Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:15, курсовая работа
Целью исследования является анализ современных процессов в сфере международной миграции рабочей силы и выработка предложений по дальнейшей модернизации миграционной политики в отношении трудовых мигрантов.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
1. исследовать теоретические основы трудовой миграции;
2. рассмотреть современные аспекты развития процессов миграции рабочей силы в мировом масштабе;
3. выявить текущие тенденции направлений миграционных потоков трудовых ресурсов;
4. проанализировать ситуацию в области реализации миграционной политики в России;
5. сформулировать предложения по дальнейшему совершенствованию ключевых положений миграционной политики.
Среди
всех иммигрантов в 2009 г. около 93% (261,5 тыс.
человек) составляли бывшие жители стран-участников
СНГ, из них почти половина - выходцы из
Украины, Узбекистана и Казахстана (соответственно
45,9 тыс. человек, 42,5 тыс. и 38,8 тыс. человек)
(рис. 2.3.).
Рис. 2.2. Международная миграция, 2000-2009 гг.
Наиболее привлекательными для таких
иммигрантов в 2009 г. стали Сибирский и Дальневосточный
федеральные округа. Среди прибывших из-за
пределов России на постоянное место жительства
в регионы этих округов - 99% выходцы из
стран - участников СНГ.
Рис. 2.3.
Удельный вес иммигрантов из стран-участников
СНГ, 2010 гг., %
Северокавказский и Южный федеральные округа наиболее привлекательны для иммигрантов из дальнего зарубежья, где их доля составляет соответственно 12,6% и 7,8%18. При этом следует учитывать, что существенный поток иммигрантов в эти федеральные округа составляют прибывшие из Грузии, которая в настоящее время не является членом Содружества Независимых Государств (рис. 2.4.).
Учтенная
эмиграция на протяжении двух десятилетий
ежегодно уменьшается. При этом ее структура
по странам предполагаемого проживания
существенно меняется. В начале 1990-х годов
число выбывших в страны - участники СНГ
превышало число выбывших в страны дальнего
зарубежья в 3-5 раз, в 2001-2005 гг. их численность
была практически одинаковой, начиная
с 2006 г. эмигрантов в страны СНГ в 2 раза
больше, чем в другие зарубежные страны.
Рис. 2.4.
Число эмигрантов, 2000-2009 гг., тыс. чел.
Расширение использования иностранной рабочей силы в экономике России как результат включения страны в систему международного рынка труда обусловлено целым рядом факторов.
С
экономической точки зрения причины внешней
трудовой миграции в России можно свести
к двум основным - межстрановым различиям
в уровнях зарплаты и состоянии рынка
труда. Здесь первым важным фактором трудовой
иммиграции в Россию является относительная
привлекательность с точки зрения уровня
жизни, возможности получения более высоких
заработков. Вторым же важным фактором,
определяющим приток трудовых мигрантов,
выступает ситуация на рынке труда, устойчивый
спрос на иностранную рабочую силу в России,
сохраняющие возможности занятости для
иностранцев в формальном и неформальном
секторах экономики.
2.2
Государственное регулирование
трудовой миграции
Основой миграционной политики является регулирование трех фаз миграционного цикла, включая выезд рабочей силы из стран, пребывание за границей и возвращение на родину. На практике это регулирование сводится к соблюдению следующих принципов19:
Российское законодательство, регулирующее труд иностранных работников-мигрантов состоит из:
* Конституция РФ 1993 г., статьи 2, 7, 15, 17, 27, 30, 34, 37, 39, 40, 41, 43, 45, 46, 62
* Трудовой кодекс 2001 г. с изменениями, внесенными несколькими Федеральными законами
* Федеральный закон от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»
* Федеральный закон от 19.04.1991 г. №1032-1 «О занятости населения в РФ» (в ред. от 18.10.2007)
* Федеральный закон от 31.05.2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. От 30.12.2008)
* Федеральный закон от 18.07.2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»
* Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. №683 г. Москва Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации.
Принятием в 2002-2003 гг. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и ФЗ «О гражданстве РФ», внесены чрезвычайно важные для бывших советских граждан поправки в него. Но, главное, как мы уже отметили, была принята Концепция регулирования миграционных процессов в РФ, что свидетельствовало о стремлении определить и обозначить общие приоритеты миграционной политики, утвердить позицию государства в данной области и упорядочить ее нормативно-правовую базу.
Концепция регулирования миграционных процессов представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления деятельности органов государственной власти РФ в области управления миграционными процессами, включает в себя характеристику современной миграционной ситуации, цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов, основные направления деятельности и, конечно, механизм реализации.
