Социальная организация, особенности её функционирования, управления, классификация организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Организации представляют собой группу наиболее старых общественных образований на Земле. Слово «организация» происходит от латинского organize – де¬лать сообща, стройный вид, устраиваю.
Организация может рассматриваться как процесс либо как явление. Как процесс организация – это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация – это объединение элементов для реализации программы или цели и действующих на основании определенных правил и процедур .
Целью данной работы является анализ организации как социальной системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Раздел I Социальная организация как организационная система……………..6
1.1. Понятие социальной организации………………………………………...6
1.2. Организационные структуры социальной организации………………..12
Раздел II Типология социальных организаций и сравнительный анализ их особенностей……………………………………………………………………..19
2.1. Классификация организаций…………………………………………….19
2.2. Особенности социальной организации…………………………………26
2.3. Функционирование социальной организации………………………….29
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………...38

Работа содержит 1 файл

Курсовая по теории организации.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

     Социальный  механизм складывается из двух механизмов. Первый механизм, называемый механизмом управления, осуществляет традиционное (рутинное) управление. Этот механизм действует постоянно. Второй механизм, называемый механизмом развития, «включается» только тогда, когда обнаружится отклонение от цели. Он осуществляет решение проблем и при необходимости изменяет (совершенствует) механизм управления.

     Этот  специальный механизм, осуществляющий стратегическое управление, согласно И. Ансоффа 12, должен состоять из трех групп:

     - «штабной», в обязанности которой  входит выявление тенденций во внешней и внутренней среде, оценка масштабов их воздействия и развития, расчет времени, необходимого для ответа на них, и предупреждение принимающих решения руководителей о внезапно возникающих важных проблемах;

     - группы общего руководства; она должна заниматься оценкой относительной важности проблем, составлением их перечня, разработкой методов их рассмотрения и распределения обязанностей, связанных с решением;

     - целевых групп, которым поручается  решение соответствующих проблем.

     Социальные механизмы имеются во всех организациях как естественных, так и искусственных. Однако, это не исключает возможности совпадения социального механизма с самой организацией. Особенно это характерно для искусственных организаций.

     В крупных современных фирмах роль механизма выживания и развития играют отделы маркетинга, играющие ведущую роль в организациях. Производственные и обеспечивающие производство службы играют роль исполнительных механизмов, перестраиваемых в зависимости от изменений рыночной конъюнктуры.

     Многие  искусственные организации  проектируются без механизмов выживания и развития, что резко снижает их устойчивость и жизнеспособность. Они создаются как исполнительные механизмы, однако в процессе функционирования к ним явно или неявно «достраиваются» механизмы выживания и развития, что продлевает жизнь таким организациям на некоторое время в зависимости от случайных факторов.

     Таким образом, социальный механизм выполняет главную функцию в организации: он  выявляет и решает социальные проблемы с помощью рассмотренных выше функций социального управления, некоторые из которых (функции управления проблемами, структурного регулирования, ценностного регулирования), как известно, имеют скрытый (латентный, теневой) характер. Последнее означает, что такие функции имеют неинституциональный характер: они не являются общепризнанными и выполняются недостаточно осознанно, по ним не готовят специалистов, в отношении них не разработан соответствующий научный инструментарий.

     Например, в организациях, как правило, отсутствуют специализированные подразделения, осуществляющие выявление проблем организации. Такие функции неявным образом берут на себя официальные руководители организаций.

     Хотя  указанные функции имеют скрытый  характер, они все - же выполняются. Это означает, что в организациях существуют люди и (или) структуры, осуществляющие указанные функции неформально, часто не подозревающих об этом. При этом некоторые из этих людей и структур могут не входить в явную (формальную) часть социального механизма13.

 

Заключение

     Цель  курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме "Социальная организация, особенности её функционирования, управления, классификация организаций» можно сделать ряд выводов:

     Социальные институты можно разделить на два вида – регламентные (нормативно-правовые) и организационные (структурные). Первые регламентируют (упорядочивают) взаимоотношения членов общества или организации. Это своего рода «правила игры», в соответствии с которыми действуют члены организации. К ним относятся обычаи, традиции, нормы права, нравственные нормы. Организационные институты – это организационные структуры, закрепляющие отношения между членами общества. К организационным институтам могут быть отнесены не только социальные организации, но и другие организационные формирования (например, государство, правительство, дума).

