Организационно-правовая система управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:01, доклад

Описание работы

Транспорт является обслуживающей отраслью народного хозяйстве и играет огромную роль в хозяйственном, социально-культурном и оборонном строительстве. Его основная задача - своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. От успешной работы транспортных предприятий зависят эффективность промышленного и сельскохозяйственного производства, развитие товарооборота и торговли, состояние обороноспособности страны. К транспорту тесно примыкают дорожное хозяйство, средства геодезии и картографии.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 27.97 Кб (Скачать)
 

 

§ 1. Организационно-правовая система управления  

Транспорт является обслуживающей  отраслью народного хозяйстве и играет огромную роль в хозяйственном, социально-культурном и оборонном строительстве. Его основная задача - своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. От успешной работы транспортных предприятий зависят эффективность промышленного и сельскохозяйственного производства, развитие товарооборота и торговли, состояние обороноспособности страны. К транспорту тесно примыкают дорожное хозяйство, средства геодезии и картографии.

Видами единой транспортной системы являются: железнодорожный, морской, внутренний водный, воздушный, автомобильный, городской электрический  и промышленный транспорт.

Для большинства видов  транспорта характерна высокая степень  централизации управления, что обусловлено  значением и особенностями деятельности управляемых объектов. Кроме того, очевидна необходимость создания в  этой сфере объединений, подотраслей для лучшего управления большим количеством обслуживающих предприятий, приближенных к населению.

Транспорт - источник повышенной опасности. Поэтому для  обеспечения безопасности движения организуется специализированный контроль.

Организация и деятельность предприятий транспортно-дорожного  комплекса регулируется особыми  нормативными правовыми актами: Уставом железнодорожного транспорта РФ, утвержденным Федеральным законом от 10 января 2003 г. <*>, Уставом о дисциплине работников морского транспорта, утвержденным Постановлением Правительства от 23 мая 2000 г. <**>, Воздушным кодексом РФ 1997 г., Кодексом торгового мореплавания 1999 г., Кодексом внутреннего водного транспорта РФ 2001 г., Федеральными авиационными правилами полетов в воздушном пространстве Российской Федерации от 31 марта 2002 г. <***>. Определенные группы работников транспорта, главным образом связанные с обслуживанием движения и пассажиров, несут повышенную дисциплинарную ответственность на основании этих и других нормативных правовых актов, действующих на соответствующих видах транспорта.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 170.

<**> СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2311.

<***> РГ. 2002. 13 авг.  

Особенностью является и то, что масштаб приватизации в транспортно-дорожной сфере ограничен. Это объясняется необходимостью сохранить государственное управление стратегически важными объектами. Речь, в частности, идет об атомном  флоте, средствах управления воздушным  движением и взлетно-посадочных полосах аэродромов, о водных путях, автомобильных и железных дорогах, пассажирском городском транспорте.

В условиях реформирования экономики усиливается взаимосвязь  транспорта с развитием других отраслей хозяйства и социальной сферы, которая  не только определяет требования к  транспорту в отношении направлений, объемов и качества перевозок, но и возможности его развития, поскольку  от объемов перевозок зависят  доходы транспортных предприятий, являющиеся в современных условиях основным источником инвестиций. Удешевление  и ускорение грузовых перевозок  стимулируют расширение транспортно-экономических  связей, а удешевление, ускорение  и повышение качества пассажирских сообщений приводят к росту мобильности  населения и улучшению условий  его жизни.

Наша страна пока не вполне конкурентна с транспортной точки зрения. Основная беда любого вида транспорта - изношенность основных фондов. Поэтому 5 декабря 2001 г. Правительством утверждена Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" <*>. Программа содержит перечень, характеристики и механизм реализации мероприятий по развитию транспортной системы страны на указанный период, необходимых для ее устойчивой и эффективной работы и предусматривающих согласованное развитие всех видов транспорта общего пользования как составных частей единой транспортной системы.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4895.  

Российские железные дороги являются ключевым, а в некоторых  случаях единственным способом перевозки  грузов и передвижения пассажиров. Их протяженность составляет более 200 тыс. км. Системообразующая роль железнодорожного транспорта подтверждается тем, что  на его долю приходится около 80% всего  грузооборота в России (исключая перевозки  трубопроводным транспортом). Тот факт, что железнодорожные перевозки  относятся к естественной монополии, предопределяет особые условия развития и функционирования железнодорожного транспорта. Они отражены в Федеральном законе "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10 января 2003 г. <*>.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 169.  

В целях снижения совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки  грузов железнодорожным транспортом  и удовлетворения растущего спроса на услуги, оказываемые на железнодорожном  транспорте, Постановлением Правительства  от 18 мая 2001 г. "О Программе структурной  реформы на железнодорожном транспорте" <1> предусмотрены разделение на железнодорожном транспорте функций  государственного регулирования и  хозяйственного управления, создание единого хозяйствующего субъекта - открытого акционерного общества "Российские железные дороги". Его учредителем, согласно Федеральному закону от 27 февраля 2003 г. "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" <2>, является Российская Федерация. Цели, задачи и виды деятельности этого хозяйствующего субъекта определены его Уставом, утвержденным Постановлением Правительства "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги" от 18 сентября 2003 г. <3>, в которое вошли все железные дороги страны. Хозяйственные функции бывшего МПС России переданы в руки этой компании. Постановлением Правительства от 6 мая 2003 г. утвержден план мероприятий по реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте на 2003 - 2005 годы <4>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2366.

<2> СЗ РФ. 2003. N 9. Ст. 805.

