Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 00:35, контрольная работа
Цель контрольной работы рассмотреть лидерство и стиль руководства.
Задачи контрольной работы:
раскрыть роль лидерства, в системе менеджмента;
изучить стиль руководства;
дать характеристику лидера бедующего.
Введение……………………………………………………………...31. Лидерство в системе менеджмента…………………………………………4
1.1 Понятие, сущность и роль лидерства…………………………………...…4
1.2 Отличия лидера от менеджера……………………………………………..6
1.3 Типы лидеров……………………………………………………………….9
2. Стили руководства………………………………………………………….12
2.1 Модель Дугласа МакГрегора……………………………………………..13
2.2 Модель Лайкерта………………………………………………………….16
2.3 Четыре системы Лайкерта………………………………………………..18
2.4 Управленческая решетка Блейка и Мутона……………………………..19
3. Лидер будущего…………………………………………………………….24
3.1 Портрет российского лидера……………………………………………...25
Заключение………………………………………………………….27
Список используемых источников и литературы……………......29
СОДЕРЖАНИЕ
С.
Введение…………………………………………………………
1.1 Понятие, сущность и
роль лидерства…………………………………...
1.2 Отличия лидера от менеджера……………………………………………..6
1.3 Типы лидеров………………………………………………
2. Стили руководства…………………………………
2.1 Модель Дугласа МакГрегора……………
2.2 Модель Лайкерта………………………………………
2.3 Четыре системы Лайкерта…………………
2.4 Управленческая решетка Блейка и Мутона……………………………..19
3. Лидер будущего…………………………………………
3.1 Портрет российского лидера……………………………………………...25
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников и литературы……………......29
Введение
За последние 50 лет в
теории и практике менеджмента проблема
соотношения эффективности
В классическом менеджменте
лидерство - это способность влиять
на индивидуумов и группы людей, чтобы
побудить их работать для достижения
целей. В США раньше всех поняли связь
между лидерством и результатами
экономической деятельности, и за
последние полвека разработали
значительное количество теорий и подходов
по данной проблеме. Для США идея
лидерства является национальной, так
как тесно связана с духом
свободного предпринимательства, поэтому
именно американские теоретики менеджмента
являются главными специалистами по
данному вопросу. Однако, несмотря на
достаточную изученность
Актуальность выбранной
темы в том, что происходящие в
мире изменения заставляют по-новому
воспринимать роль менеджера в организации
и дилемму «менеджер или лидер»
Цель контрольной работы рассмотреть лидерство и стиль руководства.
Задачи контрольной работы:
1. Лидерство в системе менеджмента
1.1 Понятие, сущность и роль лидерства
В современной науке менеджмента
лидерство характеризуется
Лидерство — это процесс воздействия на группу людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений по достижению определенных целей.
Основываясь на своем профессионализме,
способностях и умениях, менеджер концентрирует
усилия в области принятия решений,
сводя к минимуму варианты путей
решения проблемы, принимающихся
на основе опыта, а лидер предпринимает
попытки разработать новые и
неоднозначные пути решения проблемы.
После решения проблемы лидеры берут
на себя риск и бремя появления
новых проблем, особенно при возможности
получения соответствующего вознаграждения.
В большинстве менеджеры
Управление в организации как процесс межличностного общения включает в себя отношения «менеджер — сотрудник», а также все области жизни индивидов, коллективов, обществ в государстве и самого государства. При этом те, кто управляет, и те, кем управляют, находятся во взаимодействии. Поэтому необходимо рассматривать природу лидерства с учетом взаимодействия между людьми, так как управляемый взаимодействует с управляющим.
Современный менеджмент невозможен без индивидуального, инновационного подхода к изменяющимся обстоятельствам для достижения новых перспективных направлений развития, т. е. менеджмент невозможен без лидеров. В современном менеджменте лидерство интегрирует межличностные факторы организации для ориентации их на достижение целей организации. Управление и лидерство — не синонимы, но способность быть лидером — ключевое условие, чтобы стать менеджером. Лидер — это тот, кому удается превратить сотрудника в своего единомышленника или последователя.
Организацию можно рассматривать в двух аспектах: как формальную и неформальную.
