Школа научного управления Ф. Тейлора

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 18:53, реферат

Описание работы

Цель работы: изучить основные положения менеджмента Фредерика Тейлора - основателя школы научного управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить общие положения эволюции науки управления;
- проанализировать основные положения научного управления Тейлора;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕНЕДЖМЕНТА 5
НАУЧНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ФРЕДЕРИКА ТЕЙЛОРА 7
РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИЙ ТЕЙЛОРА ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЯМИ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.doc

— 136.50 Кб (Скачать)
 

 

Реферат по социологии управления

на тему:

«Школа научного управления Ф. Тейлора» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

     ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность. История развития человечества показывает, что, прежде всего высокий уровень культуры в целом, как уровень сознания, и в частности, уровень культуры управления развитием, определяет способность человека к сотрудничеству, содружеству, интеграции и более эффективному развитию.

     Развитие  менеджмента осуществлялось эволюционно, путем возникновения научных  школ менеджмента и их взаимодействия. Почти вековая история развития менеджмента как науки, имеет  богатый материал по концептуально-теоретическим разработкам природы управленческой деятельности, методам оценки эффективности профессионального управления, а также по описаниям образцов практической деятельности менеджеров.

     Отсчет  эре научного менеджмента положило опубликование Тейлором в 1911 году книги "Принципы научного управления", значение которой для менеджмента, может быть, такое же, как для христианства - Библия. Управление стало считаться самостоятельной областью исследования.

     В основу методологии научного управления был положен анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Ф. Тейлор считал, что "только путем принудительной стандартизации методов, принудительного использования наилучших условий и орудий труда и принудительного сотрудничества можно обеспечить общее ускорение темпа работы".

     Разрабатываемая система управления наиболее эффективна тогда, когда она вобрала в  себя весь предшествующий опыт, накопленный  множеством различных течений и  обоснованный научно. Новая система  управления, система менеджмента  имеет самые глубокие корни, зародившиеся в начале XX века. Следовательно, на современном этапе развития в управленческой деятельности необходимы глубокие знания законов, управляющих эволюцией окружающего мира, целей, мотивов развития человечества, и, что особенно важно, механизма реализации этих целей.

     Объектом  исследования данной работы является управление в целом. А предметом – научная школа управления Ф.Тейлора.

     Цель работы: изучить основные положения менеджмента Фредерика Тейлора - основателя школы научного управления.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

      - изучить общие положения эволюции  науки управления;

      - проанализировать основные положения  научного управления Тейлора;

      - рассмотреть основные пути развития  научного менеджмента последователями Ф. Тейлора.

     Работа  состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

 

       Эволюция управленческой деятельности и менеджмента

 

     История управленческой мысли своими корнями  уходит в глубь веков и тысячелетий. Практика управления так же стара, как и само человечество. Однако управление в древности нельзя было называть менеджментом в полном смысле. Скорее всего, оно представляло собой предысторию менеджмента и имело зачаточный, примитивный и ненаучный характер. Шел длительный и необходимый процесс накопления практического опыта управления и его осмысления.

     Первые  попытки теоретического осмысления управления начались в эпоху становления  капитализма в странах Запада. Попытки дать объяснение мотивов  активной деятельности людей были сделаны рядом ученых и практиков в XVII-XVIII вв.1

     Заметный  толчок и интерес к теоретическому осмыслению управления появился в условиях промышленной революции в странах  Запада и Америке в середине XIX - начале ХХ в. В этот период шел процесс  становления и оформления управления как науки. ХХ в. - период эволюционного развития науки управления, т.е. менеджмента, путем возникновения различных концепций и школ менеджмента.

     В литературе имеется несколько подходов и школ управления, каждая из которых  акцентирует внимание на определенных позициях и взглядах. Так, М. Мескон в книге "Основы менеджмента" выделяются четыре подхода: С точки зрения научного управления - школа научного управления. Административный подход - классическая (административная школа).2 Сточки зрения человеческих отношений и науки о поведении - школа человеческих отношений и поведенческих наук. С точки зрения количества методов - школа науки управления.3

     Начало зарождения науки управления и возникновения  менеджмента в конце XIX - начале ХХ вв. положила школа научного управления.

     Возникновение школы связано в первую очередь  с работами Фредерика Тейлора. В 1911 году Ф. Тейлор, обобщив практику управления промышленными предприятиями, опубликовал книгу "Принципы научного управления". С этого времени теория и практика менеджмента развивалась под воздействием происходящих изменений в мировой экономической системе, постоянного совершенствования рациональности производства и необходимости учета меняющихся социально-экономических факторов.4

     Школа научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало признаваться как самостоятельная область деятельности и научных исследований. Впервые было доказано, что управление может значительно повысить эффективность организации.

     Представителями этой школы:

     проводились исследования содержания работы и ее основных элементов;

     проводились замеры затрат времени на выполнение приемов труда (хронометраж);

     исследовались рабочие движения, выявлялись непродуктивные;

     разрабатывались рациональные приемы труда; предложения по совершенствованию организации производства;

     предлагалась  система стимулирования труда с  целью заинтересованности рабочих  в увеличении производительности труда  и объема производства;

     обосновывалась  необходимость предоставления рабочим отдыха и неизбежных перерывов в работе;

     устанавливались нормы выработки, за превышение которых  предлагалась дополнительная оплата;

     признавалась  важность отбора людей для выполнения соответствующей работы и необходимость  обучения;

     управленческие  функции выделялись в отдельную сферу профессиональной деятельности.