Главными целями новой миграционной политики провозглашается обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания РФ20.
В ряду ее основных направлений указываются:
Как
нам представляется, миграционная политика
должна стать сферой активного сотрудничества
между всеми заинтересованными сторонами:
странами происхождения мигрантов, странами
их назначения и транзитными государствами.
Эффективность такого сотрудничества
непосредственно зависит от того, насколько
будут поняты и учтены взаимные интересы.
Нынешние острые вопросы, относящиеся
к миграции, такие как Калининградский
транзит, подчеркивают правильность этой
идеи. Поле, на котором может развиваться
сотрудничество между расширяющимся Европейским
Союзом и его восточными соседями, обширно
и может охватывать различные аспекты
- от технической помощи до линии на постепенное
углубление интеграции в ЕС.
2.3
Международно-правовые основы международной
миграции рабочей силы
Международно-правовые документы, регулирующие процессы миграции рабочей силы между странами внутри интеграционных группировок, как правило, имеют либеральный характер. Однако и здесь имеются свои проблемы. Параграф 52 Римского договора 1957 г. об образовании Общего рынка (вступил в силу в 1968 г.) предоставляет гражданам стран - членов ЕС право поиска работы по всей территории ЕС. Шенгенское соглашение с 1993 г. установило единые визовые правила. Дублинская конвенция 1990 г. установила правила предоставления убежища. В декабре 1989 г. была принята Хартия основных социальных прав рабочих ЕС.
Междунардные правовые нормы по вопросам миграции:
* Всеобщая декларация прав человека, принята в 1948 г.
* Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принят в 1966 г.
* Международная конвенция о защите прав всех работников-мигрантов и членов их семей, принята в 1990 г.
* Конвенция МОТ (пересмотренная) о работниках-мигрантах, принята в 1949 г.
* Конвенция МОТ о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения, принята в 1975 г.
Процессы международной трудовой миграции регулируются как государством, так и международно-правовыми актами. В основе регулирования этого процесса лежат две противоположные тенденции. С одной стороны, следование принципам открытой экономики требует от государства соблюдения принципа свободного перемещения трудовых ресурсов и населения, а с другой - реальная обстановка в стране заставляет применять разного рода запреты и ограничения.
Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., провозглашает свободный выбор места жительства и работы как основополагающее право человека21. Однако реальные условия каждой страны диктуют выработку национальной миграционной политики, включающей комплекс законодательных, организационных и других мер, позволяющих регулировать въезд в страну и выезд из нее. Государственное регулирование экспорта рабочей силы направлено как на защиту прав интересов трудящихся-мигрантов в странах, применяющих иностранную рабочую силу, так и на возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за рубеж.
Российские власти также используют определенные меры для регулирования въезда иностранной рабочей силы в страну. Указом Президента было утверждено Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы22. В нем устанавливался порядок трудовой деятельности работников-иммигрантов на территории России. Это дало государству определенные возможности контроля процесса их привлечения, квотирования количества рабочей силы на уровне субъектов Федерации с учетом состояния региональных рынков труда.
Разрешение на привлечение рабочей силы из-за рубежа может выдаваться российским юридическим лицам, предприятиям с иностранными инвестициями, действующими на территории России, а также отдельным российским, иностранным физическим лицам и лицам без гражданства, проживающим в нашей стране, использующим труд наемных работников в личном хозяйстве. Привлечение рабочей силы из-за рубежа делает весьма актуальной проблему бесконтрольного въезда на территорию России граждан из стран с неразвитой экономикой. Официальная численность этой категории иммигрантов будет составлять ежегодно (в ближайшие годы) около 100 тыс. человек23. Все вышеизложенные соображения характеризуют Россию как активного участника потоков международной миграции, выступая одновременно в качестве страны, посылающей и принимающей мигрантов, а также транзитной страны.
К сожалению, регулирование миграции в рассматриваемых странах отличается низкой эффективностью, что связано с отсутствием четкой концепции миграционной политики, часто происходящими структурными реорганизациями государственных ведомств, занимающихся вопросами миграции, и сменой руководящих лиц, с неповоротливостью и частичной коррумпированностью бюрократического аппарата, отсутствием опытных кадров и нехваткой финансовых средств. Важным дополнительным фактором в этом списке является также недостаточно тесное сотрудничество между правоохранительными органами и миграционными службами государств бывшего СССР и их коллегами из соседних стран, в частности, в борьбе с незаконной миграцией.
Информация о работе Рынок труда в РФ. Трудовая миграция населения в РФ: тенденции и проблемы