Международное разделение труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 12:37, лекция

Описание работы

Международное разделение труда (МРТ) – специализация отдельных стран на производстве определенных видов продукции, которыми страны обмениваются между собой.МРТ представляет собой объективную основу международного обмена товарами, услугами, знаниями, развития производственного, научно-технического, торгового и иного сотрудничества между всеми странами мира независимо от их экономической развитости и характера общественного строя.

Работа содержит 1 файл

Международное разделение труда.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

      Свыше четверти объема оказанных нерезидентам услуг приходилось на отрасли  транспорта. Сокращение стоимости экспорта транспортных услуг в страны дальнего зарубежья составило 3%, в страны СНГ - 6 процентов. Решающим образом здесь сказалось снижение на 10% услуг водного транспорта.

      Невысокий объем экспорта услуг свидетельствует, по-видимому, об их недостаточной конкурентоспособности на внешнем рынке. Так, транспортные услуги, которые Россия оказывает нерезидентам, по объему примерно равны экспорту аналогичных услуг, предоставленных Египтом или Австрией. В нашей стране на 1 доллар произведенных товаров приходилось в I полугодии 1997 года 1,3 доллара созданных услуг, в то время как в расчете на 1 доллар товарного экспорта было оказано услуг нерезидентам лишь на 0,13 доллара.

      В импорте услуг 53% приходилось на оплату пребывания российских граждан  за рубежом. В текущем году наблюдается дальнейшее сокращение официально зарегистрированной численности выезжавших россиян, в первую очередь в страны СНГ. Уменьшилось количество участников шоп-туров в страны дальнего зарубежья. В результате снижение импорта услуг по статье "Поездки" составило по сравнению с I полугодием предыдущего года 11 процентов, в том числе из стран дальнего зарубежья -9%, из стран СНГ - 18 процентов.

      Импорт  услуг транспорта вырос на 6% , в  том числе из стран дальнего зарубежья  на 15 процентов. Таким образом, не удалось преодолеть сложившуюся в предыдущие годы тенденцию вытеснения отечественных транспортных организаций с рынка международных перевозок. Импорт услуг транспорта стран СНГ сократился на 12%, что связано со снижением объемов внешней торговли и пассажирских перевозок туристов.

      Баланс  товаров и услуг в I полугодии 1997 года сложился с положительным  сальдо в размере 7,7 млрд. долларов против 6,5 млрд. долларов в январе-июне 1996 года. Экспорт товаров и услуг составил 47,0 млрд. долларов при 48,9 млрд. долларов в сопоставимом периоде, импорт равнялся соответственно 39,3 млрд. долларов против 42,4 млрд. долларов.

      Доля  чистого экспорта товаров и услуг  в ВВП в I полугодии 1997 года оценивается  в 3,6%, против 3,2% в соответствующем  периоде 1996 года.

      Отрицательное сальдо баланса доходов от инвестиций и оплаты труда составило 2,7 млрд. долларов, в том числе оплата труда  нерезидентов превышала соответствующие  выплаты россиянам за рубежом  почти на 0,2 млрд. долларов, а доходы от инвестиций к выплате нашей страной нерезидентам на 2,5 млрд. долларов превышали аналогичные поступления из-за рубежа.

      Указанный высокий уровень отрицательного сальдо доходов от инвестиций для  России зафиксирован впервые. Его величину определяло снижение на 11% сумм поступающих доходов на фоне резко возросших (на 30%) платежей страны.

      График  инвестиционных доходов за январь-июнь 1997 года предусматривал получение Россией  средств в сумме 3 млрд. долларов. Подавляющая величина инвестиционных доходов к получению, как и  в прежние годы, приходится на обслуживание государственного долга, предоставленного б. СССР.

      Суммы доходов к выплате, в соответствии с условиями кредитных соглашений характеризующие текущую стоимость  обслуживания внешнего долга экономики  в целом, сложились на уровне 5,5 млрд. долларов против 4,2 млрд. долларов в сопоставимом периоде 1996 года. Такое увеличение было связано с фактической выплатой доходов по государственным ценным бумагам, в первую очередь по ГКО- ОФЗ на сумму 1,1 млрд. долларов. Платежи процентов по привлеченным кредитам (учтенные в текущем счете платежного баланса в соответствии с графиком их начислений), оставаясь наиболее значимой позицией в платежах за

      использование иностранного капитала, соответствовали  уровню I полугодия 1996 года.

