Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 16:34, реферат
С 80-х гг. XX в. заметной стала общемировая тенденция уменьшения роли национального государства путем передачи его функций либо на надгосударственный , общеевропейский уровень, либо – на более низкий, начиная с агентств, независимых от правительства и завершая уровнем муниципалитетов. Сформировалась новая концепция вытеснения, буквально вымывания государства (hollowingout). Концепция минимального государства, по сути дела, возрождала идеи либерализма (Дж. Локк, Т. Гоббс, Ш.-Л. Монтескье, др.) XVII века. В основе данного мировоззрения, как известно, было признание приоритета свободы человека от государственного вмешательства, неприкосновенности частной собственности, невмешательства власти в частную жизнь, сокращения роли государства до функций пожарника, ночного сторожа. Неоли
Концепция «нового государственного управления»
С 80-х гг. XX в. заметной стала общемировая тенденция уменьшения роли национального государства путем передачи его функций либо на надгосударственный , общеевропейский уровень, либо – на более низкий, начиная с агентств, независимых от правительства и завершая уровнем муниципалитетов. Сформировалась новая концепция вытеснения, буквально вымывания государства (hollowingout). Концепция минимального государства, по сути дела, возрождала идеи либерализма (Дж. Локк, Т. Гоббс, Ш.-Л. Монтескье, др.) XVII века. В основе данного мировоззрения, как известно, было признание приоритета свободы человека от государственного вмешательства, неприкосновенности частной собственности, невмешательства власти в частную жизнь, сокращения роли государства до функций пожарника, ночного сторожа. Неолиберализм – ультралиберальные воззрения идеологов «малого государства» находил воплощение в государственной политике США при Президенте Р. Рейгане («рейгономику» характеризовали как безграничный либерализм), в Англии при премьер-министре М. Тэтчер, в скандинавских странах, Австралии, частично в Германии на уровне земель (местных правительств), других стран. В 90-е годы неолиберализм был взят на вооружение в России пришедшей к власти политической силой (Е. Гайдар, А. Чубайс и др.).
Новая либеральная модель
общественного переустройства в
сфере государственного управления
декларировала три постулата: открытость
экономики (и в целом – «открытое
общество»), приватизацию собственности,
предоставление максимума свободы
рыночным механизмам. Особая роль отводилась,
так называемой, «невидимой руке рынка»,
ее способности «все расставить на
свои места». В обширной современной
литературе появились новые
Появление и распространение идей нового публичного менеджмента и связанные с этим административные реформы, проводившиеся во многих странах трех континентов, нельзя оценивать как спонтанные явления, нужно понять ряд серьезных причин.
Все большее присутствие
экономистов в государственных
бюрократиях привело к усилению
роли экономических теорий в распространении
идей публичного менеджмента. Теоретической
основой политики публичного менеджмента
стали «теория общественного
выбора» и теория «главных действующих
лиц и агентов». Первая подчеркивала
стремление к уменьшению роли государственного
регулирования в сфере
Наиболее полно «философия» new public management, ее базовые принципы были сформулированы в книге американских исследователей Д. Осборна и Т. Геблера2.
Что же все-таки произошло в формате новой парадигмы3 государственного управления?
1. Власть стала трактоваться
не как право и возможность,
органы и должностные лица, правомочные
оказывать публично-
2. Были лишены привилегий государственные служащие.
3. Сократились масштабы государственного аппарата.
4. Проведена реорганизация
высшего руководства
5. В процессе всесторонней реорганизации созданы новые органы исполнительной власти – публичные службы, независимые от министров.
Все это по мнению инициаторов
новой модели государственного управления,
которая повсеместно стала
1. Критикуется риторика
и понятийный аппарат,
Нужно понимать, что в
современных обществах
Термины «потребитель» и
«услуги», широко используемые в рыночной
экономике (государственном менеджменте)
нельзя столь же широко использовать
в государственном управлении, ибо
трудно определить как услугу полицейский
арест нарушителя порядка, призыв в
армию, надзорно-контрольные
2. Причина отказа от
концепции государственного
Свободный потребительский
выбор не может быть надлежащим механизмом
гармонизации противоречий спроса на
общественные услуги (жилья, медицины,
образования). Экономические рыночные
механизмы управления должны совмещаться
с государственным
3. Существенной неудачей
«нового государственного
4. Государственный менеджеризм
не стал идеальной моделью
управления и потому, что не
дал экономической
5. И, наконец, для сферы
государственного и
Эффективность деятельности администрации измеряется социальными (не всегда количественными) показателями, степенью соответствия предоставляемых услуг и товаров в государственном секторе, общественным запросам и потребностям, повышением качества жизни населения данной территории.
Вывод: Модель «нового публичного
менеджмента», разработка и реализация
которой в разной степени характерна
для большинства развитых стран,
требует ее постоянной корректировки
по признаку социальной приемлемости
осуществляемых мероприятий и используемых
механизмов. Нерешенной проблемой (знаем
что делать, но не знаем как) в
рамках парадигмы «нового
1 Fulton Lord / …
2 См.: Osborn D., Gebler T. Reinventing Government: How the Entrepreneurial Spirit is Transforming the Public Sector. – Reading. Ms.: A William Patrick Book, 1992. – 404 p.; см. также: OECD. Regulatory Management and Reform: Current Concerns in OECD Countries, Occasional Papers on Public Management. – Paris: OECD,1992.
3 Парадигма (греч.) управления – пример, образец … с. 268
Информация о работе Концепция «нового государственного управления»