Анализ системы управления организацией (состав, структура, особенности)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 02:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование и анализ организационной структуры предприятия и предложение пути её совершенствования. В соответствии с целью, можно выделить следующие задачи:

1. Изучить типовые организационные структуры.

2. Дать краткую характеристику предприятия ООО Фирма «Лига».

3. Изучить и проанализировать организационную структуру исследуемого предприятия (ООО Фирма «Лига»).

4. Предложить меры по совершенствованию системы управления ООО Фирма «Лига».

Содержание

Введение 3
1. Система управления организацией 5
1.1. Общая характеристика организации как системы управления 5
1.2. Организационная структура предприятия - важнейшая составляющая системы управления 8
1.3. Виды организационных структур 10
2. Анализ системы управления ООО Фирма «Лига» 23
2.1. Краткая характеристика ООО Фирма «Лига» 23
2.2. Анализ организационной структуры ООО Фирма «Лига» 24
2.3. Возможные мероприятия по совершенствованию системы управления ООО Фирма «Лига» 29
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Работа содержит 1 файл

1 курсовая_теория организации.doc

— 1.21 Мб (Скачать)

     Концепция иерархической структуры была сформулирована немецким социологом Максом Вебером. Она содержала следующие принципиальные положения:

     1. Четкое разделение труда, следствием которого является необходимость использования квалифицированных специалистов по каждой должности;

     2. Иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим;

     3. Наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей;

     4. Дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои обязанности;

     5. Осуществление найма на работу  в соответствии с квалификационными  требованиями к данной должности. 

     Органический  тип структуры управления отвергает необходимость в детальном разделении труда по видам работ и формирует такие отношения между участниками процесса управления, которые диктуются не структурой, а характером решаемой проблемы.

     Главным свойством таких структур, известных  в практике управления как гибкие и адаптивные, является присущая им способность сравнительно легко менять свою форму, приспосабливаться к новым условиям, органически вписываться в систему управления. Эти структуры ориентируются на ускоренную реализацию сложных программ и проектов в рамках крупных предприятий и объединений, целых отраслей и регионов. Как правило, они формируются на временной основе, т.е. на период реализации проекта, программы, решения проблемы или достижения поставленных целей. Органический тип в отличие от иерархического представляет собой децентрализованную организацию управления, для которой характерны:

     - отказ от формализации и бюрократизации процессов и отношений

     - сокращение числа иерархических уровней

     - высокий уровень горизонтальной интеграции между персоналом

     - ориентация культуры взаимоотношений на кооперацию

     - взаимная информированность

     - самодисциплина

     Иерархический тип представлен следующими структурами:

     I. Линейная.

     Основы  линейных структур составляет так называемый "шахтный" принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, финансы, персонал, НИОКР, инновации и т. д.). По каждой подсистеме формируется иерархия служб ("шахта"), пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система мотивации и поощрения работников. При этом конечный результат (эффективность и качество работы организации в целом) становится как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение. 

                  

     Рис. 2. Линейная организационная структура 

     Преимущества  линейной структуры:

     1. Четкая система взаимных связей функций и подразделений;

     2. Четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всеми процессами, имеющими общую цель;

     3. Ясно выраженная ответственность;

     4. Быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.

     Недостатки линейной структуры:

     1. Отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы ("текучка") доминирует над стратегическими;

     2. Тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;

     3. Малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;

     4. Критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом - разные;

     5. Тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности;

     6. Большое число "этажей управления" между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение;

     7. Перегрузка управленцев верхнего уровня;

     8. Повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.

     В современных условиях недостатки структуры  перевешивают ее достоинства. Такая  структура плохо совместима с  современной философией качества.

     II. Линейно – функциональная.

     Такой вид организационной структуры  является развитием линейной и призван  ликвидировать ее важнейший недостаток, связанный с отсутствием звеньев  стратегического планирования. Линейно - функциональная структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятия решений и руководства какими - либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и анализа. Штабы на нескольких уровнях иерархии должны давать консультации и участвовать в подготовке решений, но они не обладают правами принятия решений и руководства нижестоящими подразделениями или исполнителями. 

             

     Рис. 3.  Линейно - функциональная организационная структура 

     Достоинства линейно - функциональной структуры:

     1. Более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов;

     2. Некоторая разгрузка высших руководителей;

     3. Возможность привлечения внешних консультантов и экспертов;

     4. При наделении штабных подразделений правами функционального руководства такая структура - хороший первый шаг к более эффективным органическим структурам управления.

