Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 16:46, курсовая работа
Тема корпоративной культуры становится все актуальней, ее можно встретить на страницах газет и журналов, в обсуждениях на форумах, конференциях, заседаниях HR клубов. Многие компании решают основательно подойти к этой теме и использовать весь мощный потенциал корпоративной культуры на благо развития компании.
Введение……………………………………………………………………………..…………..стр.3
1. Понятие корпоративной культуры
1.1. Понятия корпоративной и организационной культуры…………………………………..стр.7
1.2. История организации и ее культура………………………………………………………..стр.9
1.3. Организационная культура как система корпоративных правил……………………..….стр.10
1.4. Организационная культура как аналог большой культуры……………………………....стр.11
1.5. Корпоративная культура как коллективное бессознательное……………………………стр. 12
1.6. Ограничения корпоративной культуры………………………………………………..…..стр.13
2. Корпоративная культура в России……………………………………………………………стр.15
3. Виды и индикаторы культуры.
3.1. Виды культуры организации………………………………………………………………..стр.18
3.2. Структура корпоративной культуры………………………………………………….……стр.19
3.3. Индикаторы культуры………………………………………………………………...……..стр. 20
3.4. Позитивная и негативная культура…………………………………………………………стр. 26
4. Изменение и формирование корпоративной культуры
4.1. Изменение корпоративной культуры………………………………………………...…….стр.28
4.2. Формирование корпоративной культуры………………………………………………….стр.30
Заключение………………………………………………………………………………………..стр.33
Список использованной литературы………………………………………………………...….стр. 36
Министерство
образования РФ
Московский департамент образования Московский Городской Педагогический Университет Факультет
психологии Реферативная работа по специализации «Социальная психология. Психология управления и менеджмента» на тему: Корпоративная
культура организации. Выполнила студентка III курса очно-заочного отделения Романенко Т.П. Руководитель:
д. психол.н., проф. Ю.М.
Забродин. Москва 2003 СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………… 1. Понятие корпоративной культуры 1.1.
Понятия корпоративной и 1.2.
История организации и ее 1.3.
Организационная культура как
система корпоративных правил…… 1.4.
Организационная культура как
аналог большой культуры………………… 1.5.
Корпоративная культура как 1.6.
Ограничения корпоративной 2.
Корпоративная культура в 3. Виды и индикаторы культуры. 3.1.
Виды культуры организации…………… 3.2.
Структура корпоративной 3.3.
Индикаторы культуры…………………………… 3.4.
Позитивная и негативная 4.
Изменение и формирование 4.1.
Изменение корпоративной 4.2.
Формирование корпоративной Заключение……………………………………………… Список
использованной литературы…………………………………………………… ВВЕДЕНИЕ По Фридриху Ницше культура - это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом. Альбер Камю сказал, что в мире параллельно силе смерти и силе принуждения есть еще одна огромная движущаяся сила, несущая в себе уверенность, и ее имя - культура. Культура
не существует сама по себе, как брошка.
Ее невозможно отстегнуть и показать
как независимое явление или
объект. Культура человека проявляется
в его поведении, внешнем виде
и в высказываниях. Тема корпоративной культуры становится все актуальней, ее можно встретить на страницах газет и журналов, в обсуждениях на форумах, конференциях, заседаниях HR клубов. Многие компании решают основательно подойти к этой теме и использовать весь мощный потенциал корпоративной культуры на благо развития компании. Еще несколько лет назад почти никто не знал словосочетания “корпоративная культура”, однако она была. И, что интересно, все наши “доски передовиков труда”, значки, почетные грамоты и так далее являются классическим атрибутом корпоративной культуры многих западных компаний с давней и славной историей. А форма? Достаточно вспомнить традиционные цвета галстуков английских колледжей, символику “цехов” и странные параллели между “буржуазными” скаутами и советскими пионерами. На заре монополизма, когда основатель крупнейшей автомобильной корпорации Форд здоровался со своими рабочими за руку и поздравлял их с семейными торжествами, он создавал на своих заводах именно эту самую культуру - общую благоприятную атмосферу среди персонала всех уровней. Это эфемерное явление, которое нельзя потрогать в буквальном смысле, но чьи плоды весьма материальны, так как напрямую способствуют увеличению доходов компании. В
современной литературе существует
довольно много определений понятия
"корпоративная культура". Как
и многие другие термины организационно- Коллектив в несколько десятков или сотен человек не может сплотиться, держаться на основе взаимных симпатий и любви всех членов. Для этого они слишком различны, а чувство симпатии неустойчиво и изменчиво. Чтобы спаять людей, нужны более ясные и крепкие основы, как-то: идеи, правила, нормативы, табу. Все это и составляет корпоративную культуру. Таким образом, получается, что корпоративная культура - это общие ценности, верования и убеждения, которые разделяются всеми или почти всеми членами команды. Носителями корпоративной культуры, естественно, являются сами сотрудники. Но в какой-то момент, она отделяется от конкретных людей и превращается в общий дух. Несмотря
на то, что проблема корпоративной
культуры поставлена относительно недавно,
истоки ее привлекают внимание исследователей
уже давно. Ее систематическое изучение
началось в 1982 году, когда американские
исследователи Теренс Дил (Terence Deal) и
Аллан Кеннеди (Alan Kennedy) создали концепцию
корпоративной культуры как важнейшего
фактора, влияющего на организационное
поведение и корпоративное В
тоже время на нашей российской почве
понятие корпоративной культуры
имеет свою специфику. Буквально
каждый крупный руководитель не без
гордости заявляет о том, что в
его компании «своя корпоративная
культура». Здесь можно даже привести
несколько показательных На своем сайте страховая компания «Отечество» разместила ссылку, посвященную корпоративной культуре, содержащую следующий текст: Корпоративная культура: Корпоративная культура - это система принципов, обычаев и ценностей, позволяющих всем в компании двигаться в одном направлении как единому целому. Мы
являемся основной ценностью
компании и основным
конкурентным преимуществом. Мы и государство: Порядок в стране начинается с порядка в нашем доме. В условиях кризиса важно помогать другим, поскольку мы связаны друг с другом. Кризис и другие трудности не могут быть оправданием для неправедных действий. Мы соблюдаем правовые законы. Мы и клиенты: Мы строим с клиентами долгосрочные взаимоотношения шаг за шагом. Доверие для нас больше чем прибыль. Мы обеспечиваем только высочайший уровень сервиса. Мы не обещаем то, что не можем сделать, а делаем всегда больше, чем обещаем. Мы будем развивать дух стремления к новому и это даст нам возможность внедрять лучшие идеи, опережая конкурентов. То, что хорошо для клиента, хорошо для Компании. Потребности клиента важнее личных потребностей. Мы узнаем о потребности клиента до того, как она у него возникла. Мы не используем незнание и недостаточную информированность клиента в своих интересах. То
есть компания описывает принятые в
ее среде постулаты и принципы,
определяющие ее политику по отношению
как к клиентам, так и к сотрудникам.
Затронуты вопросы рабочего времени
и взаимопомощи внутри рабочего коллектива.
