Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 20:39, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть важнейшие аспекты организационной культуры, изучить формирование организационной культуры.
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................................3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СИСТЕМЕУПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………………...6
1.1.Понятие организационной культуры…………………………………………...6
1.2.Структура организационной культуры……………………………………..8
1.3.Содержание организационной культуры…………………………………11
1.4. Функции организационной культуры…………………………………….14
2.ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ…………………….16
2.1.Формирование организационной культуры……………………………...16
2.2.Анализ организационной культуры менеджера………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................................26
Институт
Международных Социально-
Кафедра
Управления
Курсовая
работа
По дисциплине:
“Теория управления”
На тему:
“Культура управления”
Очного отделения
Факультета
Государственного и
Цыганов
Сергей
Москва 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СИСТЕМЕУПРАВЛЕНИЯ…………………………………
1.1.Понятие организационной культуры…………………………………………...6
1.2.Структура организационной культуры……………………………………..8
1.3.Содержание организационной культуры…………………………………11
1.4. Функции организационной культуры…………………………………….14
2.ФОРМИРОВАНИЕ
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ………………
2.1.Формирование организационной культуры……………………………...16
2.2.Анализ
организационной культуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
Проблема
вступления России в мировую экономику
носит многоаспектный характер. С одной
стороны, это соблюдение формальных требований,
признание России в качестве страны с
рыночной экономикой, вступление в ВТО,
позволяющее снять ряд ограничений по
экспорту российских товаров в страны
с развитой экономикой, в целом на мировой
рынок. С другой, содержание бизнеса, его
организация и набор критериев, применяемых
в процессе принятия решений, и реальная
корпоративная культура.
Одним из ключевых элементов корпоративной
культуры российских организаций, активно
воздействующих на процессы полноправного
вхождения России в мировую систему разделения
труда, выступает этика бизнеса.
Деловая этика, или этика бизнеса, сравнительно
недавно получила место в системе российского
бизнес-образования. Но отечественных
разработок и учебников по данной дисциплине
недостаточно, и они слабо отвечают требованиям
практического характера. Преобладает
декларативность и назидательность, деловая
этика преподносится в форме поучений
и моральных норм, необходимых в бизнесе
(доверие, честность, взаимное уважение),
что составляет только часть ее предмета
— нормативную этику. Много внимания уделяется
этикету (как говорить по телефону, вести
себя на переговорах, писать деловые письма,
правильно одеваться и т.п.). В исследованиях
же прикладного характера, например, по
управлению персоналом, специфика моральных
проблем и решений часто не отражена. Вопрос
организационной культуры в компаниях
на сегодняшний день актуален и его актуальность
будет расти по мере продвижения российских
компаний на мировом рынке.
Актуальность выбранной темы подтверждается
ещё и тем, что большинство ученых и обозревателей,
занимающихся организационными проблемами,
ныне осознают, что культура оказывает
мощное влияние на производственные показатели
деятельности и долгосрочную эффективность
предприятий. Впечатляющую картину влияния
культуры на улучшение показателей их
деятельности демонстрируют результаты
эмпирических исследований. Одна из публикаций
(J. P. Kotter & J. L. Heskett, 1992) освещает результаты
интервью с 75 всеми уважаемыми финансовыми
аналитиками, работа которых заключалась
в пристальном наблюдении за деятельностью
определенных индустриальных организаций
и корпораций. Каждый аналитик сравнивал
показатели двенадцати наиболее преуспевающих
фирм с показателями десяти фирм нижнего
уровня. Хотя труд аналитика стереотипен,
поскольку основан почти исключительно
на твердо установленных данных, только
один из семидесяти пяти показал, что культура
мало влияет на показатели работы фирмы
или вовсе не оказывает на них воздействия.
Все остальные подтвердили, что культура
является определяющим фактором долгосрочного
финансового успеха.
С теpмином "культуpа" часто связывают музыку, живопись, дpевнии цивилизации, но в совpеменной жизни этот теpмин используется гоpаздо шиpе. Рассмотрение организаций как сообществ, имеющих общее понимание своих целей, значения и места, своих ценностей и поведения, вызвало к жизни понятие организационной культуры.
Культура придает смысл многим нашим поступкам. Поэтому менять что-либо в жизни людей можно, лишь учитывая это значительное явление. Культура формируется годами и десятилетиями, поэтому она инерционна и консервативна. И многие нововведения не приживаются только потому, что противоречат освоенным людьми культурным нормам и ценностям.
