Классификация организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 17:51, реферат

Описание работы

В последние десятилетия изучение организаций и их поведения стало главной задачей исследований, проводимых совместно представителями нескольких научных дисциплин. Изучение организаций постепенно превратилось в самостоятельную научную область- теорию организации.
Косвенным путем вклад в теорию организации внесли специалисты, работающие в таких отдаленных областях знаний, как биология, математика, психология животных, логика и философия.

Работа содержит 1 файл

Готовая.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

Каждый из двух или более уровней  выступает как управляющий по отношению ко всем нижележащим и  как управляемый, подчиненный по отношению к вышележащим. В иерархически построенной системе каждый уровень специализируется на выполнении определенного круга функций, причем на более высоких уровнях иерархии преимущественно осуществляются функции согласования, интеграции. Иерархия в организации систем необходима в связи с тем, что управление в них связано с получением, переработкой и использованием больших массивов информации. На нижних уровнях используется конкретная, охватывающая лишь отдельные стороны функционирования системы, информация, а на более высокие уровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия существования всей системы, и принимаются решения, относящиеся к системе в целом.

В самом широком смысле цели организации – это идеальные модели результатов ее деятельности. Иными словами, это определенным образом сформулированные представления о желаемых состояниях, которых мы хотели бы достичь. Система организационных целей сложна и многообразна, и для упрощения понимания целевой структуры в теории организации и менеджменте часто используют понятие «дерево целей», которое хорошо отображает систему целей.

Целевая система организации подчиняется  определенным правилам. Главное –  иерархичность и соподчиненность. Это означает, что всякая цель низшего  уровня должна четко вытекать из более  высокой цели, и вся целевая система должна быть взаимосогласована. В противном случае организация уподобится телеге из известной басни про лебедя, рака и щуку. При этом надо понимать, что на определенных этапах развития организации и в определенные моменты ее деятельности цели могут казаться противоречивыми, но при правильной постановке они все равно должны работать на дальнюю перспективу. Типичные примеры такого кажущегося рассогласования: инвестиции в рискованные проекты (деньги вкладываются под неясный результат), рекламная кампания (также с неясным результатом).

Миссия отражает смысл создания и существования организации, ее роль и значение в окружающем мире. Хорошо продуманная и сформулированная миссия:

– дает представление о намерениях и направлениях развития организации, вносит существенный вклад в формирование ее имиджа;

– повышает уровень мотивации членов организации и стимулирует их к достижению организационных целей;

– способствует созданию и поддержанию развитой организационной культуры, формированию чувства общности у всех членов организации;

– определяет систему ценностей организации в отношениях ее с представителями основных заинтересованных групп.

Обычно миссия включает в себя описание следующих аспектов.

Предмет бизнеса – тип и характер потребностей людей (клиентов), которые организация стремится удовлетворять. Здесь же – примерный круг этих клиентов.

Базисные стратегические намерения  организации – это то, к чему стремится организация в долгосрочной перспективе. Это может быть идея повышения конкурентоспособности или завоевания мирового (регионального) господства, или достижения высшего уровня качества и т.д.

Главные конкурентные преимущества организации. Здесь определяются те специальные знания и навыки, технологии, другие нюансы, благодаря которым организация имеет преимущества на рынке.

Ведущая ценность организации. Обычно в основе ценностей лежит успешность организации, но важно отдавать себе отчет в том, какой ценой эта успешность может достигаться – в справедливой и честной конкурентной борьбе или с использованием нелегальных или квази-легальных приемов. Часто в качестве главной ценности выступает имидж, репутация, справедливость, равенство, честность, и т.п. Определение главной ценности имеет громадное значение, поскольку на ее основе формируется вера сотрудников в свою организацию, желание в ней работать и вносить вклад в ее процветание.

Основные заинтересованные группы и их ожидания. Миссия определяет такие группы – клиентов, работников, акционеров, поставщиков, партнеров, представителей власти и т.д. – чьим ожиданиям она намерена в наибольшей степени соответствовать и с которыми она намерена наиболее тесно сотрудничать.

