Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 15:01, курсовая работа
Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, выявить особенности лидерства в организации. А так же попытаться понять какими качествами должен обладать истинный лидер.
Достижение цели подразумевало решение следующих поставленных задач: определить сущность и роль лидерства, а также выявить особенности лидерских отношений; рассмотреть основные концепции лидерства лидерства;
1.2.
Типология лидерства
в организации
Богатство сторон, аспектов лидерства определяет многообразие его типологии. Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов (иногда их называют ролями лидера):
1. Деловое лидерство. Оно характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на эффективность руководства.
2.
Эмоциональное лидерство. Оно
возникает в социально-
3.
Ситуативное лидерство. Строго
говоря, по своей природе оно
может быть и деловым, и
Имеются и другие классификации лидерства в зависимости от типов лидера. Так, Л.И. Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера: лидер-организатор (выполняет функцию групповой интеграции); лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи); лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы); лидер-эрудит (отличается обширностью знаний); лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом, идеалом); лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).
По содержанию различают:
По стилю различают:
Многие
исследователи не выделяют этот стиль
как особый, ограничиваясь
По характеру деятельности различают:
Помимо названных, нередко используется классификация лидеров в зависимости от их восприятия группой. Согласно такому критерию выделяются следующие типы лидеров:
1)
«один из нас». Лидер этого
типа особо не выделяется
2) «лучший из нас». Лидер, принадлежащий к данному типу, выделяется из группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и иным) параметрам и в целом воспринимается как образец для подражания;
3) «хороший человек». Лидер такого типа воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности к другим, готовности прийти на помощь и т.п.;
4)
«служитель». Такой лидер
Типы
восприятия лидера отдельными членами
группы часто не совпадают или
накладываются друг на друга. Так, один
сотрудник может оценивать
Лидерство различается по силе влияния на членов группы (организации). Одного лидера люди слушаются беспрекословно, советам же или указаниям другого следуют лишь до тех пор, пока они не вступают в противоречие с их собственными интересами и установками.
В зависимости от направленности влияния на реализацию целей организации лидерство делится на:
Конечно, в реальной жизни грани между этими типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством.
Конструктивное
лидерство, как уже отмечалось, — один
из важнейших компонентов эффективного
руководства. Оптимальным для руководителя
является сочетание в себе качеств формального
и неформального лидера. Однако совмещение
в одном лице этих социальных ролей, особенно
роли руководителя и эмоционального лидера,
трудно достижимо. Для эффективности управления
обычно достаточно, чтобы руководитель
одновременно являлся и деловым лидером.
Конечно, уровень позиции, занимаемой
руководителем в системе эмоциональных
отношений, также влияет на эффективность
руководства. Он не должен быть чрезмерно
низким, переходящим в антипатию. В последнем
случае эмоциональная неприязнь может
существенно подрывать деловой и должностной
авторитет руководителя и снижать эффективность
его деятельности.
1.3.Теория
Лидерских качеств.
На протяжении многих лет учёные пытались выделить основные особенности лидера. Но в ходе своих исследований им не удавалось выявить определённое количество черт личности, их было слишком много или же их определённое количество не подтверждалось дальнейшей практикой. Я предлагаю рассмотреть некоторые попытки.
Р. Столдилл выделил 5 таких черт:
Но оказалось, что человек, обладающий всеми этими качествами, не обязательно является лидером. В процессе последующего изучения этого вопроса исследователи выделили четыре группы лидерских качеств: физиологические, психологические, интеллектуальные и личностно-деловые. Но и эти качества не явились гарантом лидерства.
Фрэнк Карделл не ставил перед собой задачу определить качества, необходимые для формирования лидерства. В своей книге он предлагает восемнадцать так называемых «разъединителей». Это черты характера и привычки, которые «разъединяют» нас от лидерства. Ниже следует перечень этих «разъединителей».
Эта теория произвела на меня наиболее приятное впечатление. Поэтому я хочу рассказать о ней побольше и подробнее рассмотреть, почему Фрэнк Карделл, доктор психологических наук, выбрал именно эти 18 черт характера и привычек.
В
своей книге Карделл
Дальше
я предлагаю схему влияния
разъединений на лидерство (более сокращенный
вариант)
Не принимание естественного чувство страха и неуверенности
Мы вне природы т.е. отрицание других
вне целой системы сторон личности
Нежелание взрослеть Обман
Не
__________________________
ß
ОТКАЗ ОТ ЛИДЕРСТВА
Если вы даже не собирались использовать теорию Фрэнка Карделла, то всё равно каждому из нас будет полезно почитать, как можно изменить свои черты характера и привычки.
А. Низкая самооценка и отсутствие уважения к самому себе. Соединитель: Недостаток уважения к себе порождает и поддерживает низкую самооценку. Чтобы поднять самооценку, человек должен иметь сильное и глубокое уважение к самому себе, к другим и к жизни. Если нас этому не учили или мы не научили этому сами себя, мы должны начать создавать основу для этого уважения. Для этого нужно, прежде всего, задать самому себе вопрос: «Что в этой жизни является для меня самой главной ценностью?» и начать с этого.