Разработка управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Ни oдин челoвек, в течение своей жизни не мoжет пропустить прoцесса принятия решении. Поскольку спoсoбность принимать pешения, этo умение, развиваемoе с oпытом, следовательно каждый из нас в течение жизни принимает тысячи pешений.

Содержание

Введение.
Глава 1
1.1 Cущность понятия «управленческие решения».
1.2 Клаccификация управленческих решений.
Глава 2
2.1 Требования, предъявляемые к управленчеcким решениям.
2.2 Технология разработки и принятия управленческих решений.
2.3 Практическое применение управленческих решений.
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

 

 

краткое описание проблемной ситуации и причин ее возникновения;

 

 

описание вероятных последствий возникшей проблемы (при этом считается полезным некоторое преувеличение, чтобы необходимость найти решение ощущалась острее);

 

 

анализ опыта решения подобных проблем (если он имеется);

 

 

перечень возможных альтернатив решения проблемы;

 

 

формулировку проблемной ситуации в виде главного вопроса и нескольких дополнительных вопросов.

 

3 этап — генерация идей. Он начинается с того, что ведущий раскрывает содержание проблемной записки и обращает внимание участников экспертной группы на необходимость соблюдения следующих правил поведения:

 

а) высказывания участников обсуждения должны быть четкими и краткими;

 

б) каждый эксперт может выступать несколько раз, но не подряд;

 

в) критика предыдущих выступлений и какие-либо скептические замечания и реплики не допускаются;

 

г) запрещается зачитывать заранее подготовленные выступления.

 

На этом этапе большая роль отводится ведущему, который должен быть хорошим психологом, войти в контакт с аудиторией и пробудить у людей потребность найти решение проблемы, а также создать творческую и непринужденную обстановку в группе. Однако этим роль ведущего почти исчерпывается, т.к. после начала обсуждения проблемы и генерации идей он должен лишь следить за соблюдением участниками правил поведения.

 

Чем больше количество и разнообразие мнений и предложений, тем лучше, т.к. шире охват проблемы и больше вероятность появления ценной идеи. Продолжительность этапа генерации идей (а, собственно, это и есть мозговой штурм) рекомендуется от 20 до 90 минут в зависимости от количества и активности участников.

 

Высказываемые идеи записываются на магнитофон, чтобы не пропустить ни одного ценного предложения и иметь возможности их последующей систематизации.

 

4 этап — систематизация идей. На этом этапе группа анализа проблемы систематизирует полученные от экспертов предложения в следующей последовательности:

 

а) составляется перечень всех высказанных идей;

 

б) каждая идея формулируется в общеупотребительных терминах;

 

в) определяются дублирующие или дополняющие идеи и объединяются в виде одной комплексной идеи;

 

г) определяются признаки, по которым могут быть классифицированы (сгруппированы) идеи;

 

д) по этим признакам производится объединение идей в группы;

 

е) в каждой группе идеи упорядочиваются от более общих к частным.

 

5 этап — деструкция (разрушение) идей. Под «разрушением» понимается специальная процедура оценки идей на практическую реализуемость, когда каждая из них подвергается всесторонней критике, т.е. как бы испытывается на прочность. На этом этапе эксперты — участники мозгового штурма — меняются. Это уже новая группа, сформированная из высококвалифицированных специалистов в области решаемой проблемы, численностью 20—25 человек. Суть этого этапа заключается в том, что каждая из предложенных идей рассматривается с точки зрения препятствий на пути ее осуществления и, в то же время, может быть высказана контр-идея, снимающая эти препятствия или ограничения. Процесс деструкции продолжается до тех пор, пока каждая из идей не будет проанализирована и не подвергнется критике.

 

6 этап — составление перечня практически применимых идей. На этом этапе снова работает группа анализа проблемы. Ее действия осуществляются следующим образом:

 

а) составляется сводная таблица предложенных альтернатив, соответствующих им критических замечаний и опровержений и оценок практической применимости;

 

б) вычеркиваются нереальные, практически не применимые альтернативы решения;

 

в) составляется окончательный список возможных альтернатив.

 

В настоящее время одним из наиболее распространенных методов коллективной экспертной оценки является метод Дельфи.

 

Метод Дельфи. Достоинство данного метода состоит в том, что он позволяет обобщать индивидуальные мнения отдельных экспертов в согласованное групповое мнение. Метод Дельфи характеризуют три специфические особенности:

 

 

анонимность экспертов;

 

 

регулируемая обратная связь;

 

 

статистическая обработка результатов опроса и формирование группового ответа.

