Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 14:46, реферат
1. Жизненный цикл организации.
2. Обеспечение взаимодействия: типология коммуникаций, процессы общения; барьеры эффективного общения; организация коммуникативных процессов.
Коммуникации в организациях
1. Жизненный цикл организации.
2. Обеспечение взаимодействия: типология коммуникаций, процессы общения; барьеры эффективного общения; организация коммуникативных процессов.
1. Практически каждый
день мы наблюдаем, как
другие, а третьи и вовсе исчезают. Немногие их этих организаций существуют бесконечно долго, ни одна не
существует без изменений. Питер Друкер в одной из своих работ писал, что единственная организация, кото-
рая существует дольше других – Римская католическая церковь.
Для определения тенденций развития организации очень важным становится понятие «жизненный цикл
организации» как
мени1.
Наиболее общепринятой является концепция жизненного цикла организации, выделяющего 4 этапа: соз-
дание, рост, зрелость и упадок.
Стадия создания организации характеризуется тем, что все основные атрибуты организации – цель, струк-
тура, управление и т.д. – определились еще не четко, отношения и процессы протекают свободно.
Следующая стадия – рост – характеризуются более четким определением цели, формированием миссии
организации. По мнению Мильнера, коммуникации в рамках организации и ее структура остаются, в сущно-
сти, неформальными. Но именно на этой стадии начинается деятельность по формализации отношений.
Основными характеристиками 3 стадии являются: создание формальной структуры организации, а, следо-
вательно, и отношений иерархии, окончательное формирование целей организации. Именно на этой стадии
организация приобретает характеристики, которые определят долгосрочность ее существования.
Стадию упадка переживают
все организации. Ни одна организация
не в состоянии адекватно
на все вызовы внешней среды и регулировать изменения, которые происходят во внутренней среде организа-
ции. На четвертой стадии очень важна роль менеджмента: от того, насколько правильно руководители смогут
принять управленческое решение, зависит будущее организации: или она исчезнет, или перейдет на новую,
следующую ступень развития.
В своей работе «Теория организации» Мильнер представляет более детальную концепцию жизненного
цикла организации. Он выделяет 8 стадий жизненного цикла: рождение, детство, отрочество, ранняя стадия,
расцвет сил, поздняя зрелость, старение и обновление. В своей концепции автор выделяет основные факторы,
__________________
1 Мильнер Б.З. Теория организации. М., 1999.
каждая из которых имеет свои особенные характеристики на разных стадиях жизненного цикла: первичные
цели, тип лидерства, организационный характер, организационный образ, концентрация энергии, центральная
проблема, тип планирования, метод управления, организационная модель.
2. Длительность прохождения
стадий развития жизненного
муникаций в организации.
Коммуникации в организации означают взаимодействие между людьми. Это процесс обмена информацией
и передачи сведений между отдельными людьми или их группами.
Мильнер выделяет следующую типологию коммуникаций:
- внутриличностная коммуникация
- межличностная коммуникация
- коммуникация в малой группе
- общественная коммуникация
- внутренняя оперативная коммуникация
- внешняя оперативная коммуникация
- личностная коммуникация.
Особенно важно, чтобы в процессе коммуникаций была обеспечена обратная связь.
Фролов2 к типологии коммуникаций подходит с точки зрения иерархической многоуровневой формальной
структуры организации. Исходя из этого, рассматривается вертикальные и горизонтальные коммуникации, а
также формальные и неформальные коммуникационные связи.
Общий процесс общения включает в себя пять элементов: коммуникатор, сообщение, среда, получатель и
обратная связь (рис.1). Это проще можно объяснить так: кто говорит, что каким путем, кому, с каким эффек-
том. Фактически слово «общение» происходит от латинского «communis», означающего «общий». Таким об-
разом, общение также, как и коммуникации, можно определить как «передачу информации и понимание пу-
тем использования общих символов» общие символы могут вербальными и невербальными.
Рис. 1. Процесс общения
Современная модель общения основана на работах американских ученых К. Шеннона и В. Вивера, а также
немецкого ученого В. Шрамма (рис.2). Ее базовые элементы включают коммуникатор, кодирование, сообще-
ние, среду, расшифровку, получателя, обратную связь и помехи. Каждый элемент модели может быть рас-
смотрен как в контексте организации.
2 Фролов С.С. Социология организаций. М., 2001.
Рис. 2. Модель общения
Коммуникатор – это служащий, имеющий определенные цели, намерения, информацию и цель общения.
Кодирование. Процесс кодирования переводит идеи коммуникатора в систематический комплекс символов
– язык, выражающий цель коммуникатора. Основной формой кодирования является язык.
Сообщение является результатом кодирования. Целью коммуникатора является выражение сообщения в
вербальной или невербальной форме. Сообщение – это то, что человек надеется сообщить желаемому получа-
телю, а конкретная форма зависит в значительной степени от среды, используемой для передачи сообщения.
