Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 03:15, реферат
При традиционной системе размещения производительных сил по территории России районы Крайнего Севера были ориентированы на вывоз продукции материально- технического назначения в промышленно развитые регионы европейской и азиатской частей страны, что и определило доминирующее положение отраслей добывающей промышленности. Потребительский рынок этих территорий практически полностью формировался за счет ввоза из других регионов России, поскольку производство предметов потребления было нерентабельно и не получило развития.
1 Север в экономике России…………………………………………………….3
2 Экспортный потенциал Севера России..………………………………….….5
3 Инвестиционная активность………………………………………….…....….8
4 Демография и занятость……………………………………………………...11
5 Проблемы Севера………………………….………………………………....14
Список использованных источников…………………………………………16
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Комсомольский-на-Амуре государственный
технический университет»
Социальный факультет
Кафедра «Социальная работа и
государственное муниципальное управление»
Доклад
по дисциплине «Территориальная организация населения»
Север в экономике России и его проблемы
Студентка группы 9ГУ-1
Преподаватель
2011
Содержание
1 Север в экономике России…………………………………………………….3
2 Экспортный потенциал Севера России..………………………………….….5
3 Инвестиционная активность………………………………………….…..
4 Демография и занятость…………………………………………………….
5 Проблемы Севера………………………….……………………………….
Список использованных источников…………………………………………16
1 Север в экономике России
При традиционной системе размещения производительных сил по территории России районы Крайнего Севера были ориентированы на вывоз продукции материально- технического назначения в промышленно развитые регионы европейской и азиатской частей страны, что и определило доминирующее положение отраслей добывающей промышленности. Потребительский рынок этих территорий практически полностью формировался за счет ввоза из других регионов России, поскольку производство предметов потребления было нерентабельно и не получило развития.
Северные производители поставлены в более сложные условия. Уровень издержек в промышленности Севера на 20-30% выше среднеотраслевого показателя, что обусловливается более высокой долей инвестиционных, материальных и
В условиях реформы с целью преодоления сложившейся ситуации предприятия должны ориентироваться на повышение эффективности использования основных факторов производства, а так же проведение активной политики реструктуризации и диверсификации своей деятельности. Однако, крайне медленная адаптация хозяйствующих субъектов к изменениям экономической конъюнктуры на рынках товаров, капитала и труда, отсутствие перспективной инвестиционной стратегии явились факторами, сдерживающими процессы восстановления экономического роста. Кроме того, в условиях реструктуризации российской экономики усилилась зависимость сырьевых отраслей Севера России от уровня и динамики тарифов на электроэнергию и транспорт. Уровень транспортной составляющей в издержках производства и обращения являются одной из основных проблем завоза продукции в районы Крайнего Севера, развития межрегиональных отношений, внешнеторговой деятельности.
В последние годы доля отраслей добывающей промышленности повысилась практически во всех регионах Севера при резком свертывании производства в отраслях инвестиционного комплекса и в социально-ориентированных отраслях. Это обусловливается, с одной стороны, с сохранением высокой ресурсоемкости отечественного производства, а с другой стороны, с тенденцией интенсивного роста экспорта природного сырья, топливных ресурсов и продуктов их первичной переработки. В этой ситуации существенное повышение темпов внешнеторгового оборота явилось фактором, сдерживающим темпы спада в экономике Севера России.
2 Экспортный потенциал Севера
Основу экспортного производства районов Севера России составляют отрасли топливно-энергетического, металлургического и лесного комплексов, а также рыбная промышленность. Доля экспорта регионов Севера России в общем объеме российского экспорта достаточно устойчиво повышается и в 2007 году составила 13,3%, в экспорте со странами вне СНГ почти 18%..
Следует отметить, что по мере вхождение России в мировое хозяйство усиливается влияние флуктуаций конъюнктуры внешних рынков на динамику и структуру региональ
Динамика и структура экспорта довольно существенно дифференцируется по отдельным регионам и зависит от изменения конъюнктуры на мирового рынка.
Экспорт продукции в Мурманской области достигает почти 57% промышленного производства области представлен главным образом продуктами химической промышленности и цветной металлургии.
Основной статьей экспорта Магаданской области являются рыба и морепродукты и продукция рыбной промышленности, составляющие 69,8% в общем объеме экспорта области, а также черные и цветные металлы - 16,5%. В географической структуре экспорта наибольший удельный вес приходится на Японию (43%), Республику Корея (21%), США (10%).
