Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:19, курсовая работа
Главной целью данной курсовой работы является – охарактеризовать оптимального менеджера, с точки зрения модели лидерства и стиля руководства.
Согласно главной цели мы ставим следующие задачи:
1. определить понятие лидерство;
2. сравнить содержание понятия «лидер» с содержанием понятия «руководитель»;
3. рассмотреть существующие стили руководства;
4. систематизировать существующие модели лидерства.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА…………………………………... 4
1.1 Понятие и сущность лидерства. Различия лидера и руководителя……… 4
1.2 Стили руководства…………………………………………………………... 7
1.3 Современные модели лидерства…………………………………………… 18
2. ЛИДЕРСТВО НА ПРАКТИКЕ…………………………………………………... 28
2.1 Лидерство в практике российского менеджмента…………………............ 28
2.2 Важность лидерских качеств менеджера для его профессиональной деятельности…………………………………………………………………. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………... 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….. 32
Федеральное
агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет
управления
Кафедра
государственного и муниципального
управления
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Лидерство
Группа
УГВ 101
Научный
руководитель
Коркина Т.А.
Челябинск 2009
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 | ||
1. | ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА…………………………………... | 4 | |
1.1 | Понятие и сущность лидерства. Различия лидера и руководителя……… | 4 | |
1.2 | Стили руководства………………………………………………… |
7 | |
1.3 | Современные модели лидерства…………………………………………… | 18 | |
2. | ЛИДЕРСТВО НА ПРАКТИКЕ…………………………………………………... | 28 | |
2.1 | Лидерство в практике российского менеджмента…………………............ | 28 | |
2.2 | Важность лидерских
качеств менеджера для его
профессиональной деятельности……………………………………………… |
29 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
31 | ||
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… |
32 |
ВВЕДЕНИЕ
Во всех сферах нашей жизни присутствует явление лидерства. Где бы мы ни находились, будь то государственная организация, группа студентов или школьный класс и т.д. Одна из важнейших истин такова: лидерство независимо от того, куда вы движетесь или чем занимаетесь. Времена меняются. Но не зависимо от этого, всегда и везде существовали лидеры. К удивлению, лидер может оказывать огромное влияние на своих последователей, вдохновлять их к подвигам или вводить в меланхолию, заставлять действовать незамедлительно, с полной отдачей делу, либо пребывать в расслабленном состоянии. Иными словами, деятельность людей, последователей, напрямую зависит от поведения их лидера.
Необходимо отметить актуальность данного вопроса для менеджеров. Ведь на сколько можно увеличить производительность, изменить состояние текущих дел, преобразовать цели, если уметь правильно организовать людей. Эффективный руководитель должен представлять собой интеграцию менеджера и лидера, так как это поможет ему и его организации преодолевать все трудности и вывести организацию на совершенно новый уровень.
Главной целью данной курсовой работы является – охарактеризовать оптимального менеджера, с точки зрения модели лидерства и стиля руководства.
Согласно главной цели мы ставим следующие задачи:
Для раскрытия главной цели курсовой работы использовалась не только учебная литература, но и периодическая печать.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ЛИДЕРСТВА
Лидер представляет собой лицо, наделенное властными полномочиями в структуре неформальных взаимоотношений.[6]
Лидерство – это управленческое взаимоотношение между руководителем и последователями, основанные на эффективных для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.
С учетом современных представлений понятие лидерства в обобщенном виде трактуется как способность мобилизовать потенциальные психологические потребности последователей (подчиненных) и опереться на них в момент острого соперничества или конфликта. Лидерство – это отношения, возникающие в ходе взаимного стимулирования и поддержки, благодаря чему побуждения людей превращаются в их участие, дающее конкретные результаты.[12]
Принято различать понятие лидера и руководителя как соответственно неформального и формального лидера. Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. В этом случае влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. Формальное лидерство – это процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности, официального положения в организации.
Лидерство строится на отношениях типа «лидер – последователи», а не «начальник – подчиненный».
Формальный лидер имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Неформальный лидер выдвигается за счет своих способностей оказывать влияние на других и благодаря своим деловым и личным качествам.
Не всякий менеджер может быть лидером, хотя совпадение в одном лице лидера и руководителя было бы идеальной ситуацией
Любой неформальный лидер обладает личностным притяжением, которое проявляется в разной форме.
Выделяют три типа лидеров:
Эффективность деятельности лидера определяется степенью его влияния на других членов коллектива и на процесс принятия решений, а эффективность работы руководителя – степенью достижения общих целей организации. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними использует прежде всего должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же как специфический тип отношений основывается на процессе социального воздействия, а точнее на взаимодействии в организации.[12]
Процесс управления осуществляется в основном сверху вниз с помощью манипулирования и принуждения, а лидирование развивается снизу вверх, исключительно по доброй воле людей, признающих лидера. Власть и лидерство имеют одинаковые формы проявления, но диапазон власти лидера может быть более широким, чем у руководителя, и не стесненным рамками полномочий и структур.
Лидеры
есть в любом коллективе, они заслуживают
особого внимания, т.к. активно влияют
на морально-психологический
Лидерство руководителя признается только тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются:
Таким образом, следует сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации. Лидера отличают ряд качеств, характеризующих этот тип людей.[3]
Проблемы
лидерства являются ключевыми для
достижения организационной эффективности.
С одной стороны, лидерство рассматривается
как наличие определенного
Для проявления эффекта лидерства необходимо сочетание четырех факторов:
Властные полномочия передаются лидеру добровольно его последователями, и также добровольно могут быть изъяты. Необходимо учитывать, что лидерство – явление ситуационное и добровольное. В то же время лидер не ориентируется на последователей, он стремится к удовлетворению своих потребностей, а последователи добровольно следуют за ним, добровольно вручают власть на собой, так как надеются удовлетворить свои интересы.
По
мнению Ч. Бернара и Г. Саймона, роль
лидера заключается прежде всего
в умении овладеть социальными силами
в коллективе, в искусствек формирования,
развития и направления моральных ценностей.
1.2
Стили руководства
В процессе исторического развития понятие «стиль»значительно изменило свое содержание. В античном мире писали на доске стилом. Впоследствии слово было взято на вооружение искусством и литературой. Сегодня оно используется практически во всех областях жизни. По мере расширения области своего применения это понятие стал обозначать общность. В отдельном виде деятельности.
Понятие стиля как характерной «чеканки» форм жизни и их выражения подходит и для стиля управленческой деятельности: единый, характерный «отпечаток» субъекта управления, его «почерк» (система своеобразных управленческих приемов, способов, подходов, инструментов).[12]
Стиль руководства в контексте управления – это привычная мера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего о выполнении задачи – все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.
Стиль руководства – типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств. Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех них личных качеств (уровень интеллекта, знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе). Поэтому, если можно выявить у себя эти качества, то, возможно, их развитие, позволит в будущем стать хорошим руководителем.
В дальнейшем возник другой, поведенческий подход, который создал основу для более точного определения: стиль управления это относительно устойчивая система способов. Методов и форм практической деятельности менеджера, привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, нацеленная на влияние и побуждение их к достижению целей организации. Степень, до которой руководитель делегирует свои полномочия. Типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или о выполнении задач отражает стиль руководства, характеризирующий данного лидера. Но и такой подход оказался не полным. Дальнейшие исследования показали, что в эффективности руководства значительную роль играют ситуационные факторы, которые, например, включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействие среды, имеющуюся у руководителя информацию. На практике это означает, что руководитель-лидер должен по-разному вести себя в различных ситуациях.