Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 13:17, доклад
В настоящее время известны 4 подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления:
Подход с позиции выделения различных школ, который заключает в себя фактически 4 разных подхода:
1. Школа научного управления;
2. Административная или классическая школа;
3. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук;
4. Школа науки управления или математическая школа управления.
Эволюция
теорий управления с
позиций выделения
разных школ и подходов.
В настоящее время известны 4 подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления:
I. Подход с позиции выделения различных школ, который заключает в себя фактически 4 разных подхода:
1. Школа научного управления;
2. Административная или классическая школа;
3. Школа
человеческих отношений и
4. Школа
науки управления или
II. Процессный
подход рассматривает
III. В системном
подходе подчеркивается, что руководители
должны рассматривать
IV. Ситуационный
подход концентрируется на том,
1. Подходы на основе выделения различных школ
1. Школа научного управления (1885-1920 г. г.)
Представители этой школы: Генри Гантт, Френк и Лилия Гилберт, Ф. Тейлор)
Вклад этой школы:
Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задач (используя наблюдения, замеры, логику и анализ, они решили, что можно усовершенствовать большинство операций ручного труда и добиться более эффективного их выполнения);
Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучением;
Обеспечение работников ресурсами, которые необходимы для выполнения их задач;
Систематическое
и правильное использование материального
стимулирования для повышения
Представители
школы научного управления в основном
посвящали свои работы тому, что
называется управлением производством.
2. Административная
или классическая школа (1920-
Её представители:
Макс Вебер, Генри Фору, Линдалла
Урвик, Алексей Гастев, Платон Корженцев.
Вклад этой школы:
1. Развитие принципов управления
В 1911 году
Эмерсон в своем труде “12 принципов производительности”
рассматривает и формирует принципы управления
предприятиями, обосновывает их примерами
не только промышленных организаций.
Принципы управления, сформулированными Эмерсоном, являются:
1. Точно поставленные
идеалы или цели, к достижению
которых стремится каждый
2. Здравый смысл т. е. подход с позиций здравого смысла к анализу каждого нового процесса с учетом перспективных целей.
3. Компетентная консультация т. е. необходимость специальных знаний и компетентных советов по всем вопросам, связанными с производством и управлением.
4. Дисциплина
– все члены коллектива должны
подчиняться уставленным
5. Справедливое отношение к персоналу.
6. Быстрый, надежный, точный и постоянный учет, обеспечивающий руководителя необходимыми сведениями.
7. Диспетчирование, обеспечивающие четкое, оперативное управление деятельностью коллектива.
8. Нормы и расписания, позволяющие точно измерять все недостатки в организации и уменьшать вызванные ими потери.
9. Нормализация
условий, обеспечивающая такое
сочетание времени, условий,
10. Нормирование операций, предлагающие установление времени и последовательности выполнения каждой операции.
11. Письменные
стандартные инструкции, обеспечивающие
четкое закрепление всех
12. Вознаграждение
за производительность, направленное
на поощрение труда каждого
работника.
Анри Файоль внес вклад в науку управления. Он сформулировал 5 функций и 14 принципов управления. Принципы:
1. Разделение
труда, его цель повышение
2. Полномочия.
Делегирование власти
3. Дисциплина
- соблюдение соглашений, заключенных
между организацией и
4. Единоначалие. Работник должен быть подчинен только одному руководителю.
5. Единство
руководства. Работники
6. Подчинение
индивидуального интереса
7. Вознаграждение.
Систематическое поощрение
8. Централизация.
Определение относительной
9. Скалярная цепочка (иерархия) - это ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими, поддержка коммуникаций на протяжении всей цепочки команд.
10. Порядок: а) материальный порядок - определенное место для всякой вещи и
всякая вещь на своем месте.
б) социальный
порядок - определенное место
для каждого лица и
11. Справедливость.
Надлежащая дисциплина и
12. Стабильность состава персонала. Текучесть кадров приводит к снижению продуктивности.
13. Инициатива.
Поддержка сотрудников в
14. Корпоративный дух. Гармония, единение персонала - большая сила в организации.
Анри Файоль
рассмотрел управление как универсальный
процесс, состоящий из взаимосвязанных
функций (планирование, организация, распоряжение,
координирование и контроль).
3. Школа человеческих отношений (1930 -1950) и школа поведенческих наук
(1950 - по настоящее время).
Представители: Элтон Мейо, Мери Паркер Фоллет (1930 - 1950)
Крис Аджирис,
Ренсис Лайкерт, Мак Грегор, Фредерик Герцберг
(1950 - по настоящее время)
Школа человеческих отношений
Исследователи этой школы полагали , что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то уровень их удовлетворенности должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности труда.
Школа поведенческих наук
Основной
постулат этой школы в том,
что правильное применение
4. Школа науки
управления или
Представители: Р. Акофф, С. Бир, Д. Форрестер
Вклад этой школы:
углубленное
понимание сложных
развитие
количественных методов в
2. Процессный
подход
Управление – процесс, серии
непрерывных взаимосвязанных
Процесс управления
является общей суммой всех функций.
Обзор современной литературы позволяет выявить следующие функции - планирование, организация, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала.
Полагают,
что процесс управления
Планирование, его сущность состоит в том, что руководство фирмы определяет стратегические цели и задачи, принимает стратегические и оперативные решения по ним, определяет способы и сроки достижения запланированного, необходимые материальные, денежные и трудовые резервы и ресурсы, исполнителей и ответственных лиц.
Организация.
Этот процесс осуществляется на основе
принятых решений о начале деятельности.
Он охватывает вопросы организационной
структуры, кадровые, распределения
полномочий и ответственности, определение
деловых партнеров и
Мотивация. Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. Достаточным стимулом к труду является высокая заработная плата, премии, моральное поощрение, духовный комфорт, удовлетворение трудовым процессом и его результатами.
Контроль. Это
функция позволяет выявить
Коммуникации
и принятие решений считаются
связующими процессами, поскольку они
требуются для реализации всех основных
четырех функций.
Коммуникация - это обмен информацией между людьми. Решение - это выбор альтернативы. Принятие решений - связующий процесс, необходимый для выполнения любой управленческой функции.
3. Системный
и ситуационный подходы
Системный подход
- способ мышления по отношению к
организации и управлению.
Система –
это некоторая целостность, состоящая
из взаимозависимых частей, каждая
из которых вносит вклад в характеристики
целого.
Все организации
являются системами.
Люди –
компоненты организаций (
Все организации
являются открытыми системами,
потому что открытая система
характеризуется
Системы
состоят из подсистем (отделы),
подсистемы, в свою очередь, состоят
из более мелких подсистем.
Т. к. все подсистемы взаимосвязанны,
то неправильное функционирование любой
подсистемы может повлиять на систему
в целом.
Организации
– это сложные открытые системы,
состоящие из нескольких взаимозависимых
подсистем, которые получают ресурсы
из внешней среды, обрабатывают и
выдают товары и услуги во внешнюю
среду.
До этого каждая школа стремилась сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации.
Они не
могли правильно определить
4. Ситуационный
подход
Ситуация –
это конкретный набор обстоятельств,
которые сильно влияют на организацию
в данное конкретное время.
Ситуационный
подход подчеркивает
Информация о работе Эволюция теорий управления с позиций выделения разных школ и подходов