Принципы динамического состояния организации: принцип приоритета структуры над функциями, принцип приоритета объекта управления над

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 18:39, лабораторная работа

Описание работы

Всякая организация рассматривается как социальная система, которая реализует себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний. Для решения своих задач она должна включать ряд важных элементов (рис. 1).




Рис. 1. Схема основных элементов организации

Организация как любая материальная система проходит все этапы жизненного цикла или часть их (рис. 2).



Рис.2. Динамика развития материальной системы

Этапы можно объединить в две группы: статическую и динамическую.

Содержание

Введение …………………....……………………………………… 3
1. Общие принципы организации …….......………………………. 4
2. Принципы динамического состояния организации …………... 5
3. Сравнительный анализ принципов действия статической и динамической организации ……………………………………….. 7
Вывод …………………………………………….…………………. 9
Литература …………………………………………………………. 11

Работа содержит 1 файл

романова принципы дин орг.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

Контрольная работа

 

по учебной дисциплине 

основы  теории организации  и принятия управленческих решений

2010 года   

 

(фамилия,  имя, отчество) 

Тема: «Принципы динамического состояния организации:

принцип приоритета структуры  над функциями,

принцип приоритета объекта управления над субъектом». 
 
 

                                      Контрольную работу проверил 

                                                                                     (подпись, инициал имени и фамилия)

 

                                      «___»   _____________  2010 г.                                                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва

2010

 

Содержание:

Принципы  динамического состояния  организации:

принцип приоритета структуры  над функциями,

принцип приоритета объекта  управления над субъектом. 

Введение  …………………....……………………………………… 3   
1. Общие принципы организации …….......………………………. 4
2. Принципы динамического состояния организации …………... 5
3. Сравнительный анализ принципов действия статической и динамической организации ……………………………………….. 7
Вывод …………………………………………….…………………. 9
Литература …………………………………………………………. 11
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      Введение

     Всякая  организация рассматривается как  социальная система, которая реализует  себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний. Для решения  своих задач она должна включать ряд важных элементов (рис. 1). 

     

     Рис. 1. Схема основных элементов организации

     Организация как любая материальная система  проходит все этапы жизненного цикла  или часть их (рис. 2). 

     

     Рис.2. Динамика развития материальной системы

     Этапы можно объединить в две группы: статическую и динамическую.

     Статическая группа (рис. 3) включает: порог нечувствительности и ликвидации (утилизации). Организацию, находящуюся в статической группе, называют статической организацией. В такой организации внутренние и внешние отношения рассматриваются в отрыве от их развития. Это довольно плодотворный метод при подготовке документов, регистрации, физического создания организации, создания, реорганизации и ликвидации организаций. Например, производство и ремонт радиоаппаратуры лучше производить в отключенном от сети состоянии.

     Динамическая  группа включает: внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад и крах. Организацию, находящуюся в динамической группе, называют динамической. В такой организации преобладают координирующие действия (рис. 3).

     

     Рис.3. Соответствие группы организации этапам жизненного цикла 

     Руководителям приходится работать с динамическими  организациями. Для работы с динамическими  организациями разработано несколько  консультационных технологий, например, технология “прорыв”, и ее модификации.

     Рассматриваемые далее принципы входят в состав механизма  реализации законов организации  и законов для организаций. 

     1. Общие принципы организации 

     Принципы  соответствия.

     Принципов соответствия три: соответствия целей  и ресурсов, соответствия распорядительства и подчинения, соответствия эффективности производства и экономичности.

     Принцип соответствия целей  и ресурсов. «Ключевые цели, принятые в компании, должны своевременно обеспечиваться ресурсами».

     Данному принципу соответствует программно-целевая  технология процесса производства и разработки решений.

     Принцип соответствия распорядительства  и подчинения. «У каждого работника должен быть один линейный руководитель и любое количество функциональных при выполнении конкретной порученной работы».

     Принцип соответствия эффективности производства и экономичности. «Для каждой компании должно быть найдено соответствие между эффективностью и затратами. Приоритет должен принадлежать эффективности».

     Эффект  может быть организационным, экономическим, психологическим, правовым, этическим, техническим и социальным. Обычно эффект (результат) сравнивают с результатами в сопоставимых понятиях. 

 

      Принципы оптимальности.

     Принципов оптимальности четыре: принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации  производства и управления, принцип прямоточности, принцип ритмичности, принцип синхронизации (принцип ритмичности).

     Принцип оптимального сочетания  централизации и  децентрализации  производства и управления. «В каждой компании должно быть найдено наилучшее сочетание объемов административных, технологических и патронажных функций производства и управления».

     Потребность человека во власти, самовыражении  и самопроявлении побуждает многих руководителей усиливать централизацию  производства и управления. Данный принцип требует вовремя производить объединение или разъединение компаний или подразделений. Внешними сигналами для проведения этой работы являются снижение спроса на товары, рост затрат на управленческий аппарат, рост незапланированных увольнений персонала.

     Принцип прямоточности. «Производственные и информационные процессы должны идти по кратчайшему пути во избежание дополнительных затрат и искажений».

