Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:36, курсовая работа
Таким образом, основная цель нашей работы – выяснить, как психологические особенности руководителя современной организации влияют на эффективность ее функционирования. Для достижения этой цели мы будем решать несколько задач:
- рассмотреть теоретические подходы к понятиям «личность» и «личность руководителя»;
- проанализировать психологические закономерности управленческой деятельности;
- изучить влияние психологических характеристик руководителя современной организации на ее эффективность.
Введение
Глава 1. Понятие личности в психологии
1.1. Определение понятия личности
1.2. Структура личности
Глава 2. Личность в управленческих взаимодействиях
2.1. Основные понятия психологического компонента управленческой деятельности
2.2. Психологические закономерности управленческой деятельности
Глава 3. Теоретические подходы к изучению личности руководителя
3.1. Понятие личности руководителя
3.2. Анализ концепций личности руководителя
Глава 4. Психологические особенности личности руководителя современной организации
4.1. Психологические особенности личности руководителя как фактор восприятия его подчинёнными
4.2. Психологические особенности личности руководителя как критерий эффективности деятельности руководителя
Заключение
Список литературы
Заключение
В результате проведенного мини-исследования мы пришли к следующему выводу: личностные психологические особенности руководителя, его пригодность к руководящей работе и психологическая готовность к управлению влияют на эффективность и успешность управленческой деятельности.
Личностные характеристики руководителя непосредственно связаны с его психикой, субъективными качествами, прирожденными, приобретенными или развитыми способностями. Без умения подобрать, подготовить, организовать, заинтересовать и оценить людей, ни одно принятое управленческое решение не достигнет своей цели.
Настоящий руководитель – всегда личность. Он проводит в жизнь собственную политику, независим в суждениях и постоянно находится в творческом поиске. Он не довольствуется достигнутым положением дел в организации. Реально мыслящий руководитель оставляет за собой решение лишь тех вопросов, которые соответствуют его квалификации, опыту и авторитету. При этом он мобилен, контролирует ситуацию и всегда готов к переменам.
Психологические ресурсы руководителя включают систему психологических характеристик (качеств личности), которые устойчиво проявляются не только в стиле поведения руководителя в процессе делового общения, но и в стиле его мышления, в индивидуальных особенностях принятия и реализации решений, поиска управленческих схем и др.
Психологические характеристики включают общие деловые характеристики (компетентность, деловитость, работоспособность и организованность), специфические управленческие характеристики (ответственность, готовность к рискам, системное мышление, лояльность и конформизм), а также дополнительные характеристики, состав которых может зависеть от позиции руководителя в иерархии и от ее особенностей.
Значимость практически всех психологических качеств руководителя возрастает по мере роста объема его прав и ответственности. Личную ответственность, лояльность и конформизм можно считать наиболее значимыми универсальными качествами руководителя, поскольку дефицит именно этих качеств способен нанести наибольший ущерб и иерархии и руководителю.
Самоидентификация представляет собой как непрерывный процесс, сопровождающий управленческую деятельность, начиная от выбора личностью карьеры руководителя до ее завершения. В этом процессе может быть ряд типовых фаз самоидентификации, которые в течение карьеры приходится в той или иной форме проходит большинство руководителей.
Психологические ресурсы формируются в процессе взаимодействия врожденных, приобретенных и внешних факторов. Если личность способна к осознанной управленческой самоидентификации, то процесс формирования ее ресурсов становится управляемым.
Значение самоидентификации возрастает по мере роста позиции руководителя, расширения его прав и ответственности. Способность к устойчивой глубокой самоидентификации, в сочетании с соответствующими природными задатками и благоприятным стечением внешних условий приводит личность к самым верхним позициям самых крупных управленческих иерархий.
Стиль руководства в контексте управления – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации.
Степень, до которой руководитель делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и забота о человеческих отношениях или о выполнении задачи – все отражает стиль руководства.
Список литературы
Агапов В.С. Проблема личности руководителя в отечественной психологии.// “Психология и жизнь”. Сборник научных трудов. Выпуск №1.- М.: МОСУ, РПО, 2000.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Издательство: Питер, 2001.
Берн Э. Что такое человек? / Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Самара, 1996.
Вудкок М., Фрэнсис. Раскрепощенный менеджер. М., 1991.
Галькович Р.С., Набоков В.И. Менеджмент и менеджер, Пермь, 1989.
Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Менеджер: психологические секреты профессии. М.: ЦИТП, 1992.
Ковалев А. Г. Психология личности. - Л.: ЛГУ, 1963.
Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. – М.: «Политиздат», 1984.
Кричевский Р. Л. Если вы руководитель . М., 1993.
Паркинсон С. и др. Искусство управления. – СПб.: Лениздат, 1992.
Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1992.
Психологический словарь/Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. – 2-е изд., - М.: Педагогика-Пресс, 1996.
Станкин М.И. Психология управления. – М.: «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999.
Управление персоналом: Учебник для вузов/Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л. Еремина. – 2 –е изд., перераб. и доп. – М.; ЮНИТИ, 2005.
Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. М.: Высш. школа , 2000.
Щекин Г.В. Практическая психология менеджмента. – К.: Украина, 1994.
41
[1] Берн Э. Что такое человек? / Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Самара, 1996. - с. 46
[2] Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Издательство: Питер, 2001.
[3] Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. – М.: «Политиздат», 1984.
[4] Ковалев А. Г. Психология личности. - Л.: ЛГУ, 1963.
[5] Паркинсон С. и др. Искусство управления. – СПб.: Лениздат, 1992. – с.94
[6] Станкин М.И. Психология управления. – М.: «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. – с.69.
[7] Щекин Г.В. Практическая психология менеджмента. – К.: Украина, 1994. – с.37
[8] Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1992. – с. 158
[9] Галькович Р.С., Набоков В.И. Менеджмент и менеджер, Пермь, 1989. – с.97
[10] Кричевский Р. Л. Если вы. руководитель. М., 1993. – с. 174
[11] Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1992. – с.38
[12] Вудкок М., Фрэнсис. Раскрепощенный менеджер. М., 1991. – с. 126
[13] Там же, с. 149
[14] Кричевский Р. Л. Если вы руководитель. М., 1993. – с. 192
[15] Агапов В.С. Проблема личности руководителя в отечественной психологии.// “Психология и жизнь”. Сборник научных трудов. Выпуск №1.- М.: МОСУ, РПО, 2000. - с.78-85.
[16] Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Менеджер: психологические секреты профессии. М.: ЦИТП, 1992. – с. 168
[17] Психологический словарь/Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. – 2-е изд., - М.: Педагогика-Пресс, 1996.
[18] Управление персоналом: Учебник для вузов/Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л. Еремина. – 2 –е изд., перераб. и доп. – М.; ЮНИТИ, 2005. - с.79.
[19] Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. М.: Высш. школа , 2000. - с.123.
Информация о работе Психологические особенности личности руководителя современной организации