Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 14:08, контрольная работа
«Система управления организации» - одно из ключевых понятий Теории организации, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий во исполнение определённых целей. В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.
1. Сущность системы управления
2. Структура системы управления
3. Основные типы управления организациями
4. Система управления российской компании
«Система управления организации» - одно из ключевых понятий Теории организации, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий во исполнение определённых целей. В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Система управления организации построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое уделяют ей руководители организаций и специалисты, с целью непрерывного совершенствования, развития как системы в целом, так и её отдельных составляющих. Очевидно, что изучение и совершенствование системы управления, как в рамках отдельной организации, так и государства, общества в целом способствует скорейшему достижению поставленных целей и задач.
Актуальность данной темы заключается в значимости теории управления организацией для правильного и рационального управления компанией.
Целью данного исследования является изучение основных составляющих системы управления организацией.
При изучении данной темы были определены следующие задачи:
1.Изучение сущности системы управления организацией;
2.Анализ структуры системы управления;
3.Выявление основных типов управления организациями;
4.Рассмотрение системы управления российской компании.
При написании данной работы были использованы следующие методы:
аналитический, логический, исторический, статистический и метод индукции – дедукции.
1. Сущность системы управления.
Система – это целое, созданное из частей и элементов, взаимодействующих между собой, для целенаправленной деятельности. Среди её основных признаков следует назвать: множественность элементов, целостность и единство между ними, наличие определённой структуры и т.д. Вместе с тем система имеет свойства, отличные от свойств своих элементов. Всякая система, в общем виде, имеет входное воздействие, систему обработки, конечные результаты и обратную связь (рис. 1).
Рисунок 1 - Схема функционирования системы.
Управление – это процесс
воздействия на систему с целью
поддержания заданного или
Система управления:
– механизм такого воздействия;
Рисунок 2 - Схема системы с механизмом управления.
При этом любая система управления должна иметь четыре основных элемента:
Рисунок 3 - Схема системы управления организации.
2. Структура системы управления.
В настоящее время в составе системы управления организации выделяют следующие подсистемы:
Методология управления |
Процесс управления |
Структура управления |
Техника управления | ||||
Цели, задачи
Законы и принципы
Методы и функции
Технология и практика управления |
Коммуникации
Схема процесса
Разработка и реализация решений
Информационное обеспечение |
Функциональные структуры
Схемы организационных отношений
Организационные структуры
Профессионализм персонала |
Система документооборота
Информационные каналы
Компьютерная и оргтехника, офисная мебель |
Рисунок 4 - Структура элементов системы управления организации.
При этом, систему управления можно рассматривать как с позиции статики, т.е. как некий механизм (механизм управления), так и с позиции динамики, как управленческую деятельность.
Структура и техника управления являются элементами механизма управления и включают себя соответственно:
- функциональную и
- компьютерную и оргтехнику,
мебель, каналы передачи информации
(сети связи), систему документооборота.
Структура управления будет
Процесс управления, как элемент управленческой деятельности, включает в себя: систему коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение.
Методология же включает в
себя цели, законы, принципы, методы и
функции, технологии управления и практику
управленческой деятельности. Основной
задачей системы управления организации
ставится формирование профессиональной
управленческой деятельности. Как процесс
управленческая деятельность – это
совокупность действий, ведущая к
образованию и
Наибольший интерес
Среди этапов понимания сущности управления и построения управленческих структур следует выделить пять этапов:
1.Организация представляется, как сумма трудовых операций. Управлять организацией – значит правильно организовать производственные процессы и повышать производительность труда. Организация конструируется и контролируется менеджерами.
2.Организация – это административная пирамида, как наиболее устойчивое строение (административный механизм). Ей присуща чёткая структура, единоначалие, разделение труда, баланс полномочий и ответственности, корпоративная мораль.
3.Организация – бюрократия, где человек – это винтик огромной машины, материал для построения целого, не имеющий право на индивидуальные особенности. Индивидуальность личности подавляется разработкой и предписанием точного соблюдения инструкций практически «на все случаи жизни».
4.Элтон Мэйо в 30-х 40-х годах двадцатого столетия предложил рассматривать организацию как общину и соответственно ей управлять. В его понимании люди были не винтиками машины, а являлись членами организации, семьи, он подчёркивал право на индивидуальность каждого, возможность иметь собственное мнение, взаимоотношения, как внутри, так и вне организации. При такой концепции на первый план выходят межличностные и межгрупповые отношения. Управление должно вписываться в психологическую структуру группы, осознавать возможность спонтанного, неконтролируемого, самоорганизации.
