Как меняется образ жизни и какое управление необходимо

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 13:23, сочинение

Описание работы

Утопия, как мы знаем, в переводе с греческого – мир, которого не существует, задуманный как идеальный. Антиутопия – это логическое завершение развития утопической реальности, также, это состояние общества, в котором негативные тенденции одерживают верх.

Работа содержит 1 файл

эссе. Как меняется образ жизни и какое управление необходимо.docx

— 206.03 Кб (Скачать)
 
 
 
 

Эссе  на тему: 
Как меняется образ жизни и какое управление необходимо
 
 
 
 
 
 

Выполнила 

Проверила:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Утопия, как мы знаем, в переводе с греческого – мир, которого не существует, задуманный как идеальный.  Антиутопия – это логическое завершение развития утопической реальности, также,  это состояние общества, в котором негативные тенденции одерживают верх. Одним из наиболее ярких примеров антиутопического стиля в культуре является произведение английского писателя Олдоса Хаксли роман – антиутопия «О дивный новый мир». Действие в этом романе разворачивается в 632 –й год, так называемой, эры стабильности, также называемой эрой Форда, который является правителем - технократом, окрещённый в народе «Господь наш Форд». В основе формирования общества – стандартизация. Даже девизом данного социума является: «Общность, одинаковость, стабильность». В этом обществе нет проблем, неразберихи, каждый человек знает своё место и доволен им, любой индивид может получить всё, что желает, жизнь легка и радость витает всюду. Разве не об этом мечтает каждый житель планеты?? Однако, не всё так просто. В этом обществе по нашем меркам абсолютное разложение моральных ценностей: всюду разврат – считаемый нормой, отсутствие чувств и привязанностей, разрешение любых недоразумений – специальный наркотик – сома, принимаемый всеми жителями.  Но, не будем забывать, это всего лишь роман, который к тому же был написан в далёкий 1932 год, кто знает, что ещё могло прийти в голову Хаксли. К чему же тогда всё это предисловие?

      Обратимся к другому произведению. В 1970 году французский социолог и философ Жан Бодрийяр написал свой труд «Общество потребления», общества, где человеку предоставлены все средства для удовлетворения своих потребностей в огромном количестве. В таком обществе, по его мнению, процветает самообман, и нет места подлинным чувствам и культуре. Но, это уже не художественное произведение, а социально - философский труд, описывающий существующую реальность.

      На взгляд автора данного  эссе, очевидны точки пересечения в описании обществ описанных Бодрийяром и Хаксли. Наше общество действительно  стало обществом потребления. Хорошо ли это, и какие существуют перспективы развития в различных жизненных сферах – ключевые вопросы данного эссе.

     Довольно часто, на улицах, в университете, семье, на работе, интернете и многих других местах, мы слышим фразу: «Куда катится этот мир?». А действительно, куда? По утверждениям многих аналитиков, политиков и обычных людей - общество, а, в частности развитые страны ещё в XX веке вступили в этап постиндустриализма. Исходя из множества определений постиндустриализма выделим основные характеристики данного этапа : переориентирование с преимущественного производства товаров на развитие сферы услуг, вследствие научно – технической революции и роста доходов населения. Также в связи с переходом к данной ступени развития ключевым ресурсом являются знания и информация, поэтому довольно часто постиндустриальное общество называют информационным. Основные навыки необходимые человеку – хороший уровень образования, профессионализм, креативность. 

     Инновационные идеи науки и техники в 20в. Привели к развитию и производству уникальных машин, которые с лёгкостью могут заменять человеческий труд. Такие машины внедрены во множестве предприятий, а также в частных домах, квартирах. Данные технические устройства, безусловно, облегчают жизнь человека, избавляют от множества рутинной  работы, сложных вычислений, позволяют хранить информацию в электронном виде, что значительно упрощает поиск и освобождает пространство. Но! Существенной проблемы данного развития становится увеличивающаяся безработица. Вопрос об увеличении безработицы остро встал ещё во времена индустриального общества, когда на смену сотням рабочих пришли конвейерные механизмы, тем не менее, рабочая сила всё ещё требовалась. Сейчас же процесс массового производства упростился в разы, грубо говоря, до нажатия кнопки, в связи с чем, и произошли огромные сокращения на промышленных предприятиях. Пример из недавнего прошлого: «Сбербанк сократит 30 тысяч человек — каждого восьмого сотрудника. Об этом заявил премьеру Владимиру Путину глава финансового учреждения Герман Греф. По его словам, это станет возможным благодаря внедрению инновационных компьютерных технологий. Сейчас численность сотрудников Сбербанка составляет 240 тысяч человек.» [7,7] Т.е. компьютеры стали заменять не только рабочих, в обязанности которых входил довольно однообразный набор функций, но и специалистов области, ещё недавно, считающейся наиболее перспективно развивающейся».

