Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 11:09, контрольная работа
В минувшем веке мир пережил научно-техническую и информационную революцию, которые заметно изменили условия и характер экономического развития различных частей планеты и структуру международного обмена. В наиболее развитых странах складывается постиндустриальная «новая экономика» - технологический и хозяйственный уклад, в котором роль главного производственного ресурса играют знания и информация.
Введение
Понятие и современные тенденции международного обмена технологиями
Участие России в международном обмене технологиями
Заключение
список использованной литературы
К тому же распространение технологий, как показывает опыт, можно задержать на какое-то время, но невозможно остановить вовсе. Стремление государства возвести явные или скрытые ограничения на вывоз технологий инспирируется в ряде случаев соображениями национальной безопасности, политическими и идеологическими мотивами.
Россия давно принимает
К числу новых законодательных актов РФ, регулирующих операции в МТО можно отнести Четвертую часть Гражданского Кодекса РФ с изменениями на и др. нормативно-правовые акты, что пришли на смену разрозненным законам 1990-х гг. (законы о патентах, авторском и смежных правах, об охране баз данных и пр.)
Примерами успешного участия России в международном технологическом сотрудничестве можно назвать: создание в 1994 г. Международного научно-технического центра – МНТЦ совместно с ЕС, США и Японией, реализацию в МНТЦ программы «Партнерство», в 2004 г. Российско-американского инновационного совета по высоким технологиям, реализацию международных космических проектов (Европейская РСДБ сеть, «МИР», Телескоп Т-170М), проекта построения международного экспериментального термоядерного реактора, обмен технологиями и кадрами с США, ЕС, Ираком, странами ближнего зарубежья и пр.3
При этом, как мы можем видеть, форма обмена технологиями разнообразна:
- продажа и передача
лицензий на объекты
- передача технологического
опыта, знаний, ноу-хау посредством
составления специальных
- передача технологических знаний и опыта вместе с продажей, арендой или лизингом оборудования, техники и пр.;
- технологическое
- предоставление инжиниринговых и консультационных услуг;
- технологическая и
промышленная международная
- передача знаний, опыта,
технологий в рамках
- некоммерческий обмен посредством проведения научно-технических встреч, конференций, симпозиумов, выставок, ярмарок и пр.4
В то же время в России
очень слабо развита
Присутствие России на международном
рынке высокотехнологичной
В то же время нельзя не
признавать и наличие в российской
научно-исследовательской
Второй существенной проблемой следует признать отставание России от наиболее развитых стран мира по основным показателям финансирования научно-исследовательской сферы. Так, внутренние затраты на исследования и разработки по данным на 2010 г. в России составили 23471,2 млн. дол. США, в то время как в Великобритании - 38 892,8, Германии - 71860,8, Франции -42232,6, США-368799,0, Японии-147800,8 млн. дол. Этот разрыв становится еще более очевидным, если сравнить затраты на науку в расчете на душу населения. В России этот показатель составляет 165,3 дол. на душу населения в год, в то время как в Великобритании - 639,9, в Германии - 873,6, во Франции - 680,1, в США - 1220,8, в Японии - 1156,8 дол. на душу населения в год.6
В России до сих пор нет четкой стратегии технологического развития страны, отсутствие которой делает практически несостоятельными любые варианты формирования национальной инновационной системы. Формирование инновационно-ориентированной экономики требует определения долгосрочных стратегических ориентиров, как для государственного сектора, так и для частного бизнеса и создания механизмов и стимулов для их достижения. Поэтому для сохранения и развития научного и индустриального потенциала страны должна быть усилена направляющая и регулирующая роль государства. В условиях инновационной экономики оно должно выработать и реализовать соответствующую стратегию научно-технического и промышленного развития, которая опиралась бы на имеющийся научно-технический и производственный потенциал и была бы направлена на содействие структурным преобразованиям в экономике в сторону преодоления экспортно-сырьевой зависимости и обеспечение стабильно высокой динамики и качества экономического роста за счет:
- вовлечения в хозяйственный оборот накопленных и вновь получаемых результатов фундаментальных исследований и прикладных разработок;