Можно ли считать это описание
исчерпывающим? Для сравнения приведем
еще одно подобное описание. Компания
INKAP также сочла необходимым Одной из важных составляющих успеха компании является корпоративная культура. Мы считаем ее эффективным инструментом, позволяющим мобилизовать все подразделения на достижение общей цели, стимулировать инициативу, обеспечить лояльность и взаимопонимание между сотрудниками компании. Наша корпоративная культура базируется на следующих семи принципах:
Этот вариант несколько отличается от предыдущего, включая в себя еще и вопросы развития компании и приемы наиболее эффективного ее функционирования. Таким образом, можно сказать, что каждая компания имеет свое представление о корпоративной культуре. Причем это представление зависит не только от сферы деятельности предприятия, но и от многих других индивидуальных факторов, не укладывающихся в единую, общую для всех структуру. С той же уверенностью можно заявлять и о том, что каждый сотрудник имеет свое собственное понимание и отношение к этому понятию. Этот вопрос встает и при переходе сотрудника из одной организации в другую. Например, А.Трусков, руководитель отдела продаж компании «7 цветов», отказывается брать в свой отдел менеджеров из сферы недвижимости, комментируя свою точку зрения одной фразой: «Не та корпоративная культура». Сложно было бы перечислить все подходы к объяснению этого понятия, но все есть некоторые общие черты, выделяемые как руководителями и сотрудниками компаний, так и консультантами, имеющими возможность взглянуть на организации глазами стороннего наблюдателя, сравнить их по определенным критериям. Заслуга выделения таких критериев также принадлежит именно консультантам по развитию бизнеса, оценке персонала и т.п. Они в своей профессиональной деятельности постоянно сталкиваются с проблемой определения и формирования корпоративной культуры. Проблема начинает приобретать не только практический, но и научный характер, возникает потребность в систематизации имеющейся информации, наработанной практиками. Однако и здесь мы видим многообразие мнений и подходов к этому вопросу. Исследователи феномена корпоративной культуры приводят множество вариантов того, от чего она зависит: от национальной идентичности и культуры или же наоборот - корпоративная идентичность полностью подчинена более мощной логике индустриального развития. Одни ученые исследуют и анализируют особенности национальных управленческих стилей и культур: японской, американской, немецкой, британской и проч., выявляя в каждой уникальные черты, связанные с особенностями национального мышления и поведения. Так появляются модели шведского демократического стиля управления, британского - прагматичного, французского - централизованного и т.д. Другие
исследователи описывают Существует
еще одно - радикальное - мнение. Суть
его в том, что корпоративная
идентичность, направленная на стандартизацию
человеческого поведения и Однако
большинство авторов сходится во
мнении, что формировать корпоративную
культуру - очень важно. С этим согласится
и любой современный По словам консультантов можно сказать, что фирмы с ярко выраженной корпоративной культурой гораздо эффективнее используют человеческие ресурсы. Корпоративная культура – одно из самых эффективных средств привлечения и мотивации сотрудников. Таким
образом, появляется множество аспектов
корпоративной культуры, связанных
с разнообразием взглядов на эту
проблему. С ростом производства, выходом
российских организаций на международный
уровень, появлением молодых специалистов
с высоким уровнем образования,
расширением предприятий 1.
ПОНЯТИЕ КОРПОРАТИВНОЙ
КУЛЬТУРЫ. 1.1.
Понятия корпоративной
и организационной
культуры. Во
многочисленный источниках, посвященных
рассмотрению данной темы, обычно используются
два понятия: корпоративная и
организационная культура. Причем в
одних этим терминам придается совершенно
различное значение, в других –
практически идентичное. Перед рассмотрением
этих понятий следует уточнить, что
конкретно подразумевается по каждым
из них. Таким образом, становясь
камнем преткновения, организационная
культура остается еще мало изученной.
В литературе, посвященной проблеме
организационной культуры, мы находим
попытки построения схемы анализа
этого феномена. В современной
литературе мы находим довольно много
определений понятий Можно
констатировать, что до настоящего
момента в большинстве работ
посвященных этой теме четко не разводятся
такие понятия как Одна
из попыток предпринимается Однако
определение корпоративной Дальнейшая попытка расшифровать понятие корпоративной культуры ведет к смешению этих понятий. По мнению других специалистов, если определяющим будет временной критерий, то организационная культура – это прошлое компании, а корпоративная – ее будущее. Любая
организация имеет свою историю,
которая влияет на ее образ жизни,
традиции, нормы и правила Организационная
культура – это набор наиболее
важных предположений, принимаемых
членами организации и Корпоративная культура живет в единой символике, посредством которой передаются ценностные ориентации, негласные правила поведения, представления о принятом и неприемлемом способах взаимодействия, лежащие в основе построения взаимодействий внутри и за пределами организации. Корпоративная культура - это специфические для данной организации ценности, отношения, поведенческие нормы. Корпоративная культура определяет типичный для данной организации подход к решению проблем. Основу
корпоративной и Корпоративная
культура – одно из самых эффективных
средств привлечения и Среди
составляющих и организационной, и
корпоративной культуры можно выделить
такие понятия, как ценностные ориентации,
идеи, установки. Но если в рамках корпоративной
культуры под этим подразумевается
социально-психологический Организационная культура имеет принципиальное значение для изучения истории и пути развития компании, трансформации системы отношений. Основу организационной культуры компании закладывают ее основатели, определяя будущие ключевые моменты развития и изменения. Эдгар Шайн говорит о том, что на складывание организационной культуры влияют несколько групп факторов, придавая значение трудностям, с которыми сталкивается компания в процессе своего развития:
Несмотря
на очевидное разнообразие определений
и толкований организационной культуры,
в них есть общие моменты. Так,
в большинстве определений . 1.2.
История организации
и ее культура Организационная культура и на глубинном уровне - неосознаваемых ценностей, и на внешнем уровне - декларируемых правил, является производной от истории организации, ее успехов и неудач. А история организации начинается с личных историй ее основателей, лидеров. Каждый человек является носителем некой организационной культуры, ведь свой опыт организационного поведения он начинает получать еще в семье, а затем в детском саду, школе, институте и т.д. И эти опыты интериоризуются, начинают воспроизводиться автоматически, бессознательно. Вот почему, так редко удается заставить людей принять иную культуру, действовать по правилам, противоречащим всему их прежнему опыту, даже если эти правила абстрактно, теоретически очень правильные и полезные. Итак, культура конкретной организации может быть понята только при учете индивидуальной истории ее лидеров, основателей. Но их собственные истории начинались в их первых организациях, как правило, в семьях. Именно там, они впервые услышали и получили опыт реализации своих первых мифов, принимаемых на веру, без доказательств. Они очень разнообразны, могут быть противоположными по смыслу, к ним по-разному относятся. Но после детства начинается первый период самостоятельности. И здесь формируются мифы про свое место в мире, про то, какими должны быть отношения между людьми. А затем начинается собственный опыт работы в организации, и от того каким он был, добавляются еще некоторые организационные мифы. И дело не только в том, начинал ли человек свой трудовой опыт в министерстве, НИИ или на заводе. Существенно то, был ли этот опыт субъективно успешным. Каждая
организация по-разному Но кроме, таких приоритетов возникают и культурные технологические привычки. Ни одно научное исследование не начинается без изучения литературы, опыта предшественников, а затем выдвижение гипотез и их проверка в эксперименте. На заводе обязательным оказывается разработка подробной функциональной по операционной технологии, спецификация и планирование. В министерстве будет этап согласований и выдачи заданий, приказов в письменной форме. Для работника министерства признаком статуса и необходимым для реализации работы будет стол или кабинет, желательно с секретаршей, хороший строгий костюм с галстуком, с контрагентами в среде, возникает привычка договариваться «сверху», через их начальство, по официальным каналам, либо через личные связи. Для ученого важно наличие хорошего компьютера, доски, возможности одеваться, как хочется, лучше в джинсы, среда рассматривается как источник информации и новых идей, с попыткой взаимодействовать на равных, устанавливать неформальные отношения, или “выводить за скобки”, как не значительную величину. Для
заводчанина нужен хороший Это поверхностное описание трех типов культур, такими, какими они обычно складывались еще в советские годы. Существенно,
что получив некий Но, конечно же, организационная культура это не просто производная от истории лидеров. Очень многое зависит от ситуации в среде, которая сложилась в момент возникновения организации. Ведь среда, рынок для коммерческих организаций, задают требования и критерии, определяющие жизнь и смерть организации. Организации, возникавшие в начале 90-х, выигрывали, если могли найти стабильного поставщика товаров на консигнацию, а в конце 90-х выигрывали те, кто научился работать с клиентами, а в 98 году выиграли, те, кто работал с отечественными товарами. Поэтому, для тех, кто начинал в начале 90-х, до сих пор значим миф о том, что бизнес начинается с поиска товара, которого ни у кого нет, и поставщика, который готов пойти Вам на встречу. У
тех, кто попал на рынок позже,
главным является миф о том, что
“нашим главным капиталом и Для начавших бизнес в 1998-ом актуален миф о безопасности работы с отечественными поставщиками. Но на организационную культуру влияет и более частная история, история развития отрасли. Правила и мифы адекватные для производства и торговли мясом не совпадают с культурными нормами для работы на рынке электроники в те же годы и практически противоположны работавшим в те же годы мифам на рынке программных продуктов и интернет-сервисов. Но
проекция всех этих факторов на организационную
культуру задает еще один важнейший
показатель. Это показатель связан
с историей и опытом изменения
самой организационной В
одних случаях, организациям удавалось
изменять свою культуру, адекватно
требованиям среды и при этом
сохранять хотя бы на символическом
уровне те существенные характеристики,
которые собственно и воспринимаются
ее членами как главная В других случаях организации удалось вообще прожить всю свою историю без существенных изменений культуры (такое тоже встречается в нашей стране). В
третьих, организация постоянно
меняла и ценностные приоритеты и
систему мифов и правил, для
того, чтобы выжить и в ней дискомфортно
всем: и владельцам и менеджерам
и исполнителям - своя культура не сложилась
как целостность, она состоит
из осколков (субкультур). 1.3.