 

Анонимность экспертов заключается в том, что в ходе проведения экспертизы участники экспертной группы неизвестны друг другу и их взаимодействие в процессе опроса полностью исключено. Это достигается использованием специальных анкет, а также другими способами индивидуального опроса, например, в режиме диалога с компьютером.

 

Регулируемая обратная связь обеспечивается проведением нескольких туров опроса, результаты которых сообщаются экспертам.

 

Статистическая характеристика группового ответа заключается в том, что группа экспертов рекомендует вариант решения, опирающийся на мнение большинства, т.е. такую альтернативу, которую выбрало бы большинство членов группы.

 

Например, с помощь метода Дельфи проводится экспертиза с целью оценки возможных альтернатив решения некоторой сложной проблемы и выбора наиболее предпочтительной. В этом случае опрос проводится в несколько туров (как правило, — 4), на каждом из которых экспертов информируют о результатах предыдущего и просят обосновать свое мнение, что дает возможность уменьшить разброс индивидуальных оценок. Но это не значит, что эксперт должен соглашаться с чьим-то мнением, он может остаться и при своем. С другой стороны, в результате такой процедуры эксперт может и изменить свою оценку без огласки, не «теряя лица», т.к. опрос анонимный. В каждом туре опроса эксперт дает свою количественную оценку параметрам сравниваемых альтернатив (например, срок реализации или уровень риска) по заранее разработанной шкале. Получают числовой ряд, который обрабатывают следующим образом. Допустим, в результате получено 17 оценок : n1, n2, … , n17 . Все эти оценки располагают в порядке убывания. Средний член такого ряда — n9 — называется медианой. Медиана делит ряд таким образом, что количество оценок с большим и меньшим значением признака одинаково. Затем ряд делят на 4 равные части — квартили. В средних квартилях, соседних с медианой, собраны наиболее предпочтительные альтернативы, которые и принимаются в расчет. Таким образом, медиана служит характеристикой группового ответа, а диапазон квартилей — показателем разброса индивидуальных оценок.

 

Метод сценариев. Суть этого метода — написание экспертами сценариев развития анализируемой ситуации с целью определить тенденции возможного развития и сформировать картину состояний, к которым она может прийти под влиянием тех или иных факторов, в том числе под воздействием определенных управленческих решений или при их отсутствии. Государственный деятель, принимающий ответственное политическое решение, и бизнесмен, выбирающий стратегию развития фирмы, военачальник, анализирующий ход военной операции, и конструктор, закладывающий основы принципиально нового объекта, при разработке принципиально важных решений, как правило, пытаются предугадать возможный сценарий развития событий с тем, чтобы принять решение, приводящее к успеху. Поэтому данный метод широко используется для разработки стратегических решений в различных сферах деятельности: политике, военном деле, экономике и реализуется в двух основных модификациях:

 

 

метод получения согласованного мнения — несколько независимых групп экспертов разрабатывают сценарии возможного развития событий, а затем, с помощью процедуры, используемой в методе Дельфи, вырабатывают согласованный сценарий;

 

 

метод повторяющегося объединения сценариев — эксперты сначала выявляют наиболее важные факторы, влияющие на развитие проблемной ситуации, и по каждому их них разрабатывают соответствующий сценарий, а затем эти сценарии постепенно сближаются, согласовываются друг с другом и в итоге объединяются.

 

Построение сценариев представляет собой творческий процесс, который не укладывается в рамки какой-либо строгой формальной процедуры. В каждом конкретном случае схема процесса складывается в зависимости от объекта прогнозирования, наличия информационных технологий и математических моделей, личных качеств членов экспертной группы и других факторов. Процесс построения сценариев можно представить как выдвижение исследователями различных альтернативных гипотез развития рассматриваемой ситуации и последующую проверку каждой из этих альтернатив на системе моделей. Выдвижение альтернатив — сугубо творческий процесс, в котором неформальные знания, опыт, научная интуиция и интеллект эксперта играют ведущую роль. Информация, генерируемая специалистами, получает затем с помощью моделей количественную оценку. Реализация этой процедуры связана с проблемой перевода качественных понятий в количественные значения параметров системы. Например, как тот или иной политический курс высшего руководства страны выражается в конкретных значениях управляющих параметров, т.е. в распределении государственного бюджета, налоговом законодательстве, значении учетных ставок банковского кредита, размерах импортных и экспортных пошлин и т.п. Строго логических и тем более формальных путей решения этой задачи не существует, хотя иногда удается использовать математические методы оптимизации.

