Интеграция организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 06:39, курсовая работа

Описание работы

В последнее время на всех уровнях государственного управления стремительно протекают интеграционные процессы. Жизнь современного общества сложна и многообразна и характеризуется многовариантностью причинно-следственных связей. Развитие современной экономики характеризуют две противоположные, но в тоже время тесно связанные между собой тенденции: глобализация и регионализация социально-экономических отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Интеграционные процессы в менеджменте
Тенденции интеграции бизнеса
Интегрированная модель организации
Современные формы интеграции и кооперации организаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат на тему Интеграция организаций.doc

— 358.00 Кб (Скачать)

Национальные экономики промышленно развитых стран активно интегрируются в единый общепланетарный экономический организм с универсальной системой регулирования, происходит транснационализация капиталов, все большую роль начинают играть транснациональ­ные корпорации (ТНК). За последние несколько десятилетий возникло более 40 тысяч ТНК, имеющих сотни тысяч филиалов по всей планете, владеющих третью производственных фондов и производящих более трети общепланетарного продукта. Интеграция бизнеса связана с откры­тостью национальных экономических систем: ресурсы легко перетекают из одной страны в другую, не зная преград. Ясно, что концентрировать­ся они будут там, где ниже издержки производства, выше уровень про­изводительности труда, т.е. там, где выгоднее. Процесс становления еди­ной общепланетарной экономической системы — это естественный процесс самоорганизации сложных систем, он идет по системным прин­ципам и законам. Вспомним, что одним из важнейших принципов раз­вития; сложных систем является принцип преимущественного развития, при котором система переключает материальные ресурсы с менее важ­ных на более важные и перспективные направления, чтобы обеспечить свое оптимальное развитие. Для того чтобы воздействовать на стихию самоорганизации мировой экономической системы, национальным экономикам как подсистемам необходимо выработать собственные ме­ханизмы вхождения в единую систему, в противном случае надсистема будет диктовать свои функции, выгодные для ее стабилизации и разви­тия. Например, мировой системе выгодно, чтобы Россия выполняла роль сырьевого придатка. Выгодно ли это России? Безусловно, нет. А если так, то необходимо активно действовать и занять свое место в саморазви­вающейся общепланетарной системе согласно своему потенциалу и це­лям, согласовывая их с целями надсистемы. Другого пути нет.

Формирование корпоративного звена в мировой экономике упира­ется в непонимание необходимости единства сложных процессов целена­правленного управления с естественными процессами самоорганизации сис­темы. Неуправляемая стихия самоорганизации, отсутствие целенаправ­ленного развития ведет к бесконечной череде бифуркаций и катастроф. Только четкое определение целей развития системы организует инфор­мационные, структурные, коммуникационные процессы и позволит поддерживать рациональную организацию элементов в системе. Игно­рирование общих системных свойств и законов организации и самоор­ганизации приводит к разрушению или снижению потенциалов разви­тия экономической системы. Так, игнорирование целей макросистемы, незнание правил совместного проживания с природой подводят многие промышленно развитые страны к роковой черте.

В промышленно развитых странах с рыночной экономикой исполь­зуются многообразные формы интеграции бизнеса: некоторые возникли сравнительно недавно; другие существуют длительное время, постоянно видоизменяются и совершенствуются. Бизнес адаптируется к новым эко­номическим условиям с помощью процессов централизации и децентрализации, создает разнообразные организационные формы, способные выдерживать конкуренцию. Остановимся на наиболее известных фор­мах организации, получающих все более широкое распространение.

 

Интегрированная модель организации

Проблема менеджмента — понимание сущности организации в рамках теории организации, набора существующих и возможных моделей организации.

Исходя из системного понимания сущности организации, говоря об ее структуре, как правило, подразумевают определенную схему необходимого и достаточного числа взаимосвязанных элементов изучаемой системы. В такой модели условно выделяют связи, уровни, характеристики, векторы взаимодействия. Характеристики, определяющие сущность и специфику организации в каждой представленной модели, могут быть описаны через взаимосвязи объективных элементов, на основе которых она конструируется.

Специфичность каждой из множества возможных моделей организаций характеризуется:

-набором элементов, представляющих данную организацию;

-взаимосвязями представленных элементов и закономерностями связей;

-характеристиками, описывающими различные состояния организации;

-архитектоникой модели.

