Лидерство в системе управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 00:35, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы рассмотреть лидерство и стиль руководства.
Задачи контрольной работы:
раскрыть роль лидерства, в системе менеджмента;
изучить стиль руководства;
дать характеристику лидера бедующего.

Содержание

Введение……………………………………………………………...31. Лидерство в системе менеджмента…………………………………………4
1.1 Понятие, сущность и роль лидерства…………………………………...…4
1.2 Отличия лидера от менеджера……………………………………………..6
1.3 Типы лидеров……………………………………………………………….9
2. Стили руководства………………………………………………………….12
2.1 Модель Дугласа МакГрегора……………………………………………..13
2.2 Модель Лайкерта………………………………………………………….16
2.3 Четыре системы Лайкерта………………………………………………..18
2.4 Управленческая решетка Блейка и Мутона……………………………..19
3. Лидер будущего…………………………………………………………….24
3.1 Портрет российского лидера……………………………………………...25
Заключение………………………………………………………….27
Список используемых источников и литературы……………......29

Работа содержит 1 файл

ЛИДЕРСТВО В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КОНТР. РАБ..docx

— 699.35 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

С.

Введение……………………………………………………………...31. Лидерство в системе менеджмента…………………………………………4

1.1 Понятие, сущность и  роль лидерства…………………………………...…4

1.2 Отличия лидера от  менеджера……………………………………………..6

1.3 Типы лидеров……………………………………………………………….9

2. Стили руководства………………………………………………………….12

2.1 Модель Дугласа МакГрегора……………………………………………..13

2.2 Модель Лайкерта………………………………………………………….16

2.3 Четыре системы Лайкерта………………………………………………..18

2.4 Управленческая решетка  Блейка и Мутона……………………………..19

3. Лидер будущего…………………………………………………………….24

3.1 Портрет российского  лидера……………………………………………...25

Заключение………………………………………………………….27

Список используемых источников и литературы……………......29

 

 

 

 

 

 

Введение

За последние 50 лет в  теории и практике менеджмента проблема соотношения эффективности управления и лидерства является одной из самых ключевых. Любой менеджер, обеспокоенный эффективностью своей  работы, должен стремиться стать лидером.

В классическом менеджменте  лидерство - это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы  побудить их работать для достижения целей. В США раньше всех поняли связь  между лидерством и результатами экономической деятельности, и за последние полвека разработали  значительное количество теорий и подходов по данной проблеме. Для США идея лидерства является национальной, так  как тесно связана с духом  свободного предпринимательства, поэтому  именно американские теоретики менеджмента  являются главными специалистами по данному вопросу. Однако, несмотря на достаточную изученность проблемы и сходства в понимании значения лидерства для менеджмента, до сих  пор ряд вопросов остаются дискуссионными.

Актуальность выбранной  темы в том, что происходящие в  мире изменения заставляют по-новому воспринимать роль менеджера в организации  и дилемму «менеджер или лидер». Одним из исследователей лидерства  сформулирована ставшая знаменитой аксиома: «Менеджеры все делают правильно, а лидеры делают правильные вещи». На сегодняшний день такое противопоставление не очевидно, так как по мере становления  инновационной функции менеджмента  возникла необходимость формирования навыков лидерства.

Цель контрольной работы рассмотреть лидерство и стиль руководства.

Задачи контрольной работы:

  • раскрыть роль лидерства, в системе менеджмента;
  • изучить стиль руководства;
  • дать характеристику лидера бедующего.

1. Лидерство в  системе менеджмента

1.1 Понятие, сущность и роль лидерства

В современной науке менеджмента  лидерство характеризуется неоднозначно. На наш взгляд, целесообразно при  дальнейшем рассмотрении лидерства  придерживаться следующего определения.

Лидерство — это процесс  воздействия на группу людей, чтобы  повлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений  по достижению определенных целей.

