Работа социального педагога в летнем оздоровительном лагере

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:27, реферат

Описание работы

Детские оздоровительные лагеря сегодня являются учреждениями, обеспечивающими получение внешкольного воспитания и обучения. В «Положении об оздоровительном лагере» [4] изложены основные цели учреждения по обеспечению необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения:
- оздоровление детей,
- формирование навыков здорового образа жизни и осознанного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- формирование адаптационных навыков и подготовка жизни в обществе;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
1.1 Особенности функционирования детских оздоровительных лагерей
1.2 Социально-педагогический потенциал детского досуга
II СПЕЦИФИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ
2.1 Социально-педагогические условия эффективности работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях
2.2 Направления работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Робота социального педагога влетнем лагере.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

С активным отдыхом  связана активизация духовных интересов, которые побуждают молодого человека к активным поискам в сфере культуры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность личности, состоящую в систематическом чтении серьезной литературы, посещения музеев, выставок. Если развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств, и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.

Познавательная деятельность приносит непосредственное удовлетворение и имеет самостоятельную ценность для человека. Здесь набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно  не на потребление, а на созидание культурных ценностей - творчество. Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому человеку, и тем более молодому. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования. Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможность творить открывается всем без исключения.

Поскольку отдых позволяет  определить место и роль отдельного человека в социальной системе (социальной группе, коллективе, обществе в целом) в соответствии с его индивидуальными  качествами и особенностями. Все  это и делает отдых социально-педагогическим видом деятельности. Важно, чтобы каждый человек занимался любимым делом и выполнял бы те социальные функции, которые больше всего отвечают его интересам и возможностям. Так же, кроме потребности в активной деятельности, у человека есть потребность в живом созерцании мира и своей внутренней жизни, в поэтическом и философском размышлении.

Этот уровень досуга называют созерцательным. Ему соответствует  общение между близкими по духу людьми.

В содержательном плане  структура досуга в рамках работы летних оздоровительных лагерей включает: общение, спортивно-оздоровительную деятельность, игры, отдых на природе, прогулки, интеллектуально-познавательную деятельность активного (чтение, занятие в кружках, клубах и т. п.) и пассивного характера (посещение выставок, кинотеатров, просмотр телевизора, слушание музыки и т. п.), любительскую деятельность прикладного характера (фотодело, вязание, шитье и т. п.), общественно активную деятельность (уборка прилегающей территории, трудовой десант в помощь пожилым людям и т. п.).

Досуговая деятельность в условиях работы летних оздоровительных лагерей отличается абсолютной добровольностью. Заставить детей заниматься досугом невозможно. Он опирается на принцип удовольствия, чувственную основу приятных ощущений, переживаний, мыслей, удовлетворяет личные интересы и притязания детей. Закон досуговой деятельности - сублимация, т. е. процесс преобразования и переключения энергии эффективных (душевных, страстных, эмоциональных) влечений, волнений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Необходимо спокойно и терпеливо относиться к «первичным» страстям детей и постепенно переводить их в русло социально значимых.

Основные социально-педагогические потенциалы детского досуга:

1) в досуговой деятельности  дети сами предъявляют к себе все воспитательные требования взрослых, что и делает досуг сферой самовоспитания;

2) досуг есть то  личное пространство, где наиболее  полно и ярко раскрываются  естественные потребности в свободе,  независимости;

3) досуг предоставляет  воспитанникам возможность саморазвиваться;

4) досуг удовлетворяет  многие социально-психологические  потребности в реализации интересов,  самопроверке сил, самоутверждении  среди сверстников, признания  собственной личности;

5) в досуге реализуются  притязания в общении.

Содержание досуга детей можно условно подразделить наряд групп.

Первая группа связана  с функцией восстановления различных  сил ребенка (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения  и др.).

Вторая - с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т. п.).

Третья - с развитием  духовных сил и способностей, с  активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная).

Четвертая реализует  потребность в общении (клубная, кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, праздники, диспуты, танцы, вечеринки и т. д.).

Пятая группа связана  с целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (смотры, конкурсы, туристические походы и т. п.).

Следует помнить, что  в сфере детского досуга постоянно  изменяются иерархия и целевая направленность интересов ребят. От этого зависит  выбор досуговой деятельности ребенка.

Досуг детей может  быть:

1) пассивным (зрительский,  слушательский) и активным (деятельностным);

2) организованным (педагогически  целесообразно используемое свободное  время) и стихийным (спонтанно  протекающий процесс использования  свободного времени);

3) контролируемым  и неконтролируемым;

4) коллективным и  индивидуальным;

5) подражательным  и творческим;

6) опережающим (перспективная  изыскательная деятельность) и нормативным  (традиционно сложившиеся модели  досуга).

