Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 23:57, доклад
Деловое общение должно строиться на партнерских началах, учитывая взаимные запросы и потребности его участников, исходить из интересов дела.
Деловое общение, основанное на принципах сотрудничества и взаимопонимания, повышает деловую и творческую активность людей, является важным фактором технологического процесса производства.
Специфической особенностью делового общения является его регламентированность, т.е. подчинение установленным правилам и ограничениям.
Доклад
на
тему: Деловая речь и её культура
Особенности делового общения
Деловое общение должно строиться на партнерских началах, учитывая взаимные запросы и потребности его участников, исходить из интересов дела.
Деловое общение, основанное на принципах сотрудничества и взаимопонимания, повышает деловую и творческую активность людей, является важным фактором технологического процесса производства.
Специфической особенностью делового общения является его регламентированность, т.е. подчинение установленным правилам и ограничениям.
Эти правила определяются видом делового общения, степенью его официальности, целями и задачами конкретной встречи, национальными и культурными традициями.
Все
большее распространение в
Деловой этикет включает в себя правила приветствия и представления, регламентирует поведение во время презентации, на приеме, за столом; предписывает, как, дарить и принимать сувениры, как пользоваться визитными карточками, вести деловую переписку и т. д.
Большое внимание в этикете уделяется внешнему виду деловых людей, их одежде, умению управлять отрицательными и положительными эмоциями, манере разговаривать.
Знание правил делового этикета позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих.
Регламентированность делового общения требует и более строгого отношения к использованию его участниками речевых средств. В деловом общении не допускаются бранные слова и нецензурные выражения, просторечие, нежелательным является употребление слов ограниченной сферы употребления (жаргонизмов, диалектизмов, профессионализмов), не следует злоупотреблять терминами и иностранными словами.
Умение пользоваться языком включает в себя также знание и соблюдение речевого этикета.
Под речевым этикетом понимаются разработанные обществом правила речевого поведения, система устойчивых речевых формул общения.
Действительно, различные ситуации требуют использования определенных речевых оборотов. Вот, к примеру, выражения, которые могут употребляться при знакомстве:
- Давайте познакомимся (будем знакомы)
- Позвольте (разрешите) познакомиться с вами
- Позвольте (разрешите) представиться
- Познакомьте, пожалуйста, меня с...,
- Представьте меня вашему (вашей)...
- Познакомьтесь, пожалуйста. Это мой (моя)...
- Позвольте (разрешите) Познакомить вас...
- Позвольте (разрешите) Представить вам моего...
Конечно, нельзя просто механически заучить эти выражения. Очень важно учитывать, насколько та или иная формула речевого этикета уместна в конкретной ситуации, соответствует ли она социальному статусу говорящего, его индивидуальным особенностям. Использование этикетных речевых оборотов помогает собеседникам установить контакт, наладить взаимопонимание, создать благоприятную психологическую обстановку, поддерживать общение в определенной тональности в соответствии с социальными ролями его участников.
Знание
особенностей национального этикета,
его речевых формул, понимание
специфики делового общения той
или иной страны, народа помогают приведении
переговоров, установлении контактов
с зарубежными партнерами.
Виды
делового общения
Деловая беседа
Деловая беседа - это разговор преимущественно между двумя собеседниками, соответственно ее участники могут и должны принимать во внимание специфические особенности личности, мотивов, речевых характеристик друг друга, т.е. общение носит во многом межличностный характер и предполагает разнообразные способы речевого и неречевого воздействия партнеров друг на друга.
К числу целей, требующих проведения деловой беседы можно отнести стремление одного собеседника посредством слова оказать определенное влияние на другого, вызвать желание у другого человека или группы к действию, с тем, чтобы изменить существующую деловую ситуацию или деловые отношения, другими словами, создать новую деловую ситуацию или новые деловые отношения между участниками беседы; необходимость выработки руководителем соответствующих решений на основании анализа мнений и высказываний сотрудников.
Деловая
беседа может быть рассмотрена как
особый вид межличностного взаимоотношения
в организационной среде. Четкое
осознание участниками беседы целей, которые
они преследуют, понимание психологическими
и речевыми приемами ведения деловой беседы
являются необходимыми составляющими
эффективной деловой коммуникации.
Деловое совещание
Деловое совещание - это деятельность, связанная с принятием решений группой заинтересованных лиц, соответственно такие особенности группового поведения, как распределение ролей в группе, отношения между членами группы, групповое давление, оказывают серьезное влияние на характер выступлений участников совещания и его результаты.