Организационная
культура как система
корпоративных правил. В ряде работ термин организационная культура используется скорее как метафора, по аналогии с понятием “культурный человек”. Тогда можно говорить не столько об организационной культуре, сколько о “культурных” и “некультурных” организациях. Культурной при этом будет организация, соблюдающая правила “хорошего тона”. А “хороший тон” предполагает определенный набор ценностей, протокол и этикет. Нужные ценности и правила должны откуда-то возникать, на что-то опираться, из чего-то исходить. Одни
консультанты и менеджеры выводят
ценности и нормы из требований среды.
Тогда все эти нормы: от формы
одежды и оценки качества продукции
до правил взаимодействия - являются ответом
на ожидания и требования клиентов,
партнеров, госорганов и даже иногда
общественного мнения. Можно социологическими
методами, через опросы и фокус-группы,
выявлять такие ожидания и формулировать
соответствующие им правила. Тогда
у фирмы будут ценности и нормы,
отвечающие ожиданиям, их можно назвать
“кодексом корпоративных Такое понимание и реализация формирования корпоративной культуры делает ее сопоставимой и вытекающей из желаемого имиджа организации. Ряд авторов акцентирует другой аспект корпоративной культуры - технологический. Каждая технология предполагает определенные требования к людям, в ней задействованным. И, тогда можно говорить о форме одежды, критериях оценки качества, правилах поведения и взаимодействия, оптимальных для реализуемой технологии. Впрочем,
чаще, особенно в нашей стране, корпоративные
правила задаются, исходя из неких
субъективных представлений руководства
организации. Это может быть, например,
правило запрещающее Представление
о корпоративной культуре, как
наборе написанных, продекларированных
ценностей и правил, вытекающих из
требований социального атома или
технологии, или просто из субъективных
представлений лидеров 1.4.
Организационная
культура как аналог
большой культуры. Другой
подход к организационной культуре
развивается в основном учеными,
хотя и имеет, на наш взгляд, важное
следствие для практики. Сторонники
этого подхода рассматривают
организационную культуру как аналог
традиционных культур: народов, наций,
стран. Они проводят и публикуют
подробные и очень интересные
описания и анализ различных культур
в организациях и профессиональных
сообществах. Корни данного подхода
связаны с социальной этнографией,
направлением исследований первобытных
культур. Особенностью данного направления,
принципиальной, на наш взгляд, для
практики работы с организационными
культурами, является вывод о не
конструктивности оценки одной культуры
с точки зрения критериев, выработанных
в другой. Например, в христианских
культурах при входе в храм
или любой другой дом мужчины
снимают головной убор. Не выполнение
этой нормы воспринимается как проявление
не уважения. Оскорблением может оказаться
и нахождение в головном уборе
за столом. Но в иудаистской и
исламской культурах, наоборот, мужчины,
входя в храм должны покрыть головы.
Каждая культура предполагает не просто
свои обычаи и правила, но и свою
символику. Фаллические символы
в одних культурах используются
как оскорбления, в других как
символы, которым поклоняются. В
одних культурах обнаженное тело
воспринимается как что-то неприличное,
в других, неприличным, оказывается,
прятать, прикрывать свое тело. Можно
приводить огромное количество таких
прямо противоположных норм, различных
смысловых трактований В
одних культурах более Одни
культуры ориентированы на изменение
окружающей среды и оставляют
память о себе в огромных зданиях,
каналах и уничтоженных, вырубленных
лесах, осушенных болотах и Очень трудно представителю одной культуры удержаться от критики другой, от использования привычных критериев оценки эффективности. Ведь за правилами и символами лежат определенные ценностные приоритеты. Еще труднее бывает удержаться от копирования, соблазна перенести на другую культурную почву, то, что понравилось за границей. Такие попытки происходят постоянно и приводят к неожиданным эффектам. Один из известных примеров описывает попытку применения такой практики в США. В начале 90-х. Американцы были поражены эффективностью японской экономики и пробовали перенести ее принципы на свои предприятия. Для этого ряд корпораций приглашали японских консультантов и давали им карт-бланш на изменения. В
одной из компаний японский консультант
полностью изменил Логика понятна. Легко можно подойти к топ-менеджеру и задать вопрос, когда он свободен. Да и контроль над менеджерами среднего звена постоянный, непосредственно визуальный. Но только оказалось, что американские управленцы так работать не могут. Им требуется личное пространство, которое можно обжить, сделать уютным и удобным. Они потребовали, хотя бы невысокие барьеры, хоть какое-то обозначение границ. Впрочем, как известно, позже американский менеджмент вообще отказался от копирования японской концепции руководства, стало вновь модным развивать свои американские традиции в управлении. Подобные
примеры позволяют сделать К
такому выводу приводит и анализ опыта
работы зарубежных консультантов в
России. Многие из них приезжали
и пробовали работать с российскими
бизнесменами. В 90-ые годы это было новым
и модным опытом, и на семинары с
участием западных специалистов собиралось
множество участников. Но чаще всего
они оказывались О том же свидетельствует и теперь уже достаточно многочисленный опыт менеджеров, прошедших обучение в западных бизнес школах. Многие из них говорят, что это было очень интересно, но полученные знания абсолютно не применимы, не востребованы в России. Немецкий фонд Кербера в течение нескольких лет организовывал и проводил обучение российских менеджеров в Германии, а затем отказался от этого проекта. Статистика свидетельствовала о том, что 60% выпускников оставалась работать в Германии, а остальные находили себе места в России, но в основном в представительствах западных компаний. Очевидно,
что любые серьезные 1.5.Корпоративная
культура как коллективное
бессознательное. Иной подход предлагает один из основоположников изучения культур организаций Эдгар Шайн. Он определяет это понятие, как: “глубинный уровень основополагающих предположений и убеждений, разделяемых членами организации, которые действуют бессознательно и определяют в основном “принятый без обоснований” привычный способ воспринимать и оценивать себя и среду”. При этом Э. Шайн связывает появление этих “принятых на веру”, не требующих доказательства предположений и убеждений с прежним опытом организации, в котором она могла убедиться, что все эти предположения и убеждения подтверждались, помогая выживать и развиваться в среде и решать внутренние проблемы интеграции. Для автора существенно, что нельзя искать прямых аналогий между организационной культурой и многовековой культурой наций и народов или, наоборот, путать ее с артефактами, лежащими на поверхности и осознаваемыми представлениями о ценностях и нормах. Механизм
формирования культуры при этом подходе
связывается с первыми успехами
организации. Стремясь выжить в среде,
не распасться под воздействием внутренних
факторов, сотрудники организации принимают
определенные решения, осуществляют некие
действия и, если эта активность оказывается
успешной, то она далее уже на
бессознательном уровне воспроизводится
и во взаимоотношениях с внешним
миром и при разрешении внутренних
проблем. За первыми успешными действиями
стоят какие-то неосознаваемые ценностные
приоритеты. И именно эти глубинные
и неосознаваемые ценности становятся
ядром организационной Они проявляются в неких неписаных правилах. Э.Шайн предлагал искать их в первую очередь в области структурирования времени и пространства. Кроме
проявлений в неписаных правилах
структурирования, организационная
культура может быть выявлена через
анализ убеждений и поверий, то есть
тех мифов, которые распространены
в организации и передаются как
истины, без обоснований и В качестве примеры можно привести следующие весьма распространенные мифы: - отношения в организации должны быть не дружеские, а товарищеские; - отношения должны быть интеллигентные, без склок; - отношения в организации должны быть справедливые, без любимчиков; - отношения должны быть теплые, как в семье; - хороший продавец может продать все, что угодно; - стыдно
продавать не качественный - торговать постыдно; - торговля
высокоинтеллектуальным - клиенты должны разбираться в технике; - клиенты
должны нам доверять как - организация должна быть большой; - только большая организация устойчива; - в организации все должно быть легально; - организация
должна быть небольшой, без
бюрократии и проблем с - нашему
правительству нельзя верить, следовательно,
нельзя показывать реальные Этот
список можно продолжать и продолжать.
Причем что существующие мифы, действительно,
очень живучи и позволяют определить,
в какой момент нашей современной
истории возникала организация,
какой прежний опыт был у ее
членов. 1.6.