     Принцип ритмичности. «Производственные и информационные процессы должны идти с заданным уровнем равномерности в течение заданных временных интервалов».

     Ритмичность обеспечивает согласованность производительности труда на различных участках единого  технологического процесса.

     Принцип синхронизации (системный  принцип). «Среди производственных и информационных процессов или подразделений необходимо выделить постоянный или временный центр синхронизации, под режим деятельности которой должны подстраиваться другие процессы или подразделения компании».

     Динамика  рыночных отношений требует достаточной  гибкости в организации бизнес-процессов. Этот принцип способствует реализации другого принципа – «приоритета структур над функциями в действующих компаниях». Вместо того чтобы менять состав структуры, можно ее переориентировать на новые подразделения или процессы. 

     
  1. Принципы  динамического состояния организации.
 

     К ним относятся: принцип приоритета персонала, принцип приоритета структур над функциями и принцип приоритета объекта управления над субъектом.

     Принцип приоритета персонала. «В системе: цель-задача-функция-структура-персонал наивысший приоритет должен иметь персонал, затем структура, функция, задача и цели». Любая компания создается людьми и для людей. Вспомним глобальную цель управления социальными процессами: «Максимальное удовлетворение потребностей и интересов личности и общества». При функционировании компании главное внимание должно уделяться вопросам, связанным с управлением персоналом, стимулированием их деятельности. Человек является основным производителем прибавочного продукта. Поэтому следует формировать структуру, функции, задачи и цели, приемлемые именно для него. В случае возникновения проблем с персоналом, необходимо корректировать цели компании, набор конкретных задач, набор функций с возможным изменением организационной структуры. 

     Принцип приоритета структур над функциями. «Для действующих компаний в системе «функция-структура» наивысший приоритет должна иметь структура».

     В действующих компаниях со временем отлаживаются взаимосвязи между  элементами структуры, лишние постепенно отмирают, а недостающие постепенно появляются. Таким образом, на каждый момент времени в любой компании имеются либо ненужные, либо недостающие в какой-то мере подразделения, которые через какое-то время будут или упразднены, или созданы без столкновений и антагонизмов. Для каждой компании создается уникальная организационная структура, благотворно влияющая на деятельность компании.  Для сохранения этого благополучия имеется очень небольшой диапазон изменения этой структуры в виде ликвидации, расширения или создания отдельных звеньев. Эти изменения вызываются желанием ввести новые или сократить старые функции производства и управления. Широкое изменение функций производства и управления многими руководителями трактуется как большая гибкость системы управления. Однако при превышении этого диапазона компания может не справиться с новыми функциями.

     Пример 1. Президент компании, имеющий функциональную структуру управления, решил все филиалы переподчинить непосредственно себе, так как поступали сигналы о финансовых нарушениях некоторых руководителей подведомственных филиалов. В этой связи структура управления существенно изменилась. Количество непосредственно подчиненных у президента компании существенно выросло и стало выше нормы управляемости. Таким образом, он не смог уделять достаточного внимания своему аппарату управления и филиалам. В результате существенно ухудшились экономические, социальные и технологические показатели деятельности компании.

     Пример 2. Оборонное предприятие по производству танков не получает государственного заказа и простаивает. Руководителю предлагают два варианта плана конверсии: первый — переход на выпуск изделий ширпотреба: ложек, вилок, кроватей и т.д., а второй — переход на выпуск автомобилей для инвалидов. Первый вариант на бумаге более выгоден, однако реально осуществить его будет практически невозможно без полной реорганизации. А на это уйдет много лет. Второй вариант более приемлем и окажется более прибыльным, так как уже существующие звенья и налаженная система коммуникаций при небольших изменениях могут сразу включиться в слаженную работу. Таким образом, у действующей организации небольшой выбор среди новых наборов функций. 

     Принцип приоритета объекта  управления над субъектом. «В действующей компании при замене руководителя или реорганизации подразделений приоритет должен отдаваться коллективу подразделения относительно будущего руководителя».

     Будущие руководители и специалисты подразделений  компаний должны подбираться под  конкретные действующие структурные  подразделения с учетом их совместимости  с коллективом подчиненных. Руководство  компании в первую очередь должно учитывать, что коллектив представляет собой интеллектуальную ценность (нематериальный актив), на формирование которой были затрачены деньги компании. Обычно суммарный технический потенциал сформировавшегося коллектива существенно выше потенциала руководителя. Поэтому новый руководитель не должен уменьшать потенциал коллектива. Кроме того, подчиненные вправе рассчитывать на то, что новый руководитель будет не хуже прежнего. Таким образом, экономические, технологические и социальные мотивы достаточно существенны для реализации данного принципа.

     Например, главный бухгалтер организации  ушел на пенсию. Коллектив бухгалтерии  вправе рассчитывать, что новый руководитель будет не хуже прежнего. Поэтому  задачей руководства будет поиск  либо из состава бухгалтерии, либо со стороны адекватной замены.

Информация о работе Принципы динамического состояния организации: принцип приоритета структуры над функциями, принцип приоритета объекта управления над