Миссия часто формулируется  очень коротко – в виде заявлений, слоганов, девизов и т.п. В самом деле, миссия – это не столько документ или лозунг, сколько реальное, формализованное и структурированное осознание руководством и персоналом своего предназначения и базисных принципов деятельности.

Функциональные цели – это предполагаемые результаты деятельности в функциональных областях деятельности, которые осуществляет любая компания, независимо от структуры, набора и группировки подразделений. Обычно функциональные цели формулируются в определенных сферах.

Маркетинговая. Цели в данной сфере связаны с завоеванием позиций (долей) на рынке.

Инновационная. Цели предусматривают освоение новых технологий, методов и приемов работы, новых товаров и услуг.

Производственная. Этими целями задаются количественные и качественные параметры выпускаемой продукции (услуг) – по объему, структуре, динамике. Данные цели связаны также с работой по привлечению ресурсов, повышению производительности труда.

Социальная. Отражает социальные обязательства организации, как перед своими членами, так и перед заинтересованными группами. Это, как правило, цели, связанные с удовлетворением социальных потребностей работников, а также «внешние» цели (в области экологии, в решении проблем безработицы и других социальных проблем).

Финансовая. Этими целями задаются финансовые показатели работы организации: прибыль, рентабельность, издержки и прочее. Прибыльность в современном бизнесе – лишь одна из целей, причем не самая главная. Прибыль, скорее – средство для достижения долгосрочных целей, поскольку сейчас об эффективности работы организации судят далеко не только по прибыли. Более того, в краткосрочной перспективе организация может быть планово убыточной ради того, чтобы в средней или далекой перспективе решить, например, задачу завоевания мирового лидерства в производстве какого-либо продукта.

Оперативные цели – это цели, конкретизированные на уровне отдельных рабочих групп (бизнес-процессов, бизнес-единиц, подразделений, команд, отделов). Чаще всего они производны от функциональных целей, но могут вытекать непосредственно из миссии – в случае, когда в организации реализуется процессный подход в управлении, и основой ее структуры являются бизнес-процессы.

Исполнительские цели (их чаще называют рабочими задачами или даже инструкциями) представляют собой операционализированный (расписанный по конкретным исполнителям) вариант оперативных целей.

Организационные цели оказывают определяющее влияние на все остальные подсистемы организации, ее строение и эффективность.

 

 

3. Роль коммерческой  идеи в деятельности хозяйственной  организации

Реализация новых идей и их внедрение в коммерческую сферу - необходимое условие успеха в современной экономической конкуренции. Местные власти, в рамках своих возможностей, могут стимулировать нацеленность финансируемых исследований на развитие местных хозяйственных возможностей, развивать трансферт технологий путем поддержки инновационных структур, связывающих производство с университетами и другими исследовательскими институтами.

Показателем состояния  данной составляющей хозяйственного климата  служат: уровень расходов на исследования и разработки; число предприятий, имеющих договоры с исследовательскими структурами для передачи технологий; число выданных жителям города патентов на изобретения; число вновь созданных предприятий на тысячу населения.

Разделим все множество  особенностей (свойств) организаций, наиболее часто встречаемое в научной литературе на две группы. К первой группе отнесем особенности, характерные для искусственных организаций (на примере деловых организаций). Ко второй группе отнесем особенности, характерные для естественных организаций (на примере общества, исторически сложившихся городов, наций, цивилизаций, этносов и др.). К третьей группе отнесем общие особенности, характерные как для искусственных, так и для естественных организаций.

Особенности естественно-искусственных  организаций мы не будем выделять отдельно, так как такие организации занимают промежуточное положение и отчасти обладают особенностями как естественных, так и искусственных организаций.

Особенности искусственных  организаций:

1. Ориентация на определенные социальные потребности.

Эту особенность деловых  организаций отмечают В.Н. Вяткин, И.М. Денисенко, Ю.А. Переслыгин, Г.А. Курбанов / /. При этом имеется ввиду, что любая организация создается для удовлетворения определенной социальной потребности.

Так, по мнению В.Н. Вяткина, «хозяйственные организации создаются ради удовлетворения разнообразных материальных потребностей общества».