Устройство досуга в летнем оздоровительном лагере осуществляется в период лагерной смены. Она является основой деятельности лагеря. В этом понятии заключен основной педагогический смысл лагерной жизни, можно даже сказать, что вся жизнедеятельность лагеря фокусируется в лагерной смене . Приезжая в лагерь, дети приезжают на определенную смену. Детские впечатления от лагеря -- это впечатления от конкретной смены, в которой был ребенок. Нередки случаи, когда дети, отдыхавшие в одном лагере, но в разных сменах, оценивали свое пребывание по-разному.

Смена -- это очень  точное название для периодов жизнедеятельности  такой специфической педагогической системы, как детский лагерь, и  такого специфического объединения, как  временный детский коллектив. Почему? Потому что смена в лагере -- это  смена ребенком своего окружения, стиля жизнедеятельности, а порой и изменение себя. Для большинства взрослых смена -- это тоже смена стиля жизни, смена привычных форм и методов работы (по своей сути, каждая смена должна отличаться от другой идеей, делами, оформлением и т. д.). Таким образом, смена в лагере -- определенный период работы лагеря, в течение которого осуществляется полноценный оздоровительно-образовательный процесс и реализуется весь комплекс педагогических задач.

В структуре смены  выделяют периоды (этапы), большинство авторов Шереш Г. Л. [39], Катович Н. К. [17], Тармола Т. Н. [32], Рожков М. И. [28] выделяют 3 этапа лагерной смены, мы рассмотрим более подробно периоды смены на основе разработок [38].

В структуре смены  выделяют пять периодов: подготовительный, организационный, основной, заключительный и постлагерный. Кратко охарактеризуем каждый из периодов смены.

Во время подготовительного  периода проходит эмоциональная  «настройка» ребенка и взрослого  на предстоящую смену. Это время, когда ребенок и педагог определяют для себя, чего они ждут от лагеря и смены. В современных условиях, когда нередко в лагерях проводятся тематические или специализированные смены, такая подготовка очень важна. Это период, когда разрабатывается программа смены. Продолжительность подготовительного периода бывает разной: от пары дней до двух недель. На данном этапе моделируются содержание, основные формы и методы работы, система управления, логика развития смены.

Последнее дело подготовительного  периода одновременно является и первой акцией организационного -- заезд детей.

Организационный период. Это первые 3 -- 4 дня смены -- время  адаптации. Период, когда идет интенсивный  процесс знакомства ребенка с  новым окружением, с предстоящей  деятельностью. Главная задача педагога в организационный период -- помочь ребенку раскрыться, показать свои лучшие качества. Отношения между детьми неустойчивые, нет еще общественного мнения, но уже закладываются нравственно-психологические основы существования данного детского объединения.

Воспитательная работа в организационный период имеет свои цели и задачи.

Цели организационного периода:

1) Раскрыть перспективы  деятельности детей в лагере.

2) Заложить основы  временного детского коллектива, учитывая прошлый опыт детей  и основываясь на традициях лагеря.

Задачи организационного периода:

1) Изучить прошлый  опыт ребят, уровень умений  и навыков их организаторской  деятельности, интересы и увлечения,  ожидания от лагеря.

2) Предъявить единые  педагогические требования к  выполнению режима дня, дисциплины  в лагере.

3) Создать творческую  атмосферу деятельности отряда  и доброжелательные межличностные  отношения.

4) Сформировать органы  детского самоуправления.

5) Спланировать работу  на смену.

В этот период особенно важно найти верный тон, стиль  взаимоотношений взрослых и детей. Для этого необходимо:

-- создание условий  для осознанного принятия детьми, подростками правил, норм, требований  жизнедеятельности в лагере, на  смене; 

-- проведение психолого-педагогической  диагностики интересов, возможностей  и способностей ребят;

-- формирование основ  самоуправления в детском объединении; 

-- реализация совместной  разносторонней деятельности по  определению перспектив жизнедеятельности  детей и подростков в программе  отряда и лагеря.

Взаимодействие отрядной программы с общелагерной можно условно представить следующей схемой: сфера взаимодействия - соблюдение общелагерных законов; участие отряда в делах лагеря; общение с другими отрядами, межотрядные дела; личное «неформальное» общение детей и т.д.

Для осуществления  воспитательной работы в организационный период не просто подбирают разнообразные формы воспитательной работы, а существует определенный порядок, система в их распределении и осуществлении.

Организационная работа в первый день лагерной смены: 

Страница:  1   2   3   4   

Информация о работе Работа социального педагога в летнем оздоровительном лагере