      Отношение размера процентных платежей всеми секторами экономики к ВВП (в текущих ценах) выросло с 2% в I полугодии 1996 года до 2,5% в отчетном периоде. Для сравнения отметим, что примерно такую же "долговую нагрузку" имели в 1995 году Чехия и Польша.

      Учтенный  размер оплаты труда нерезидентов, временно занятых в экономике нашей страны, составил в I полугодии 1997 года 0,3 млрд. долларов и был на уровне соответствующего периода прошлого года. Свыше 60% этих средств было выплачено гражданам стран СНГ. Заметно возросли доходы резидентов, трудоустроенных за рубежом, однако общая величина оплаты их труда составила лишь 0,1 млрд. долларов.

      По  текущим трансфертам размеры  поступлений гуманитарной и технической  помощи от иностранных государств уменьшились  на треть. Сокращение объемов полученной безвозмездной помощи наблюдалось и в предыдущем году, и, таким образом, значимость этой позиции для платежного баланса страны постепенно снижается.

 

      Счет  операций с капиталом.

      Сальдо  операций, связанных с некомпенсированным обменом экономическими ценностями с нерезидентами и классифицируемых платежным балансом как капитальные трансферты, сложилось отрицательным в размере 0,2 млрд. долларов. В I полугодии 1996 года соответствующий показатель составил 0,3 млрд. долларов.

      Главным образом речь идет о трансфертах мигрантов, отражающих суммарную стоимостную оценку потоков имущества, финансовых активов и обязательств, сопровождающих перемещение мигрантов в нашу страну и из нее.

      В целом стоимостная оценка вывезенных из России в I полугодии 1997 года эмигрантами ресурсов (1,4 млрд. долларов) превышает оценку соответствующих средств, ввезенных в Россию (1,1 млрд. долларов).

      Необходимо  отметить, что наиболее значимыми  продолжают оставаться миграционные потоки между Россией и странами СНГ.

      В I полугодии 1997 года практически завершилась программа помощи правительства Германии по финансированию жилищного строительства, также классифицируемая в платежном балансе как капитальный трансферт. В стоимостном выражении средства, поступившие по этой линии, оценивались менее чем в 0,1 млрд. долларов.

 

      Финансовый  счет

      Анализ  сложившейся в I полугодии 1997 года ситуации на российском финансовом рынке показывает, что для нерезидентов она продолжает характеризоваться высокими реальными  процентными ставками на фоне дальнейшей либерализации доступа иностранного капитала на рынок государственных ценных бумаг и существенно снизившихся за последнее время инвестиционных рисков (как политического, так и экономического характера). Результатом стал дополнительный приток средств нерезидентов в различных формах: участие на рынке государственных и корпоративных ценных бумаг, предоставление кредитов коммерческим банкам и нефинансовым предприятиям и т.д. Таким образом, в январе-июне 1997 года продолжился рост иностранных инвестиций в экономику России. По сравнению с аналогичным периодом 1996 года иностранные инвестиции во всех формах (прямые, портфельные, прочие инвестиции) увеличились более чем в два раза - с 11,6 до 23,6 млрд. долларов. Примечательным является резкое увеличение притока инвестиций в наиболее эффективной с точки зрения стимулирования экономического роста форме - прямых иностранных инвестиций.

            Масштабный приток иностранного капитала в экономику  России нашел свое отражение в  финансовом счете платежного баланса. В аналитическом представлении, где изменение валютных резервов органов денежно-кредитного регулирования показано отдельно, положительное сальдо финансового счета в 9,0 млрд. долларов свидетельствует о превышении в отчетном периоде иностранных инвестиций в экономику России над инвестициями резидентов за рубеж.

            В целом отмечен  рост доли прямых и особенно портфельных  инвестиций нерезидентов при существенном снижении значения прочих инвестиций, представленных главным образом  иностранными кредитами. Причем в структуре  иностранных кредитов необходимо отметить рост ссуд и займов, предоставленных сектору нефинансовых предприятий, и сокращение государственных внешних заимствований в этой форме.

      Несмотря  на то, что основной формой увеличения иностранных требований резидентов выступили, как и в I полугодии 1996 года, прочие инвестиции преимущественно сектора нефинансовых предприятий, необходимо особо отметить произошедшее в январе-июне 1997 года существенное увеличение резервных активов органов денежно-кредитного регулирования (в соответствующем периоде прошлого года отмечалось их уменьшение), а также рост активов сектора нефинансовых предприятий в форме прямых инвестиций.

