Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:41, курсовая работа
В современных организациях отбор и найм персонала предопределяют успех компании на рынке, поскольку то, какие люди работают в организации, какими навыками и способностями они обладают, влияет на ее конкурентоспособность и потенциал. Столь же важную роль найм и отбор персонала играют в деятельности менеджера по персоналу, являясь неотъемлемой частью программы по управлению человеческими ресурсами. С каждым годом этим функциям придают более осознанное значение. Поэтому на свет рождается все больше соответствующих методов и концепций, приходя на смену царствующим здесь лотерее и воле случая.
На
основе этих оценок были разработаны:
оценочное описание, состоящее из
92 пунктов, базирующихся на личностных
характеристиках, и письменные описания
поведения, связанного с каждым критерием.
Обученные старшие доктора и
медсестры независимо друг от друга
оценили сотрудников, находящихся
в их подчинении и обслуживающих
подконтрольные им палаты. Результаты
показали высокий уровень достоверности
оценки внутренними экспертами, что
позволило предположить, что средство
измерения было практически полезным
и проводило устойчивые измерения
одних и тех же понятий. После
этого, чтобы оценить его
Полученный в результате индекс ориентированности на клиента был впоследствии применен к показателям всех оставшихся сотрудников. Работникам, получившим низкие показатели ориентированности на клиента, рекомендовалось пройти соответствующие обучающие курсы. Позднее это средство измерения использовали во всех процедурах отбора, как для стажеров, так и для персонала. Последующие исследования того, насколько удовлетворял пациентов уровень обслуживания, проведенные через три, шесть, двенадцать и двадцать четыре месяца, показали, что уровень заботы о пациентах постоянно повышался, что соответствовало целям деятельности траста. Используя результаты полученных данных, траст Unicare за определенную плату предложил разработанный тест другим больничным трастам, больницам частного сектора и агентствам медсестер по всей стране, предоставив им возможность инвестировать полученные прибыли в необходимое оборудование, а также всегда сохранять в больнице свободные палаты, предназначенные для тяжелобольных пациентов.
Описанный выше план действий траста Unicare в общих чертах опирается на исследование реального случая, проведенного Хоганом и его коллегами в США, и показывает, что когда психометрические средства измерения разрабатываются с опорой на специфические характеристики, имеющие отношение к работе, их достоверность, связанная с критерием, может находиться на уровне Других процедур отбора, хотя использование таких средств измерения для определения потребностей в обучении представляется спорным. Неудивительно, что психометрические средства измерения, не фокусирующиеся на имеющих отношение к работе характеристиках (общая практики), имеют очень низкую достоверность, связанную с критерием. Широкое использование психометрических тестов для целей отбора при отсутствии их ясной связи с работой вызвало подозрительность, неправильное понимание и споры специалистов в отрасли. Например хорошей иллюстрацией служит использование клинических средств исследования личности типа «чернильного пятна» теста Роршаха (Rorschach) или других тестов, разработанных для разграничения психотических, психопатических и тому подобных состояний на рабочем месте. Понятно, что эти типы тестов не будут полезны для прогнозирования рабочего поведения, если, конечно, не требуется психопат.
Бесконтрольное применение психометрических тестов привело к тому, что Британское психологическое общество (British Psychological Society — BPS) потребовало надлежащего обучения и сертификации профессиональных пользователей тестов. В добавление к BPS многие компании с хорошей репутацией, предоставляющие тесты за определенную плату, организуют обучающие курсы, чтобы помочь непрофессионалам проводить психометрические тестирования в соответствии со стандартами BPS. Любая компания, рассматривающая вопрос об использовании психометрических средств для целей отбора, должна привлечь хорошо обученный персонал.
Профессионалы
по отбору персонала используют два
основных типа психологических тестов:
тесты на познавательные способности
и средства измерения личностных
характеристик. В целом тесты
на познавательные способности оценивают
интеллектуальные способности, упомянутые
в Главе 2, когда речь шла об индивидуальных
различиях в интеллектуальных способностях
человека. Есть множество коммерческих
тестов на познавательные способности,
оценивающих общий интеллект
— g — и его разнообразные
Из всех доступных методов отбора персонала свидетельства, касающиеся тестов на познавательные способности, представлены наиболее широко и убедительно. Множество исследований достоверности, связанной с критерием, тестов на познавательные способности было проведено в Великобритании, США и некоторых других странах. Для их осуществления были привлечены сотни тысяч человек. До конца 70-х годов психологи полагали, что хотя тесты на познавательные способности ценны в определенных ситуациях, возможность их использования с хорошими результатами в любых условиях сомнительна. Большинство исследователей считали: чтобы обеспечить полезность теста на познавательные способности или любой другой процедуры отбора, необходимо провести исследование достоверности, связанной с критерием, с учетом специфики организации. Эта точка зрения базировалась на том, что значения коэффициентов валидности для тестов на познавательные способности во многих исследованиях были различны; зачастую эти различия были довольно значительны. В то время исследователи не осознавали, что главной причиной такого разброса в результатах исследований служили небольшие объемы выборок, которыми они пользовались. На рубеже 80-х годов двое американских исследователей — Джек Хантер (Jack Hunter) и Фрэнк Шмидт (Frank Schmidt) — изменили взгляды психологов на свидетельства о валидности большинства методов отбора, в частности тестов на познавательные способности. В ряде весьма важных статей Шмидт и Хантер (для обзора см. Мёрфи (Murphy), 1988) показали, что когда были сделаны поправки на разнообразные факторы, такие как объем выборки и ограничения в ряде показателей, исследования тестов на познавательные способности дали в высшей степени устойчивые результаты.
