Принципы современной организации по П.Друкеру

Автор: Алексей Васильчиков, 19 Октября 2010 в 16:06, реферат

Описание работы

Питер Фердинанд Друкер (Peter Ferdinand Drucker) является одним из самых известных ученых в области менеджмента и автором многих книг по проблемам управления. Его работы широко известны в мире

Содержание

1. Введение
2. Основные идеи и концепции, разработанные Питером Друкером
2.1. Управление по целям
2.2. Концепция предпринимательского общества
2.3. Общество знани
2.4. Теория бизнеса
2.5. Эффективность
3. Заключение

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 37.58 Кб (Скачать)

      Пользователи  и программисты могут работать  как самостоятельно, так и в  компании. Основное отличие их  деятельности в том, что они  создают продукт собственными  средствами, не используя средства  компании. Возникает справедливый  вопрос: как управлять такими  работниками? Отвечая на этот  вопрос, Друкер рассмотрел три  типа команд: 

·        парный теннис, характеризующийся высокой  взаимозависимостью партнеров, необходимостью увязки их сильных и слабых сторон и отсутствием свободы; 

·        бейсбол, где место и функции  каждого игрока строго определены и  четко сформулированы; 

·        американский футбол со значительно  большей степенью свободы, по ходу игры любой игрок может брать инициативу на себя и выполнять различные  функции.  

    Друкер  считает, что структуру и тип  работы большинства организаций  можно сопоставить с той или  иной категорией спортивных команд  и выбрать соответствующий стиль  работы с персоналом. Друкер также  отмечает, что динамика знаний  четко предписывает менеджерам, что каждая организация должна  строить управление изменениями  по своей собственной системе,  близкой именно этой организации.  С одной стороны, это означает, что каждая организация должна  быть готова к отказу от  всего, что она делает. Менеджеры  должны учиться через определенное  количество времени относительно  каждого процесса, каждого продукта, каждой процедуры и политики  периодически задаваться вопросом: «Если мы этого уже не делаем, следует ли это делать, зная  то, что мы сейчас знаем?» Если  на этот вопрос будет отрицательный  ответ, должен возникнуть следующий  вопрос: «Так что же нам делать  сейчас?» И организация должна  что-то предпринимать именно для  разрешения этой проблемы, а не  призывать к проведению другого  исследования. Организация должна  уметь отказываться от какой-либо  неперспективной и невыгодной  деятельности, а не стараться  пролонгировать жизнь какому-то  успешному на сегодня продукту  производства. Иногда подобная стратегия  приносить большую выгоду, чем  последняя.

     С другой  стороны, святой долг каждой  организации посвятить себя созданию  чего-то нового. Для данной идеи  характерно утверждение того, что  каждое управление в ходе своей  деятельности должно использовать  три основных принципа. Во-первых, процесс, названный японцами кайзен, который предполагает продолжение  усовершенствования продукта компании. Цель кайзена таким образом  усовершенствовать продукт или  услугу, чтобы через два – три  года они смогли стать действительно  отличным (от «отличаться») продуктом  или услугой. Во-вторых, каждая  организация должна учиться использовать свои знания для развития собственного успеха и дальнейшего его применения, а не только почивать на лаврах. В-третьих, каждая организация должна учиться инновационной деятельности как систематическому процессу. Без учета этих трех принципов основанная на знании организация очень скоро изживет себя, потеряв производительную способность и вместе с ней возможность привлекать и удерживать профессиональных работников, обладающих специализированными знаниями, от которых производительность и зависит.

2.4. Теория бизнеса.

 

     Еще  одна концепция, разработанная  Питером Друкером, - концепция теории  бизнеса. Она построена на попытках  ответить на вопрос, что произошло  с известными фирмами в 80-90 годах. Автор проанализировал  причины кризисов крупных корпораций (например, «Дженерал Моторс» и  «ИБМ») и сделал соответствующие  выводы. Для «Дженерал Моторс»  главной проблемой стала утрата  понимания своего рынка, а для  «ИБМ» – своего продукта, то  есть компании не смогли адаптировать  свою теорию бизнеса к современным  условиям. Главной же разработкой  Друкера стали три элемента, из  которых состоит теория бизнеса.  Первый элемент – представление  об окружающей среде организации:  общество и его структура, рынок,  потребитель и технология. Второй  элемент – представление о  специфической (особой) миссии организации.  Третий элемент – представление  о ключевых возможностях компании  или стержневая компетенция –  совокупность возможностей, определяющих  конкурентные преимущества и  необходимых для выполнения миссии  организации. Автор отмечает, что  эти три пункта обманчиво просты. Обычно на выработку четкой, полноценной  и действенной теории бизнеса  уходят годы интенсивной работы, размышлений и экспериментов.  Для достижения успеха организация  должна работать на износ и  развиваться по своему собственному  пути. Чтобы теория бизнеса была  действенной, следует учитывать  четыре важных момента: 

1. Представления  об окружающей среде, миссии  организации и стержневой компетенции  должны соответствовать действительности. То есть необходимо учитывать изменения, происходящие в обществе, его структуре, а соответственно в потребностях и возможностях потребителей, и уже, исходя из этого, каким-то образом развивать и изменять свой бизнес.