Ограничения корпоративной
культуры. Для практиков все эти научные подходы, по сути, сводятся к известной старой альтернативе управления: то ли втискивать людей в некие рамки, то ли “асфальтировать тропинки, уже протоптанные пешеходами”. Как всегда достоинства и недостатки есть и при том, и при другом подходе. И работающее решение лежит где-то посередине и находится, как всегда в управлении путем нескольких интеграций, то есть не достигается в один шаг. Если не учитываются требования среды, если ценности и правила организации противоречат принятым в среде на 100%, то организация просто не выживет длительное время. В этом смысле среда выступает как ограничитель организационной культуры. В
современном менеджменте Большинство из существующих стандартов носят формальный характер и не затрагивают реальное взаимодействие людей, наконец, есть возможность выбора самих стандартов. Необходимость стандартов бесспорна. Беда в том, что эти стандарты разрабатываются в одних странах и культурах, а требование их соблюдения распространяется на весь мир. Стандарты, разработанные в США и Западной Европе, не всегда совпадают, не говоря уж о России, Азиатских и Африканских странах, где часть из них просто неадекватна реальности. Поэтому
в Российских организациях, как правило,
используется лишь некоторая часть
стандартов, та, которая работает, дает
конкурентное преимущество в реально
сложившейся в социальном атоме
организации культуре. Ориентированные
или уже имеющие в своем
социальном атоме западных инвесторов,
клиентов и партнеров организации,
вынуждены в большей мере следовать
стандартам, не интегрированные в
международный бизнес используют их
в меньшей степени. Но во всех организациях
в России большая часть персонала
все же воспитывалась и получала
опыт управления и жизни у себя
на родине, и является носителем
российской культуры. 2.
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
В РОССИИ В последние годы появляется все больше литературы анализирующей особенности российской культуры, стремление осознать свою особость в эпоху глобализации естественно и конструктивно, сложность в том, что взглянуть на свою культуру со стороны и непредвзято удается крайне редко. Не смотря на эти сложности и риски такое самоосознание необходимо, оно позволяет найти реальные ресурсы и оценить риски, возникающие в складывающемся российском менеджменте. Попробуем описать ряд особенностей российской культуры, складывавшейся в течение более тысячелетия, но проявляющиеся в современных организациях и менеджменте. I.
Среда воспринимается не II.
Иная особенность связана с
традиционным для Российской
культуры представлением о В
ситуации, когда отсутствуют или
постоянно меняются, при этом не
работают законы, регулирующие бизнес.
Когда не защищенными законодательно
оказываются абсолютно все III.
Любые опросы в России IV.
Еще одна особенность Вторым культурным последствием веры в науку, является в России постоянное стремление к творчеству и нестандартности. Постоянные и резкие изменения среды и на уровне погодных перепадов и непредсказуемость политических решений делают привычной картину мира, в котором постоянно что-то “падает”. В таком мире бессмысленным становиться усовершенствование технологии. То решение, которое было эффективно вчера, сегодня может быть абсолютно не эффективным. Необходимо постоянно выдумывать, что-то принципиально новое. То
же происходит и в российском бизнесе.
Вместо того чтобы усовершенствовать,
адаптировать западные наработки, изобретаются
свои методы и способы работы, или
западные технологии используются совершенно
в другом контексте и с совершенно
иными целями. Статус рутинной работы
в российской бизнес культуре, крайне
не велик. Ценятся не хорошие технологи,
а стратеги, способные предложить
оригинальные идеи. Вместо соблюдения
правил, что скучно, ищутся нестандартные
решения. Но люди, способные продуцировать
творческие идеи, как правило, сами
являются нестандартными, плохо предсказуемыми
и эмоционально неустойчивыми. Им скучно
и неуютно в ситуации последовательного,
неторопливого развития, они склонны
к революционному пути скачков, поведению
по принципу “все или ничего”. Поэтому
можно восхищаться темпами Описание влияния российской культуры на российский бизнес и менеджмент можно продолжать до бесконечности. При этом существенно, что все организации находятся и подвержены влиянию культуры среды. Более того, для того, чтобы развивать организационную культуру абсолютно отличную от средовой, необходимо воздвигать “стену”, стремиться к полной закрытости, что не только дорого, но и не эффективно. В настоящий момент в российском обществе наблюдается культурный хаос, можно встретить самые разные критерии оценки, ориентацию на самые различные ценностные приоритеты. Популярными одновременно являются как миф о том, “что стыдно быть бедным”, так и вера в равенство и социальную справедливость. Хаос в российской культуре, который всегда предполагает возможности изменения, сказывается и на организационных культурах. Встречаются
бизнес организации, в которых социальная
справедливость попадала в первые ценностные
приоритеты. Но сейчас уже и много
компаний, где на западный манер
в первые приоритеты попадает здоровье
как ценность. В одной из российских
фирм увлечение западными ценностями
было настолько сильным, что все
сотрудники говорили между собой
по-английски, и знание языка было
обязательным условием приема на работу.
Интересно, что реальное место денег
как ценности при принятии решений,
абсолютно не зависело от декларируемых
в организации мифов. В некоторых
из них приоритет корыстных 3.
ВИДЫ И ИНДИКАТОРЫ
КУЛЬТУРЫ. 3.1.
Виды культуры
организации. Корпоративная культура в компании формируется на основе таких факторов, как личность руководителя, сфера бизнеса и этап развития компании. Американский социолог Ч.Ханди на основе анализа ряда крупнейших американских компаний предложил типологию, в основе которой лежит распределение власти и связанные с ней ценностные ориентации личности, которые обусловливают специфический характер отношения индивида и организации, структуру организации и характер ее деятельности на различных этапах ее эволюции. По этому критерию Ч.Ханди выделяет четыре типа организационной культуры (в виде метафорического выражения). Причем автор подчеркивает, что культура не статична, а проходит все эти стации в процессе своего формирования. 1.Силовая культура («культура Зевса»). Силовая культура формируется главным образом тогда, когда директор является не просто руководителем, но и хозяином. Этот человек должен обладать личностной силой, быть неизменным лидером. Чаще всего у такого руководителя есть рядом некоторое количество особо приближенных сотрудников. Лейтмотив отношений в коллективе - власть и жесткий контроль. Многие компании на этапе формирования имеют именно такую структуру. Отличительная особенность такой культуры состоит в том, что компания очень мобильна и легко приспосабливается к любым изменениям на рынке. Правда есть одно "но" - вся мобильность компании прямо пропорциональна мобильности самого лидера. Проблема такой структуры состоит в том, что существует лимит роста компании. Дело в том, что человек, стоящий во главе зачастую не желает делегировать свои полномочия. Если контролировать деятельность 30-60 человек более или менее возможно, то при большем количестве сотрудников это становится нереальным. Таким образом, стремление сохранить власть в одних руках производит к сдерживанию роста организации. В
такой ситуации часто наблюдается
большая текучка среди 2. Ролевая (бюрократическая) культура («культура Апполлона»). Наиболее
характерна для больших компаний,
работающих на достаточно стабильном
рынке и занимающих твердые позиции
на нем. Отличительная особенность
такой структуры в том, что
все права и обязанности Такая
культура жестко ограничивает человека.
При подборе работников учитываются
не столько их профессиональные способности,
сколько вероятность того, насколько
хорошо они подойдут под конкретные
должностные инструкции. Такая структура
гарантирует постепенный Проблема в том, что в ситуации резких перемен на рынке, где работает компания, ей будет тяжело адаптироваться к новым условиям. Люди, которые подбираются в такие компании, чаще всего просто не способны справляться с непредвиденными обстоятельствами и не могут настраиваться на выполнение каких-то других, не знакомых им обязанностей и привыкли следовать конкретным должностным инструкциям. 3. Личностная культура («культура Диониса»). Этот вид встречается довольно редко. Его отличие состоит в том, что весь коллектив состоит из людей высокопрофессиональных. Они вообще могут работать как без руководителя, так и друг без друга. Просто по каким-то причинам на данный момент им удобнее находиться вместе. Чаще всего такую структуру имеют адвокатские конторы, консалтинговые фирмы, архитектурные бюро. Такая корпоративная культура рассчитана на удовлетворение личных амбиций, личных интересов. Иногда она формируется не в самой организации, а в каком-то ее отделе или подразделении. Такая культура не может существовать долго. Чаще всего в ней выделяется лидер, и она переходит в силовую. 4. Целевая культура («культура Афины»). Целевая культура формируется в компаниях, деятельность которых направлена на решение конкретных задач. Они приспособлены для работы в условиях динамично развивающегося рынка (интернет-рынке, например). Структура таких организаций чаще всего довольна размытая. Чтобы избежать превращения рабочего коллектива в "тусовку", обычно существует жесткая форма отчетности и контроля. Основное внимание в таких компаниях уделяется профессионализму сотрудников. Целевая культура требует командной работы. Крупнейший американский специалист в области управления У.Оучи предложил свой вариант типологии организации, который базируется на различиях в регуляции взаимодействий и отношений. По Оучи, существует три наиболее распространенных типа культуры: рыночная, бюрократическая, клановая. Рыночная
культура базируется на господстве стоимостных
отношений. Руководство и персонал
такого типа организаций ориентируются
главным образом на рентабельность. Клановая
культура - элемент неформальных организаций
и является дополнение к двум вышеуказанным.