     Научный менеджмент Фредерика  Тейлора

     Ф. Тейлора называют отцом научного менеджмента и родоначальником  всей системы научной организации  производства и уже более ста  лет вся современная теория и практика в области научной организации труда использует "тейлоровское" наследие. И это не случайно, что теория управления была основана инженером, досконально знающим технологию промышленного предприятия и на собственном опыте познавшего все особенности взаимоотношений между рабочими и руководителями.

     Широкая известность пришла к Тейлору  после его выступления на слушаниях  в Конгрессе США по изучению цехового управления. Впервые менеджменту  была придана смысловая определенность - он определен Тейлором как "организация производства".

     В основе системы Тейлора лежит  положение о том, что для эффективной  организации работы предприятия  необходимо создать такую систему  управления, при которой бы обеспечивался  максимальный рост производительности труда при наименьших затратах.5

     Эту мысль Тейлор сформулировал так: "Необходимо осуществлять такое руководство предприятием, чтобы исполнитель при наиболее благоприятном использовании всех своих сил, мог бы в совершенстве исполнить ту работу, которая соответствует наивысшей производительности, предоставляемого ему оборудования".6

     Тейлор предположил, что проблема, прежде всего, связана с недостатком практики управления. Предмет его исследований было положение рабочих в системе машинного производства. Тейлор поставил перед собой цель выявить принципы, позволяющие максимально извлечь "пользу" от любого физического труда, движения. И на основе анализа статистических данных им была обоснованна необходимость замены господствующей в то время системы общего руководства управления той, которая основана на повсеместном использовании специалистов узкого профиля.

     Среди важнейших принципов научной  организации труда Тейлора выделяются такие, как специализация работы и распределение ответственности  между рабочими и управляющими. Эти  принципы легли в основу проповедуемой Тейлором функциональной структуры организации, которая должна была сменить господствовавшую тогда линейную структуру.

     Находясь  под влиянием идей Адама Смита  относительно разбиения работы на простейшие задачи и поручения каждой из них низко квалифицированному специалисту, Тейлор стремился собрать единую команду и, тем самым, он в максимальной степени снижал издержки и повышал производительность труда.7

     Он, одним из первых, применил в системе  оплаты труда точный расчет (взамен интуиции) и ввел систему дифференцированной заработной платы. Он полагал, что в основе научной организации деятельности предприятия лежит пробуждение инициативы работников, и что для резкого повышения производительности труда необходимо изучать психологию наемных работников и администрация должна перейти от конфронтации с ними к сотрудничеству.

     Большинство людей в эпоху зарождения капитализма  полагали, что основные интересы предпринимателей и рабочих противоположны. Тейлор, напротив, в качестве основной своей предпосылки, исходил из твердого убеждения в том, что истинные интересы тех и других совпадают, так как "благосостояние для предпринимателя не может иметь места в течение долгого ряда лет, если оно не сопровождается благосостоянием занятых в его предприятии рабочих".8

     Система сдельной работы, введенная еще задолго  до Тейлора, поощряла побудительные  мотивы и инициативу тем, что оплачивала выпуск продукции. Такие системы  полностью провалилась до Тейлора, так как стандарты были плохо установлены, а работодатели урезали зарплату рабочим, как только те начинали зарабатывать больше. Рабочие ради защиты своих интересов скрывали новые более прогрессивные методы и приемы работы и совершенствования.

     Помня о прошлом опыте урезания зарплаты при превышении определенного уровня, рабочие пришли к соглашению относительно производительности и заработка. Тейлор не порицал этих людей и даже симпатизировал им, так как чувствовал, что это были ошибки системы.

     Первые  попытки изменить систему натолкнулись на противодействие рабочих. Он пытался убедить, что они могут сделать больше. Тейлор начал с объяснения токарям того, как можно получить больше продукции с меньшими затратами благодаря его новым методам работы. Но он потерпел с неудачу, т.к они отказывались следовать его инструкциям. Он решился на более крупные изменения норм труда и оплаты: теперь они должны были работать лучше за ту же цену. Люди ответили порчей и остановкой машин. На что Тейлор ответил системой штрафов (доходы от штрафов шли в пользу рабочих). Тейлор не выиграл в битве со станочниками, но извлек из борьбы полезный урок. Он больше никогда не будет использовать систему штрафов и позже создаст строгие правила против урезания зарплаты. Тейлор пришел к выводу о том, что для предотвращения таких неприятных стычек между рабочими и управленцами следовало создать новую промышленную схему.

     Он  полагал, что сможет преодолеть отлынивание  тщательным исследованием работы в  целях установления точных норм выработки. Проблема состояла в нахождении полных и справедливых норм для каждого задания. Тейлор решил установить научно, что люди должны делать с оборудованием и материалами. Для этого он начал использовать методы научного поиска данных путем эмпирических исследований. Тейлор, вероятно, и не задумывался о создании некой общей теории, применимой к другим профессиям и отраслям, он просто исходил из необходимости преодолеть вражду и антагонизм рабочих.

Информация о работе Школа научного управления Ф. Тейлора