2. Представления  об этих трех элементах должны  соответствовать друг другу. Возможно, это было самой сильной стороной  «Дженерал Моторс», определяющей  доминирующее положении компании  в течение десятилетий. В компании  было замечательное сочетание  представления о рынке и об  оптимальном процессе производства. В середине 20-х годов компания  решила, что ей также необходимы  совершенно новые, неизвестные  до сих пор ключевые возможности:  финансовый контроль производственного  процесса и теория распределения  капитала. В результате появились  современный учет издержек и  первый рациональный процесс  распределения капитала.

3. Все сотрудники  организации должны знать и  понимать ее теорию бизнеса. 

     Это  просто осуществить на начальном  этапе деятельности организации.  Однако с постепенным ее становлением  и приходом к успеху все  больше и больше проявляется  тенденция считать теорию бизнеса  чем-то само собой разумеющимся. Затем в работе организации  появляется некая небрежность,  она начинает «срезать углы».  Компания начинает делать то, что кажется подходящим, а отнюдь  не то, что является правильным. Она перестает задумываться, задаваться  вопросами. Она помнит ответы, но забывает задавать вопросы.  Теория бизнеса становится культурой.  Однако культура не является  заменой дисциплины, а теория  бизнеса – это прежде всего  дисциплина.

4. Теория бизнеса  должна постоянно проверяться.  Она не выгравирована на камне.  Она состоит из предположений  о вещах, находящихся в постоянной  динамике, движении – общество, рынки,  потребители, технологии. Таким образом,  сама теория бизнеса должна  предполагать возможность ее  изменения.

2.5. Эффективность.

 

     В 1966 году Питер Друкер выпустил  книгу под названием «Эффективный  управляющий». Интересно то, что  в этой работе ученый выступил  не только в качестве теоретика,  но и в качестве практика, дающего  конкретные советы. Автор пишет,  что эффективности нельзя научить,  но можно и нужно научиться  самому. Он говорит, что управляющие,  которые не в состоянии направить  свою деятельность в эффективное  русло, вряд ли смогут правильно  управлять своими сослуживцами  и подчиненными. Управляющие, не  знающие, как эффективно организовать  собственный трудовой процесс,  показывают дурной пример для  окружающих. Для того, чтобы эффективно  работать, еще недостаточно быть  трудолюбивым, хорошо информированным  или обладать высокими интеллектуальными  способностями. Эффективность –  это нечто самостоятельное и  особенное. Однако для того, чтобы  быть эффективным, совсем не  обязательно иметь особые способности,  склонности или приобретенные  навыки. Эффективность управляющего  выражается в его способности  выполнять определенные – достаточно  простые – задачи. Эффективность  слагается из нескольких практических  компонентов. Друкер выделяет  пять основных элементов для  повышения эффективности труда  работника управления. Во-первых, эффективные  управляющие должны знать, на  что они расходуют свое время.  Умение контролировать свое время  является важнейшим элементом  производительной работы. Этот шаг  носит чисто методический характер: регистрация времени, ведение  контрольных записей с его  замерами. Это заставляет работника  более внимательно взглянуть  на то, куда он тратит свое  время, на свою деятельность  и цели, что в значительной  степени повлияет на уровень  и качество выполняемой работы. Во-вторых, эффективные управляющие  должны концентрироваться на  достижениях, выходящих за рамки  своей организации. Им следует  быть нацеленными не на выполнение  работы как таковой, а на  конечный результат. Хороший управляющий,  прежде чем приступить к выполнению  того или иного задания, задают  себе вопрос: «Каких результатов  я должен достичь?» Сам процесс  работы и ее методы отходят  для него на второй план. Управляющий  приучается анализировать свою  роль в организации и определять  свой вклад в ее деятельность. Ответы на поставленные вопросы  должны вести к повышению требований  к самому себе, к размышлениям  относительно собственных целей и целей организации, а также к определению ценностей. Самое главное, вопросы должны натолкнуть на мысль о необходимости повысить показатели своей работы. Они стимулируют управляющего на принятие на себя большей ответственности и отказ от роли подчиненного лица, для которого хорошо все то, что устраивает начальство. Иными словами, концентрируясь на собственном вкладе, управляющий приучается ориентироваться не на средства как таковые, а на конечные цели. В-третьих, эффективные управляющие должны строить свою деятельность на преимущественных, сильных качествах, как собственных, так и руководителей, коллег и подчиненных, а также обязаны отыскивать положительные моменты в конкретных ситуациях. Нельзя начинать работу с решения нереальных на данный момент задач. Активизация сильных сторон характера находит свое отражение в поведении. Это уважение личности как своей собственной, так и других. Это система ценностей и действий. Но это снова учение в процессе выполнения работы и саморазвитие на практике. Акцентируя сильные качества, управляющий объединяет индивидуальную цель и потребности организации, индивидуальные способности и результаты работы организации, индивидуальные достижения и возможности организации. В-четвертых, эффективные управляющие концентрируют свое внимание на нескольких важнейших участках, в которых исполнение поставленных заданий принесет наиболее ощутимые результаты. Они должны научиться устанавливать приоритетные направления работ и не отклоняться в их выполнении. Пустая трата сил и времени приводит к самым отрицательным результатам. В центре внимания на данном этапе – функциональные показатели управляющего и организации.

