Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:01, доклад
Транспорт является обслуживающей отраслью народного хозяйстве и играет огромную роль в хозяйственном, социально-культурном и оборонном строительстве. Его основная задача - своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. От успешной работы транспортных предприятий зависят эффективность промышленного и сельскохозяйственного производства, развитие товарооборота и торговли, состояние обороноспособности страны. К транспорту тесно примыкают дорожное хозяйство, средства геодезии и картографии.
§ 1.
Организационно-правовая
система управления
Транспорт является обслуживающей отраслью народного хозяйстве и играет огромную роль в хозяйственном, социально-культурном и оборонном строительстве. Его основная задача - своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. От успешной работы транспортных предприятий зависят эффективность промышленного и сельскохозяйственного производства, развитие товарооборота и торговли, состояние обороноспособности страны. К транспорту тесно примыкают дорожное хозяйство, средства геодезии и картографии.
Видами единой транспортной системы являются: железнодорожный, морской, внутренний водный, воздушный, автомобильный, городской электрический и промышленный транспорт.
Для большинства видов
транспорта характерна высокая степень
централизации управления, что обусловлено
значением и особенностями
Транспорт - источник повышенной опасности. Поэтому для обеспечения безопасности движения организуется специализированный контроль.
Организация и деятельность
предприятий транспортно-
------------------------------
<*> СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 170.
<**> СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2311.
<***> РГ. 2002. 13 авг.
Особенностью является
и то, что масштаб приватизации
в транспортно-дорожной сфере ограничен.
Это объясняется необходимостью
сохранить государственное
В условиях реформирования
экономики усиливается
Наша страна пока не вполне конкурентна с транспортной точки зрения. Основная беда любого вида транспорта - изношенность основных фондов. Поэтому 5 декабря 2001 г. Правительством утверждена Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" <*>. Программа содержит перечень, характеристики и механизм реализации мероприятий по развитию транспортной системы страны на указанный период, необходимых для ее устойчивой и эффективной работы и предусматривающих согласованное развитие всех видов транспорта общего пользования как составных частей единой транспортной системы.
------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 51.
Ст. 4895.
Российские железные дороги являются ключевым, а в некоторых случаях единственным способом перевозки грузов и передвижения пассажиров. Их протяженность составляет более 200 тыс. км. Системообразующая роль железнодорожного транспорта подтверждается тем, что на его долю приходится около 80% всего грузооборота в России (исключая перевозки трубопроводным транспортом). Тот факт, что железнодорожные перевозки относятся к естественной монополии, предопределяет особые условия развития и функционирования железнодорожного транспорта. Они отражены в Федеральном законе "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10 января 2003 г. <*>.
------------------------------
<*> СЗ РФ. 2003. N 2.
Ст. 169.
В целях снижения совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом и удовлетворения растущего спроса на услуги, оказываемые на железнодорожном транспорте, Постановлением Правительства от 18 мая 2001 г. "О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте" <1> предусмотрены разделение на железнодорожном транспорте функций государственного регулирования и хозяйственного управления, создание единого хозяйствующего субъекта - открытого акционерного общества "Российские железные дороги". Его учредителем, согласно Федеральному закону от 27 февраля 2003 г. "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" <2>, является Российская Федерация. Цели, задачи и виды деятельности этого хозяйствующего субъекта определены его Уставом, утвержденным Постановлением Правительства "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги" от 18 сентября 2003 г. <3>, в которое вошли все железные дороги страны. Хозяйственные функции бывшего МПС России переданы в руки этой компании. Постановлением Правительства от 6 мая 2003 г. утвержден план мероприятий по реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте на 2003 - 2005 годы <4>.
------------------------------
<1> СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2366.
<2> СЗ РФ. 2003. N 9. Ст. 805.
<3> СЗ РФ. 2003. N 39. Ст. 3766.
<4> СЗ РФ. 2003. N 20.
Ст. 1896.