Люди в такой организации объединены
какой-либо разделяемой всеми системой
ценностей. 3.2.
Структура корпоративной
культуры. Культуру организации нельзя понимать как какой-то монолитный блок. Внутри каждой достаточно крупной организации существуют группы (формальные и неформальные), которые являются носителями своих локальных "субкультур". Так, администрация и подразделения, как правило, имеют разные субкультуры, которые могут сосуществовать как мирно, так и враждебно "под крышей" общей культуры компании. В этом случае субкультуры повторяют структуру самого предприятия. Одна или несколько субкультур могут либо существовать в том же измерении, что и доминирующая в организации культура, либо создавать внутри нее как бы "второе измерение". В первом случае это будет некий "передовой отряд", в котором приверженность ключевым ценностям доминирующей культуры проявляется сильнее, чем в других частях организации. Обычно такова субкультура центрального аппарата управления (который, собственно, и задает доминирующую культуру). Во втором случае ключевые ценности доминирующей в организации культуры принимаются членами группы наряду с набором других ценностей, не конфликтующих с доминирующими. Такое можно наблюдать на периферии организации или в территориальных органах управления. Так происходит приспособление к специфике деятельности (функциональные службы) или местным условиям (территориальные отделения). В организациях может существовать третий тип субкультур - упорно отвергающих то, чего хочет достичь организация в целом (руководство организации). Среди этих организационных "контркультур" могут быть выделены следующие виды: а)
прямая оппозиция ценностям б) оппозиция структуре власти в рамках доминирующей культуры организации; в) оппозиция к образцам отношений и взаимодействия, поддерживаемых организационной культурой. В процессе своего развития и взаимодействия субкультуры определенным образом "выстраиваются" относительно друг друга: изолируются, начинают налаживать связи, вытесняются, выстраиваются в некую иерархию. Один из ведущих специалистов в области психологии организации, американский психолог Эдгар Шейн, на основе концепции культурологов Ф.Р.Клукхона и Ф.Л.Стродбека, выделяет различные уровни организационной культуры. В
основе ее, по мнению, Э.Шейна, лежат
некоторые базовые Второй
уровень представляют ценности и
верования, разделяемые членами
организации, в соответствии с тем,
насколько эти ценности отражаются
в символах и языке. Восприятие ценностей
и верований носит сознательный
характер и зависит от желания
людей. Они осознаются в большей
степени, чем базовые представления
и нередко непосредственно Третий
уровень - это внешние проявления
организационной культуры. К ним
относятся применяемая 3.3. Индикаторы культуры. Содержание
организационной и Внешние особенности (странности). Для внешнего наблюдателя, человека впервые оказавшегося в организации, показательным оказывается первое впечатление, когда многое в организации кажется странным и не понятным. Именно эти странности, особенности и являются первыми индикаторами организационной культуры, признаками ее наличия в организации. Ведь именно эти необычные проявления отличают данную организацию от других, и совсем не кажутся странными для ее сотрудников. Прежде всего, можно обратить внимание на поведение людей в организации. Есть организации, где всегда в рабочее время люди двигаются по коридорам, а есть организации, в которых коридоры практически пустые, все сотрудники находятся постоянно в своих рабочих помещениях. Уже можно предположить, что в - первых поощряется непосредственное общение, во вторых, наоборот, оно либо не требуется, либо не поощряется. В некоторых организациях принято сексуально одеваться, кокетничать с лицами противоположного пола, в других сотрудники одеваются и общаются бесполо, кокетливые улыбки и шутки не приняты. Впрочем, бывает и еще более странное сочетание: море кокетства и флирта при строгой бесполой одежде, и, наоборот, эротичная одежда при холодной бесполости. Очень
показательной оказывается Очень ярко характеризует организацию ее дизайн. Цвет стен может быть серым, или тускло белым, или агрессивно ярким, или пастельным. Картины на стенах могут отсутствовать, быть стандартными, или необычными и разными в разных офисах. В холлах и коридорах могут быть стулья и кресла, или мебель за пределами офисов вообще будет отсутствовать. Наконец, язык. В некоторых организациях любят употреблять профессиональный сленг, в других принято говорить короткими рублеными фразами, где- то говорят с употреблением старорусских оборотов, во многих организациях язык уснащают иностранными словами. Все
эти признаки позволяют сформулировать
гипотезы про культуру организации,
но главное они формируют Структурирование времени и пространства. В
каждой организации время и Во-первых,
пространственные и временные границы
организации. Некоторые организации
существуют с 8 до 17 часов, некоторые
ненормированно по времени, до последнего
посетителя, пока есть работа, некоторые
ночью, и, наконец, некоторые - всегда. В
терминах культуры это будет означать,
что некоторые организации Но
легко можно убедиться в Границы времени в организации хорошо заметны и при наблюдении за соответствием времени назначаемого и реального. Например, если совещание назначено в 10, то когда оно начинается на самом деле - в 10, в 10.30, в 11. Приходят ли на совещание все в одно и то же время, либо регулярно кто-то опаздывает, и как реагируют на опоздание руководитель и другие сотрудники. Это очень показательно. И главное здесь совсем не трудовая
дисциплина. Время один из немногих
факторов связывающих организацию
со средой, оно одинаково для всех.
Причем очень часто время в
организации задает первое лицо. Оно
опаздывает, а все ожидают. Через
какое- то время те менеджеры, которые
чувствуют себя уверенно в организации,
зная, что шеф задерживается не
менее чем на полчаса, начинают уже
сами подтягиваться минут на 20-25
позже назначенного. Тогда время
опоздания становиться Структурирование пространства в организации не менее показательно. Пространство в организации всегда дорого, стоит денег, и его не хватает. С этой точки зрения, структурирование пространства свидетельствует о том, что в организации оценивается как главное. То есть, просто анализируя, какое подразделение, или под какие функции отдано большее и лучшее пространство, можно определить приоритеты организации. Если в организации торговый зал будет маленьким, а IT-отдел занимает большое помещение, то можно сделать вывод, что лидер увлечен программированием и современными технологиями в большей мере, чем своим непосредственным бизнесом. Если
помещение для работы сотрудников
тесное, зато кабинеты руководителей
просторные, то в такой организации
вопросы статуса важнее бизнеса.
Впрочем, можно встретить организации,
где не работает даже эта закономерность
и пространство распределено вне
каких- либо закономерностей, просто случайно.