Внешнеторговый оборот Магаданской области довольно устойчиво повышается за счет повышения доли импорта. В связи с ростом транспортных тарифов и нарушением регулярности завоза продукции, активизировалась деятельность отечественных и зарубежных импортеров. Основной номенклатурой импорта Магаданской области являются: машиностроительная продукция (50%), продовольственные товары (26%), продукция топливно-
Доминирующая роль в экспортном потенциале Севера России устойчиво сохраняется за нефте и газодобывающими регионами. Активизация внешнеэкономической деятельности и устойчивый рост положительного сальдо торгового баланса, позволяет этим территориям комплексно решать и производственные и социальные проблемы. На долю Ханты-Мансийского автономного округа приходится более половины совокупного экспорта Севера России. В 2007 году экспорт продукции Ханты-Мансийского автономного округа составил 5,4 млрд. долл. Заметим, что с разработкой новых месторождений нефти в Сахалинской области, Ненецком автономном округе и в Республике Коми увеличился внешнеторговый оборот этих регионов и повысилось их значение в структуре экспорта Севера России.
Предприятия лесного комплекса Республик Карелия и Коми, а также Архангельская область сохраняют довольно устойчивые позиции на внешнем рынке. Территория этих регионов является основным поставщиком леса и лесной продукции на западноевропейский рынок. Активная политика по совершенствованию технологии производства, расширению номенклатуры и ассортимента конечной продукции, привлечение иностранных инвесторов позволяют отраслевому комплекс
Особое место в структуре экономики Севера России занимает Норильский промышленный район. РАО "Норильский никель" является одной из крупнейших в мире интегрированных добывающих и металлургических компаний. Компании принадлежит одно из крупнейших рудных месторождений, 35% мировых запасов никеля. АО производит 20% мирового выпуска никеля и 42% выпуска металлов платиновой группы. В структуре российской цветной металлургии РАО "Норильский никель" занимает в запасах природных ископаемых по никелю- 90%, кобальту- 77%, меди- 66%, палладию- При сохранении тенденции к сужению внутреннего платежеспособного спроса динамика производства определяется, прежде всего, ускоренным наращиванием объемов экспорта цветных металлов. РАО "Норильский никель" на внутреннем рынке реализует до 30% произведенной продукции, а на внешнем 70%. С активизацией деятельности на внешнем рынке динамика производства все в большей степени зависит от конъюнктуры цен на мировом рын
3 Инвестиционная активность
Кризис в российской экономике сопровождается резким свертыванием масштабов инвестиционных расходов и изменением их структуры в отраслевом, территориальном и воспроизводственном аспектах. Заметим, что несмотря на сложное финансовое положение в стране, доля инвестиционных расходов на развитие Севера России в последние годы поддерживалась на уровне 18-20% от общего объема инвестиций в российскую экономику.
Меньшая глубина спада инвестиций в развитие Севера России определяется специфическими особенностями формирования отраслевой структуры производства и ролью отдельных регионов в национальной экономике. На долю интенсивно развивающихся районов добычи углеводородного сырья в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах приходится более 1/10 инвестиций в основной капитал российской экономики. Высокой инвестиционной привлекательностью отличаются, и нефтегазоносные районы Севера Европейской част
В попытке решить сложнейшую и общую проблему дефицита инвестиций каждый северный регион ищет наиболее адекватные его специфике инструменты. Например, Ханты-Мансийский автономный округ имеет специальный инвестиционный фонд, который реализует локальные и региональные программы развити
Характерной особенностью Севера России является то обстоятельство, что в большинстве случаев крупные промышленные предприятия являются градообразующими и по традиции осуществляют социальные программы по жизнеобеспечению населения. Например, АО "Норильский комбинат" выполняет функции по жизнеобеспечению не только в Норильском промышленном районе, но и на всем Енисейском Севере - Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном
С изменением условий хозяйствования градообразующим предприятиям становится все труднее нести возрастающие непроизводственные расходы. Учитывая рост социальной напряженности в регионах Севера России и значимость большинства социальных программ для населения, и невозможность передачи функций по финансированию их органам исполнительной власти, градообразующие предприятия крайне осторожно подходят к принятию инвестиционных решений и разработке стратегии реструктуризации производств и
Администрацией Мурманской области в целях сохранения градообразующих предприятий и обеспечения жизнедеятельности городов и поселков были подписаны соглашения с рядом ведущих предприятий о сотрудничестве и совместных действиях по обеспечению стабилизации их социально-экономического полож
Удельный вес бюджетных инвестиций в экономику все последние годы систематически снижается. Однако, в таких традиционно депрессивных регионах как Республика Тыва, Чукотский и Корякский автономных округи большая часть инвестиций в основной капитал по-прежнему финансируется из федерального бюджета. В регионах-лидерах, деловая активность сохраняется за счет повышения роли и значения негосударственных источников финансирования инвестиций, в том числе частного российского и иностранного капитала.
