сущностью (ядром) стратегического планирования в современной практике управления являются  этапы формирования стратегического плана развития:

- Стратегический анализ:

  • анализ внешней деловой окружающей среды;
  • анализ ресурсного потенциала предприятия (внутренних возможностей).

 

-  Определение политики предприятия (целеполагание).

-  Формулирование базовой стратегии и выбор альтернатив:

  • определение базовой стратегии;
  • выбор стратегических альтернатив.

-  Формулирование функциональных стратегий:

  • стратегия маркетинга;
  • финансовая стратегия;
  • стратегия НИОКР;
  • стратегия производства;
  •  социальная стратегия;
  • стратегия организационных изменений;
  • экологическая стратегия.

Информация о работе Современное состояние практики управления