В таких случаях можно О
многом может сказать и конфигурация
пространства. В одной из компаний
можно встретить очень Нормы и правила. В каждой организации существуют какие-то писаные и неписаные правила. Некоторые из них выполняются, некоторые нет. Не выполнение правил может контролироваться или не отслеживаться. За невыполнение правил могут быть определены некие санкции или нет. Это очень показательный индикатор. Во-первых, без норм и правил управление в принципе невозможно. И потому, в какой сфере деятельности организаций больше правил, отличаются ли, противоречат ли друг другу эти правила можно судить, является ли управление системным. Во-вторых, показательным является то, что известно ли персоналу об этих правилах. В-третьих, для культуры существенно, а собственно исходя из чего, из какой логики выводились эти правила? Какие ценностные приоритеты и мифы за ними стоят? Противоречат ли эти правила, нормам и требованиям, задаваемым из вне, технологическим нормам, технике безопасности? Часто в организациях можно столкнуться с различными представлениями о правилах на разных этажах иерархии. И тогда говорят о различных субкультурах менеджмента и исполнителей. В такой ситуации можно предположить сложности, как в управлении, так и в обычном взаимопонимании. В-четвертых, существенно навязаны ли правила сверху, или они выработаны совместно, и за ними стоит некий контракт, обязательства сторон и существует механизм их изменения. Существенно,
что в организации, где вообще
нет правил, которые всеми все
же выполняются, нет ни единой организационной
культуры, ни управления, ни группы. Мифы. Обычно, в организации легко услышать принятые без доказательств утверждения и поверья, коль скоро Вы начинаете задавать вопросы о мотивах принятых решений. Например, в фирме, торгующей информационными продуктами и имеющий информационный портал, логично спросить, а рекламируют ли они свои продукты в Интернете, продают ли их через свой портал. Если Вы получаете ответ, что информационные продукты через Интернет не продаются. Можно уточнить, а пробовали ли сотрудники осуществлять такие продажи, и узнать, что не пробовали никогда. Таким образом, буквально, задавая простые вопросы, с целью понять историю и критерии принятия решений в компании, Вы обязательно столкнетесь с мифами. Другое дело, что члены организации воспринимают их не как мифы, а как реальность. Мифы выполняют очень важную роль в организации. Психологические исследования восприятия давно экспериментально выявили избирательность этого процесса. Люди всегда делят поступающую информацию на фигуру и фон, сигнал и шум, категоризируют ее. Такие фильтры восприятия позволяют быстро вычленить главное среди моря информации и сигналов. Причем, этот процесс происходит бессознательно. Организационные мифы позволяют задать единые или, во всяком случае, похожие фильтры, члены организации воспринимают себя и среду через призму одних и тех же фильтров и поэтому хорошо понимают друг друга. У всякого явления есть оборотная сторона, если по каким- то причинам у организации меняются системообразующие функции, резко меняются условия среды, например, мифы могут стать неадекватными, перестать работать. Вообще
пренебрежительное отношение к
мифам, развиваемое научным подходом
не справедливо. Достаточно вспомнить,
что еще 200 лет после открытия
Коперниковской картины мира, моряки
использовали систему Птолемея. Просто
потому, что она позволяла успешно
ориентироваться, была привычной и
работала. Система поощрений и санкций в организации. Одна из важнейших составляющих управления - система мотивации, тоже носит культурный характер. Причем, слова могут называться одни и те же, но содержание подразумеваться разное в зависимости от опыта, от прецедентов в организации. На, казалось бы, простой вопрос: “За что Вас могут уволить?”- члены организации дают очень разные ответы, или вообще не могут ответить. Эти ответы находятся в широком диапазоне: за опоздание, проявленную инициативу, не выполнение конкретных должностных обязанностей, разглашение организационных тайн, за что угодно, если не понравишься руководству. Эти ответы хорошо характеризуют как степень неопределенности заданную в организации, так и преобладание эмоциональных отношений и ценностей над рациональными, или, наоборот, о приоритете бизнес-ценностей. В некоторых организациях, как правило, построенных по семейному типу, вообще не принято никого увольнять, в наказание штрафуют или подвергают остракизму, понижают в статусе. То же разнообразие наблюдается при поощрениях. В одних организациях премию выдают всем, чтобы никого не обидеть. В других, вознаграждение высчитывают, как в студенческом строй отряде, по справедливости через коэффициент трудового участия. Есть организации, где вознаграждение каждого пытаются привязать к прибыли компании. В некоторых компаниях надо просто объяснить начальству, что очень нужны деньги на квартиру, на лечение детей, на отдых. Внутренняя мотивация, также очень разнообразна: от повышения по службе и расширения социального пакета, до допуска в неофициальный круг общения начальников. Изучение
таких систем вознаграждения и наказания
позволяет выявить смешение культурных
норм. Например, в организации вознаграждения
и штрафы, могут считаться интимным
вопросом - деньги выдаются индивидуально
в закрытых конвертах, в тоже время
все в организации могут знать
о доходах друг друга и активно
их обсуждать. При этом руководство
такой организации может быть
уверено, что “у нас, как на западных
фирмах, люди не знают и не интересуются
чужими деньгами, не заглядывают в
чужой карман”. Такой анализ позволяет
выявить и различать В
целом изучение системы вознаграждений
и наказаний позволяет выявить
наличие единых или различных
на разных уровнях иерархии критериях
оценки эффективности людей и
организации в целом. Легенды, герои и антигерои в организациях. В
каждой организации существуют некие
сказания, истории, сплетни о том,
что происходило в прошлом
и происходит в настоящее время.
Степень соответствия этих сказаний
истине бывает разной, но все эти
истории являются проявлением культуры
и не только демонстрируют, но и формируют
отношение сотрудников к своей
организации и среде. Наиболее показательны
в этих истории главные действующие
лица, герои и антигерои. Герой
всегда является носителем главных
ценностей и норм организации, антигерой
совершает поступки, в организации
осуждаемые. При серьезном расслоении
организации, образовании субкультур
и сказания, сплетни оказываются
разными. Либо одно и то же событие
по-разному интерпретируется, либо
внимание сотрудников привлекают разные
события, то есть выделение фигуры и
фона, критерии выделения главного
в субкультурах различны. Ритуалы и символы. Каждая
развитая культура имеет свои ритуалы.
Под ритуалами при этом подразумеваются
повторяющиеся действия, процедуры,
имеющие символическое В современных российских организациях ритуалам уделяется, как правило, мало внимания. Часто даже первые лица организации не понимают их значения и стараются уклониться от участия в них. И все же ритуалы в организациях существуют. Ритуальный характер приобретают совещания, “вызовы на ковер”, доверительные беседы с первым лицом, процедура приема нового сотрудника. Смысл ритуалов и организационных символов в трансляции традиций, ценностей и одобряемых состояний, что необходимо как для старожилов, так и неофитов. В
организациях, лидеры которых осознанно
используют ритуалы и символы
в управлении, процедуры специально
разрабатываются и Большое внимание уделяется ритуалам и во многих крупных зарубежных корпорация. То, что в наших организациях, особенно в последние годы, ритуал, осознанно не используется в управлении, приводит к тому, что некие обязательные процедуры воспринимаются и интерпретируются сотрудниками стихийно и произвольно, что приводит к неопределенности, взаимному не пониманию и повышению тревожности. Существенно
для ритуалов и символов то, что
они, воздействуя на бессознательном
уровне, задают психологическое состояние,
как отдельных участников, так
и всей организации в целом. Анализируя,
какие состояния вызывают принятые
в организации ритуалы и В других культурах ритуалы, наоборот, вводят сотрудников в состояние единения на основе гордости за свою организацию. Часто то же чувство единства и сплоченности достигается через противопоставление и ненависть к “врагам”. Отдельно
необходимо отметить ритуал инициации,
ввода новых сотрудников в
организацию. Он занимает особое место,
так как его просто не может
не быть. При этом функция данного
ритуала очень важна, ведь он не просто
демонстрирует отношение Очень часто в быстро растущих организациях сотрудников нанимают на работу, не успевая оборудовать им рабочие места. Да и встретить с ними руководителю бывает долго некогда. Новички слоняются по помещениям, отвлекая других сотрудников, включаются в какие-то работы и отношения, получая случайную информацию и об организации и о ее менеджерах и клиентах. В некоторых организациях предполагается, что такой ввод нового сотрудника - это тест: выплывет или не выплывет брошенный в воду. Конечно, если “не выплывет”, то потери организации сводятся к тем деньгам, которые ему были выплачены за весь период, пока он сам или его начальники приходили к выводу, что ему не место в организации, да к негативной информации, которую будет распространять этот сотрудник после своего ухода. Значительно
больший риск для организации
представляют те, кто “выплыл”, ведь
совершенно не прогнозируемо где
они выплывут, то есть рост становиться
не планируемым, а значит не управляемым,
а это очень дорого. Такие расходы
могли себе позволить некоторые
привилегированные советские Табу. Во многих организациях существуют запретные темы. Нельзя говорить о чувствах, о размере зарплат, нельзя демонстрировать и проявлять сексуальность и т.п. Наличие такого табу приводит к тому, что часто можно встретить бесполые организации. И, наконец, в некоторых организациях Вам с легкостью расскажут о коммерческих секретах, но на вопрос о размере зарплаты, возмущенно ответят, что эта тема обсуждению не подлежит. Впрочем, позже вы узнаете, что знакомый программист, конечно, же, уже давно всем рассказал о должностных окладах и премиях. Но
зная, что запрещено проявлять
в организационной культуре, всегда
логично поискать, где же и в
какой форме эта запрещенная
часть реальности проявляется. Ценности и внутренние критерии эффективности. Комплексный
анализ вышеописанных индикаторов,
а также наблюдение реального
взаимодействия в организации и
выявление повторяющихся При
этом можно оценить степень Например, если ценность креативности в организации выше, ценности денег и значимости самого существования организации можно ожидать сложных, наиболее рискованных и, как правило, запаздывающих решений. Если в организации в первые ценностные приоритеты вообще не попадают материальные, связанные с физическим существованием ценности: жизнь (как физическое существование человека), деньги, здоровье и т.п.- то организация, как правило, будет носить тоталитарный характер, агрессивно относиться к среде, находиться в состоянии борьбы или подготовки к отражению нападения. Ценностные приоритеты задают и внутренние критерии оценки эффективности организации и ее сотрудников, иерархию этих критериев. Внутренние критерии эффективности позволяют понять, казалось бы, самые не логичные и кажущиеся внешнему наблюдателю глупыми решения и действия. В ряде организаций поощряется зарплатой и премией не тот, кто приносит большую прибыль, а тот кто кажется креативнее, умнее. В других, главным критерием при решении вопроса о вознаграждении оказываются потребности человека, как при коммунизме: сотруднику надо дать больше денег, потому что у него трое детей, потому что он только женился, потому что он попросил больше. В некоторых организациях размер вознаграждения сотрудника зависит от его лояльности к конкретному менеджеру, что приравнивается к лояльности к организации. Есть организации, где основной критерий справедливость, в них либо пытаются вычислить коэффициент трудового участия, либо всем платить поровну, одинаково. Что интересно, по наблюдениям М.А.Иванова и Д.М.Шустермана, в российских организациях крайне редко вознаграждение сотрудников зависит только от принесенных ими в организацию денег в форме дохода или сокращения расходов, в большинстве организаций такие показатели вообще не считаются. И опять в основе таких решений лежат не всегда осознаваемые внутренние критерии. Можно
даже проследить возможные варианты
последствий для организации
введения различных критериев. Стоит
организации принять как Собственно
весь анализ и реконструкция 3.4.