Основываясь на своем профессионализме, способностях и умениях, менеджер концентрирует  усилия в области принятия решений, сводя к минимуму варианты путей  решения проблемы, принимающихся  на основе опыта, а лидер предпринимает  попытки разработать новые и  неоднозначные пути решения проблемы. После решения проблемы лидеры берут  на себя риск и бремя появления  новых проблем, особенно при возможности  получения соответствующего вознаграждения. В большинстве менеджеры обладают лидерскими качествами, но на практике их не проявляют.

Управление в организации  как процесс межличностного общения  включает в себя отношения «менеджер  — сотрудник», а также все области  жизни индивидов, коллективов, обществ  в государстве и самого государства. При этом те, кто управляет, и те, кем управляют, находятся во взаимодействии. Поэтому необходимо рассматривать  природу лидерства с учетом взаимодействия между людьми, так как управляемый  взаимодействует с управляющим.

Современный менеджмент невозможен без индивидуального, инновационного подхода к изменяющимся обстоятельствам для достижения новых перспективных направлений развития, т. е. менеджмент невозможен без лидеров. В современном менеджменте лидерство интегрирует межличностные факторы организации для ориентации их на достижение целей организации. Управление и лидерство — не синонимы, но способность быть лидером — ключевое условие, чтобы стать менеджером. Лидер — это тот, кому удается превратить сотрудника в своего единомышленника или последователя.

Организацию можно рассматривать  в двух аспектах: как формальную и неформальную.

Соответственно, правомерно говорить и о двух присущих им типах  отношений людей (формальных и неформальных), особенности которых состоят  в следующем:

1) отношения первого типа  — должностные, функциональные; отношения второго типа — психологические,  эмоциональные;

2) руководство занимает  особое место в системе формальных (официальных) отношений, а лидерство  — феномен, порожденный системой  неформальных (неофициальных) отношений.  Причем роль и функции менеджера  в организации заранее определены, а роль лидера возникает стихийно  без ее формального определения  и описания;

3) руководитель коллектива  назначается извне, вышестоящим  руководством, получает соответствующие  властные полномочия, имеет право  на применение санкций, лидер  выдвигается из числа окружающих  его людей, равных по статусу  (служебному положению).

Таким образом, руководство, менеджмент есть социальный по своей  сущности феномен, а лидерство —  психологический. И в этом — основное различие между ними, хотя в то же время имеется и немало общего. Во-первых, и руководство, и лидерство  являются средством координации, организации  отношений членов социальной группы, средством управления ими. Во-вторых, менеджер совместно с лидером  реализует процессы социального  влияния в группе (коллективе). В-третьих, этим феноменам присущ момент субординации отношений, проявляющий достаточно отчетливо в деятельности менеджера и менее отчетливо — лидера.

Согласно концепции власти и теории группового подхода к  деятельности лидера выделяются следующие  основные функции, отличающие его от формального руководителя:

— формирует, устанавливает  и поддерживает эталоны приемлемого  группового поведения;

— установив нормы, обычаи, традиции, мотивирует поведение каждого  члена группы, заставляя его следовать  эталонам группового поведения.

Таким образом, отличие понятия  лидера от менеджера достаточно велико. Лидерство не подменяет собой  менеджера (руководство), а дополняет  его. Наибольший эффект управления достигается  в ситуации, когда инструменты  руководства и неформального  лидерства сосредоточены в одних  руках. В настоящее время хороший  руководитель организации — это  человек, который одновременно является менеджером и лидером, следовательно, эффективно управляет организацией, ее формальной и неформальной средой.

1.2 Отличия лидера от менеджера

В последние годы появилось много публикаций о  различиях между управлением  и руководством. И менеджмент, и лидерство одинаково важны для организации. Так как право управлять вытекает из организационной структуры, оно содействует стабильности, порядку и решению проблем внутри нее. С другой стороны, право лидерства проистекает из таких личных качеств индивидов, как заинтересованность и целенаправленность и способствует развитию видения перспектив, креативности и перемен в организации. На рис. 1 перечислены различные качества, присущие руководителям и менеджерам, хотя необходимо помнить, что некоторые индивиды обладаю и теми, и другими.