- использования
- объединения и концентрации
ресурсов и усилий
Наиболее перспективным в ближайшее десятилетие для России является сотрудничество по МТО с ведущими странами этой сферы – США, Японией, ЕС и новыми лидерами – Китаем, Индией и пр. Особое место в этих планах занимает обмен технологиями с ЕС. К числу положительных характеристик состояния научно-исследовательской сферы России на современном этапе следует отнести следующие. В России пока еще сохраняется удовлетворительный научно-технологический потенциал, исследования проводятся практически во всех областях науки и техники. Научные исследования и разработки осуществляют 3666 организаций. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками - 761 252 чел., из них собственно исследователей - 375 804 чел. В стране имеются существенные заделы по целому ряду направлений науки и технологическим разработкам. Россия входит в число мировых лидеров по ряду важнейших направлений и разработок, в том числе в таких областях, как нанотехнологии, атомная и водородная энергетика, энергосберегающие системы, разработки прикладных программ, охрана окружающей среды, которые актуальны для научно-технической деятельности Европейских государств. К числу положительных факторов также следует отнести и наличие по отдельным направлениям сильной научной, экспериментальной и испытательной базы, которая в ряде случаев находится на уровне лучших мировых аналогов или является уникальной.8
Россия имеет опыт участия в Рамочных программах ЕС. По результатам Шестой рамочной программы (2002-2006 гг.) она стала лидером среди третьих стран (не членов ЕС и не ассоциированных членов) по количеству выигранных грантов и участников, опередив Китай, США и Японию. Финансирование со стороны ЕС составило более 45 млн. евро.
Итоги первых конкурсов Седьмой рамочной программы (7РП) (2007-2013 гг.) подтвердили эту тенденцию: Россия по-прежнему сохраняла лидирующие позиции среди третьих стран. В рамках прошедших 170 конкурсов 7РП было подано 1639 заявок с участием российских организаций. 323 проекта с участием России получили поддержку. Процент успешности российского участия колеблется от 27 % по тематическому направлению «Транспорт», 23 % - «Здравоохранение», 15 % - «Окружающая среда» до 4 % в социально-экономических и гуманитарных науках и в среднем составляет 19 %.
Помимо этого, в 2004 г. стартовал международного проекта Европейской Комиссии ADMIRE-P по вовлечению российских научных групп в международное сотрудничество в рамках научно-технологических программ Европейского Союза.9
Принимая во внимание,
что страны ЕС имеют длительный опыт
участия в европейских научно-
Также важным потенциальным партнером для РФ в системе международного обмена технологиями может стать КНР. За последние десять лет Китая и Россия эффективно сотрудничали в направлениях разработки и производства систем управления, аппаратного и программного обеспечения.
Особе внимание следует
уделять ТНК, действующим на рынках
РФ. Так в России способствовали
налаживанию и оптимизации
С позиций ускорения
интеграции российской экономики в
мировое хозяйство важно
Стремительное научно-техническое развитие в современном мире является закономерным и неизбежным. На современном этапе функционирования мировой экономики решающую роль играют транснациональные компании (ТНК), которые обеспечивают международные технологические потоки не только через лицензионную куплю-продажу, но и через распространение авторских и смежных прав путем слияния, подчинения, образования международных альянсов, способствуют коммерческому и некоммерческому сотрудничеству.
Россия принимает участие в международном обмене технологиями достаточно успешно и эффективно, но мало, что объясняется недостаточным развитием ее хозяйства, недостаточной государственной поддержкой научной и инновационной сферы, сокращением числа научно-исследовательских и технологических центров. Возможным решением проблемы может стать внедрение государственной инновационной политики, повседневное применение результатов фундаментальных исследований и прикладных разработок, использования интеллектуальной собственности на внутреннем и мировом рынке, объединения и концентрации ресурсов и усилий государственных органов управления всех уровней, ужесточение контроля за деятельностью ТНК в России. В этом случае перед РФ открываются широкие перспективы международного обмена технологиями.
Информация о работе Формы обмена научно-технической информацией