Приобретая индивидуальный и личный опыт, работники формируют, сохраняют и изменяют свои смысловые системы, в которых отражены их отношения к различным явлениям – миссии организации, планированию, мотивационной политике, производительности, качеству труда и т. д.
Каждому, кто знаком с pазличными оpганизациями, известно, что они отличаются по атмосфеpе, методам выполнения pаботы, степени активности, индивидуальным целям – и все эти фактоpы зависят от истоpии оpганизации, ее тpадиции, ее настоящего положения, технологии пpоизводства и т.п.
Цель
курсовой работы – рассмотреть
важнейшие аспекты
Организационная культура – это убеждения, нормы поведения, установки и ценности, которые являются теми неписанными правилами, определяющими как должны работать и вести себя люди в данной организации[11].
Вполне очевидно, что если культура организации согласуется с ее общей целью, она может стать важным фактором организационной эффективности. Поэтому современные организации рассматривают культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и обеспечить продуктивное взаимодействие[9]. Иными словами, об организационной культуре можно говорить только в случае, когда высшее руководство демонстрирует и утверждает определенную систему взглядов, норм и ценностей, прямо или косвенно способствующих выполнению стратегических задач организации. Чаще всего в компаниях формируется культура, в которой воплощаются ценности и стиль поведения их лидеров. В этом контексте организационная культура может быть определена как совокупность норм, правил, обычаев и традиций, которые поддерживаются субъектом организационной власти и задают общие рамки поведения работников, согласующиеся со стратегией организации.
Организационная культура включает не только глобальные нормы и правила, но и текущий регламент деятельности. Она может иметь свои особенности, в зависимости от рода деятельности, формы собственности, занимаемого положения на рынке или в обществе. В этом контексте можно говорить о существовании бюрократической, предпринимательской, органической и других организационных культур, а также об организационной культуре в определенных сферах деятельности, например, при работе с клиентами, персоналом и прочее[9].
Характеристика организационной культуры охватывает[9]:
-
индивидуальную автономность –
степень ответственности,
-
структуру – взаимодействие
- направление – степень формирования целей и перспектив деятельности организации;
-
интеграцию – степень, до
- управленческое обеспечение – степень, относительно которой менеджеры обеспечивают четкие коммуникационные связи, помощь и поддержку своим подчиненным;
-
поддержку – уровень помощи, оказываемой
руководителями своим
-
стимулирование – степень
-
идентифицированность –
-управление
конфликтами – степень
-
управление рисками – степень,
до которой работники
Эти характеристики включают как структурные, так и поведенческие измерения. Та или иная организация может быть подвергнута анализу и подробно описана на основе перечисленных выше параметров и свойств.
Обобщая сказанное, можно дать более общее определение организационной культуре. Организационная культура – это система общественно прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития.
Анализируя структуру организационной культуры, Е. Шейн выделяет три ее уровня: поверхностный, внутренний и глубинный. Знакомство с организационной культурой начинается с поверхностного уровня, включающего такие внешние организационные характеристики, как продукция или услуги, оказываемые организацией, используемая технология, архитектура производственных помещений и офисов, наблюдаемое поведение работников, формальное языковое общение, лозунги и т.п. На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать в терминах организационной культуры.
Те,
кто пытаются познать организационную
культуру глубже, затрагивают ее второй,
внутренний уровень. На этом уровне изучению
подвергаются ценности и верования,
разделяемые членами
Третий, глубинный уровень включает базовые предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Среди этих принимаемых на веру скрытых предположений, направляющих поведение людей в организации, Шайн выделил отношение к бытию в целом, восприятие времени и пространства, общее отношение к человеку и работе.
Некоторые
исследователи предлагают более
дробную структуру
1.
Мировоззрение — представления
об окружающем мире, природе человека
и общества, направляющие поведение
членов организации и
2.
Организационные ценности, т.е. предметы
и явления организационной
3.
Стили поведения,
4.
Нормы — совокупность
5. Психологический климат в организации, с которым сталкивается человек со при взаимодействии с ее сотрудниками. Психологический климат представляет собой преобладающую и относительно устойчивую духовную атмосферу, определяющую отношения членов коллектива друг к другу и к труду.