     Анализируется  не то, что происходит, а то, что  хочется, чтобы произошло в  окружающих условиях. Развитию в  данном случае подлежит не  информация, а характер: предусмотрительность, уверенность в своих силах,  смелость. Другими словами, здесь  развивается лидерство, основанное  на целеустремленности, решительности  и уверенности. И в-пятых, эффективные  управляющие должны принимать  эффективные решения. А это,  прежде всего вопрос системности,  то есть процесс выполнения  задания должен проходить в  нужной последовательности. Следует  помнить, что эффективное решение  – это всегда суждение, основанное, скорее, на несовпадении мнений, чем на согласованности по  фактам. Чрезмерная поспешность  ведет к принятию неверных  решений. Решений должно быть  немного, но все они должны быть фундаментальными. В принятии решений нужно руководствоваться верной стратегией, а не сиюминутными тактическими соображениями. Автор самое большее внимание уделяет саморазвитию управляющего, играющему огромную роль в его становлении как эффективного работника. Он должен приобрести соответствующие знания и умения. Он должен освоить множество новых для себя навыков по мере смены деятельности. Но любые навыки и знания мало чем помогут руководителю, если он не будет развивать себя под углом зрения эффективности. Саморазвитие управляющего в целях повышения собственной эффективности является центральным звеном в развитии организации. В той мере, в какой управляющие стремятся приносить конкретную пользу, они поднимают функциональный уровень организации, в которой работают. В результате организация не только становится способной на более производительную деятельность, она приобретает возможность выполнять самые различные функции и стремится к самым разным целям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Заключение

   Главным вкладом Питера Друкера в современную теорию менеджмента является то, что он смог собрать и систематизировать знания многих ученых о проблемах управления, выделив его тем самым в отдельную науку. Безусловно, огромную роль играют и собственные разработки ученого, он обладал потрясающим даром формулировать идеи, которые потом становились постулатами менеджмента, связанные с конкретизацией и объяснением процессов, происходящих в организации на пути к совершенствованию ее структуры, производительности и удовлетворению потребностей потребителей. Учитывая то, что сегодня национальные природно-климатические богатства все более утрачивают свое былое значение и для экономического роста, и для культурного развития любой страны, после прочтения работ Друкера начинаешь лучше понимать не

просто важность фактора управления в современном  обществе, но и превращение его  в главный, решающий фактор прогресса  человеческой цивилизации.

    По Друкеру  можно выделить следующие принципы  управление:

1. Управление –  неотъемлемая часть человеческого  бытия. Без него невозможна  никакая совместная деятельность  людей. Управление позволяет сделать  сильные стороны людей эффективными, а слабости – не имеющими  значения.

2. Управление глубоко  вошло в культуру любой страны. И здесь большое значение имеет  обратная связь: воздействие культурных  и исторических традиций на  управление. 

3. Задача управления  – установить в организации  такую систему ясных и простых  целей и ценностей, которая  сделала бы всех работников  союзниками в их достижении. 

4. В задачу управления  также входит: предоставление предприятию  и каждому его работнику возможности  расти и развиваться.  

5. Выполнение работы  каждым сотрудником должно базироваться  на личной ответственности за  порученное дело. Каждый должен  четко представлять свои обязанности  и иметь возможность оценивать  свой личный вклад в общее  дело. 

6. От управления  также зависит контроль за  всеми параметрами деятельности  организации. 

7. Наконец, всегда  нужно помнить, что главный  конечный результат деятельности  предприятия – удовлетворение  потребителя.     
 
 
 
 

                                   
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Список литературы. 

1. Катькало В.С.  Питер Друкер и современный  менеджмент // Вестник 

СПбГУ.1995. Серия 5, вып.3 (№ 19). 

2. Питер Ф.Друкер. Рынок: как выйти в лидеры. Практика  и принципы.

Москва, 1992.  

3. Питер Ф.Друкер. Эффективный управляющий – Москва: BCI, 1994. 

4. Майкл Мескон. Основы  менеджмента. Майкл Мескон, Майкл  Альберт, Франклин Хедоури, Москва, изд. Дело, 1996.

Информация о работе Принципы современной организации по П.Друкеру