     Касательно новых типов работ, существенно увеличивается доля работников занятых в сфере услуг, особенно в сфере управления, что требует немалого интеллектуального труда,  большое значение на предприятиях придаётся знаниям, в связи с этим возник даже новое направление в менеджменте, а именно «менеджмент знаний». Для того, чтобы быть конкурентно способным необходимо постоянно внедрять инновации и развиваться, развиваться, развиваться. Как было, сказано выше машины делают значительно легче многие трудовые отрасли.

     Говоря об упрощении некоторых типов работ, стоит отметить также и тенденцию к упрощению человека, которую отмечает в своих трудах российский доктор математических наук, философ, публицист А.И. Фет: «Машины избавили нас от физического труда, и бOльшая часть людей, по существу, теперь ни за чем не нужна. От них нельзя избавиться. Этих людей надо кормить и развлекать, они подобны римской черни, требовавшей хлеба и зрелищ. Им придумывают занятия и развлечения, и они существуют – не зная, зачем» [7, 5] В  цитате Фета также прослеживается связь с такой темой как ценности человека: что для него становится важно. Он выдвигает мысль о том, что на данном историческом этапе люди не ставят перед собой важных жизненных целей и не знают, куда им двигаться дальше, а склонны лишь потреблять развлечения.

     Заметим, что, по мнению многих учёных, философов и других деятелей вкупе с переходом к постиндустриализму у человека должны появляться постматериалистические ценности. Постматериалистические ценности формируются по мере повышения уровня жизни и удовлетворения материальных ценностей, иначе говоря, должен формироваться человек «знания», который постоянно стремится к самосовершенствованию во всех жизненных сферах, которые ему интересны. Т.е. если говорить о таких потребностях человека в контексте теории Маслоу, то они находятся на вершине, стоит заметить, что работе человек уделяет ровно столько времени, сколько необходимо, чтобы заработать на удовлетворение первичных. На Западе, ещё с 1970х годов затрагивалась эта тема Друкером и Инглехартом. Они измеряли социальный прогресс степенью развития в обществе постматериалистических ценностей. По статистическим данным уже сейчас во многих странах западной Европы около 76 процентов рабочего населения заявляют о том, что они предпочтут больше свободного времени, нежели более высокая заработная плата, почти 65 процентов видят большее удовлетворение от самовыражения, чем от высокого уровня дохода, а 55 процентов готовы платить за более дорогие товары, чтобы помогать обществу, например, экологически чистые товары. Данная статистика несомненно радует, но как обычно есть статистика, которая не может не огорчить. По данным отчетов Росстата, Евростата и Всемирного банка за 2008 год Россия лидирует по количеству часов, которое тратит население на работу за год при этом из приведённой выборки стран у неё наименьший ВВП, впереди РФ по степени «трудоголизма» только Великобритания , но и Соединенного Королевства в 2 раза выше российского.[8,Приложение А]

     Что особенно печально, так это то, на что многие люди тратят своё свободное время. Давно не секрет, что с появлением компьютеров, телевидения и других новшеств массовой культуры человек стал намного меньше читать, также важно качество того материала, который он читает. В большинстве своём делают то, что модно, а не то, что нравится. Практика показывает, что в последнее время молодёжь, в частности российская, ставит на первое место отнюдь не стремление к самосовершенствованию, а стремление к получению максимальной прибыли, либо, что ещё хуже, находят своё счастье в «бутылке», сигаретах, наркотиках и разгульной жизни. Распространённость алкоголизации среди мальчиков (15-17 лет) - 80,7 % в среднем по России, среди девочек (15 – 17 дет) – 83,8 %. [9,Приложение Б] Естественно, здесь не говорится об абсолютно всех жителях, однако об очень большому проценту,  который постоянно растёт. По мнению А.И. Фета главная беда в том, что нарушен ритуал традиции, когда знание передаётся из уст в уста: «Главное бедствие нашей культуры – разрушение культурной традиции. Передача традиции неизбежно происходит от учителя к ученику, из уст в уста. Механические средства обучения не могут заменить прямую связь поколений. Чтобы воспитать мыслителя, не нужны дорогие средства: достаточно карандаша и бумаги, мела и доски. Надо учить молодого человека думать, а не нажимать клавиши, читать книги и вырабатывать собственное мнение, а не повторять общепринятые штампы. Мотивом обучения должен быть бескорыстный энтузиазм, а не карьерный успех. Но для этого нужен человек, передающий традицию, – учитель. Разрушение связи между учителем и учеником есть разрушение культуры. Воспитание – это неторопливое постижение, озаряемое вспышками интуитивного прозрения. Воспитание – это теснейшая связь между людьми. Сидя в одиночестве за своими компьютерами, люди не чувствуют, как «распалась связь времен»!»[7,5].

