Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:04, реферат
Организационная культура - это:
• оказывающая влияние на отдельных сотрудников и иелые группы система принятых в организации:
- ценностей;
- символов;
- убеждений;
- образцов;
- традиций и норм поведения членов организации;
• инструмент делового администрирования.
Основные характеристики организационной культуры…………………..3
Типы и виды организационной структуры………………………………...4
Институт Бизнеса и Права
Дисциплина: Теория организации
Тема: Организационная структура
Выполнила: Воробьёва В.Г.
Группа 6-141
Проверил: Козлов А.В.
2010г.
Содержание
Основные характеристики организационной культуры…………………..3
Типы и виды организационной структуры………………………………...4
1. Организационная культура - это:
• оказывающая влияние на отдельных сотрудников и иелые группы система принятых в организации:
- ценностей;
- символов;
- убеждений;
- образцов;
- традиций и норм поведения членов организации;
• инструмент делового администрирования.
Организационная культура выполняет следующие функции:
• социально-экономическую;
• ориентирующую;
• имиджелогическую;
• нормативно-регулирующую;
• защитную и др.
Организационная культура оказывает огромное влияние:
• на производственные показатели деятельности и долгосрочную эффективность организации;
• отдельных работников, например на их моральные качества, преданность идеям организации,
• производительность труда;
• состояние физического здоровья и эмоциональную устойчивость наемных работников.
Этим объясняется необходимость управления организационной культурой.
2. К элементам организационной культуры относят:
• систему ценностей организации,
• управленческие знания, умения и навыки;
• церемонии и ритуалы,
• уровни культуры, состоящие:
- из стиля управления - применяемой руководителем устойчивой системы средств, методов и форм взаимодействия с коллективом организации, которая направлена на выполнение миссии организации. Определяется объективными и субъективными условиями ее функционирования;
- структуры управления (культурной сети организации) - логически построенной взаимосвязи элементов и уровней управления, позволяющей наиболее эффективно достигать целей организации.
Формы существования организационной культуры могут быть различными и включать в себя организацию:
• управленческого воздействия;
• работы с информацией и ее носителями;
• личной работы и рабочего места.
3. Модель формирования организационной культуры строится на основе ее основных элементов и может быть представлена следующей последовательностью:
• рынок и общество оказывают влияние на организацию, что является основополагающим для ее организационной культуры,
• организационная культура проявляется через представления ее сотрудников о ценностях,
• на основе принятых в организации ценностей выводятся нормы и правила поведения сотрудников организации;
• исходя из сформированных норм и правил поведения строится уже конкретное поведение работников как внутри организации, так и за ее пределами.
Рассматривая приведенную модель, можно сделать вывод о том, что на формирование организационной культуры оказывают влияние различные факторы, которые можно условно разделить на 2 группы:
• внутренние, в число которых входят:
- миссия и цели организации;
- стратегия организации;
- характер и содержание работ;
- личность руководителя;
- квалификация, уровень образования и общий уровень развития сотрудников и т. д.;
• внешние:
- общие экономические условия;
- национальные особенности;
- классовые, этнические и расовые различия;
- деловая среда в целом и в конкретной отрасли и т. д.
Типы и виды организационной структуры
Организационная культура может быть классифицирована по целому ряду признаков. По охвату культура может быть разделена на доминирующую и субкультуру. Доминирующей является культура организации в целом, а субкультурой называется культура отдельной малой группы – элемента организации.
По степени формирования различают сильную и слабую культуру. Сильная культура характеризуется полностью сформированной системой ценностей, которая чётко определена, активно поддерживается и имеет широкое распространение. Чем больше членов организации разделяют эти ценности, признают их важность и привержены им, тем сильнее культура. Слабая культура характеризуется плохо сформированной и нечёткой системой ценностей или частой их сменой (заменой). Слабая культура, в первую очередь, свойственна молодым или реорганизованным фирмам, но может существовать и в компании имеющей значительный опыт работы, если в них отсутствует система поддержки и защиты культуры.