3. Основные типы управления организациями.
В современной теории менеджмента
выделяются два типа управления организациями:
бюрократический и
1. Исторически первым сформировался бюрократический тип организации. Соответствующую концепцию подхода к построению организационных структур разработал в начале XX столетия немецкий социолог Макс Вебер. Он предложил нормативную модель рациональной бюрократии, кардинальным образом менявшую ранее действовавшие системы коммуникации, отчетности, оплаты труда, структуры работы, отношений на производстве. В основе этой модели - представление о предприятиях, как об «организованных организациях», предъявляющих жесткие требования, как к людям, так и к структурам, в рамках которых они действуют. Ключевые концептуальные положения нормативной модели рациональной бюрократии таковы:
1)четкое разделение труда, использование на каждой должности квалифицированных специалистов;
2)иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим;
3)наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей;
4)дух формальной обезличенности, характерной для выполнения официальными лицами своих обязанностей;
5)осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности, а не с субъективными оценками.
Главные понятия бюрократического
типа структуры управления - рациональность,
ответственность и
Бюрократические структуры управления
показали свою эффективность, особенно
в крупных и сверхкрупных организациях,
в которых необходимо обеспечивать
слаженную четкую работу больших
коллективов людей, работающих на единую
цель. Эти структуры позволяют
мобилизовать человеческую энергию
и кооперировать труд людей при
решении сложных проектов, в массовом
и крупносерийном производстве. Однако
им присущи недостатки, особенно заметные
в контексте современных
Еще один изъян структур бюрократического типа - невозможность с их помощью управлять процессом изменений, направленных на совершенствование работы. Функциональная специализация элементов структуры приводит к тому, что их развитие характеризуется неравномерностью и различной скоростью. В результате возникают противоречия между отдельными частями структуры, несогласованностью в их действиях и интересах, что замедляет прогресс в организации.
2. Второй упомянутый - органический - тип структур управления имеет сравнительно недолгую историю и возник как антипод бюрократической организации, модель которой перестала удовлетворять многие предприятия, испытывающие необходимость в более гибких и адаптированных структурах. Новый подход отвергает представление об эффективности организации как «организованной» и работающей с четкостью часового механизма; напротив, считается, что эта модель проводить радикальные изменения, обеспечивающие приспособляемость организации к объективным требованиям реальной действительности неспособна. Исследователи этой проблемы подчеркивают: постепенно вырисовывается иной тип организации, в которой импровизация ценится выше, чем планирование; которая руководствуется возможностями гораздо больше, чем ограничениями, предпочитает находить новые действия, а не цепляться за старые; которая больше ценит дискуссии, чем успокоенность, и поощряет сомнения и противоречия, а не веру. В исходном определении органического типа структуры подчеркивались такие ее принципиальные отличия от традиционной бюрократической иерархии, как более высокая гибкость, меньшая связанность правилами и нормами, использование в качестве базы групповой (бригадной) организации труда. Дальнейшие разработки позволили существенно дополнить перечень свойств, характеризующих органический тип структуры управления. Речь идет о следующих чертах. Во-первых, решения принимаются на основе обсуждения, а не базируются на авторитете, правилах или традициях. Во-вторых, обстоятельствами, которые принимаются во внимание при обсуждении проблем, являются доверие, а не власть, убеждение, а не команда, работа на единую цель, а не ради исполнения должностной инструкции. В-третьих, главные интегрирующие факторы - миссия и стратегия развития организации. В-четвертых, творческий подход к работе и кооперация базируются на связи между деятельностью каждого индивида и миссией. В-пятых, правила работы формулируются в виде принципов, а не установок. В-шестых, распределение работы между сотрудниками обусловливается не их должностями, а характером решаемых проблем. В-седьмых, имеет место постоянная готовность к проведению в организации прогрессивных изменений. Рассматриваемый тип структуры предполагает существенные изменения отношений внутри организации: отпадает необходимость в функциональном разделении труда, повышается ответственность каждого работающего за общий успех. Реальный переход к органическому типу структуры управления требует серьезной подготовительной работы. Прежде всего, компании принимают меры к расширению участия работающих в решении проблем организации (путем обучения, повышения уровня информированности, заинтересованности и т.п.), ликвидируют функциональную обособленность, развивают информационные технологии, радикально пересматривают характер взаимоотношений с другими компаниями (вступая сними в союзы или образуя виртуальные компании, где реализуются партнерские отношения).