Север России, с точки зрения обеспеченности минерально-сырьевыми ресурсами, является инвестицио
В последние годы в наиболее благоприятной ситуации оказываются регионы с высоким уровнем развития экс
Рост спроса на внешнем и внутреннем рынке на продукцию лесопромышленного комплекса выступал фактором, сдерживающим сокращение объемов инвестиций в основной капитал в Республиках Коми и Карелия, а также в Архангельской области, в которых производится почти 40% целлюлозно-бумажной продук
С изменением ситуации на рынке цветных металлов и интенсивным ростом экспорта отмечалось замедление спада инвестиции в Мурманской, Магаданской, Чукотской областей и Республики Саха (Якутия) и повышение инвестиционной привлекательнос
Специалисты Департамента структурно-инновационной политики Министерства экономики РФ отмечают, что иностранные инвестиции в большей мере согласуются с уровнем инвестиционного риска, в то время как российские следуют за инвестиционным потенциалом. Однако, несмотря на сохранение высоких рисков и неблагоприятный инвестиционный климат, объем иностранных инвестиций в экономику Севера, в последние три года имеет тенденцию росту.
В целом, учитывая уникальные запасы минерально-сырьевых, природных и биологических ресурсов, уровень производственно-экономического и инвестиционного потенциала дальнейшее освоение Севера России с точки зрения интересов и перспектив развития национальной экономики не имеет альтернативных решений. Собственно это обстоятельство определяет потенциальную инвестиционную привлекательность Севера России, однако практическое решение проблем формирования благоприятного инвестиционного климата и активизации деятельности лежит в области совершенствование нормативно-
4 Демография и занятость
Второй комплекс проблем, имеющих принципиальное значение для регионов Севера России, связан с механизмами регулирования трудовых ресурсов и социальных гарантий
Территория Севера России характеризуется низкой плотностью заселения и концентрацией основной части населения в ареале градообразующих предприятий, вблизи транспортных магистралей. Ориентация хозяйственного освоения территории Севера России на интенсивное развитие промышленности и строительство сопровождалась повышением доли городского населения. В целом по удельному весу городских жителей в общей численности населения северные регионы занимают одно из первых мест в стране. Необходимо отметить, что на территориях автономных округов и компактного проживания с малочисленных северных народов в силу сохранения национально-культурных и хозяйственных традиций превалирующая часть населения относится к сельским жителям.
Вследствие экономического спада практически для всех регионов Севера типично увеличение доли относительно избыточного населения. Если в 1980-е годы ежегодный миграционный оборот северных территорий превышал два миллиона человек и был устойчиво положительным, то за последние семь лет тенденции кардинально изменились. Отток населения более 10% за период 2000 - 2008гг. отмечен в Камчатской области, Ненецким АО, Мурманской области, Таймырском АО. При этом в регионах Дальнего Востока убыль населения в отдельных регионах достигала 40% (Чукотская АО, Корякская АО). Государственная программа помощи переселенцам в получении жилья в основной зоне расселения и более южных районах охватывает не более 10% пересе
Стихийная миграция затронула, в первую очередь, наиболее трудоспособную и активную часть населения, имеющие наибольшие шансы на трудоустройство в других регионах. Нерегулируемость процесса миграционного оборота выступает фактором, негативно влияющим на процессы реструктуризации и диверсификации производства на отдельных территориях. На миграционный оборот существенное влияние оказывает изменение характеристик демографической структуры и, в частности, быстрый рост удельного веса лиц пенсионного возраста, особенно на Севере Европейской части России. Повышение доли населения в нетрудоспособном возрасте приводит к ускоренному росту социальной нагрузки на федеральный и местные бюджеты на фоне общей тенденции к сокращению доходной базы бюджетов всех ур
Специфика северного рынка труда связана с особенностями размещения и развития производительных сил в регионе. Значительное число рабочих мест прямо или косвенно связаны с добывающим сектором экономики и отраслями по первичной переработке ископаемого и природного сырья. Поскольку большинство предприятий являются градообразующими, то в условиях экономического спада обострились проблемы локальной безработицы
Одной из наиболее острых проблем, определяющих повышенную социальную напряженность в регионах Севера России, является процесс реструктуризации угледобывающей отрасли, предприятий машиностроения и ряда других отраслей промышленности, закрытие нерентабельных градообразующих предприятий. Отсутствие собственных средств у предприятий и ограниченность бюджетов территорий не позволяет нести растущую нагрузку по выполнению социальных гарантий населению и поддержке коммунально-бытовой инфраструктуры северных городов и поселков.
Напряженность на рынке труда усиливается и тем, что территориальная удаленность регионов Севера от зоны Основного расселения, резкое удорожание транспортных тарифов и снижение уровня номинальных и реальных доходов отсекли многих жителей от межрегиональных рынков. Уровень общей и зарегистрированной безработицы в регионах Севера России значительно выше среднего по стране показателя.
