Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:31, контрольная работа
Вторая половина XIX века – начало XX века – это эпоха становления первых современных структур управления. Промышленная революция, которая началась в Европе и подстегнула процессы, приведшие к образованию первых управленческих структур.
Приблизительно до середины XIX века отсутствовала необходимость в формировании каких-либо крупных образований в бизнесе. Купеческая деятельность была очень проста и сводилась к системе простейших расчетов. Появление крупных организационных образований в бизнесе было вызвано,
1.Исторический аспект развития организационных структур управления начиная с конца XIX века и до настоящего времени.
2.Классификация организационных структур управления.
3.Основные разновидности и особенности иерархических структур.
4.Разновидности и специфика адаптивных структур управления.
Практическое задание
Подберите реальные примеры различных типов иерархических и адаптивных структур и обоснуйте их отнесение к определённому типу.
Переход
к сетевым организационным
2.
Классификация организационных
структур управления.
На взаимодействие элементов
организационной структуры влияют цели
и задачи участников, сложность и динамизм
внешних факторов, технологические и территориальные
характеристики их производственной структуры,
внутрипроизводственные связи и т.д. Эффективна
та организационная структура, которая
успешно реализует поставленные перед
ней цели. С этой позиции организационные
структуры могут быть прогрессивными
или регрессивными. Множество типов организационных
структур обусловлено разнообразием критериев
их классификации. Среди них можно выделить
общие, особенные и частные.
По признаку воспроизводственного цикла
различаются экстенсивные и интенсивные
организационные структуры; по формам
связи — горизонтальные (смешанного типа)
и вертикальные (стратифицированные);
по формам собственности — государственные
(административные), кооперативные, смешанные,
частные; по принципам организации производства
и управления — отраслевые (межотраслевые),
территориальные, программно-целевые
и производственные; по сферам деятельности
— государственные, общественные, коммерческие;
по методам хозяйствования — государственные,
корпоративные, частные; по уровням управления
— федеральные, региональные, муниципальные;
по формам организации производства —
высокоспециализированные, малые, крупные
предприятия; по формам организации управления
— концерны, тресты, ассоциации.
Нет однозначно плохих или хороших структур,
есть разные условия их применения. В рамках
основных типов структур могут быть различные
модификации в реальных условиях. Но при
всём различии модификаций и названий
можно дать общую наиболее часто употребляемую
классификацию.
Все структуры делятся на две большие группы: иерархические, которые ещё называют бюрократическими, формальными, механистическими, классическими, традиционными, и адаптивные, иначе называемые органическими или гибкими. Можно назвать следующие основные черты этих структур:
Далее разберём
эти системы подробнее.
3.
Основные разновидности
и особенности иерархических
структур.
Прообразом современных
Линейная организационная структура
Линейная организационная
Преимуществами такой структуры можно назвать:
Недостатки:
Линейная
структура управления используется
мелкими и средними фирмами, осуществляющими
несложное производство, при отсутствии
широких кооперационных связей между
предприятиями.
Рисунок 4 – Линейная
организационная структура.
Функциональная организационная структура
Функциональная организационная структура основана на создании подразделений для выполнения определённых функций на всех уровнях управления. К таким функциям относят исследования, производство, сбыт, маркетинг и т.д. Здесь с помощью директивного руководства могут быть соединены иерархически нижние звенья управления с различными более высокими звеньями управления. Передача поручений, указаний и сообщений осуществляется в зависимости от вида поставленной задачи (Рис. 5).
Например, рабочий в цехе получает поручения не от одного человека (мастера), а от нескольких штатных единиц, т.е. действует принцип многократной подчинённости. Поэтому такую организационную структуру называют многолинейной.
Рисунок
5 – Функциональная структура.
Функциональная структура управления производством нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. Функциональные службы обычно имеют в своём составе специалистов высокой квалификации, выполняющих в зависимости от возложенных на них задач конкретные виды деятельности.
К преимуществам такой структуры можно отнести:
К недостаткам:
Функционально-линейная структура
Функционально-линейная структура (штабное управление) представляет собой комбинацию линейной структуры с системой выделения определённых функций. При линейных руководителях создаются специальные подразделения (штабы), которые помогают линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления.
Эти штабы могут:
Штабы на нескольких уровнях иерархии должны давать консультации и участвовать в подготовке решений, но они не обладают правами принятия решений и руководства нижестоящими подразделениями или исполнителями ( Рис.6).
Чем крупнее фирма и сложнее её управляющая структура, тем острее стоит вопрос координации деятельности функциональных служб или создания крупных специализированных подразделений с высококвалифицированными специалистами. Преимуществами и недостатками линейно-функциональной структуры можно назвать:
Преимущества:
Рисунок
6 – Линейно-Функциональная структура.
Девизиональная структура управления
Первые разработки концепции и начало внедрения дивизиональных структур управления относятся к 20-м гг., а пик их промышленного использования приходится на 60-70-е гг. Необходимость новых подходов к организации управления была вызвана резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности и усложнением технологических процессов в условиях динамично меняющейся внешней среды. Первыми перестройку структуры по этой модели начали крупнейшие организации, которые в рамках своих гигантских предприятий (корпораций) стали создавать производственные отделения, предоставляя им определенную самостоятельность в осуществлении оперативной деятельности. В то же время администрация оставляла за собой право жесткого контроля по общекорпоративным вопросам стратегии развития, научно-исследовательских разработок, инвестиций и т.п. Поэтому данный тип структуры нередко характеризуют как сочетание централизованной координации с децентрализованным управлением (децентрализация при) сохранении координации и контроля).
Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а управляющие (менеджеры), возглавляющие производственные отделения (Рис. 7).
Структуризация организации по
отделениям производится
Организация подразделений по продуктовому принципу является одной из первых форм дивизиональной структуры, и в настоящее время большинство крупнейших производителей потребительских товаров с диверсифицированной продукцией используют продуктовую структуру организации.
При использовании дивизионально-продуктовой структуры управления создаются отделения по основным продуктам. Руководство производством и сбытом какого-либо продукта (услуги) передаются одному лицу, которое является ответственным за данный тип продукции. Руководители вспомогательных служб подчиняются ему.
Рисунок
7 – Дивизиональная структура
Некоторые предприятия производят большой ассортимент товаров или услуг, которые отвечают запросам нескольких крупных групп потребителей или рынков. Каждая группа или рынок имеет четко определенные, или специфические, потребности. Если два или более таких элемента становятся особенно важными для предприятия, оно может использовать организационную структуру, ориентированную на потребителя, при которой все ее подразделения группируются вокруг определенных групп потребителей.
Данный тип организационной структуры находит применение в достаточно специфичных областях, например в сфере образования, где в последнее время наряду с традиционными общеобразовательными программами возникли специальные отделения для обучения взрослых, повышения квалификации и т.д. Примером активного использования организационной структуры, ориентированной на потребителя, являются коммерческие банки. Основные группы потребителей, пользующихся их услугами, индивидуальные клиенты (частные лица), пенсионные фонды, трастовые фирмы, международные финансовые организации. Организационные структуры, ориентированные на покупателя, в равной степени характерны для торговых форм, торгующих оптом и в розницу.
Информация о работе Классификация организационных структур управления