     Социальная  организация - система социальных групп  и отношений между ними. Различают производственные, трудовые, общественно-политические и другие социальные организации.

     В социальной организации, центром которой  является человек, объективно выполняется ряд общих и особенных законов и принципов, которые представляют единое целое в мире организаций. Поэтому любую фирму, компанию, организацию следует рассматривать как социально-экономическую систему, так как важнейшими отношениями в них выступают социальные и экономические.

     Среди элементов, влияющих на формализованные  коммуникации и неформальные отношения, можно выделить общее и особенное. Общее в отношениях людей в организации можно прогнозировать и на этой базе создавать различные виды нормативной документации. Особенное – это колорит отношений, который в отдельных случаях может иметь решающее значение в деятельности организации. Сочетание общего и особенного в отношениях людей существенно влияет на общее и особенное в деятельности самой социальной организации, ее реакции на действие того или иного закона.

     В организации переплетаются и  уживаются интересы личностей и  групп, устанавливаются правила и нормы отношений, дисциплина и творчество. У каждой организации – своя миссия, культура, имидж. Организации изменяются в соответствии с требованиями окружающей среды и погибают, когда не способны их выполнить.

     Классификация организаций позволяет сгруппировать их по сходным признакам или параметрам для выработки общих методов анализа хозяйственной деятельности, совершенствования управления и регулирования. Классификация и типология организаций необходима также для определения государственной политики по отношению к различных типам предприятий.

     Первые  социальные организации на Земле  имели естественное происхождение. Искусственные организации появились позднее естественных, которые первоначально служили в качестве эталонов  для создания искусственных организаций.

     Естественно-искусственные  организации являются промежуточной (смешанной) формой социальной организации, сочетающей в себе как искусственные, так и естественные образцы организационной культуры.

     В настоящее время доминирующими  являются искусственные и естественно-искусственные организации, которые вытесняют естественные организации из всех сфер человеческой деятельности, что предъявляет высокие требования к социальным инженерам, от которых зависит не только эффективность создаваемых организаций, но также их жизнеспособность, а главное, социальная защищенность членов организации. Для этого социальные проекты  должны включать в себе не только производственную, но и социальную составляющую.

 

Список использованной литературы 

  1. Алиев, В.Г. Теория организации. Учебник для вузов. 3-е издание, стереотипное / В.Г. Алиев - М.: Экономика, 2005. – 432с.
  2. Ансофф И. Стратегическое управление/ И. Ансофф – М.: Экономика, 1999.- 621с.
  3. Баранников, А.Ф. Теория организации: Учебник / А.Ф. Баранников - М.: ЮНИТИ, 2004. 453с.
  4. Доблаев, В.Л. Теория организации / В.Л.  Доблаев.- М.: Наука, 1995. – 500с.
  5. Закс, С. Эволюционная теория организации / С.Закс // Проблемы теории и практики управления. – 1998. - №1. – С44.
  6. Кудашкин, Д.М. Общая теория социальных организаций / Д.М. Кудашкин– М.: Юнити, 2000. – 376с.
  7. Леванков, В.А. Теория организации. Опорный конспект лекций и методических рекомендаций к изучению курса / В.А. Леванков – СПб, 2001. – 342с.
  8. Мильнер, Б. З. Теория организации / Б. З. Мильнер  – М., 1998.- 412с.
  9. Парахина, В.Н. Теория организации: Учеб. Пособие / В.Н. Парахина, Т.М. Федоренко - М.: КНОРУС, 2004.- 321с.
  10. Радченко, Я.В. Теория организации. ч.1. (конспект лекций)/ Я.В. Радченко– М.: Изд-во ГАУ, 1998. – 231с.
  11. Рогожин, С.В. Теория организации: Учеб. пособие / С.В.  Рогожин. - М.: Моск. гос. ун-т коммерции, 1998. – 364с.
  12. Смирнов, Э.А. Основы теории организации. Учебное пособие для вузов / Э.А. Смирнов -  М.: Юнити, 2000. – 403с.
  13. Франчук, В.И. Основы общей теории социальных организаций / В.И.  Франчук - М.: ИОС, 1998. – 423с.
  14. Франчук, В.И. Основы построения организационных систем / В.И.  Франчук – М.: Экономика, 1991. – 454с.

Информация о работе Социальная организация, особенности её функционирования, управления, классификация организаций