Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:27, курсовая работа
Одним из таких моментов является тот факт, что исходной точкой стратегического управления любой организацией является ее миссия и цели. Актуальность работы заключается в том, что именно миссия и цели организации задают основное направление развития организации.
Введение…………………………………………………………………………………………3
Роль миссии в стратегическом управлении………………………………………………5
Цели формулирования миссии…………………………………………………………...11
Цели организации и их классификация………………………………………………….13
Свойства целей и требования, предъявляемые при разработке целей организации………………………………………………………………………………...19
Характеристики целей организации……………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………………………..25
Список литературы……………………………………………………………………………..27
Миссии часто можно найти в годовых отчетах, а также встретить в плакатах на стенах организации, где их стремятся выразить в форме кратких, эмоционально окрашенных лозунгов. Они могут включаться в информацию, распространяемую организацией среди покупателей, поставщиков, кандидатов на занятие вакантных должностей в организации. Они являются базой и точкой отсчета для всех начинаний в организации. Можно привести несколько причин, по которым организация должна сформулировать свою миссию:
-
сосредоточить сотрудников
-
сформулировать основу или
- создать или изменить климат, или культуру организации;
-
обеспечить трансформацию
-
ввести систему формального
Поскольку степень детализации миссии все-таки зависит от конкретной компании и ситуации на рынках, где она работает, эксперты рекомендуют, при разработке миссии, учитывать четыре основных стратегических цели, которые стоят перед любой компанией на любом рынке, и озвучивать приоритеты компании относительно каждой из этих целей:
Особенно
активно подход четырех стратегических
целей используют российские промышленные
компании и банки, поскольку их работа
в значительной степени затрагивает
жизнь и финансовую деятельность
населения регионов, в которых
эти компании работают, и сопряжена
с нанесением вреда окружающей среде.
Многие российские компании при формулировке
миссии с учетом четырех указанных
стратегических целей, делают особенный
акцент на перечислении сфер своей
ответственности, а также целевых
групп, перед которыми эта ответственность
возникает. Таким образом, с помощью
миссии, компании сообщают местному сообществу,
какой конкретно вклад они
готовы внести в его развитие и
за какие аспекты своей
Примерами удачной формулировки каждой из четырех стратегических целей в миссии компании могут служить фрагменты миссий ЮКОС, Сибнефть, и Альфа-Банк.
ЮКОС - общественная цель.
Мы ответственны:
-друг
перед другом как сотрудники
Компании за качество работы
и следование нормам и
-перед
потребителями за качество
-перед
партнерами за выполнение
-перед
регионами деятельности за
-
перед страной за
-
перед международным
Альфа-Банк – клиентская цель.
Мы
видим своей основной целью предоставление
каждому клиенту полного
Все клиенты банка - как частные лица, так и крупнейшие корпорации - могут всегда рассчитывать на получение первоклассных банковских услуг.
Дорожа
безупречной деловой
Газпром - организационная цель.
Высшей
целью экономической стратегии
ОАО "Газпром" является повышение
капитализации Общества. Предполагается
реализовать эту стратегию
Сибнефть - предпринимательская цель.
Быть устойчивым лидером в секторах разведки и добычи нефти, производства и реализации нефтепродуктов за счет использования внутреннего потенциала компании и приобретения новых активов, обеспечивать долгосрочный и прибыльный рост бизнеса с целью увеличения стоимости акций компании и доходов акционеров.