 

Процесс прогнозирования обычно заканчивается составлением итогового документа, в котором содержатся:

 

 

цели и задачи прогноза;

 

 

краткое описание объекта прогнозирования, гипотеза о механизме его функционирования и развития, принятая система допущений и ограничений;

 

 

подробное описание разработанных сценариев и соответствующих им тенденций развития с указанием возможных в будущем проблемных ситуаций;

 

 

рекомендации для принятия решений с подробным описанием возможных последствий реализации каждой из предложенных альтернатив.

 

Метод суда. Этот метод основан на использовании процедуры судебного заседания. При этом одна часть экспертов — сторонники обсуждаемой альтернативы решения — выступают в качестве «защиты», приводя всевозможные доводы в ее пользу, другая — противники — в качестве «обвинения», приводя аргументы против, а третья часть экспертов — «жюри» — выступают в качестве присяжных, оценивая обоснованность аргументов и вынося окончательное решение.

 

Экспертные оценки (даже с учетом процедуры их согласования и статистической обработки) носят, в значительной мере, субъективный характер, поэтому при использовании подобных методов возникает весьма важный вопрос: кого считать экспертом и как выбрать «хорошего» эксперта, или, другими словами, как оценить качества эксперта?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Практическое применение управленческих решений.

 

В Волгограде к празднику дня города один частный предприниматель, владелец сети ресторанов «Ассоль», решает пристроить к некоторым из своих ресторанов летнее кафе и советуется с директорами этих самых ресторанов.

Возникает главная проблема: погода в этот день, так как именно от погоды зависит прибыль.

Если не пристраивать летние террасы, в этом случае прибыль предприятия, за данный период значительно уменьшиться,в тоже время пристройка летних террас влечет за собой дополнительные расходы, которые в случае плохой погоды могут не оправдаться.

 

Для принятия окончательного решения не хватает следующей информации:

 

1. Прогноз погоды в период проведения праздников.

 

2.Финансовые результаты при различных вариантах.

 

Чтобы принять окончательное решение, предприниматель даёт задание своим бухгалтерам подсчитать доход за дни мероприятий ,по данным Гидрометцентра.

 

 

 

 

 

 

Полученные данные сведем в таблицу :

 

Погода

%

Доход с летней пристройкой (тыс.р.)

Доход без летней пристройки (тыс.р.)

Солнечно

70

80 000

55 000

Дождь

30

25 000

45 000

 

 

 

Как мы видим, доходы при дожде уменьшаются при любом решении. Следовательно, строить летние террасы  нецелесообразно.

Но по статистическим данным, дожди в этом городе маловероятны. Значит,  летние пристройки  нужны.

Для выбора варианта мы используем теорию вероятности.

 

В первом случае:

Мы получаем 80 000 тыс. в 70% случаев (когда будет солнце) и 25 000 тыс. в 30% случаев (при дожде), значит в среднем:

 

80 000*0,7+25 000*0,3=56 000+7 500=63 500.

 

Для второго случая:

55 000*0,7+45 000*0,3=38 500+13 500=52 000.

Далее можно сделать вывод что летние террасы необходимы.

 

Заключение.

 

 

Пoдводя итог, сделаем следующие выводы:

 

1. Решение – этo альтернатива. Необходимость принятия решений обусловливается сознательным и целенаправленным характером деятельности человека, возникающим на всех этапах процесса управления.

 

2. Принятие решений в организации имеет множество oтличий oт выбора oтдельного человека, пoтoму как является не индивидуальным, а группoвым прoцессoм.

 

3. На хаpактеp пpинимаемых pешений большое влияние оказывает степень полноты и верной информации, которой владеет менеджер. В зависимости от этого, решения принимаются в условиях определенноcти и риска или неопределенности.

 

4. Комплексный характерkпроблем нашего,coвременного менеджмента, требует комплексного, всестороннего анализа, т.е. участия специалистов, это приводит к расширению коллегиальных фoрм принятия решения.

 

5. Принятие решения – это не одномоментный акт, это результат процесса, имеющий определенную прoдолжительность,структуру. Процесс решения - циклическая поcледовательность действий субъекта управления, действия эти направлены на разрешение прoблем в данной организации и заключающихся в анализе самой cитуации и генерации альтернативы.

На предприятии общеcтвенногo питания день изо дня приходится принимать разного рода  решения, повседневные или неожиданные проблемы, хороший руководитель не должен бояться этих проблем, а изучать и решать их, как на нашем примере. Для более эффективногоpрешения таких проблем надо что бы:

 

- управленец был образoван, начитан, развит и хорошо ориентировался в своей облаcти;

 

- подчиненные работали слаженo и cообща;

 

- в определённых случаях начальник дoлжен советоваться с коллективом подчиненных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 



Информация о работе Разработка управленческих решений