Методы принятия решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:33, доклад

Описание работы

Ко второму типу принятия решений относятся решения, при которых кроме самих возможных доходов и потерь учитываются вероятности возникновения каждого исхода. К данному типу принятия решений относятся, например, правило максимальной вероятности и правило оптимизации математического ожидания. При данных методах обычно составляется таблица доходов, в которой указываются все возможные варианты доходов и вероятности их наступления. При использовании правила максимальной вероятности соответственно выбирается по одному из правил первого типа один из исходов, имеющий максимальную вероятность.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 24.49 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Принятие решений –  основная часть работы менеджеров любого звена любого предприятия. Поэтому  понимание всех тонкостей процесса принятия решений в различных  условиях, знание и применение различных  методов и моделей принятия решений  играет значительную роль в повышении  эффективности работы управленческого  персонала.

Методы принятия решений

При принятии решения вне  зависимости от применяемых моделей  существуют некоторые правила принятия решений. Правило принятия решения  – это критерий, по которому выносится  суждение об оптимальности данного  конкретного исхода. Существует два  типа правил. Один не использует численные  значения вероятных исходов, второй – использует данные значения.

К первому типу относятся  следующие правила принятия решений:

1. Максимаксное решение – это решение, при котором принимается решение по максимизации максимально возможных доходов. Данный метод очень оптимистичен, то есть не учитывает возможные потери и, следовательно, самый рискованный.

2. Максиминное решение – это решение, при котором максимизируется минимально возможный доход. Данный метод в большей степени учитывает отрицательные моменты различных исходов и является более осторожным подходом к принятию решений.

3. Минимаксное решение – это решение, при котором минимизируются максимальные потери. Это наиболее осторожный подход к принятию решений и наиболее учитывающий все возможные риски. Под потерями здесь учитываются не только реальные потери, но и упущенные возможности.

4. Критерий Гурвича. Данный критерий является компромиссом между максиминным  и максимаксным решениями и является одним из самых оптимальных.

Ко второму типу принятия решений относятся решения, при  которых кроме самих возможных  доходов и потерь учитываются  вероятности возникновения каждого  исхода. К данному типу принятия решений относятся, например, правило  максимальной вероятности и правило  оптимизации математического ожидания. При данных методах обычно составляется таблица доходов, в которой указываются  все возможные варианты доходов  и вероятности их наступления. При  использовании правила максимальной вероятности соответственно выбирается по одному из правил первого типа один из исходов, имеющий максимальную вероятность.

При использовании правила  оптимизации математических ожиданий, высчитываются математические ожидания для доходов или потерь и затем  выбирается оптимальный вариант.

Так как значения вероятностей со временем изменяются, при применении правил второго типа обычно используется  проверка правил на чувствительность к изменениям вероятностей исходов.

Кроме того, для определения  отношения к риску используется понятие полезности. То есть для  каждого возможного исхода кроме  вероятности рассчитывается полезность данного исхода, которая также  учитывается при принятии решений.

В дополнение к моделированию, имеется ряд методов, способных  оказать помощь руководителю в поиске объективно обоснованного решения  по выбору из нескольких альтернатив  той, которая в наибольшей мере способствует достижению целей.

Для принятия оптимальных  решений применяются  следующие  методы:

• платежная матрица;

Суть каждого принимаемого руководством решения – выбор  наилучшей из нескольких альтернатив  по конкретным установленным заранее  критериям. Платежная матрица –  это один из методов статистической теории решений, метод, который может  оказать помощь руководителю в выборе одного из нескольких вариантов. Он особенно полезен, когда руководитель должен установить, какая стратегия в  наибольшей мере будет способствовать достижению целей. Платеж представляет собой денежное вознаграждение или  полезность, являющиеся следствием конкретной стратегии в сочетании с конкретными  обстоятельствами. Если платежи представить в форме таблицы (или матрицы), мы получаем платежную матрицу. В самом общем виде матрица означает, что платеж зависит от определенных событий, которые фактически совершаются. Если такое событие или состояние природы не случается на деле, платеж неизбежно будет иным. В целом платежная матрица полезна, когда:

1) имеется разумно ограниченное  число альтернатив или вариантов  стратегии для   выбора между  ними.

2) то, что может случиться,  с полной определенностью не  известно.

3) результаты принятого  решения зависят от того, какая  именно выбрана альтернатива и какие события в действительности имеют место.         

