Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:35, реферат
Экспертная система разработана для имитации процесса принятия решения экспертом- человеком. Для создания такой системы специалисты опрашивают эксперта в специализированной предметной области и пытаются на основе их логики принятия решения сформировать множество утверждений типа «если - то» или правил вывода. Экспертная система использует так называемую машину вывода для автоматического выполнения цепочки рассуждений при наличии параметров решения в узкой области, диагностируя задачу и рекомендуя соответствующие действия.
Компьютерные системы, которые могут лишь повторять логический вывод эксперта, принято относить к ЭС 1-го поколения. Однако, при решении сложных интеллектуальных задач явно не достаточно возможностей системы, имитирующей деятельность человека. Необходимо, чтобы подобная система выступала в роли помощника и советчика, способного проводить анализ нечисловых данных, выдвигать гипотезы, оценивать достоверность фактов, самостоятельно пополнять свои знания. Наличие таких возможностей является характерным для ЭС 2-го поколения. Эти системы называют партнерскими, или усилителями интеллектуальных способностей человека. Их общими особенностями являются умение обучаться и развиваться, т.е. эволюционизировать.
Проведем сравнительный анализ ЭС двух поколений по следующим критериям:
Таблица 2
Сравнительный анализ экспертных систем двух поколений
Критерий | Экспертные системы 1-го поколения | Экспертные системы 2-го поколения |
Представление знаний |
|
|
Механизм вывода |
|
|
Интерфейс пользователя |
|
|
Объяснение полученных результатов |
|
|
Приобретение знаний и обучение |
|
|
Применение экспертных систем
ЭС нашли применение и уже активно используются в следующих отраслях:
Таблица 3
Классификация
экспертных систем
№№ | Признак классификации | Подклассы | Краткая характеристика |
Объем базы знаний
(Динамически меняющиеся значения, т.к. развивается аппаратная и программная составляющие) |
Небольшие
Средние большие |
(менее 500 правил)
От 500 до 10 тыс. правил Более 10 тыс. правил - | |
Методика разработки | Системы, создающиеся
с помощью языков программирования
ЭС, разрабатываемые при помощи оболочек |
LISP,Prolog Exsys | |
Используемый при разработке подход | Основанные
на правил Интегрированные Основанные на примерах |
Наилучшее
решение, если декларативные и процедурные
знания могут быть представлены в
виде продукций
Могут сочетаться различные методики проектирования и поиска в них Генерируют правила, основываясь на некотором множестве ситуаций, такие системы называются индукционными | |
Используемый подход к имитации человеческого способа рассуждения | Дедуктивные Индуктивные |
Примеры
дедуктивного рассуждения в системах
с базами знаний: объединение (интеграция
отдельных частей в единое целое), планирование
(последовательность событий, необходимая
для решения выполнения задачи), проектирование
(применение известных принципов для создания
чего-то нового)
Примеры индуктивного рассуждения в системах с базами знаний: постановка диагноза) (определение причин задачи, тестирование (определение соответствия каким-либо критериям), прогнозирование (экстраполяция известных результатов на будущее) | |
Способ работы | Автономные
Встроенные |
Самостоятельна
Является частью некоторой другой системы, доступ к ней осуществляется по мере необходимости | |
По областям применения | Медицинские Финансовые Образовательные Производственные Общественные |
Используются
при диагностике, анализе симптомов
и определении методов терапии
Используются при управлении денежными средствами Предназначены для разработки и непосредственного осуществления процесса обучения Предназначены для повышения эффективности различных стадий производственного процесса Предоставляют разнообразные интеллектуальные услуги (от игр до юридических консультаций) | |
Предназначение | Совещательные
и консультативные
Экспертные системы, заменяющие «живое» принятие решений Экспертные системы для создания нового опыта в конкретной предметной области |