Эффективность
основной части возрастает, если
педагог задействует по возможности
максимальное количество методов
формирования поведения: упражнение,
игру, поручение; включает различные
виды деятельности: трудовую, творческую,
игровую и др. Объединяя учащихся
в команды при организации
различных видов деятельности, педагог
должен разместить учащихся так,
чтобы они могли свободно общаться
друг с другом, распределить обязанности
так, чтобы каждый чувствовал
себя частью коллектива, а не
выступал только за себя. Давая
время на выполнение задания,
следует выделять несколько минут
на обсуждение команде и спрашивать
представителя команды, которого
выберут учащиеся. Только в этом
случае у учащихся есть общая
цель деятельности, разные функции
и мотивы для сотрудничества.
Методы формирования
сознания должны способствовать
формированию у учащихся убеждений,
действенных этических понятий.
В этих целях эффективно метод
рассказа видоизменить в сообщение,
доклад ученика, чаще использовать
дискуссию. Во внеклассных массовых
формах воспитательной работы
следует обучать учащихся правилам
ведения дискуссии.
4. Заключительная
часть (от 1/4 до менее 1/5 времени).
Педагогическая
цель: настроить учащихся на практическое
применение приобретенного опыта
в их внешкольной жизни и
определить, насколько удалось реализовать
идею занятия. Таким образом,
заключительная часть дает педагогу
возможность реализовать воспитательное
влияние на ребенка в другой
среде.
Типичные
ошибки: эта часть игнорируется
вообще или сводится к вопросам
типа: «Понравилось?», «Что узнали
нового?»
Рекомендации:
конкретные задания тестового
характера в привлекательной
для учащихся форме: кроссворд,
мини-викторина, блиц, игровая ситуация
и др. для определения первичных
результатов. Разнообразные рекомендации
учащимся по применению приобретенного
опыта в жизни. Это может
быть показ книг по данной
проблеме, обсуждение ситуаций, в
которых учащиеся могут применить
полученные на занятиях умения,
информацию. Советы учащимся по
применению полученного опыта:
что они могут рассказать своим
близким, о чем спросить по
данной теме; куда можно сходить,
на что нужно обратить внимание,
во что можно поиграть, что
можно сделать самостоятельно
и т.д. В заключительной части
можно выяснить, нуждается ли
тема занятия в дальнейшем
раскрытии и каким образом
можно это сделать? Заключительную
часть педагог может использовать для
развития инициативы учащихся в проведении
последующих мероприятий.