• дерево решений;

Схематичное представление проблемы принятия решений – используется  для выбора наилучшего направления действий из имеющихся вариантов. Используя дерево решений, руководитель может рассчитать результат каждой альтернативы и выбрать наилучшую последовательность действий. Результат альтернативы рассчитывается путем умножения ожидаемого результата на вероятность и последующим суммированием таких же произведений, находящихся правее на дереве решений. Дерево решений – это схематическое представление проблемы принятия решений. Как и платежная матрица, дерево решений дает руководителю возможность учесть различные направления действий, соотнести с ними финансовые результаты, скорректировать их в соответствии с приписанной им вероятностью, а затем сравнить альтернативы. Дерево решений можно строить под сложные ситуации, когда результаты одного решения влияют на последующие решения. Таким образом, дерево решений – это полезный инструмент для принятия последовательных решений.

• методы прогнозирования.

Это метод, в котором используются как накопленный опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения.

Методы прогнозирования:

- неформальные методы;

- количественные;

- качественные.

К неформальным методам относят:

- вербальная информация (информация, получаемая из радио- и телепередач, от потребителей, поставщиков, конкурентов, на торговых совещаниях, в профессиональных организациях, от юристов, бухгалтеров, финансовых ревизоров и консультантов).

- письменная  информация (газеты, торговые журналы, информационные бюллетени, профессиональные журналы и годовые отчеты).

- промышленный шпионаж (иногда он оказывается успешным способом сбора данных о действиях конкурентов, и эти данные затем использовались для переформулирования целей организации. Поэтому руководители должны защищать данные, имеющие статус их интеллектуальной собственности).

Количественные методы можно  использовать для прогнозирования, когда есть основание  считать, что  деятельность в прошлом имела  определенную тенденцию, которую можно  продолжить в будущем, и когда  имеющейся информации достаточно для  выявления статистически достоверных  тенденций или зависимостей. 

Когда количество информации недостаточно или руководство не понимает сложный метод, или когда  количественная модель получается чрезмерно  дорогой, руководство может прибегнуть к качественным моделям прогнозирования. При этом прогнозирование будущего осуществляется экспертами, к которым  обращаются за помощью. Четыре наиболее распространенных качественных методов  прогнозирования – это мнение жюри, совокупное мнение сбытовиков, модель ожидания потребителя и метод  экспертных цен.

Мнение жюри. Этот метод  заключается в соединении и усреднении мнений экспертов в релевантных  сферах.

Совокупное мнение сбытовиков.  Опытные торговые агенты часто прекрасно  предсказывают будущий спрос. Они  близко знакомы с потребителями  и могут принять в расчет их недавние действия быстрее, чем удастся  построить количественную модель.

Модель ожидания потребителя. Прогноз, основанный на результатах  опроса клиентов организации. Их просят оценить собственные потребности  в будущем, а также новые требования.

Метод экспертных оценок.  Этот метод представляет собой процедуру, позволяющую группе экспертов приходить  к согласию. Эксперты заполняют подробные  вопросник по поводу рассматриваемой  проблемы. Они также записывают свои мнения о ней. Каждый эксперт затем  получает свод ответов других экспертов, и его просят заново рассмотреть  свой прогноз, и если он не совпадает  с прогнозами других, просят объяснить, почему это так. Процедура повторяется  обычно три или четыре раза, пока эксперты не приходят к единому мнению. Причем все опросники анонимны, как  и анонимны сами эксперты.

Заключение

Принятие решений –  связующий процесс, необходимый  для выполнения любой управленческой функции. В условиях рыночной экономики  менеджер своими решениями может  повлиять на судьбы многих людей и  организаций.

Поэтому при принятии решений современный менеджер должен: широко использовать различные методы науки управления; оценивать среду принятия решений и риски; знать и уметь применять различные модели и методы прогнозирования для принятия решений.

 

Список используемой литературы

  1. Зайцев М.Г., Варюхин С.Е. Методы оптимизации управления и принятия решений. – М.: 2007 г.
  2. Р.А.  Фатхутдинов,  Управленческие  решения:  Учебник. 6-е издание, переработанное и дополненное. Инфра-М, 2009 г.
  3. Сорина Г. В. Принятие решений как интеллектуальная деятельность. 2009 г.

Информация о работе Методы принятия решений