     Если говорить о роли науки, то она чрезвычайно важна, даже в определениях явлений, содержащих приставку пост – наука значится, как первостепенный шаг к развитию. Именно научные открытия и привели к прогрессу в 20 веке. Как обычно не без ложки дёгтя, как были сделаны великие открытия в начале и середине XX в. В научной и технических сферах, так с тех пори эти же открытия и разрабатываются. Тогда наука дала, как выражаются некоторые мыслители, «задел» достаточный для дальнейшего развития в течении столетий.  

     Что ещё необходимо отметить – это глобализация, которую чаще всего представляют как всемирный процесс интеграции всех жизненных сфер, формирование процессов затрагивающих все уголки мира. По представлениям большинства в связи с глобализацией должны взаимообогощаться различные культуры, исчезновение неравенства и национализма, люди должны чувствовать себя членами глобального мира и воспринимать персону с любого уголка мира как соотечественника. Но на деле все немного иначе, происходит постоянная критика со стороны одной культуры в адрес другой, что не может способствовать одному из названных выше процессов, опять же приведём мнение А.И. Фета: «В то время как бOльшая часть населения Земли страдает от голода, лишена образования и беззащитна от болезней, «западная» культура погрузилась в дешевый снобизм, не дающий человеку ни радости, ни покоя. И в механизмах этой культуры не видно ничего, что могло бы вывести человечество из тупика» [7,5]. Вопрос о национализме, всё чаще во многих дворах, компьютерных блогах можно услышать такой призыв как: «Россия для русских». Это проявление крайнего радикализма, которое является одним из проявлений фашизма. Присутствие таких мнений ведёт к столкновениям, конфронтациям и упадку культуры, и точно никак не способствует самосовершенствованию – фундаменту общества с  постматериалистическими ценностями, в свою очередь залогу сохранения мира.

    Данное эссе начиналось с рассуждения об антиутопическом мире и обществе потребления. Роман Хаксли заканчивается тем, что по случайности попавший нормальный человек в общество Форда сходит там с ума и оканчивает жизнь самоубийством. Мы не должны кому – либо позволять распоряжаться нашей жизнью и должны быть в состоянии сделать правильное решение, однако, чтобы развитее было успешным необходимо самосовершенствоваться. Как мы видим, не смотря на  большие надежды, возлагаемые на постиндустриализм и формирование постматериалистических ценностей, в нашем мире, хоть и наблюдаются тенденции к улучшению, тем не менее практически всегда находится противоборствующая сила. И эта сила – человек. Только наше сознание и наши действия могут спасти или привести к гибели общества.

Кратко и точно  сказал Ганди:

«Если ты хочешь перемену в будущем - стань этой переменой в настоящем».

Список  использованной литературы:

  1. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. [Текст]– М.: Культурная революция, Республика, 2006. – 269 с.
  2. Хаксли О. О дивный новый мир. [Текст]  - Спб: Амфора, 1999 г. -541 с.
  3. Лига М.Б. Качество жизни и постматериалистические ценности [Текст] / Лига М.Б. // Ползуновский вестник. – 2005 №5 с. 222 - 228
  4. Цены и ценности / Иноземцев В. [Электронный ресурс]  // - режим доступа: http://postindustrial.net/2011/01/ceny-i-cennosti/
  5. Общество потребления / Фет А. И. [Электронный ресурс] // - режим доступа: http://modernproblems.org.ru/capital/78-consumption.html?showall=1
  6. Социально – гигиеническая характеристика употребления алкоголя подростками училищ в России (данные мониторинга 2006 -2007 гг.) / Скворцова Е.С.,Шурыгина Т.Е, Лившиц В.В. [Элетронный ресурс] // - режим доступа http://vestnik.mednet.ru/content/view/223/30/lang,ru/
  7. Сайт Фонд Общественное мнение  - Режим доступа: http://fom.ru/obshchestvo/10088
  8. Сайт Новости mail.ru – Режим доступа: http://news.mail.ru/economics/7317534/?frommail=1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложения

Приложение А

Отработано  часов в год, на душу населения; ВВП стран на душу населения (2008г) [7,7] 

Приложение Б

 

Распространённость  алкоголизации среди городских  подростков, учащихся ПУ, в Российской Федерации в 2006-2007 гг. (на 100 подростков 15-17 лет)[7,6]

Информация о работе Как меняется образ жизни и какое управление необходимо