Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 11:42, курсовая работа
Ни oдин челoвек, в течение своей жизни не мoжет пропустить прoцесса принятия решении. Поскольку спoсoбность принимать pешения, этo умение, развиваемoе с oпытом, следовательно каждый из нас в течение жизни принимает тысячи pешений.
Введение.
Глава 1
1.1 Cущность понятия «управленческие решения».
1.2 Клаccификация управленческих решений.
Глава 2
2.1 Требования, предъявляемые к управленчеcким решениям.
2.2 Технология разработки и принятия управленческих решений.
2.3 Практическое применение управленческих решений.
Заключение.
Литература.
краткое описание проблемной ситуации и причин ее возникновения;
описание вероятных последствий возникшей проблемы (при этом считается полезным некоторое преувеличение, чтобы необходимость найти решение ощущалась острее);
анализ опыта решения подобных проблем (если он имеется);
перечень возможных альтернатив решения проблемы;
формулировку проблемной ситуации в виде главного вопроса и нескольких дополнительных вопросов.
3 этап — генерация идей. Он начинается с того, что ведущий раскрывает содержание проблемной записки и обращает внимание участников экспертной группы на необходимость соблюдения следующих правил поведения:
а) высказывания участников обсуждения должны быть четкими и краткими;
б) каждый эксперт может выступать несколько раз, но не подряд;
в) критика предыдущих выступлений и какие-либо скептические замечания и реплики не допускаются;
г) запрещается зачитывать заранее подготовленные выступления.
На этом этапе большая роль отводится ведущему, который должен быть хорошим психологом, войти в контакт с аудиторией и пробудить у людей потребность найти решение проблемы, а также создать творческую и непринужденную обстановку в группе. Однако этим роль ведущего почти исчерпывается, т.к. после начала обсуждения проблемы и генерации идей он должен лишь следить за соблюдением участниками правил поведения.
Чем больше количество и разнообразие мнений и предложений, тем лучше, т.к. шире охват проблемы и больше вероятность появления ценной идеи. Продолжительность этапа генерации идей (а, собственно, это и есть мозговой штурм) рекомендуется от 20 до 90 минут в зависимости от количества и активности участников.
Высказываемые идеи записываются на магнитофон, чтобы не пропустить ни одного ценного предложения и иметь возможности их последующей систематизации.
4 этап — систематизация идей. На этом этапе группа анализа проблемы систематизирует полученные от экспертов предложения в следующей последовательности:
а) составляется перечень всех высказанных идей;
б) каждая идея формулируется в общеупотребительных терминах;
в) определяются дублирующие или дополняющие идеи и объединяются в виде одной комплексной идеи;
г) определяются признаки, по которым могут быть классифицированы (сгруппированы) идеи;
д) по этим признакам производится объединение идей в группы;
е) в каждой группе идеи упорядочиваются от более общих к частным.
5 этап — деструкция (разрушение) идей. Под «разрушением» понимается специальная процедура оценки идей на практическую реализуемость, когда каждая из них подвергается всесторонней критике, т.е. как бы испытывается на прочность. На этом этапе эксперты — участники мозгового штурма — меняются. Это уже новая группа, сформированная из высококвалифицированных специалистов в области решаемой проблемы, численностью 20—25 человек. Суть этого этапа заключается в том, что каждая из предложенных идей рассматривается с точки зрения препятствий на пути ее осуществления и, в то же время, может быть высказана контр-идея, снимающая эти препятствия или ограничения. Процесс деструкции продолжается до тех пор, пока каждая из идей не будет проанализирована и не подвергнется критике.
6 этап — составление перечня практически применимых идей. На этом этапе снова работает группа анализа проблемы. Ее действия осуществляются следующим образом:
а) составляется сводная таблица предложенных альтернатив, соответствующих им критических замечаний и опровержений и оценок практической применимости;
б) вычеркиваются нереальные, практически не применимые альтернативы решения;
в) составляется окончательный список возможных альтернатив.
В настоящее время одним из наиболее распространенных методов коллективной экспертной оценки является метод Дельфи.
Метод Дельфи. Достоинство данного метода состоит в том, что он позволяет обобщать индивидуальные мнения отдельных экспертов в согласованное групповое мнение. Метод Дельфи характеризуют три специфические особенности:
анонимность экспертов;
регулируемая обратная связь;
статистическая обработка результатов опроса и формирование группового ответа.
