Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 12:15, реферат
Возникновение современной науки управления связывается с именем Ф. Тейлора. Фредерик Уинслоу Тейлор (Frederick Winslow Tailor, 1856—1915) — американский инженер и исследователь, которого считают отцом классической теории научного управления. Основные положения своей теории он изложил в работах «Управление фабрикой» (1903), «Принципы научного управления» (1911), «Показания перед специальной комиссией конгресса» (1912)
Классическая и административная концепции менеджмента и теории организации Ф.Тейлора и А.Файоль.
Возникновение современной науки управления связывается с именем Ф. Тейлора. Фредерик Уинслоу Тейлор (Frederick Winslow Tailor, 1856—1915) — американский инженер и исследователь, которого считают отцом классической теории научного управления. Основные положения своей теории он изложил в работах «Управление фабрикой» (1903), «Принципы научного управления» (1911), «Показания перед специальной комиссией конгресса» (1912). Эти положения сводятся к следующему:
1) создание научного фундамента, заменяющего собой старые, традиционные методы работы, научное исследование каждого ее элемента;
2)
отбор рабочих на основе
3) сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно обоснованной сиси мы организации труда;
4)
равномерное распределение
В основе системы Тейлора
Тейлор детально исследовал процессы разделения труда, разбивая действия рабочих на отдельные движения и замеряя время выполнения этих движений. Результаты таких замеров использовались затем для разработки более эффективных приемов работы, ведущих к повышению эффективности деятельности организации в целом. Тейлор также занимался вопросами вертикального разделения труда, рассматривая управленческую деятельность как отрасль индустриального труда, по типу инженерного.
Среди
важнейших принципов научной
организации труда Тейлора
Анри Файоль (Henry Fayol, 1841—1925), крупнейший европейский (французский) теоретик и практик менеджмента, создал концепцию, которая получила название «Теория администрации». Файоль был фактически продолжателем Тейлора (в смысле развития рационалистической теории управления), но если подход Тейлора в основном был нацелен на эффективность производства, то подход Файоль направлен на совершенствование управления организацией в целом.
Файоль
сформулировал концепцию
Файоль доказывал, что административные функции существуют на любом уровне организации и их выполняют даже сами рабочие, но чем выше уровень управленческой иерархии, тем выше административная ответственность. Он сделал попытки сформулировать требования к профессиональной подготовке рабочих, мастеров, руководителей цехов, директоров и высших руководителей.
Файоль
также считается одним из создателей
системы принципов учета
По его мнению, управлять - значит, вести предприятие к определенной цели, извлекая максимум из имеющихся на предприятии ресурсов. Управление, по Файоль. включает следующие виды деятельности:
• техническую;
• коммерческую;
• финансовую;
• защитную;
• бухгалтерскую;
• административную.
Теория А. Файоля выделяет:
• функции управления;
• принципы управления.
Функции дают ответ на вопрос, что делает руководитель, а принципы - как он это делает.
Файоль выделял пять функций, такие как:
• предвидение;
• планирование;
• организация;
• координация;
• контроль.
До сих пор эти пять функций являются основными в управлении. Файоль выделением функций положил начало структурно-функциональному подходу, т. е. когда все функции расписаны по уровням управления. Файоль также выделил следующие 14 принципов управления:
Если функции - обязательные элементы, выпадение хотя бы одного из которых разрушает всю технологию управления, то принципы представляют собой постоянно дополняющийся и меняющийся перечень положений.
К главным принципам Файоль причислял:
• единство руководства;
• разделение труда.
Дальнейшее развитие классической школы управления происходило в двух основных направлениях — рационализации производства и исследования общих проблем управления. Здесь можно выделить работы Г. Эмерсона, Л. Урвика, М. Вебера, Г. Форда.
В идеях Тейлора и Файоля больше сходств, чем различий. И не удивительно, поскольку оба они принадлежат к одной школе менеджмента. И Тейлор, и Файоль решительно выступали против сложившейся системы подготовки руководящих кадров, против излишнего развития у них инженерно-технических навыков в ущерб собственно управленческим. Файоль полагал, что чем выше должностной ранг руководителя, тем меньше ему необходимы технические знания и больше — организационные. Поэтому руководителей надо учить администрированию, а не инженерным дисциплинам. Тейлор пришел к тому же выводу по иным причинам: инженеров учат общим принципам организации, хотя и недостаточно, но их совсем не учат управлять людьми. Выпускникам технических вузов нужна как минимум годичная стажировка на предприятии, где они могли бы общаться с теми, кем завтра должны руководить.