Позитивная и негативная
корпоративная культура. Характер корпоративной культуры описывается системой признаков, заданных по трем основаниям. 1)
Степень взаимоадекватности 2)
Степень соответствия иерархии
личных ценностей каждого из
сотрудников и иерархической
системы внутригрупповых 3)
Содержание доминирующих в В зависимости от характера влияния корпоративной культуры на общую результативность деятельности предприятия можно выделить "позитивную" и "негативную" корпоративную культуру. Позитивная - стимулирует результативность деятельности предприятия (ее признаки: личностно-ориентированная: интегративная, стабильная) либо его развития (личностно-ориентированная: интегративная, нестабильная). Негативная - препятствует эффективному функционированию предприятия и его развития (ее признаки: функционально-ориентированная; дезинтегратианая; стабильная, либо нестабильная). Характер
корпоративной культуры проявляется
через систему отношений: а) отношение
работников к своей профессионально- Содержание корпоративной культуры определяется степенью личностной значимости профессионально-трудовой деятельности для 5ольшинства сотрудников. Личностно-значимой является деятельность, посредством которой работник: а) реализует и развивает свои актуальные и потенциальные способности, важные лично дня него, исходя из общего контекста его индивидуальной жизнедеятельности: б) реализует субъектное (т.е. рефлексивное и практически преобразующее) отношение к действительности, отражающее специфически человеческий способ жизнедеятельности. Позитивная корпоративная культура фиксирует ценность профессионально-трудовой деятельности как способа реализации ценности саморазвития и субъектности, а также ценность предприятия как условия реализации такого рода способа. Негативная - отражает ситуацию, когда деятельность на конкретном предприятии в различной степени выгодна, однако, не ценна для сотрудника с точки зрения его саморазвития и самореализации. Позитивная культура характеризуется следующим: 1.
Восприятием сотрудником себя
как субъекта, чья профессионально-трудовая
деятельность влияет на общую
результативность деятельности
предприятия и определяет 2.
Осознанным принятием личной
ответственности за общий 3.
Ориентацией сотрудника на 4.
Позитивной оценкой влияния 5.
Ощущением взаимоадекватности Позитивная
корпоративная культура, ассимилирует
положительные мифы, основанные не
на манипулятивно-психологической
пропаганде, "разоблачение" которых
существенно ухудшает отношения
работников к организации, а отражающие
реальное положение дел. Мифы позитивной
корпоративной культуры, отражая
тенденции развития сферы ценностей
организации ориентируют 4.
ИЗМЕНЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ
КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ. 4.1.
Изменения корпоративной
культуры. Организационная культура всегда связана с прежним опытом организации. Именно опыт принятия решений и действий внутри и вовне организации закрепляется и в ценностных приоритетах и в нормах, и в ритуалах. В настоящее время в России наблюдается очень быстрый рост организаций и по числу сотрудников, и по оборотам. Такой рост требует реструктуризации. Создаются холдинги и холдингообразные структуры, и ими надо управлять. Становиться актуальной задача, осознанная зарубежными крупными корпорациями уже достаточно давно. Ведь начинается управление уже не одной, а несколькими организациями, имеющими свои системообразующие факторы, разбросанными в пространстве иногда на тысячи километров, включающими многочисленный и разнородный персонал. Для того чтобы всем этим успешно управлять, нужны единые стандарты, о которых либо договариваются, либо задают из управляющей компании, либо, частично задают, частично согласовывают. Меняется среда и ее требования, изменяются цели сотрудников организации, вносятся изменения в технологический процесс, и вместе с ними изменяется организационная культура. Другое дело, что она является неосознанной и наиболее консервативной составляющей организации. Поэтому ее изменения могут запаздывать, протекать медленнее, чем кому-то хотелось бы. Эти изменения могут абсолютно не осознаваться, быть незаметными для членов организации или проводится сознательно и планомерно. На практике изменения организационной культуры связаны с выживанием организации. Если изменения протекают медленнее, чем это требуется, то организация гибнет. Существенно, что в этом процессе развития организации, приводящем к ее изменениям или гибели организационная культура выполняет роль своеобразного “системного интегратора”. В силу своей тотальности она задает этику и эстетику организации, ограничения и возможности, сплачивающие ее сотрудников, с одной стороны, и возможность реализации системообразующих функций организации, ее технологические предпочтения и правила, с другой, и, наконец, восприятие и отношение к требованиям среды. Зная
это, можно с уверенность говорить
о том, что любое системное
изменение в организации Если
изменение организационной Примеров
таких медленных и хаотичных
изменений можно приводить В торговых фирмах в нашей стране уже неоднократно менялись приоритеты в зависимости от требований среды. До 1996 года бизнес здесь полностью зависел от наличия любых, но дешевых товаров - все боролись за устойчивые отношения с товаропроизводителями, товарные кредиты, получение товара на консигнацию. Позже центральными стали поиски клиента, покупателя, готового заплатить деньги. В
последние годы эта ситуация менялась
еще несколько раз. В итоге, сейчас
во взаимодействии покупателя и продавца
значительно больше внимания уделяется
прагматическим соображениям: экономика
стала преобладать над Огромный удар по организационным культурам наносили технологические новшества. Закупка западных технологических линий разрушила не одну организацию. Еще сложнее управляемые изменения организационной культуры. Прежде всего, для такого управления необходимо осознать особенности своей культуры. Самостоятельно сделать это очень сложно, а иногда и невозможно. Ведь являясь носителем культуры человек всегда относиться к ней предвзято, эмоционально - либо любит, либо ненавидит. Возникает парадоксальная ситуация: никто не чувствует и не знает культуру лучше, чем ее носитель. Но целостное видение и объективную оценку возможностей культуры провести практически невозможно. Именно поэтому в менеджменте чаще всего под изменением организационной культуры понимают построение новой культуры. Что с неизменностью подразумевает разрушение старой. Такие изменения приводят к потере большого числа старых сотрудников, носителей прежней культуры. Но
проблема не исчерпывается сменой персонала.