Среда – носитель сообщения, средство, которым посылается сообщение. Организации обеспечивают со-
трудников информацией, используя уже разработанные способы: личное общение, телефонные переговоры,
групповые встречи, сообщения по факсу, докладные записки и т.д. Выбор соответствующей среды может
иметь огромное влияние на эффективность общения. «Богатая среда» (например, личное общение, дающее
немедленную обратную связь – персональный фокус) является наилучшей для нерутинных и сложных сооб-
щений. «Бедная» среда (например, докладные запискии пр., не предоставляющие персонального фокуса) яв-
ляется наилучшей для рутинных, простых сообщений.
Получатель – для завершения процесса общения сообщение должно быть расшифровано, чтобы быть по-
нятным получателю. Декодирование – технический термин для процессов получателя – включает в себя пере-
вод. Получатели переводят сообщение, используя свой собственный опыт и компетенцию.
Обратная связь –
к коммуникатору», увеличивая
потенциал разрыва между
общением. Обеспечение обратной связи в процессе общения является весьма желательным.
Помехи могут произойти в каждом из пяти элементов общения.
Невербальные сообщения – сообщения, передаваемые позой, выражением лица, движением рук или глаз.
Один из наиболее интересных аспектов невербальной коммуникации состоит в том. Что ее невозможно пода-
вить. Как бы люди не старались, они не могут удержаться от невербальных сообщений. Один исследователь
установил, что лишь 7 % воздействия сообщения определено его вербальным сообщением, остальное имеет
невербальную природу: 38 % определено модуляцией голоса, 55 5 – выражением лица. Параязык – язык тело-
движений. Прочтение языка тела может оказаться трудным делом, поскольку оценка невербального сообще-
ния субъективна. Задача становится тем более трудной, что в разных странах значение невербальных симво-
лов часто различно.
Барьеры эффективного общения – компетенция, избирательное слушание, оценочные суждения, достовер-
ность источника, семантические проблемы, фильтрование, внутригрупповой язык, различия статуса, давление
времени, перегрузка общения. Эти источники помех могут присутствовать как в организационном, так и в
межличностном общениях.
Компетенция. Различные люди могут интерпретировать одно и тоже сообщение по-разному, в зависимости
от предшествующего опыта,
что приводит к вариациям в
процессах кодирования и
сты в области общения считают, что это наиболее важный фактор, подрывающий «общность» в коммуника-
ции.
Избирательное слушание. При этой форме избирательного восприятия человек имеет тенденцию к блоки-
рованию новой информации, особенно если она противоречит существующим суждениям.
Оценочные суждения получатель делает практически в каждой ситуации общения. Они базируются на
оценке коммуникатора получателем на основе предыдущего общения с ним или на оценке ожидаемого значе-
ния сообщения.
Комму-
никатор
Кодиро-
вание
Сообщение
средство
декодиро-
вание
полу-
чатель
Обратная связь
Достоверность источника означает доверие словам и действиям коммуникатора со стороны получателя.
Уровень достоверности, оцениваемый получателем, непосредственно связан с тем, как он реагирует на слова,
идеи и действия коммуникатора.
Давление времени – серьезный барьер в общении. Краткое обращение является недостатком формально
описываемой системы общения, который нередко обусловлен дефицитом времени.
Проект организации должен обеспечить четыре отдельных направления общения: вниз, вверх, горизон-
тально и диагонально. Нисходящее общение исходит от представителей высших уровней иерархии к тем, кто
находится на низших уровнях. Наиболее распространенными формами нисходящего общения являются
управленческая политика, рабочие инструкции и пр.
Эффективная организация нуждается в восходящем общении, так же, как и в нисходящем. Однако дости-
жение эффективного восходящего общения – реализация открытых и честных сообщений служащих в дирек-
цию - представляет собой особо трудную задачу, в частности в крупных организациях. Восходящее общение
– это общение идущее от низшего к верхнему уровню иерархии. Способы восходящего общения – ящики
предложений, групповые встречи и процедуры жалоб.
Хотя вертикальные общения являются первичными в организационной структуре, условием эффективной
работы также является горизонтальное общение, оно необходимо для координации и интеграции разнообраз-
ных организационных функций. Поскольку механизмы обеспечения горизонтального общения, как правило, в
структуре организации не существуют, обеспечение их функционирования является задачей руководителей
среднего и нижнего звена.
Диагональное общение – общение, которое пересекает функции и уровни в организации. Это канал обще-
ния, используемый в тех случаях, когда члены организации не могут эффективно общаться, используя другие
каналы.
Многими исследователями коммуникаций выделяется неформальный канал общения: слухи. Слухи явля-
ются мощным средством общения, пересекающим формальные каналы общения. Хотя природа их воздейст-
вия на организационную активность и эффективность является дискуссионной, не отрицается, что такое воз-
действие является реальным. Некоторые слухи оправданы, другие не имеют никаких оснований.
Как улучшить процессы общения в организации? Исследователи предлагают следующие пути: разъясне-
ние истинного смысла информации, регулирование информационного потока, использование обратной связи,
сопереживание, повторение, поощрение взаимного доверия, эффективное распределение времени, упрощен-
ный язык, эффективное слушание (рис.3).