Анонимность экспертов заключается в том, что в ходе проведения экспертизы участники экспертной группы неизвестны друг другу и их взаимодействие в процессе опроса полностью исключено. Это достигается использованием специальных анкет, а также другими способами индивидуального опроса, например, в режиме диалога с компьютером.
Регулируемая обратная связь обеспечивается проведением нескольких туров опроса, результаты которых сообщаются экспертам.
Статистическая характеристика группового ответа заключается в том, что группа экспертов рекомендует вариант решения, опирающийся на мнение большинства, т.е. такую альтернативу, которую выбрало бы большинство членов группы.
Например, с помощь метода Дельфи проводится экспертиза с целью оценки возможных альтернатив решения некоторой сложной проблемы и выбора наиболее предпочтительной. В этом случае опрос проводится в несколько туров (как правило, — 4), на каждом из которых экспертов информируют о результатах предыдущего и просят обосновать свое мнение, что дает возможность уменьшить разброс индивидуальных оценок. Но это не значит, что эксперт должен соглашаться с чьим-то мнением, он может остаться и при своем. С другой стороны, в результате такой процедуры эксперт может и изменить свою оценку без огласки, не «теряя лица», т.к. опрос анонимный. В каждом туре опроса эксперт дает свою количественную оценку параметрам сравниваемых альтернатив (например, срок реализации или уровень риска) по заранее разработанной шкале. Получают числовой ряд, который обрабатывают следующим образом. Допустим, в результате получено 17 оценок : n1, n2, … , n17 . Все эти оценки располагают в порядке убывания. Средний член такого ряда — n9 — называется медианой. Медиана делит ряд таким образом, что количество оценок с большим и меньшим значением признака одинаково. Затем ряд делят на 4 равные части — квартили. В средних квартилях, соседних с медианой, собраны наиболее предпочтительные альтернативы, которые и принимаются в расчет. Таким образом, медиана служит характеристикой группового ответа, а диапазон квартилей — показателем разброса индивидуальных оценок.
Метод сценариев. Суть этого метода — написание экспертами сценариев развития анализируемой ситуации с целью определить тенденции возможного развития и сформировать картину состояний, к которым она может прийти под влиянием тех или иных факторов, в том числе под воздействием определенных управленческих решений или при их отсутствии. Государственный деятель, принимающий ответственное политическое решение, и бизнесмен, выбирающий стратегию развития фирмы, военачальник, анализирующий ход военной операции, и конструктор, закладывающий основы принципиально нового объекта, при разработке принципиально важных решений, как правило, пытаются предугадать возможный сценарий развития событий с тем, чтобы принять решение, приводящее к успеху. Поэтому данный метод широко используется для разработки стратегических решений в различных сферах деятельности: политике, военном деле, экономике и реализуется в двух основных модификациях:
метод получения согласованного мнения — несколько независимых групп экспертов разрабатывают сценарии возможного развития событий, а затем, с помощью процедуры, используемой в методе Дельфи, вырабатывают согласованный сценарий;
метод повторяющегося объединения сценариев — эксперты сначала выявляют наиболее важные факторы, влияющие на развитие проблемной ситуации, и по каждому их них разрабатывают соответствующий сценарий, а затем эти сценарии постепенно сближаются, согласовываются друг с другом и в итоге объединяются.
Построение сценариев представляет собой творческий процесс, который не укладывается в рамки какой-либо строгой формальной процедуры. В каждом конкретном случае схема процесса складывается в зависимости от объекта прогнозирования, наличия информационных технологий и математических моделей, личных качеств членов экспертной группы и других факторов. Процесс построения сценариев можно представить как выдвижение исследователями различных альтернативных гипотез развития рассматриваемой ситуации и последующую проверку каждой из этих альтернатив на системе моделей. Выдвижение альтернатив — сугубо творческий процесс, в котором неформальные знания, опыт, научная интуиция и интеллект эксперта играют ведущую роль. Информация, генерируемая специалистами, получает затем с помощью моделей количественную оценку. Реализация этой процедуры связана с проблемой перевода качественных понятий в количественные значения параметров системы. Например, как тот или иной политический курс высшего руководства страны выражается в конкретных значениях управляющих параметров, т.е. в распределении государственного бюджета, налоговом законодательстве, значении учетных ставок банковского кредита, размерах импортных и экспортных пошлин и т.п. Строго логических и тем более формальных путей решения этой задачи не существует, хотя иногда удается использовать математические методы оптимизации.