Когда стратегические приоритеты компании и ее ответственность перед целевыми группами определены, возникает вопрос – как избежать превращения миссии компании в "дайджест" ее прошлых достижений и мечтаний о светлом будущем, не отражающий реальное положение вещей? Для соблюдения баланса между реальностью, стремлениями компании и требованиями рынка, руководству компании, после определения подхода к формулировке миссии и четырех стратегических целей, имеет смысл "протестировать" полученную миссию на предмет соответствия трем требованиям. Для удобства запоминания, эксперты российского консультационного центра "Бизнес-Инжиниринг" определили их как "МОГУ", "ХОЧУ" и "НАДО":
-
Определяется ли миссия
- Отражает ли миссия компании ее ожидания, принципы и ценности ("ХОЧУ");
-
Основана ли миссия компании
на потребностях рынка ("НАДО")
Цели формулирования миссии
Прежде
чем приступить к целям формулирования
миссия, необходимо рассмотреть, для
чего же все-таки формулируется миссия,
что она непосредственно дает
для деятельности организации (рисунок
2).
Рисунок 2 - Предпосылки для формирования миссии
Во-первых, миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что из себя представляет организация, к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т.п. Кроме того, она способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды.
Во-вторых, миссия способствует единению внутри организации и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем:
-
миссия делает ясными для
-
миссия способствует тому, что
сотрудники могут легче
-
миссия способствует
В-третьих, миссия создает возможность для более действенного управления организацией в силу того, что она:
-
является базой для
-
дает общий подход к
-
расширяет для работника смысл
и содержание его деятельности
и тем самым позволяет
Миссия
организации как
После того, как миссия сформулирована, хотя бы в первом приближении, необходимо рассмотреть так называемую "пирамиду целей" (рисунок 3). Здесь добавлено разделение целей на стратегические, тактические и операционные, в соответствии со временем достижения этих целей в обозримом будущем, в пределах интервала планирования (чаще всего, год три или пять лет) и в пределах осуществления текущих или даже повседневных операций. Кроме того, задачи разделены на операционные и текущие, а далее выделены инструменты или средства для достижения целей и задач на различных уровнях.[4, С.121]
В реальной практике менеджмент компании должен пройти по всем этапам "пирамиды целей", после чего проверить "нижние этажи" этой "пирамиды" на соответствие практике компании, здравому смыслу и имеющимся ресурсам, после чего можно, если необходимо, произвести корректировку на всех ступенях "пирамиды целей".
Проверка
положений, связанных с миссией,
в особенности, последствий корректного
или некорректного
Рисунок 3 – Пирамида целей
Цели организации и их классификация
Общая цель организации образует фундамент для установления ключевых целей и разработки стратегии развития по таким важнейшим функциональным подсистемам организации, как маркетинг, производство, научно-исследовательские работы, персонал, финансы. Каждая из этих подсистем реализует свои цели, логически вытекающие из миссии как общей цели организации.
Так, маркетинг направляет свою деятельность на создание спроса, и поэтому его целями являются определение потребности населения и производства в продукции и услугах предприятия, разработка и спецификация параметров новой продукции. Спецификация – один из основных документов технической конструкторской документации (на изделие, продукты и т.д.), выполняемый обычно в виде таблицы, в которой указываются название изделия, его составные части и элементы масса и другие данные. Кроме того, в круг обязанностей маркетинговых служб входят освоение рынков, распределение и доставка продукции потребителям, контроль за изменением вкусов и спроса потребителей, сбор и обработка информации о товаре, рекламирование фирмы и ее продукции и т.д.
Постановка целей маркетинга связана с детальным изучением спроса и предложения на продукцию, выпускаемую на данный момент, и на новую. Спрос – общественная потребность, выраженная в денежной форме и обеспеченная платежными средствами; размеры спроса зависят, прежде всего, от уровня денежных доходов населения и сумм, выделяемых производителями на приобретение средств производства. Предложение – совокупность товаров и услуг, которые могут быть реализованы на рынке.
Кроме
того, предприятием должна быть тщательно
изучена ситуация на уже освоенных
и новых рынках. Поэтому работу
должны выполнять специалисты по
исследованию рынка, по прогнозированию
и планированию, владеющие соответствующей
информацией и методами разработки
целевых моделей. Состав и количество
этих специалистов зависят от возможностей
предприятия самостоятельно проводить
эту сложную и требующую