Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 12:33, контрольная работа
Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие – будь то родственники или те, с которыми вы вместе работаете, полагают, что вы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была вами неверно сформулирована, либо средства ее достижения были выбраны неудачно, либо вы не смогли правильно оценить сложившуюся ситуацию и обстоятельства вам помешали.
1. Введение………………………………………………………………………3
2. Развитие отечественной конфликтологии………………………..............4-6
- этапы становления конфликтологии в России;………………………....6-9
- вклад наук в формирование отечественной конфликтологии;.............9-21
3. Заключение………………………………………………………………….22
4. Список литературы………………………………………………………....23
Трудовыми конфликтами в 20-е годы занимались специалисты, работающие в области права. Особенностью работ того времени является их прикладной характер. Издавались значительными тиражами законы о порядке разрешения трудовых конфликтов, разъяснения о примирительно – третейском порядке рассмотрения и разрешения конфликтов, сборники задач, различные руководства.
В последующие 30 лет правоведы вообще не обращались к проблеме конфликта. С конца 50-х годов появляются работы, посвященные правовым аспектам международных конфликтов. С начала 70-х годов наблюдается усиление интереса правоведов к проблеме конфликта.
В числе основных проблем, рассматриваемых в этой области науки, можно выделить следующие:
При рассмотрении конфликта как причины преступления или способа преступного поведения можно выделить:
а) работы теоретического характера;
б) криминологическое изучение конфликтных ситуаций в сфере семейно-бытовых отношений;
в)
конфликтное поведение в
г) конфликт норм поведения.
В настоящее время ряд специалистов предпринимают шаги по созданию отрасли конфликтологической науки – юридической конфликтологии.
В психологической литературе по проблеме конфликта выделяются несколько направлений. Первая попытка их систематизации изложена в работе Р.Л. Кричевского и Е.М. Дубовской. Исходя из схемы анализа межличностного конфликта «организационный контекст – совместная реализуемая деятельность – целеполагание – когнитивные процессы», выделяются четыре направления: организационное, деятельностное, мотивационное, когнитивное. Мотивационное направление представлено работами только западных психологов. Удачным является выделение таких направлений, как организационное и деятельностное. Что касается мотивационного и когнитивного, то в отечественной психологии они являются, несмотря на различия, подходами одного направления, которое можно назвать личностным. Личность в нем рассматривается как центральное звено конфликтного взаимодействия.
В психологии сложилась определенная неравномерность в изучении различных видов конфликта. Около 83% работ приходится на изучение межличностных конфликтов. Внутриличностным конфликтам посвящено около 8% публикаций. Психологическая характеристика конфликтов между малыми, средними и большими группами, международных конфликтов представлена в 3–4% работ. Около 5% работ носят методологический и общетеоретический характер.
Кроме того, психологи исследуют конфликты в различных видах человеческой деятельности и сферах отношений:
в трудовых коллективах; в научно-исследовательских коллективах; в деятельности правоохранительных органов; в воинских коллективах; в спорте; в среде осужденных; в педагогической деятельности; конфликтность семейно-брачных отношений; конфликты в дошкольном возрасте; в школьном возрасте; в подростковый период; в молодежных, студенческих группах.
В целом можно утверждать, что в период с 30-х до середины 70-х годов психологические исследования конфликта носили фрагментарный характер. Отсутствовали обобщающие работы, необходимые для формирования методологической и теоретической базы изучения конфликта. Во второй половине 70-х годов появляются работы, в которых предприняты попытки теоретического осмысления накопившегося эмпирического материала. Предложена понятийная схема психологического анализа конфликта. К середине 80-х годов сформировалось три подхода к изучению конфликта: организационный, деятельностный и личностный. На рубеже 80-х – 90-х годов стала осознаваться необходимость междисциплинарного изучения конфликта.
В работах биологического направления конфликт рассматривается как средство выживания в виде конкурентной борьбы, результат биологически предопределенной, генетически заложенной агрессивности. Особенностью работ этого направления является применение исследователями фармакологических средств для регуляции агрессивности животных в разных ситуациях и выявление ее нейрохимических, генетических и физиологических основ.
Пионерами отечественной науки в изучении конфликта наряду с правоведами и психологами являются социологи. В 1924–1929 гг. они активно изучали трудовые конфликты в условиях нэпа. Первой работой явилась брошюра П.О. Гриффина и М.И. Могилевского «Трудовые конфликты и порядок их разрешения». Разнообразие социальных противоречий этого периода предопределило многообразие форм их разрешения. Одной из них выступал конфликт. Это были забастовки, стачки, крестьянские восстания, бунты, погромы и другие формы борьбы за свои права. Социологами изучались преимущественно стачки и трудовые споры. Существовавшие в 20-е годы статистические материалы по трудовым конфликтам были открыты для всего управленческого персонала. Это позволяло анализировать происходящие в сфере труда процессы и принимать своевременные меры по разрешению противоречий.