 

 

Рисунок 1 – Основные качества лидера и менеджера

Одно из главных  различий между руководителем и  менеджером относится к источникам их власти и во многом зависящему от них уровню подчинения сотрудников. Власть — это потенциальная способность индивида влиять на поведение других людей. Власть — это основной имеющийся в распоряжения руководителя ресурс, позволяющий добиться изменения поведения сотрудников. Как правило, в организациях выделяют пять источников власти: закон, вознаграждение, принуждение, опыт (компетенции) и референтное право. Иногда источником власти является занимаемая менеджером в организации должность, в других случаях — личные качества лидера.

Все отличия лидера от менеджера  можно свести в таблицу (таблица 1). Главная разница заключается в том, что менеджер должен обладать качествами лидера, а лидер не всегда обладает качествами менеджера.

 

 

 

Таблица 1 -  Отличия лидера от менеджера

Менеджер

Лидер

Администратор

Инноватор

Поручает

Вдохновляет

Работает по целям других

Работает по своим целям

План основа действия

Виденье

Полагается на систему 

Полагается на людей

Использует доводы, факты

Использует эмоции

Контролирует 

Доверяет

Поддерживает движение

Даёт импульс движению

Профессионал

Энтузиаст

Принимает решения

Превращает решения в  реальность

Делает дело правильно

Делает правильное дело

Должны уважать

Должны обожать




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Менеджер — это человек, который направляет работу других и  несет персональную ответственность  за ее результаты. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных  целей. Лидер воодушевляет людей  и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к  новому, пройти этап изменений.

Менеджеры имеют тенденцию  занимать пассивную позицию по отношению  к целям. Лидеры, наоборот, сами устанавливают  свои цели и используют их для изменения  отношения людей к делу.

Менеджеры склонны разрабатывать  свои действия в деталях и во времени, планировать привлечение и использование  необходимых ресурсов для того, чтобы  поддерживать организационную эффективность. Лидеры добиваются этого же или большего путем разработки видения будущего и путей его достижения, не вникая при этом в оперативные детали и рутину.

Менеджеры предпочитают порядок  во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции.

Используя свой профессионализм, различные способности и умения, менеджеры концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они  пытаются сузить набор путей решения  проблемы. Решения часто принимаются  на основе прошлого опыта. Лидеры, в  противоположность, предпринимают  постоянные попытки разработки новых  и неоднозначных решений проблемы.

Таким образом, необходимо еще  раз сказать, что отличие понятие  лидера от менеджера достаточно велико. Менеджер, как правило, всегда лидер. Лидер же не обязан быть менеджером.

1.3 Типы лидеров

Если в качестве критерия использовать роль, которую выполняют  руководители-лидеры, то их типы, как  это установил Э. де Боне, выглядят следующим образом:

1) Ведущие за собой.  Это наиболее наглядный тип.  К нему относятся те, кто любит  принимать решения самостоятельно  под личную ответственность. Лидерство — их естественное состояние, и они обладают врожденными лидерскими качествами;

2) Организаторы групп.  Их отличительной чертой является  знание психологии своих последователей. Они лучше всего подходят для  управления людьми в малых  группах;

3) Исполнители. Самый рациональный  тип лидеров. Их отличает энергичная  деятельность, личный пример, целеустремленность, умение преодолевать барьеры,  создавать сплоченный коллектив;

4) Дипломаты. Легко контактируют  с сотрудниками. Могут отстоять  свое мнение, используют диалоги  и разрешают проблемы персонифицированно;

5) Генераторы идей отличаются  ориентацией на новые задачи, содействием передовому, интуицией,  синтезом знаний, самокритичностью;

6) Продавцы идей — предприимчивы,  обладают креативностью и способностью  к контролю своих, а также  чужих эмоций;

7) Синтезаторы. Умеют выделить  самое главное из очень большого  объема информации, что позволяет  им использовать нетрадиционные  подходы;

8) Разъяснители. Умеют разъяснить  последователям суть даже самой  сложной ситуации;

Информация о работе Лидерство в системе управления