Соответственно, правомерно говорить и о двух присущих им типах отношений людей (формальных и неформальных), особенности которых состоят в следующем:
1) отношения первого типа
— должностные, функциональные;
отношения второго типа —
2) руководство занимает
особое место в системе
3) руководитель коллектива
назначается извне,
Таким образом, руководство, менеджмент есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство — психологический. И в этом — основное различие между ними, хотя в то же время имеется и немало общего. Во-первых, и руководство, и лидерство являются средством координации, организации отношений членов социальной группы, средством управления ими. Во-вторых, менеджер совместно с лидером реализует процессы социального влияния в группе (коллективе). В-третьих, этим феноменам присущ момент субординации отношений, проявляющий достаточно отчетливо в деятельности менеджера и менее отчетливо — лидера.
Согласно концепции власти и теории группового подхода к деятельности лидера выделяются следующие основные функции, отличающие его от формального руководителя:
— формирует, устанавливает и поддерживает эталоны приемлемого группового поведения;
— установив нормы, обычаи, традиции, мотивирует поведение каждого члена группы, заставляя его следовать эталонам группового поведения.
Таким образом, отличие понятия
лидера от менеджера достаточно велико.
Лидерство не подменяет собой
менеджера (руководство), а дополняет
его. Наибольший эффект управления достигается
в ситуации, когда инструменты
руководства и неформального
лидерства сосредоточены в
1.2 Отличия лидера от менеджера
В последние годы появилось много публикаций о различиях между управлением и руководством. И менеджмент, и лидерство одинаково важны для организации. Так как право управлять вытекает из организационной структуры, оно содействует стабильности, порядку и решению проблем внутри нее. С другой стороны, право лидерства проистекает из таких личных качеств индивидов, как заинтересованность и целенаправленность и способствует развитию видения перспектив, креативности и перемен в организации. На рис. 1 перечислены различные качества, присущие руководителям и менеджерам, хотя необходимо помнить, что некоторые индивиды обладаю и теми, и другими.
Рисунок 1 – Основные качества лидера и менеджера
Одно из главных различий между руководителем и менеджером относится к источникам их власти и во многом зависящему от них уровню подчинения сотрудников. Власть — это потенциальная способность индивида влиять на поведение других людей. Власть — это основной имеющийся в распоряжения руководителя ресурс, позволяющий добиться изменения поведения сотрудников. Как правило, в организациях выделяют пять источников власти: закон, вознаграждение, принуждение, опыт (компетенции) и референтное право. Иногда источником власти является занимаемая менеджером в организации должность, в других случаях — личные качества лидера.
Все отличия лидера от менеджера можно свести в таблицу (таблица 1). Главная разница заключается в том, что менеджер должен обладать качествами лидера, а лидер не всегда обладает качествами менеджера.
Таблица 1 - Отличия лидера от менеджера
Менеджер |
Лидер |
Администратор |
Инноватор |
Поручает |
Вдохновляет |
Работает по целям других |
Работает по своим целям |
План основа действия |
Виденье |
Полагается на систему |
Полагается на людей |
Использует доводы, факты |
Использует эмоции |
Контролирует |
Доверяет |
Поддерживает движение |
Даёт импульс движению |
Профессионал |
Энтузиаст |
Принимает решения |
Превращает решения в реальность |
Делает дело правильно |
Делает правильное дело |
Должны уважать |
Должны обожать |
Менеджер — это человек,
который направляет работу других и
несет персональную ответственность
за ее результаты. Свое взаимодействие
с подчиненными он строит больше на
фактах и в рамках установленных
целей. Лидер воодушевляет людей
и вселяет энтузиазм в
Менеджеры имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.
Менеджеры склонны разрабатывать
свои действия в деталях и во времени,
планировать привлечение и
Менеджеры предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции.
Используя свой профессионализм,
различные способности и
Таким образом, необходимо еще раз сказать, что отличие понятие лидера от менеджера достаточно велико. Менеджер, как правило, всегда лидер. Лидер же не обязан быть менеджером.
1.3 Типы лидеров
Если в качестве критерия использовать роль, которую выполняют руководители-лидеры, то их типы, как это установил Э. де Боне, выглядят следующим образом:
1) Ведущие за собой.
Это наиболее наглядный тип.
К нему относятся те, кто любит
принимать решения
2) Организаторы групп.
Их отличительной чертой
3) Исполнители. Самый
4) Дипломаты. Легко контактируют
с сотрудниками. Могут отстоять
свое мнение, используют диалоги
и разрешают проблемы
5) Генераторы идей отличаются ориентацией на новые задачи, содействием передовому, интуицией, синтезом знаний, самокритичностью;
6) Продавцы идей — предприимчивы,
7) Синтезаторы. Умеют выделить
самое главное из очень
8) Разъяснители. Умеют разъяснить
последователям суть даже