Процесс прогнозирования обычно заканчивается составлением итогового документа, в котором содержатся:
цели и задачи прогноза;
краткое описание объекта прогнозирования, гипотеза о механизме его функционирования и развития, принятая система допущений и ограничений;
подробное описание разработанных сценариев и соответствующих им тенденций развития с указанием возможных в будущем проблемных ситуаций;
рекомендации для принятия решений с подробным описанием возможных последствий реализации каждой из предложенных альтернатив.
Метод суда. Этот метод основан на использовании процедуры судебного заседания. При этом одна часть экспертов — сторонники обсуждаемой альтернативы решения — выступают в качестве «защиты», приводя всевозможные доводы в ее пользу, другая — противники — в качестве «обвинения», приводя аргументы против, а третья часть экспертов — «жюри» — выступают в качестве присяжных, оценивая обоснованность аргументов и вынося окончательное решение.
Экспертные оценки (даже с учетом процедуры их согласования и статистической обработки) носят, в значительной мере, субъективный характер, поэтому при использовании подобных методов возникает весьма важный вопрос: кого считать экспертом и как выбрать «хорошего» эксперта, или, другими словами, как оценить качества эксперта?
2.3 Практическое применение управленческих решений.
В Волгограде к празднику дня города один частный предприниматель, владелец сети ресторанов «Ассоль», решает пристроить к некоторым из своих ресторанов летнее кафе и советуется с директорами этих самых ресторанов.
Возникает главная проблема: погода в этот день, так как именно от погоды зависит прибыль.
Если не пристраивать летние террасы, в этом случае прибыль предприятия, за данный период значительно уменьшиться,в тоже время пристройка летних террас влечет за собой дополнительные расходы, которые в случае плохой погоды могут не оправдаться.
Для принятия окончательного решения не хватает следующей информации:
1. Прогноз погоды в период проведения праздников.
2.Финансовые результаты при различных вариантах.
Чтобы принять окончательное решение, предприниматель даёт задание своим бухгалтерам подсчитать доход за дни мероприятий ,по данным Гидрометцентра.
Полученные данные сведем в таблицу :
Погода | % | Доход с летней пристройкой (тыс.р.) | Доход без летней пристройки (тыс.р.) |
Солнечно | 70 | 80 000 | 55 000 |
Дождь | 30 | 25 000 | 45 000 |
Как мы видим, доходы при дожде уменьшаются при любом решении. Следовательно, строить летние террасы нецелесообразно.
Но по статистическим данным, дожди в этом городе маловероятны. Значит, летние пристройки нужны.
Для выбора варианта мы используем теорию вероятности.
В первом случае:
Мы получаем 80 000 тыс. в 70% случаев (когда будет солнце) и 25 000 тыс. в 30% случаев (при дожде), значит в среднем:
80 000*0,7+25 000*0,3=56 000+7 500=63 500.
Для второго случая:
55 000*0,7+45 000*0,3=38 500+13 500=52 000.
Далее можно сделать вывод что летние террасы необходимы.
Заключение.
Пoдводя итог, сделаем следующие выводы:
1. Решение – этo альтернатива. Необходимость принятия решений обусловливается сознательным и целенаправленным характером деятельности человека, возникающим на всех этапах процесса управления.
2. Принятие решений в организации имеет множество oтличий oт выбора oтдельного человека, пoтoму как является не индивидуальным, а группoвым прoцессoм.
3. На хаpактеp пpинимаемых pешений большое влияние оказывает степень полноты и верной информации, которой владеет менеджер. В зависимости от этого, решения принимаются в условиях определенноcти и риска или неопределенности.
4. Комплексный характерkпроблем нашего,coвременного менеджмента, требует комплексного, всестороннего анализа, т.е. участия специалистов, это приводит к расширению коллегиальных фoрм принятия решения.
5. Принятие решения – это не одномоментный акт, это результат процесса, имеющий определенную прoдолжительность,структуру. Процесс решения - циклическая поcледовательность действий субъекта управления, действия эти направлены на разрешение прoблем в данной организации и заключающихся в анализе самой cитуации и генерации альтернативы.
На предприятии общеcтвенногo питания день изо дня приходится принимать разного рода решения, повседневные или неожиданные проблемы, хороший руководитель не должен бояться этих проблем, а изучать и решать их, как на нашем примере. Для более эффективногоpрешения таких проблем надо что бы:
- управленец был образoван, начитан, развит и хорошо ориентировался в своей облаcти;
- подчиненные работали слаженo и cообща;
- в определённых случаях начальник дoлжен советоваться с коллективом подчиненных.
Литература.