            Прямые иностранные  инвестиции в экономику страны в

      I полугодии 1997 года увеличились  по сравнению с соответствующим  периодом 1996 года в четыре раза  и составили 2,8 млрд. долларов. Нерезиденты  вкладывали средства прежде всего  в предприятия топливно-энергетического комплекса, лесную и деревообрабатывающую промышленность, а также в отрасли, относящиеся к сфере обращения и обеспечивающие быструю капиталоотдачу: общественное питание и торговлю.

            Динамика прямых иностранных инвестиций за последние 4 года характеризует постоянный рост доверия к России со стороны иностранных партнеров (см. диаграмму ниже).

      Приток  прямых иностранных инвестиций в  определенной степени восполняет недостаток внутренних капиталовложений. По данным Госкомстата России, в I полугодии 1997 года продолжался инвестиционный кризис: общие инвестиции в основной капитал снизились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 8,5 процента.

            Зарегистрированный  размер прямых инвестиций резидентов России за рубеж существенно вырос  и составил в I полугодии 1997 года около 1 млрд. долларов.

      Российские  предприятия топливно-энергетического  комплекса осуществляли масштабные капиталовложения, связанные со строительством газо- и нефтепроводов за рубежом, а также инвестировали в совместные производства по добыче минеральных ресурсов, главным образом нефти и газа. Тем не менее, несмотря на внушительные цифры, по мнению экспертов Банка России, по этой статье возможен недоучет.

            Отчетный период характеризовался существенным увеличением (на 13,0 млрд. долларов) иностранных обязательств резидентов России по портфельным инвестициям, что было вызвано прежде всего дополнительным притоком иностранного капитала на рынок ГКО-ОФЗ. В целом за I полугодие 1997 года чистые поступления инвестиций на указанный рынок составили 8,2 млрд. долларов. Таким образом, произошло увеличение, особенно во II квартале, интенсивности поступлений средств нерезидентов, что привело к росту в рассматриваемом периоде доли иностранного участия на рынке ГКО-ОФЗ до 30 процентов (по состоянию на 1 января 1997 года эта доля составляла порядка 16 процентов).

      Данные  об инвестициях нерезидентов на рынок  ГКО-ОФЗ через стандартный механизм с использованием счетов типа "С" представлены в таблице 3.

      Активное  участие нерезидентов на рынке ГКО-ОФЗ  способствовало снижению процентных ставок по обслуживанию государственного внутреннего долга - за I полугодие 1997 года доходность ГКО снизилась в 1,5 раза.

      Как известно, на протяжении 1995-1996 гг. нерезиденты  не только непосредственно влияли на рынок государственных ценных бумаг через проведение операций с использованием предназначенных для этого рублевых счетов типа "С", но также оказывали и косвенное воздействие, предоставляя банкам и инвестиционным компаниям заемные средства в СКВ под операции с ГКО- ОФЗ. Продолжавшаяся в I полугодии 1997 года либерализация доступа иностранного капитала на рынок государственных ценных бумаг через механизм счетов типа "С" привела к тому, что риск "косвенных" вложений стал

      экономически  не оправданным, и можно сказать, что в рассматриваемом периоде нерезиденты уже полностью переориентировались на стандартный механизм инвестирования, т.е. осуществляли инвестиции на рынок ГКО-ОФЗ, используя только официальный механизм.

            На динамику портфельных  инвестиций в I полугодии 1997 года повлиял также выход Правительства России и местных органов власти на рынок еврооблигаций. Министерство финансов Российской Федерации осуществило в отчетном периоде два займа в этой форме: в марте (условия выпуска еврооблигаций: номинал - 2 млрд. нем. марок, облигации выпущены на семь лет, ставка купона - 9 процентов) и в июне 1997 года (условия: номинал - 2 млрд. долл. США, срок - 10 лет, ставка купона - 10 процентов).

      Впервые в отчетном периоде со своими ценными  бумагами на международный рынок  капиталов вышли российские регионы. В мае 1997 года Москва разместила трехлетние еврооблигации на сумму 500 млн. долларов (ставка купона 9,5%), а в июне 1997 года Санкт-Петербург привлек, также используя еврооблигационный механизм, 300 млн. долларов на 5 лет (ставка купона - 9,5%).

Информация о работе Международное разделение труда