Экономика Севера России традиционно отличалась существенно более высоким уровнем федеральной поддержки и расширенной системой предоставление льгот и социальных гарантий занятым в экономике северных территорий. В условиях реформы существенно сократились масштабы и структура государственных расходов на социальные цели, на инвестиции, а также на финансирование завоза продукции в районы Крайнего Севера. Проведение структурной реформы в регионах Севера России в значительной степени затрудняется тем, что региональные органы управления пользуются особым статусом в получении государственных субсидий, льготных кредитов, субсидий на импорт, поддержание низкого уровня цен на отдельные товары производственного назначения и потребительские товары первой необходимости, а также в получении других нерыночных финансовых трансфертов.
Традиционная государственная политика в области социально-трудовых отношений для регионов Севера России, основанная на законах принятых в условиях административно-командных методов управления, полностью утратила регулирующие функции, а новые концепции и механизмы находятся в стадии р
Разработка государственной региональной политики развития Севера России предполагает четкое разграничение функций федеральных и территориальных органов власти и создания механизма регулирования межбюджетных отношений. Это позволит обеспечить необходимую гибкость и динамичность выполнения социальных обязательств перед населением и в полной мере учитывать территориальные особенности. Решение этих проблем лежит в области совершенствования как бюджетного, так и трудового законодательства.
5 Проблемы Севера
Экономический кризис начала девяностых годов привел к тому, что в районах Севера было ликвидировано значительное число предприятий, прежде всего добывающих отраслей. Соответственно, были закрыты и населенные пункты, где жили работавшие на них граждане. Государство до сих пор переселяет людей из этих закрытых городов и поселков. На самом деле будущее многих северных моногородов, особенно созданных на базе месторождений углеводородного сырья, вызывает большую тревогу. Часть этих месторождений уже вступает в фазу падающей добычи, они иссякают. При этом мы хорошо понимаем, что рассчитывать на возможность перепрофилирования сфер занятости населения северных городов бесперспективно. Решением этой проблемы, на наш взгляд, могло бы быть использование таких городов как базовых для освоения новых районов добычи полезных ископаемых. Безусловно, это сложнейшая комплексная задача, и решать ее должно государство совместно с частным бизнесом, даже, на наш взгляд, в основном за счет частного бизнеса. Нельзя допускать, чтобы после исчерпания месторождений компании уходили с территорий, бросив города и поселки, которые обеспечивали их деятельность. Необходимо повысить ответственность частного бизнеса за настоящее и будущее городов и поселков, в которых они сегодня работают. Особенно в северных районах. Все это означает, что необходима новая поселенческая и градостроительная политика на северных территориях, политика инновационного типа. Силуэты и ее основные параметры реализуются с разной долей эффективности в Республике Саха и прежде всего в проекте «Комплексное развитие Южной Якутии». Ключевым становится понятие «обживания территории», что предполагает и более частные изменения: от использования природных и человеческих ресурсов к их системному воспроизводству, от вывоза почти всего созданного здесь капитала к материализации его значительной части на месте, от моно к полиспециализации на основе
Роль в повышении качества жизни населения Севера должна отводиться органам местного самоуправления. Но для этого они должны иметь и необходимые полномочия, а самое главное — возможности. Понимая это, Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов дважды за период проведения реформы местного самоуправления рассматривал положение в этой сфере в районах Севера на парламентских слушаниях.
Значительная часть северных муниципальных образований не имеет достаточной собственной доходной базы и потенциала для экономического развития и не готова осуществлять весь закрепленный за ними объем полномочий. В то же время они имеют характерные только для северных территорий расходные обязательства, например, связанные с обеспечением продукцией, особенно топливно-энергетическими ресурсами и продовольствием, отдаленных районов с ограниченными сроками завоза грузов при почти круглогодичном отопительном сезоне. Реальное осуществление органами МСУ своих полномочий невозможно без укрепления их финансово‑экономических основ. Наиболее остро стоит вопрос о расширении их собственной доходной базы. К местным налогам в настоящее время отнесены сложно собираемые и незначительные по объемам земельный налог и налог на имущество физических лиц, на долю которых приходится всего от 6 до 19 процентов общей величины доходов местных бюджетов. Это не может обеспечить финансовую самостоятельность муниципальных образований. Все это приводит к тому, что уровень и качество жизни населения большинства северных территорий остаются более низкими, чем в других регионах страны. Во многом по этим причинам за последние два десятилетия из северных районов России выехало около трех миллионов человек. При этом продолжается увеличение доли пенсионеров, неработающих граж