Сами лидеры организации оказываются
носителями прежней культуры, для
ее изменения необходимо заменить и
их. Реально такие смены Между тем, любая организационная культура имеет достаточно много степеней свободы. Ведь, как правило, все сотрудники организации имели опыт работы в иных организациях и, с благодаря этому, являются носителями нескольких организационных культур. Любая организационная культура имеет определенные необходимые ограничения, но и возможности, ресурсы для изменения. Необходимо их только увидеть и осознать. Обычно для таких изменений приглашают чужих для организации людей. Именно их инородность позволяет им задавать глупые вопросы, требовать доводы и объяснения того, что для всех носителей организационной культуры очевидно и принято безо всяких обоснований. Для того, чтобы ответить на такие вопросы необходимо осознать отсутствие доводов и объяснений, поискать их в истории, найти механизм их формирования, взглянуть на свою культуру со стороны. При
наличии сильной тревоги и
недовольства сложившейся в организации
корпоративной и Но
проблема не только в том, чтобы задать
некие стандарты, необходимо, чтобы
они реально соблюдались, выдерживались.
И здесь не обойтись без правил,
норм и ценностей. То есть возникает
вопрос о единой культуре. Но ведь каждая
из этих организаций на ряду с общими
имеет и собственные Для
того, чтобы создать такую Но и этого часто оказывается мало. Необходимым оказывается и система взаимных стажировок менеджеров и сотрудников и создание некоего организационного механизма мониторинга и развития корпоративной культуры. Опыт показывает, что силовое насаждение организационной культуры материнской компании во все новые организации не оказывается эффективным. Дело не в том, что это трудно и требует больших затрат, а в том, что новые организации работают в других условиях и эта инородная культура просто не адекватна той реальности с которой они имеют дело, она делает их мало эффективными. Поэтому
формирование эффективной корпоративной
культуры - это тоже всегда процесс,
который должен быть спланированным
и организованным, должен контролироваться
и мотивироваться. Существенно, чтобы
этот процесс не был односторонним,
в него должны быть вовлечены сотрудники
всех входящих в корпорацию организаций. 4.2.
Формирование корпоративной
культуры. Формирование корпоративной культуры – длительный и сложный процесс. Отметим основные его шаги:
Все
эти шаги и их результаты описывается
в корпоративном руководстве. Этот
документ особенно полезен в ситуациях
приема на работу и адаптации новых
сотрудников и позволяет сразу
понять, насколько потенциальный
сотрудник разделяет ценности организации.
При построении программы культурного
строительства фирмы можно Именно
в этих сферах больше всего проявляется
культура фирмы. На
пересечении трех выделенных сфер деятельности
и трех объектов изменения с целью
культурного преобразования фирмы
формируются задачи этого самого
культурного строительства.
В
целом формирование корпоративной
культуры, как процесс стратегических
изменений (по Курту Левину), проходит
последовательно несколько - «размораживание»
существующей корпоративной - «перевод
в жидкое состояние» - планирование
и проведение необходимых - «замораживание» - закрепление результата. При детальном изучении внутренней среды компании можно определить сразу несколько показателей гибкость или стабильность, динамизм или порядок и контроль, единство или соперничество, интеграция и объединение или дифференциация и разделение. Как и в характере человека, где основой является сочетание нескольких типов темперамента, так и в корпоративной культуре компании проявляются несколько основных типов культуры. Следующим важным дополнением к определению корпоративной культуры является выявление основных ценностей компании, то есть того, что лежит в области базовых представлений и установок: отношение сотрудников к компании, мотивация к работе, клиенториентированность, стиль управления и взаимоотношений. Заключительный шаг этого этапа состоит в разработке плана реализации, дополненного таблицами сроков, он-то и станет началом процесса изменений культуры. Нет
сомнения, что предпринятые усилия
по изменению корпоративной - создание
позитивного эмоционального - создание
общественной поддержки - построение
системы контроля и учета - предоставление
информации – организовать - реализация
не только вещественных, но и
символических изменений – - фокусирование
внимания на процессах – Источниками формирования корпоративной культуры выступают: 1)
система личных ценностей и
индивидуально-своеобразных 2)
способы, формы и структура
организации деятельности, которые
объективно воплощают 3)
представление об оптимальной
и допустимой модели поведения
сотрудника а коллективе, которые
отражают систему стихийно Механизм
формирования корпоративной культуры
заключается во взаимном воздействии
ее источников. Взаимопересекаясь, они
ограничивают область реально возможных
на данном предприятии способов реализации
личных ценностей и тем самым определяют
их доминирующее в коллективе содержание
и иерархию. Иерархическая система выделенных
таким образом ценностей порождает наиболее
адекватную уже именно ей совокупность
способов их реализации, которые воплощаясь
а способах деятельности формируют внутригрупповые
нормы и модели поведения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Корпоративная культура – это совокупность поведенческих характеристик, обязательных для организаций, входящих в корпоративную структуру. Корпоративная культура напрямую оказывает воздействие на эффективность деятельности организаций. Еще недавно утверждалось, что в наших условиях к предпринимательству невозможно подходить не только с позиций подлинной нравственности, но и с критериями западной этики, корпоративной этики. Но же сегодня существует несколько отечественных этических кодексов, принятых как деловыми профессиональными ассоциациями, так и корпоративными структурами. На
основании изученных - набор
поддерживаемых организацией - внешнее
выражение этих установок - методы
решения проблем и достижения
стоящих перед организацией - определяемые
этими нормами и правилами
постоянно повторяющиеся, - интегрирующие
символы, которые организация
создает, чтобы - порождаемый
всеми перечисленными Корпоративная
культура существует в любой организации
независимо от ее размеров и сферы
деятельности. Это объясняется тем,
что в любом сообществе есть свои
принципы, нормы, правила, порядки и
ритуалы, которыми руководствуются
члены группы. Иными словами, под
организационной культурой Как и любая система, корпоративная культура состоит из определенных компонентов, которые отличаются друг от друга уровнем видимости и сложности. Одной
из составляющих организационной культуры
является ее видимость. То есть то, что
можно увидеть, услышать или почувствовать
при наблюдении за группой с незнакомой
культурой: офисная среда и интерьер,
используемые технологии, продукты и
услуги, стиль общения, мифы и истории,
философия, корпоративные праздники
и церемонии. Однако, делать выводы
о качестве корпоративной культуры,
наблюдая лишь ее видимую часть - нельзя.
Для более глубокого понимания
необходимо рассмотреть следующий
ее элемент - разделяемые ценности.
Он содержит ценности и нормы, декларируемые
и исповедуемые коллективом компании.
К ним относят философию и
принципы работы, корпоративные ценности,
которые разделяются Правильно
выбранные приоритеты являются важным
составляющим в формировании корпоративной
культуры. Так, например, одним из приоритетов
может стать русская пословица:
"не откладывай на завтра то, что
можно сделать сегодня". Если каждый
сотрудник будет следовать И, наконец, завершающим компонентом корпоративной культуры выступают базовые принципы. К ним можно отнести суждения, верования установки, которые воспринимаются группой на подсознательном уровне и не подлежащие сомнению. Например, в корпоративную культуру одной из крупнейших компаний Америки "Intel" заложены следующие базовые принципы: уважение к человеку, его правам и достоинствам; предоставление потребителям услуг, отвечающих самым высоким требованиям; выпуск высококачественной продукции; выполнение обязательств перед акционерами; постоянное взаимодействие с поставщиками продукции и услуг. Лидеры организации, топ-менеджеры, собственники оказывают наиболее сильное влияние на становление организационного климата. Без их участия, невозможно проводить какие бы то ни было изменения в корпоративной культуре. Внешняя
среда компании также накладывает
свой отпечаток на организационную
культуру. Потребители, конкуренты, экономическая
и политическая ситуация, государство
- все эти факторы Особенности сферы бизнеса также не могут не повлиять на организационную культуру. В химической отрасли и в энергетике главное - безопасность. В секторе высоких технологий - инновации и быстрота, в торговле элитной одеждой - все для удовлетворения нужд клиентов. Национальные
традиции оказывают огромное влияние
на становление корпоративной Подводя
итог наиболее значимым факторам, влияющим
на формирование корпоративной культуры
можно выделить критерии, соответствие
которым свидетельствует о
Здесь
же надо отметить, что нет одного
общего рецепта изменения Известно,
что фирмы с ярко выраженной корпоративной
культурой гораздо эффективнее
используют человеческие ресурсы. Корпоративная
культура – одно из самых эффективных
средств привлечения и Так
как организационная культура формируется
под воздействием многих факторов и
процессов, то ее изменение требует
проведения многочисленных преобразований
в различных областях компании -
стратегии, персонале, организационной
структуре, стиле управления, системе
компенсаций и т. д. И, наконец, нужно
запастись терпением, так как
изменение корпоративной Список
использованной литературы:
|