То же самое относится  и организациям более высокого уровня управления.

Так, в отношении межотраслевых  комплексов, популярных у нас в  стране в 70-х годах, И.М. Денисенко, Ю.А. Переслыгин и Г.А. Курбанов отмечают: «межотраслевые комплексы – группы экономически взаимосвязанных отраслей, производств и видов деятельности, обеспечивающих удовлетворение определенного комплекса народнохозяйственных потребностей».

В словаре-справочнике  по социальному управлению организация  определяется как «специфический вид  социальных систем, создаваемых для  удовлетворения потребностей индивидов, групп или общества в целом  путем найма работников, включения  их в трудовую деятельность и регламентирования их поведения в рамках организации».

2. Целенаправленность

Эту особенность отмечают почти все авторы, многие из которых (Б.З. Мильнер, Л.И. Евенко, В.С. Рапопорт, М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури) считают целенаправленность главной особенностью организаций, что обычно находит отражение в определениях организаций.

Например, Б.З. Мильнер, Л.И. Евенко, В.C. Раппопорт / / определяют производственно-хозяйственную организацию (ПХО) как «совокупность работников, целенаправленно использующих материально-технические средства и информацию для создания материальных благ и услуг под руководством органа (аппарата) управления. ПХО как систему характеризует целенаправленность ее функционирования и развития».

В широко известных «Основах менеджмента», организация определяется как «группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей».

3. Единый центр управления

Наличие единого центра управления в деловых организациях отмечают Д.Н. Бобрышев, Б.З. Мильнер, Л.И. Евенко, В.С. Раппопорт и др. При этом для обозначения этого центра используют различные термины (орган управления, аппарат управления, субъект управления и др.).

4. Иерархическая структура

По мнению А.И. Пригожина, иерархическая структура является наиболее очевидным признаком социальных организаций. Данный признак отмечают и многие другие исследователи (П.В. Авдулов, Д.Н. Бобрышев, В.Н. Бурков, В.А. Ириков и др.). При этом чаще всего называется линейная, функциональная, штабная, программно-целевая, матричная и дивизиональная иерархические структуры.

5. Интегрированный характер

Многие авторы отмечают интегрированный характер деловых  организаций, т.е. последние рассматриваются  как результат процесса объединения  различных организационно-хозяйственных  единиц. Например, концерны, являющиеся в капиталистических странах наиболее развитой формой деловых организаций, представляются обычно как «интеграция научно-производственных, торгово-сбытовых, организационно-экономических и финансовых возможностей участников для реализации выбранной стратегии развития».

По мнению А.И. Панченко, «межотраслевые комплексы – это  интегрированные системы отраслей, производств и организаций, объединенных общей целью и единой программой развития».

В качестве различных  форм интеграции рассматриваются также акционерные общества, товарищества, хозяйственные ассоциации, холдинги, финансово-промышленные группы и др.

Особенности естественных организаций

1. Отсутствие целей создания

Эта особенность следует  из самопроизвольного характера  появления естественных организаций. Например, древнегреческие города-государства (полисы) складывались стихийно. По мнению Э. Дюркгейма / /, генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов, но раз возникнув, оно начинает жить по собственным законам.

Подобных взглядов придерживается и Л.Н. Гумилев. Люди, по его мнению, объединяются не целенаправленно, а  по принципу комплиментарности. Комплиментарность  – это неосознанная симпатия к  одним людям и антипатия к  другим, т.е. положительная и отрицательная комплиментарность. Такие зародышевые объединения он называет консорциями. Из них затем вырастают (при благоприятном стечении обстоятельств) этносы. Последние, судя по его публикациям, почти не отличаются от народов, наций и империй.

2. Универсальный характер деятельности

В отличие от искусственных, естественные организации ориентированы на удовлетворение многих потребностей. При этом некоторые  из этих потребностей имеют относительно постоянный характер (потребности в  безопасности, здоровье, жилье, продуктах питания и др.). В связи с этим деятельность естественных и естественно-искусственных организаций имеет более универсальный характер по сравнению с искусственными организациями, деятельность которых имеет специализированный характер.

Информация о работе Классификация организаций