     Недостатки  линейно - функциональной структуры:

     1. Недостаточно четкое распределение ответственности, т. к. лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении;

     2. Тенденции к чрезмерной централизации  управления;

     3. С трудом реагирует на изменения.

     4. Затрудняет горизонтальное согласование

     Линейно - функциональная структура может являться хорошей промежуточной ступенью при переходе от линейной структуры к более эффективным. Структура позволяет, правда в ограниченных пределах, воплощать идеи современной философии качества.

     III. Функциональная.

     Данная структура основана на создании подразделений для выполнения определённых функций на всех уровнях управления. К таким функциям относят исследования, производство, сбыт, маркетинг и т.д. Здесь с помощью директивного руководства могут быть соединены иерархически нижние звенья управления с различными более высокими звеньями управления. Передача поручений, указаний и сообщений осуществляется в зависимости от вида поставленной задачи. Например, рабочий в цехе получает поручения не от одного человека (мастера), а от нескольких штатных единиц, т.е. действует принцип многократной подчинённости. Функциональная структура управления производством нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. Функциональные службы обычно имеют в своём составе специалистов высокой квалификации, выполняющих в зависимости от возложенных на них задач конкретные виды деятельности.

                

     Рис. 4. Функциональная организационная структура. 

     Достоинства функциональной структуры:

     1. Сокращение звеньев согласования

     2. Уменьшение дублирования работ

     3. Укрепление вертикальных связей и усиление контроля за деятельностью нижестоящих уровней

     4. Высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций

     Недостатки  функциональной структуры:

     1. Неоднозначное распределение ответственности

     2. Затруднённая коммуникация

     3. Длительная процедура принятия решений

     4. Возникновение конфликтов из-за несогласия с директивами, так как каждый функциональный руководитель ставит свои вопросы на первое место.

     IV. Дивизионная.

     Эта структура появилась в  конце 20-х годов, когда появилась необходимость новых подходов к организации управления, связанная с резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности, усложнением технологических процессов в условиях динамически меняющегося окружения. В связи с этим стали возникать дивизионные структуры управления, прежде всего в крупных корпорациях, которые стали предоставлять определенную самостоятельность своим производственным подразделениям, оставляя за руководством корпорации стратегию развития, научно - исследовательские разработки, финансовую и инвестиционную политику и т. п. В этом типе структур сделана попытка сочетать централизованную координацию и контроль деятельности с децентрализованным управлением. Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизионной структурой являются уже не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения (дивизионы). Структуризация по дивизионам, как правило, производится по одному из критериев: по выпускаемой продукции (изделиям или услугам) - продуктовая специализация; по ориентации на определенные группы потребителей - потребительская специализация; по обслуживаемым территориям - региональная специализация.

     Преимущества  дивизионной структуры:

     1. Она обеспечивает управление многопрофильными предприятиями с общей численностью сотрудников порядка сотен тысяч и территориально удаленными подразделениями;

     2. Обеспечивает большую гибкость и более быструю реакцию на изменения в окружении предприятия по сравнению с линейной и линейно - штабной; 

     

     Рис. 5. Дивизионная организационная структура 

     3. При расширении границ самостоятельности отделений они становятся "центрами получения прибыли", активно работая по повышении эффективности и качества производства;

     4. Более тесная связь производства с потребителями.

     Недостатки  дивизионной структуры:

     1. Большое количество "этажей" управленческой вертикали; между рабочими и управляющим производством подразделения - 3 и более уровня управления, между рабочими и руководством компании - 5 и более;

     2. Разобщенность штабных структур отделений от штабов компании;

     3. Основные связи - вертикальные, поэтому остаются общие для иерархических структур недостатки - волокита, перегруженность управленцев, плохое взаимодействие при решении вопросов, смежных для подразделений и т. д. ;

     4. Дублирование функций на разных "этажах" и как следствие - очень высокие затраты на содержание управленческой структуры;

     5. В отделениях, как правило, сохраняется линейная или линейно - штабная структура со всеми их недостатками.

     Достоинства дивизионных структур перевешивают их недостатки только в периоды достаточно стабильного существования, при  нестабильном окружении они рискуют  повторить судьбу динозавров. При данной структуре возможно воплотить большую часть идей современной философии качества.

     Органический  тип включает в себя следующие структуры:

     I. Матричная.

     Такая структура представляет собой сетевую  структуру, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны - непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта или целевой программы, который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления. При такой организации руководитель проекта взаимодействует с 2-мя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб. Для деятельности, которая имеет четко выраженное начало и окончание, формируют проекты, для постоянной деятельности - целевые программы. В организации и проекты, и целевые программы могут сосуществовать.

Информация о работе Анализ системы управления организацией (состав, структура, особенности)