Эти результаты довольно ясно продемонстрировали, что тесты на познавательные способности обладали хорошей валидностью в широком спектре условий. Иначе говоря, такие тесты могли использоваться для прогнозирования будущего выполнения работы в большинстве случаев.
По
очевидным причинам этот вывод имеет
весомые последствия для
Еще
одной ситуацией, когда к применению
теста на общие мыслительные способности
стоит подходить с
Довольно
важно проводить различие между
достоверностью теста, связанной с
критерием, и потенциальным
Другими словами, тест считается справедливым, если он одинаково хорошо предсказывает выполнение работы всеми группами. Это представляется абсолютно разумной точкой зрения о справедливости тестов. Свидетельства исследований, которыми мы сегодня располагаем, довольно ясно говорят, что тесты на познавательные способности не дают существенного увеличения ошибок в прогнозировании для какой-либо отдельной группы по сравнению с другими7. К сожалению, гарантия справедливости теста не может гарантировать того, что некоторые группы не будут показывать более низких результатов. Например, тест на чувство пространства, возможно, покажет немного более низкие показатели для кандидатов — женщин, тогда как тест на вербальные способности почти наверняка выявит для них лучшие результаты. Оба теста могут хорошо прогнозировать выполнение некоторых заданий для обеих групп. Выбор меньшего числа кандидатов из каких-либо подгрупп зачастую представляется социально неприемлемым, и роль тестов на познавательные способности в любой отдельной системе отбора персонала должна оцениваться особо в каждом конкретном случае. Несмотря на трудности, связанные с использованием тестов на познавательные способности, во многих ситуациях их выгодно применять и с точки зрения кандидатов, и с точки зрения организаций. Об этом можно узнать из регулярно обновляемого обширного обзора большинства тестов на познавательные способности, принятых в Великобритании в настоящее время8.
В 80-е годы для исследования валидности средств измерения личностных характеристик применялись мета-аналитические методы практически таким же образом, как и при исследовании достоверности, связанной с критерием, тестов на познавательные способности. Результаты исследований средств измерения личностных характеристик оказались гораздо менее позитивными, чем результаты исследований тестов на познавательные способности. Дальнейшие изыскания принесли более позитивные данные, а также привели к важным заключениям, что инструменты измерения личностных характеристик необходимо разрабатывать гораздо тщательнее, чем это предполагалось ранее. В сущности, они продемонстрировали, что надо сообразовывать каждую исследуемую личностную характеристику со специфической рабочей компетентностью, которая, в свою очередь, связана с выполнением работы. Например сознательность (личностная характеристика) относится к склонности ставить цели (рабочая компетентность), связанной с большей продуктивностью (выполнение работы) для типов работ, где работник может действовать по собственному усмотрению.
Самые важные свидетельства, касающиеся средств измерения личности, содержатся в серии мета-аналитических исследований, проведенных в 90-х годах9. Важный вывод этих исследований состоял в том, что когда средства измерения личностных характеристик были сфокусирова-ны, они показывали коэффициенты валидности достойной внимания величины, как было проиллюстрировано на примере траста Unicare.
В важной методологической разработке Тетт и др. доказали: когда в исследованиях использовались a priori гипотезы и анализ содержания работы для идентификации личностных характеристик, коэффициенты валидности были гораздо лучше, чем в том случае, когда эти шаги опускались. Тетт и др. (1991) в своем исследовании воспользовались структурой «Большой Пятерки» и нашли лучшую общую достоверность для Дружелюбия (0,22). Это не вполне соответствовало результатам Бэррика и Маунта, обнаружившим незначительные свидетельства достоверности, связанной с критерием для Дружелюбия, но зато приведшим хорошие результаты для Сознательности и Интеллектуальной гибкости. Робертсон и Киндер (1993) использовали заранее сформулированную гипотезу для исследования достоверности, связанной с критерием, разнообразных характеристик личности, взятых из Профессионального вопросника личностных характеристик (Occupational Personality Questionnaire) — теста, специально разработанного для использования в промышленных условиях. Они обнаружили достоверности, чьи показатели варьировали от 0,09 до 0,30 для таких характеристик, как Адаптивность (0,09), Устойчивость к внешним воздействиям (0.20) и Способности к анализу (0,32).
Из упомянутых исследований, показавших различные Результаты, ясно: на сегодняшний день нет достаточно убедительных свидетельств, чтобы сформулировать определенные выводы о достоверности отдельных личностных характеристик для специальных профессиональных областей. Тем не менее, есть достаточно подтверждений, что продуманное и контролируемое использование тестов на личностные характеристики полезно при отборе персонала.
Например, исследователи показали, что Интеллектуальная гибкость (то есть интеллект, любознательность и широта взглядов) и Экстраверсия (то есть разговорчивость активность, настойчивость) ассоциируются с успехом в обучении во многих несходных видах занятий. Аналогичным образом продавцы, обладающие высоким уровнем Сознательности (то есть трудолюбивые, настойчивые, ориентирующиеся на успех), скорее имеют способность к постановке целей, что, в свою очередь, ассоциируется с более высоким уровнем продаж и более высокими оценками выполнения работы, которые выставят супервайзеры. Более того, и Сознательность и Экстраверсия связаны с выполнением управленческих работ, в особенности с теми, где работник обладает высокой степенью автономии. И наоборот, лица с высокими показателями Дружелюбия (то есть вежливые, великодушные, доверчивые), выполняют работы с высокой степенью автономии менее хорошо, демонстрируя, как соединение ситуационных требований и личностных факторов влияет на выполнение работы. В целом эти исследования установили, что отдельные личностные характеристики связаны с определенными аспектами выполнения работы, продемонстрировав, как важно избежать беспорядочного подхода к тестированию личностных характеристик.