Наибольшую важность и интерес представляет квалификация организационной культуры по самой системе ценностей, используемая в так называемом методе OCAI. В связи с отсутствием масштабных исследований России эти типы будут рассмотрены на примере американских фирм.
Выделяют четыре основных типа организационной культуры.
• иерархическую;
• рыночную;
• клановую;
• адхократическую.
Рассмотрим каждую из них более подробно.
Иерархическая культура предполагает (по М. Веберу), что:
• место работы должно быть четко формализованным и структурированным. Все, что обязаны делать сотрудники, прописано процедурами и правилами,
• наиболее эффективными являются руководители-координаторы и организаторы, благодаря которым поддерживается непрерывность, ритмичность деятельности организации;
• основной упор необходимо делать на поддержании стабильности, устойчивости, планируемого уровня рентабельности, надежности и прогнозируемости дальнейшего развития организации в долгосрочной перспективе;
• продвижение по карьерной лестнице четко регламентировано и отличается последовательностью, что исключает пропуск некоторых должностей в иерархии.
Данный тип культуры был ответом на требования промышленной революции и служил достаточно эффективным способом достижения целей организации, суть которых состояла в том, чтобы продуктивно и массово производить товары и услуги, как правило, однообразные, во все более усложняющемся обществе.
М. Вебер определил 7 характеристик, соответствие которым давало организации возможность добиваться успехов. Среди них:
• наличие четких правил и процедур;
• специализация;
• система отбора по оценкам;
• иерархия;
• раздельная собственность;
• обезличивание;
• учет.
Эти характеристики в сочетании с четким разграничением полномочий, стандартизацией, унификацией и методами контроля являются непременными атрибутами идеальной формы организации по М Веберу, - бюрократии (или иерархии).
Рыночная культура (по работам О. Уильямсона, Б. Оучи):
• ориентируется на рыночный характер организации, которая в своем функционировании руководствуется внешними воздействиями на нее, а не влиянием внутренней среды. Поэтому главными категориями деятельности становятся:
- операции (транзакции, обмены, продажи и т. д.), проводимые с клиентами с целью достижения конкурентного преимущества;
- прибыльность и итоговые финансовые и другие результаты деятельности;
- доля рынка;
- лояльность потребителей;
• ориентирована на конкурентоспособность, продуктивность, лидерство на рынке;
• отличается жестким подходом к конкурентам, что подразумевает использование широкой гаммы методов (например, ценовой дискриминации для борьбы с ними);
• учитывает обстоятельства, касающиеся:
- внешнего окружения;
- потребителей;
- целей организации
- главной задачи управления.
Внешнее окружение организации - отличается враждебностью, а не благожелательностью к ней и поэтому обусловливает применение агрессивной стратегии.
Потребители - крайне разборчивы, но они все же заинтересованы в приобретении товаров и услуг организации.
Цели организации в бизнесе - позиционирование себя и своего продукта на рынке, в отрасли и усиление конкурентных преимуществ.
Главная задача управления - связана с достижением целей организации, получением высоких прибылей и результатов при высоком уровне производительности.
Наиболее эффективными в рыночных культурах являются руководители, требовательные к своим сотрудникам и беспощадные к конкурентам, которым по силам объединять усилия для победы.
Клановая культура - тип организационной культуры, которым обладают организации семейного типа.
Наиболее ярким примером таких организаций являются компании в Японии, которым присуши:
• коллективно разделяемые ценности и цели;
• сплоченность и соучастие;
• индивидуальность и "чувство локтя".
В силу этих черт данные организации больше похожи на семьи. В них распространена бригадная форма работа, различные программы вовлечения работников в бизнес и корпоративные обязательства перед ними. Правила и процедуры иерархической культуры и жесткая конкурентная продуктивность рыночных культур уступают место дружеской атмосфере клановых культур. Руководители в них играют роль воспитателей и родителей.