С 1930 г. социологические исследования трудовых конфликтов и споров прекращаются (рис. 3.10). После того как XVIII съезд партии в 1939 г. сделал вывод о социально-политическом единстве советского общества, его развитие стало рассматриваться как бесконфликтное.
К проблеме конфликта социологи вернулись во второй половине 60-х годов. Однако опубликованных работ было мало. В период 1973–1981 гг. наблюдается повышение интереса социологов к изучению конфликтов в трудовых коллективах. В последующие годы (1982–1988 гг.) количество издаваемых работ уменьшилось: ежегодно в среднем по 5 публикаций. С 1989 г. социологи активно разрабатывают проблему конфликта, ежегодно издаются десятки работ: только в 1993 г. было опубликовано 70 работ.
Исследования идут по нескольким направлениям, основные из них:
а) критика социологических теорий «конфликта поколений»;
б) критика теорий разрешения трудовых конфликтов в капиталистическом обществе.
Проблема конфликта разрабатывалась и в философии, но с недостаточно серьезным подходом. Традиционно советскими философами исследовалась проблема противоречия. Считалось, что в социалистическом обществе есть только неантагонистические противоречия. Такая форма их разрешения, как конфликт, – явление очень редкое и обычно имеет место в виде внутриличностного или межличностного конфликтов, иногда в виде конфликта «личность – группа». В работах, посвященных противоречиям, категория конфликта либо вообще не упоминается, либо ее раскрытию уделено всего несколько страниц.
Философия – пожалуй, единственная наука, где первой публикацией по проблеме конфликта является диссертация, И.Ф. Смольянинова в 1951 г. Затем до 1960 г. публикации отсутствуют.
В начале 60-х годов появляются работы, посвященные философскому анализу конфликта. В этот период наиболее полно подходы философов к проблеме конфликта изложены в выступлении Г.М. Штракса на совещании заведующих кафедр общественных наук вузов РСФСР в 1960 г. Его идеи на протяжении почти тридцати лет были основой изучения конфликта в философии. Конфликт трактовался как микросоциальное явление, характерное для некоторых конфликтных ситуаций, возникающих между отдельными личностями или внутри коллектива. Причины конфликтов отождествлялись с отклонениями от «нормального» хода развития, с пережитками прошлого.
С 60-х до начала 80-х годов для философии было характерно скорее эпизодическое обращение к проблеме конфликта. В 1966, 1967, 1970, 1972, 1975 гг. было опубликовано по одной работе, а в 1963, 1971, 1980 гг. работы не издавались.
Изучение конфликта в философии идет по следующим направлениям:
нравственные конфликты в педагогическом процессе;
причины нравственных конфликтов в трудовых коллективах;
моральные конфликты в воинских коллективах;
профессионально-
Заключение
О развитии отечественной конфликтологии
можно сказать, что интерес исследователей
к этому аспекту науки не исчез и на сегодняшний
день. Для того чтобы развитие практической
конфликтологии в России было перспективным
представления и знания конфликтолога
– практика подвергаются и должны подвергаться
критике и проблематизации со стороны
всех участников конфликта, точно также
как и работы теоретиков.
Проблема социального конфликта всегда была в той или иной степени актуальна для любого общества. Однако в России на всех этапах развития конфликты оказывали не просто заметное, а, как правило, решающее влияние на ее историю. Войны, революции, борьба за власть, борьба за собственность, межличностные и межгрупповые конфликты в организациях, убийства, бытовые и семейные конфликты, самоубийства как способы разрешения внутриличностных конфликтов – основные причины гибели людей в нашей стране. Конфликт был, есть и в обозримом будущем будет решающим фактором, влияющим на безопасность России и её граждан.
Жизнь
доказывает, что конфликт не относится
к тем явлениям, которыми можно
эффективно управлять на основе жизненного
опыта и здравого смысла. А именно так
в основном управляют социальными конфликтами
сегодня руководители разных уровней.
Сколько-нибудь эффективное воздействие
на социальный конфликт может быть оказано
в том случае, когда мы достаточно глубоко
понимаем истинные причины возникновения
конфликта, представляем закономерности
его развития и разрешения. А для этого
нужна помощь науки.
Список
литературы