Интеграция обозначенных составляющих, представляя диалектическое единство формы и содержания, создают эксклюзивную модель, приближенно соответствующую объективно существующей организации.

На начальном этапе построения модели, соответствующей исследуемой организации, может сложиться впечатление о возможности множества адекватных моделей. Однако, как показывает опыт, наивысшая степень адекватности между объективной системой и ее условным представлением достигается в единственно возможной модели. Модель, которая в наивысшем приближении адекватна представляемой системе, сама становится объективной сущностью.

Рассматривая семейство таких моделей, выделяя сходные по сущностным характеристикам модели систем (организаций), исследователь объединяет их в условные группы, опираясь на правила и условия организационной систематики. В современной теории организации «методы организационной систематики разработаны пока недостаточно, хотя важность ее очевидна для построения теории организации и организационного проектирования».

В теории организации рассматривается немало моделей и типологий организаций. Классификации эти выстроены по разным критериям. Невозможность построения единой классификации организаций, по всей видимости, свидетельствует о множестве характерных разноплановых состояний организации как объективной сущности. Кроме того, классификация организаций не может быть универсальной вследствие различия моделей как по набору элементов, составляющих организацию, так и по их взаимосвязи в конкретных организациях. Анализ эволюции взглядов на структуру и сущность организации показывает и многообразие моделей организации, и эволюцию исследовательских парадигм.

По моему убеждению, сложность построения любой условной модели организации (идеально-типического конструкта) заключается в том, что социальная (в частности) организация является динамической системой. Именно стержневую характеристику – динамизм организации — невозможно отобразить в условной статичной модели. Вербальное и математическое описание помогают ослабить это противоречие. С развитием на базе нейрокомпьютеров новых информационных технологий у исследователей, а, самое главное, у менеджеров появляется реальная возможность выстраивать динамические имитационные модели организаций и, экспериментируя, меняя характеристики входных параметров системы и ее составляющие, получать желаемые результаты в прогнозируемом достижении целевой функции организации. Изучение доступных литературных источников позволяет сделать вывод, что к представлению некой интегрированной сущности организации (идеально-типической модели) ближе других исследователей в свое время приблизился Ст. Бир. Его модель выстроена по принципу разделения организации и управления в ней на соподчиненные уровни, кибернетически ориентирована.

Проведенные частные исследования маркетинговой сущности организации позволили получить семейство логистических агрегатов, состоящих из элементов организации и описывающих характеристики и взаимоотношения этих элементов. Разработан научно обоснованный алгоритм построения концептуальной модели маркетинга, позволяющий с определенным допущением не только представить структурно-логическую композицию организации, но и в определенной степени отобразить логику ее динамических характеристик.

Адаптируя полученную концептуальную модель маркетинговой системы, опираясь на закономерности, выявленные при исследовании данной модели, соотнося их с классическими моделями организации, удалось охарактеризовать эти типологические модели организаций универсальным набором элементов и характеристик, составляющих организацию как сущность.

В частности, устойчивый тип организации характеризуется своеобразной закрытостью, консерватизмом, иерархической сущностью, инерцией в развитии и жизнедеятельности. Близки характеристики (за вычетом закрытости) у ресурсного и механистического типов организации. Для «безоболочной» организации характерны адаптация, активность, открытость, связи, что во многом определяет высокую эволюционную изменчивость такой организации.

Построенная интегрированная модель организации (рис. 3) позволяет выделить ее основные элементы и характеристики.

Рис. 3. Интегрированная модель организации

К основным элементам организации отнесены: структура и сущность, конструкция и поведение, границы и открытость, инерция и активность, консерватизм и адаптация, иерархия и связи, самоуправляемость и управляемость, условие среды и эффективность. К основным характеристикам организации отнесены: идеальность и специфичность системы (организации), форма и содержание (структура и сущность), устойчивость и изменчивость, ресурсы и отношения.

Целевая функция организации (цель) выступает как в качестве элемента, так и в качестве ведущей характеристики. Утрата целевой функции приводит к уничтожению организации как сущности, а утрата иного элемента делает организацию «ущербной», но жизнеспособной.

Характеристики в модели организации являются точками бифуркации смежных элементов. К примеру, характеристика «отношения» в организации соотносит две пары элементов: «коммуникационные связи» — «управляемость», «поведение» – «активность». А характеристика «устойчивость» организации интегрирует элементы «граница» – «инерция», «консервация» – «иерархия».