Широко используются кружки качества, которые поощряют сотрудников высказывать предложения по совершенствованию собственной работы и повышению результативных показателей. Отношения строятся на доверии, почтении и уважении, так как сотрудники уверены в долгосрочной выгоде от совершенствования личности и заботе со стороны организации, а это, в свою очередь, формирует здоровый моральный климат.
Основа идеологии, которую исповедует клановая культура, складывается из следующих допущений:
• влияние внешней среды можно значительно уменьшить, задействовав внутренние ресурсы самой организации (например, используя бригадную форму работы и заботясь о повышении квалификации своих сотрудников);
• потребителей имеет смысл воспринимать как партнеров, настраиваясь на дальнейшее сотрудничество с ними;
• "организация действует в бизнесе, создающем для рабочего гуманное внешнее окружение";
• главная цель управления заключается в делегировании полномочий наемным работникам и создании благоприятных условий их участия в деятельности организации на основе преданности общему делу и организации.
Адхократия (от лат. "ad hoc" - по случаю) - означает некую временную, специализированную и динамическую организационную единицу, главная цель которой - обеспечивать гибкость, ускорять адаптивность и творческий подход в решении проблем организации.
Базисные положения адхократической культуры:
• новаторство, инновационность, опережающую время, - это ключ к успеху организации;
• организация участвует в разработке новых продуктов, совершенствовании услуг и внедрении новых открытий;
• главная задача управления сводится к стимулированию предпринимательства, поощрению творческого подхода, созданию и развитию интеллектуальных организаций;
• адаптация к внешнему окружению и новаторство дают возможность осваивать новые виды ресурсов, повышать прибыльность.
Появление адхократической культуры было обусловлено требованиями информационного общества, для которого характерны неопределенность, непрерывное и все ускоряющееся хаотическое движение внешних факторов и условий. В таком обществе на смену предвидению и прогнозированию приходят механизмы адаптации, нет смысла создавать жесткие устойчивые структуры. Работает принцип "минимум планирования, максимум адаптации" В то же время не отрицается наличие некоторой дисциплины, координирующей деятельность внутри организации.
Адхократическая культура практически не использует механизмы централизованной власти и авторитарных отношений. Наоборот, она ориентируется на индивидуальность, поскольку каждый сотрудник оказывается причастным к производству, новым разработкам и исследованиям, общению с клиентами. В свою очередь сотрудники организаций, охваченных адхократической культурой, готовы жертвовать собой и идти на риск, беря на себя ответственность в инициативных исследованиях, экспериментах, опытах.
Лидерство в такой культуре заключается в умении предвидеть, новаторстве и способности рисковать, осваивая новые ресурсы и способы их использования. Успех в этом случае определяется производством продукции или услуг с уникальными, оригинальными и/или эксклюзивными характеристиками.
В заключение отметим, что здесь приведены идеальные типы организационных культур. В реальности они смешиваются, образуя сложные комбинации, функционирование которых зависит от расставленных в организации приоритетов.
Управление организационной культурой подразумевает ее формирование, поддержание и изменение. Используются следующие методы изменения организационной культуры:
• поддержка новых ценностей высшим менеджментом;
• обучение персонала;
• формулирование заявленных ценностей;
• поощрение желаемого поведения;
• использование истории и мифов организации;
• публичное признание заслуг новаторов;
• широкое использование новых лозунгов;
• введение в штат должности менеджера по культуре.
Каждый из этих методов при их умелом использовании играет свою позитивную роль. Однако наиболее сильное влияние оказывают первые 2: поддержка новых ценностей высшим менеджментом и обучение персонала.
В рамках одной организации могут существовать различные организационные культуры, свойственные ее отдельным подразделениям, элементам управления, людям. Это объясняется тем, что каждое подразделение в процессе своей деятельности вырабатывает собственное видение целей организации, перспектив и направлений ее развития, формирует свою систему ценностей, убеждений и правил поведения в рамках отдела, подразделения. Данное многообразие в дальнейшем может послужить основой конфликтных ситуаций в организации.