Судоходные водные пути имеют протяженность 93,5 тыс. км и являются важнейшей частью транспортной инфраструктуры государства. По этим путям осуществляются перевозки на всей территории страны. Особенно существенно их значение при доставке грузов в районы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Поэтому Правительством 3 июля 2003 г. одобрена Концепция развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации. В Концепции определены основные направления развития внутреннего водного транспорта, а также цели, задачи и методы государственного регулирования в этой сфере в условиях развития рыночных отношений и структурного реформирования экономики на период до 2015 г. Постановлением Правительства от 1 марта 2004 г. утверждено Положение об установлении и применении тарифов на погрузку и выгрузку и связанные с ними услуги внутреннего водного транспорта <*>.
------------------------------
<*> СЗ РФ. 2004. N 10.
Ст. 869.
В целях обеспечения
экономических интересов
------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 39.
Ст. 3802.
Воздушный транспорт играет немаловажную роль, особенно в перевозках пассажиров. Однако количество российских авиакомпаний сокращается прежде всего из-за неконкурентоспособности отечественной гражданской авиационной техники. Большая часть авиационной техники закупается за границей. Несмотря на резкий спад авиаперевозок и интенсивности полетов, уровень безопасности воздушного движения остается ниже рекомендованного Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) <*>. В связи с этим Постановлением Правительства от 22 февраля 2000 г. была утверждена Концепция модернизации и развития единой системы организации воздушного движения Российской Федерации <**>. В настоящее время регулирование и организация использования воздушного пространства России возложены на Единую систему, состоящую из военной и гражданской подсистем. Указания военных органов Единой системы по вопросам разрешения (запрета) использования воздушного пространства являются обязательными для гражданских органов.
------------------------------
<*> International Civil Aviation Organization - ICAO.
<**> СЗ РФ. 2000. N 9.
Ст. 1034.
15 октября 2001 г.
Правительством утверждена
------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 43.
Ст. 4107.
Острой остается проблема строительства, реконструкции и ремонта существующих автомобильных дорог, замены автомобилей на новые марки. В Федеральной целевой программе "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" главное внимание уделяется созданию многополосных магистралей, являющихся основой автодорожной сети. К 2010 г. основная часть федеральных дорог должна иметь капитальное покрытие, обеспечивающее пропуск современных транспортных средств с высокой нагрузкой и скоростью. Предусматриваются также строительство и реконструкция платных дорог, расширение сети территориальных автомобильных дорог.
Приоритетными задачами
развития транспортно-дорожной инфраструктуры
на ближайшие годы являются: обеспечение
безопасности функционирования транспорта
и снижение его негативного воздействия
на окружающую среду до уровня, соответствующего
международным нормам; формирование
на территории России конкурентоспособных
международных транспортных коридоров
с максимальным использованием географического
положения страны (например, Западная
Европа - Юго-Восточная Азия).
§ 2. Органы управления в сфере
транспорта
и дорожного хозяйства
Министерство транспорта
РФ (Минтранс России), согласно Положению
о нем, утвержденному Постановлением
Правительства от 30 июля 2004 г. <*>,
является федеральным органом
------------------------------
<*> СЗ РФ. 2004. N 32.
Ст. 3342.
Минтранс России осуществляет
руководство и организацию
Минтранс России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального дорожного агентства, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта и Федерального агентства геодезии и картографии.
Осуществляя свои полномочия, Минтранс России самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:
правила перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов;
правила формирования, применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов;
правила государственной
регистрации и государственного
учета гражданских воздушных
судов, морских судов и судов
внутреннего водного
порядок выдачи специальных
разрешений на осуществление международных
автомобильных перевозок
порядок диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях;
положения о капитанах морских и речных портов, лоцманской службе и другие нормативные правовые акты, указанные в Положении о министерстве.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере гражданской авиации, морского (включая морские торговые, специализированные, рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства. Свою деятельность Служба осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы. Положение о ней утверждено Постановлением Правительства от 30 июля 2004 г. <*>.
Информация о работе Организационно-правовая система управления