<3> СЗ РФ. 2003. N 39. Ст. 3766.

<4> СЗ РФ. 2003. N 20. Ст. 1896.  

Судоходные водные пути имеют протяженность 93,5 тыс. км и являются важнейшей частью транспортной инфраструктуры государства. По этим путям  осуществляются перевозки на всей территории страны. Особенно существенно их значение при доставке грузов в районы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Поэтому  Правительством 3 июля 2003 г. одобрена Концепция  развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации. В Концепции определены основные направления развития внутреннего водного транспорта, а также цели, задачи и методы государственного регулирования в этой сфере в условиях развития рыночных отношений и структурного реформирования экономики на период до 2015 г. Постановлением Правительства от 1 марта 2004 г. утверждено Положение об установлении и применении тарифов на погрузку и выгрузку и связанные с ними услуги внутреннего водного транспорта <*>.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2004. N 10. Ст. 869.  

В целях обеспечения  экономических интересов государства  в области торгового мореплавания Правительством 25 сентября 2002 г. было принято  Постановление "О совершенствовании  системы государственного управления морскими торговыми и специализированными  портами" <*>. Этим Постановлением за администрациями морских портов закреплено на праве оперативного управления федеральное имущество, необходимое  для выполнения ими функций портовых властей. Поставлена также задача - обеспечить соответствие наших судов  современным требованиям безопасности, которые определены международным  Кодексом по охране судов и портовых сооружений.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2002. N 39. Ст. 3802.  

Воздушный транспорт  играет немаловажную роль, особенно в  перевозках пассажиров. Однако количество российских авиакомпаний сокращается прежде всего из-за неконкурентоспособности отечественной гражданской авиационной техники. Большая часть авиационной техники закупается за границей. Несмотря на резкий спад авиаперевозок и интенсивности полетов, уровень безопасности воздушного движения остается ниже рекомендованного Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) <*>. В связи с этим Постановлением Правительства от 22 февраля 2000 г. была утверждена Концепция модернизации и развития единой системы организации воздушного движения Российской Федерации <**>. В настоящее время регулирование и организация использования воздушного пространства России возложены на Единую систему, состоящую из военной и гражданской подсистем. Указания военных органов Единой системы по вопросам разрешения (запрета) использования воздушного пространства являются обязательными для гражданских органов.

--------------------------------

<*> International Civil Aviation Organization - ICAO.

<**> СЗ РФ. 2000. N 9. Ст. 1034.  

15 октября 2001 г.  Правительством утверждена Федеральная  целевая программа "Развитие  гражданской авиационной техники  России на 2002 - 2010 годы и на период  до 2015 года" <*>. Основными целями  Программы являются: обеспечение  производства предприятиями отечественной  авиационной промышленности гражданской  авиационной техники для удовлетворения  спроса на нее на внутреннем  и внешнем рынках; переоснащение парка воздушных судов для обеспечения пассажирских и грузовых перевозок и авиационных работ; поддержка и развитие научно-технического и производственного потенциала отечественной авиационной промышленности.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2001. N 43. Ст. 4107.  

Острой остается проблема строительства, реконструкции и  ремонта существующих автомобильных  дорог, замены автомобилей на новые  марки. В Федеральной целевой  программе "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" главное  внимание уделяется созданию многополосных  магистралей, являющихся основой автодорожной сети. К 2010 г. основная часть федеральных  дорог должна иметь капитальное  покрытие, обеспечивающее пропуск современных  транспортных средств с высокой нагрузкой и скоростью. Предусматриваются также строительство и реконструкция платных дорог, расширение сети территориальных автомобильных дорог.

Приоритетными задачами развития транспортно-дорожной инфраструктуры на ближайшие годы являются: обеспечение  безопасности функционирования транспорта и снижение его негативного воздействия  на окружающую среду до уровня, соответствующего международным нормам; формирование на территории России конкурентоспособных  международных транспортных коридоров  с максимальным использованием географического  положения страны (например, Западная Европа - Юго-Восточная Азия).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 2. Органы управления в  сфере

транспорта  и дорожного хозяйства  

Министерство транспорта РФ (Минтранс России), согласно Положению  о нем, утвержденному Постановлением Правительства от 30 июля 2004 г. <*>, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции но выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере гражданской авиации, морского (включая морские торговые, специализированные и рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, геодезии и картографии.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3342.  

Минтранс России осуществляет руководство и организацию деятельности Представительства Российской Федерации  при Международной организации  гражданской авиации и Постоянного  представительства Российской Федерации  при Международной морской организации. Оно организует также проведение переговоров и заключение международных  договоров в установленной сфере  деятельности.

Минтранс России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального дорожного агентства, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта и Федерального агентства геодезии и картографии.

Осуществляя свои полномочия, Минтранс России самостоятельно принимает  нормативные правовые акты в установленной  сфере деятельности:

правила перевозок  пассажиров, багажа, груза, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов;

правила формирования, применения тарифов, взимания сборов в  области гражданской авиации, а  также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов;

правила государственной  регистрации и государственного учета гражданских воздушных  судов, морских судов и судов  внутреннего водного транспорта;

порядок выдачи специальных  разрешений на осуществление международных  автомобильных перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов;

порядок диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях;

положения о капитанах  морских и речных портов, лоцманской службе и другие нормативные правовые акты, указанные в Положении о  министерстве.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере гражданской авиации, морского (включая морские торговые, специализированные, рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства. Свою деятельность Служба осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы. Положение о ней утверждено Постановлением Правительства от 30 июля 2004 г. <*>.

Информация о работе Организационно-правовая система управления