Исследование модели интегрированной системы организации позволяет понять управленческое решение как разрешение противоречий между соответствующими элементами и характеристиками организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современные формы интеграции и кооперации организаций

Изменения в организации и методах функционирования предприятий как субъектов хозяйствования обусловлены процессами приватизации собственности и сдвигами в системе управления, в результате которых хозяйственное управление отделилось от управления административного, а контроль за выполнением основных функций перешел от государственных органов к руководству предприятий.

В переходный период одновременно с дерегулированием государственного сектора, отменой директивных методов руководства и упразднением существовавших ранее иерархических структур возрастает роль ассоциативных форм деятельности и интегрированных структур управления предприятиями на основе рыночных принципов ведения хозяйства. Утверждаются новые формы интеграции хозяйствующих субъектов: а) путем вхождения предприятий в вертикальные структуры (корпоративные группы), реорганизованные из отраслевых структур или создаваемые заново; б) на основе формирования горизонтальных образований. И в первом, и во втором случаях обеспечивается необходимая координация и организационно-финансовое взаимодействие, создаются эффективные системы технологического развития, устойчивая рыночная стратегия, ресурсная поддержка корпоративных финансовых институтов.

Современными формами интеграции организаций являются финансово-промышленная группа, корпорация, транснациональная корпорация, холдинг, консорциум, конгломерат, совместное предприятие, картель.

Современные финансово-промышленные группы (ФПГ) представляют собой диверсифицированные многофункциональные структуры, образующиеся в результате объединения капиталов предприятий, кредитно-финансовых и инвестиционных институтов, а также других организаций с целью максимизации прибыли, повышения эффективности производственных и финансовых операций, усиления конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, упрочения технологических и кооперационных связей, роста экономического потенциала всей группы в целом и каждого из ее участников в отдельности.

Характерной чертой нынешнего этапа развития ФПГ является их многоотраслевая направленность, что позволяет гибко и оперативно реагировать на неожиданные изменения в условиях усложняющейся рыночной конъюнктуры.

Вместе с тем, несмотря на устойчивую тенденцию к диверсификации деятельности, наблюдается создание и функционирование ФПГ с выраженной специализацией, что придает им значительную устойчивость и жизнеспособность на рынке.

Выбор характера деятельности ФПГ, степени ее универсализации предопределяется экономической целесообразностью, с одной стороны, и степенью развитости рыночных отношений в стране, с другой. Как показывает опыт, в настоящее время сохраняется устойчивая тенденция к универсализации ведущих ФПГ.

ФПГ имеют ряд преимуществ перед другими субъектами рынка в экономическом и финансовом отношении:

– происходит укрепление технологической цепочки от добычи сырья до выпуска конечной продукции, усиливается интегрированность производства;

– диверсификация деятельности придает большую устойчивость и конкурентоспособность в рыночной среде;

– создаются реальные предпосылки и возможности для структурной перестройки производства;

– появляются перспективы аккумулирования значительного капитала для достижения поставленных производственных и финансовых целей;

– возникают реальные возможности маневрирования финансовыми ресурсами как в рамках самой ФПГ, так и вне ее, расширяя масштабы деятельности и сферы влияния;

– происходит перераспределение капитала между различными подразделениями ФПГ в соответствии со стратегическим выбором группы;

– увеличивается финансовая мощь группы, ее финансовая устойчивость и способность с максимальной эффективностью использовать авансированный капитал.

Мировой опыт учит, что ФПГ, охватывающие промышленные предприятия, исследовательские организации, торговые фирмы и банки, многие ассоциативные структуры, основанные на внутренних договорных отношениях, стали своеобразным каркасом рыночной экономики целого ряда стран.

В эффективной рыночной экономике ФПГ являются ретрансляторами управляющих сигналов государства на микроэкономику.

Корпорация – наиболее распространенная форма организации управления крупным производством. Это организация или союз организаций, созданные для защиты каких-либо интересов и привилегий участников и образующие самостоятельное юридическое лицо. Основы корпоративного законодательства устанавливают за корпорацией право действовать на правах юридического лица независимо от своих владельцев. Корпорация может от своего имени подписывать контракты, брать кредиты, выдавать ссуды и т.д., причем отдельные акционеры не несут никакой ответственности за ее действия. Такое юридически независимое существование корпорации крайне необходимо для того, чтобы компания могла нормально функционировать при наличии огромного числа индивидуальных акционеров.

Информация о работе Интеграция организаций