В теории управления деловое совещание определяется как форма организованного, целенаправленного взаимодействия руководителя с коллективом посредством обмена мнениями. Это своеобразный форум по выработке ключевых решений и способ координации активности людей и подразделений. Ясно, что непродуктивные совещания - дорогое удовольствие как в материальном, так и в психологическом смысле. Неудачное совещание может вызвать материальные потери в результате принятых неправильных решений. Необходимо помнить, что совещания не более чем средство управления и, как любое средство, оно должно быть использовано для правильных целей и надлежащим образом, чтобы достичь желаемого результата.
Успех
совещания зависит не только от поставленной
цели, но и от того, как его участники
приходят к пониманию задачи. Тщательное
планирование таких элементов, как цели,
состав участников, повестка дня и место
проведения, - ключ к продуктивному совещанию.
Деловые переговоры
Переговоры - это обсуждение с целью заключения соглашения между кем-либо по какому-либо, вопросу.
Переговоры являются важным видом, делового, общения. С их помощью устанавливаются деловые связи, заключаются договоры, принимаются важные решения, подписываются ответственные документы, координируется совместная деятельность различных фирм, учреждений, предприятий.
Переговоры - эффективное средство разрешения конфликтов, спорных вопросов, установления доброжелательных отношений и налаживания сотрудничества.
Переговоры необходимы для принятия совместных решений. Как подчеркивают многие специалисты по ведению переговоров, успешные переговоры – это, прежде всего, взаимовыгодные решения, т. е. наиболее приемлемые для той и другой стороны в данной ситуации.
Участникам переговоров приходится прилагать немалые усилия для сбора необходимой информации, но чем большей информацией они располагают, тем увереннее себя чувствуют.
Положительные результаты будут зависеть и от умело разработанного плана ведения переговоров. Поэтому не нужно жалеть времени на подготовку к деловым переговорам, необходимо тщательно продумать все тонкости и детали предстоящего обсуждения, подобрать возможные аргументы для обоснования своей позиции, наметить, как лучше использовать те или иные приемы воздействия на оппонента.
И,
конечно, в переговорах выигрывают;
как правило, те участники, которые
имеют хорошую подготовку, большой опыт,
владеют культурой устной и письменной
речи, правилами делового этикета и т.
д., одним словом, у кого «выше мастерство».
Телефонный разговор
Телефонный разговор - это контактное по времени, но дистантное в пространстве и опосредованное специальными техническими средствами общение собеседников. Соответственно отсутствие визуального контакта увеличивает нагрузку на устно-речевые средства взаимодействия партнеров по общению.
У телефона есть ряд преимуществ, которых лишены другие средства коммуникации. Главные из них: скорость передачи информации (выигрыш во времени); немедленное установление связи с абонентом, находящимся на любом расстоянии; непосредственный обмен информацией в форме диалога и возможность достичь договоренности, не дожидаясь встречи.
Основные требования предъявляемые к разговору по телефону:
- Лаконичность
- Логичность
- Информативность
- Отсутствие повторов и длиннот
- Дружелюбный тон
- Средний темп речи
- Обычная громкость голоса
Деловому человеку следует знать, что телефонный разговор имеет свою структуру. Вот основные элементы композиции разговора по телефону:
1. Взаимное представление (20 ±5 секунд).
2. Введение собеседника в курс дела (40±5 секунд).
3. Обсуждение ситуации (100±15 секунд). (Необходимо иметь тщательно продуманный перечень главных и второстепенных вопросов требующих короткого и конкретного ответа).
4. Заключительное слово (20±5 секунд).
Умение говорить по телефону, не растрачивая времени и при этом, решая все вопросы, предполагает владение определенным набором речевых формул.
Не стоит | Лучше |
Я
не знаю …
Мы не сможем этого для вас сделать … Вы должны… Подождите секундочку … Нам это не интересно. |
Мне
нужно уточнить…
В настоящее время это довольно сложно, однако… Для вас имеет смысл… Лучше … Чтобы найти эти материалы, мне понадобиться 3-4 минуты. Вы подождете? Сейчас мы занимаемся деятельностью иного профиля. |
Телефонный
разговор как вид делового взаимодействия
визуального контакта между собеседниками
усиливается значимость устно –
речевых средств. Возрастают требования
к предварительному продумыванию схемы
и содержания разговора, владению определенным
набором речевых формул, которые позволяют
расположить к себе собеседника, вызвать
доверие к вашей организации, а также тактично
регулировать длительность разговора.