Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 15:57, реферат
Миссия фирмы, как и многие базовые понятия современного менеджмента, является одним из важных инструментов управления, и не имеет единого общепринятого определения, что, в свою очередь, может быть, даже и лучше: нет шаблонов, есть неограниченные возможности.
1.1 Понятие и сущность миссии
Миссия фирмы, как и многие базовые понятия современного менеджмента, является одним из важных инструментов управления, и не имеет единого общепринятого определения, что, в свою очередь, может быть, даже и лучше: нет шаблонов, есть неограниченные возможности.
Существует достаточно много толкований этого понятия. Вот некоторые из них:
«Миссия - стратегическая (генеральная) цель, выражающая смысл существования, общепризнанное предназначение организации. Это роль, которую предприятие хочет играть в обществе» (Л.Гительман «Преобразующий менеджмент»).
«Миссия (предназначение) организации - ответ на вопрос, в чем заключается деятельность компании, и чем она намерена заниматься» (И.Мазур, А.Шапиро «Реструктуризация предприятий и компаний»).
«Миссия организации (лат. missio — посылка, поручение) — экономическое предназначение, призвание, цель существования организации» [2]
Таким образом, можно сказать, что миссия - это деловое понятие, отражающее предназначение бизнеса, его основную цель. В отличие от видения миссия характеризует только «настоящее» организации: вид, масштабы деятельности, отличия от конкурентов, оставляя без внимания перспективы развития бизнеса.[6]
Современный рынок, экономические условия, конкуренция беспощадно диктуют свои условия, и для тех компаний, цель которых - вести свой бизнес основательно, серьезно и надолго, миссия - это возможность организации более действенного управления. Миссия в виде качественной формулировки делает ясной общую цель предназначения и существования компании. Не случайно, миссия является базой для разработки стратегий, направления развития компании. Кроме того, миссия как долгосрочная цель компании позволяет разумно распределить усилия и ресурсы для обеспечения долговременной результативности бизнеса. Тем самым миссия позволяет определить направление, смысл и содержание деятельности персонала и дает возможность проявлять свои индивидуальные способности, дает возможность сотрудникам осознать свое место на фирме, быстрее и четче определить роль и концентрировать свои усилия в согласии с целями фирмы. Таким образом, миссия способствует созданию благоприятного климата на фирме, поскольку выражает принципы, ценностные ориентиры фирмы, принимаемые как руководством, так и сотрудниками.
Для того чтобы ясно понять в чем заключается сущность миссии зададимся вопросом: кому нужна миссия?
Во-первых, миссия нужна сотрудникам фирмы - для осознания ощущения причастности и важности выполняемой ими работы, потому что миссия определяет смысл деятельности компании.
Во-вторых, миссия необходима руководителям всех уровней - для облегчения управления персоналом.
В-третьих, миссия разрабатывается для клиентов с целью восприятия и осознания того, что компания не просто зарабатывает деньги, а учитывает и прилагает усилия по удовлетворению потребностей своих потребителей, заботится о них.
Основные компоненты миссии:
1.2 Функции миссии и ее значение
Итак, если есть четко
Миссия в данном случае становится определяющим фактором конкурентоспособности компании, что позволяет ей смело идти к намеченным целям.
Если миссия, осмысленная персоналом и поддержанная им, на предприятии отсутствует, значит, у компании нет основной деловой концепции, нет четко определенной цели, то такая компания не может рассчитывать на успех в своем бизнесе.
Проблема, связанная с восприятием миссии является немаловажной, поскольку восприятие миссии, ее роли и значения влияет на мотивацию и лояльность персонала. Главная задача руководства компании заключается в разъяснении деловой концепции фирмы, роли каждого работника и его ценности в работе компании через разработку процессов, систем, функций и должностных инструкций. Все это можно представить в виде модели взаимосвязи и влияния миссии через руководство компании на персонал, при использовании инструментов мотивации для появления и укрепления их лояльности. А в связи с тем, что удовлетворенность является базой лояльности, следовательно, основная задача руководства заключается в обеспечении удовлетворения потребностей персонала. И если они будут удовлетворены, то будет расти и крепнуть лояльность персонала как к компании, так и к выполняемой работе.[6]
Универсальный способ достижения единства внутри предприятия заключается в целях, способах работы с клиентами и поставщиками, во взаимоотношениях с нижестоящим персоналом, в морально-этических ценностях. Все это является основой для разработки общефирменной миссии, которая должна стать связующим и цементирующим элементом всех уровней персонала и всех бизнес-процессов. При этом очень важно и на внешнем уровне не допустить разрыва между повседневной практикой фирмы и красивыми фразами, заключенными в миссии. О фирме судят по делам и по существующей истории отношений, а не только по лозунгам и славословиям.[6]
Чтобы понять важность миссии организации, рассмотрим некоторые аспекты ее существования:
Можно выделить следующие положительные стороны наличия миссии:
Также существует ряд отрицательных последствий отсутствия миссии:
Таким образом, миссия - это необходимый
элемент общей системы усилий руководителя
фирмы, предпринимаемых им для достижения
успеха. Без этого шага рассчитывать на
успех в сегодняшнем бизнесе просто не
приходится. Очевидно также, что на пути
к успеху это один из первых шагов, только
начало длительной работы по преобразованию
деятельности предприятия, по превращению
фирмы в эффективную, непрерывно растущую
и самообучающуюся структуру.[6]
1.3 Разработка миссии
Несмотря на утверждения о возможностях миссии концентрировать организационные усилия на достижении целей, не стоит забывать и о трудностях, связанных с выработкой миссии.
Если миссия будет настолько широкой и обобщенной, то она потеряет свою привлекательность для людей. Миссию достаточно часто выражают столь расплывчато, что ее значение или остается для всех загадкой, или отожествляется с повседневной деятельностью.[1]
Миссия MARY KAY: «Украшать жизнь женщин во всем мире».
Поэтому при разработке миссии организации следует не говорить о философских аспектах ведения бизнеса, которые многим производственникам представляются чистой абстракцией, а отвечать на конкретные вопросы:
- Какие продукты мы хотим производить?
- Где и кому мы хотим их продавать?
- Как компания будет заботиться о работниках?
- Как мы будем взаимодействовать с государством и обществом?
- Чем мы отличаемся от конкурентов? [3]
Идеальным вариантом проектирования миссии
будет, если этим будет заниматься коллектив
организации, состоящий из работников
различных уровней и подразделений, и
профессионального консультанта, который
будет руководить общей дискуссией.
Текст миссии должен быть кратким, но содержательным.
Важно помнить, что организация должна
следовать действиям, отраженным в миссии;
именно это будут оценивать клиенты, акционеры
и персонал.
Миссия «Макдоналдс»: «Быстрое, качественное обслуживание клиентов с помощью стандартного набора продуктов».
Миссия Газпрома «Максимально эффективное и сбалансированное газоснабжение потребителей России, выполнение с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа».
Миссия МегаФон «МегаФон объединит Россию, разрушая барьеры и развивая коммуникации, чтобы стать очевидным выбором каждого».
Полнота формата описания и детальность проработки Миссии – бесспорный признак зрелости компании, критерий качества ее бизнеса.[5]
В конечном счете, профессионально разработанная
миссия – это определяющий фактор конкурентоспособности
компании – способности лучше других
находить компромисс собственных интересов
с интересами всех участников внешнего
окружения.[6]
Список литературы