Закон спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 06:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Изучить спрос и предложение.
Задачи работы:
1. Изучить закон спроса, виды спроса, кривая спроса, изменение спроса и величины спроса, факторы, влияющие на спрос.
2. Изучить закон предложения. Кривая предложения. Факторы, влияющие на предложение.
3. Рассмотреть эластичность спроса.
4. Исследовать эластичность спроса по цене.
5. Исследовать эластичность спроса по доходам.
6. Изучить эластичность предложения.
7. Рассмотреть цену равновесия спроса и предложения.
8. Исследовать рыночный механизм спроса и предложения.
9. Изучить конкуренцию и монополию в системе рыночного механизма.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Закон спроса. Виды спроса. Кривая спроса. Изменение спроса и величины спроса. Факторы, влияющие на спрос……………………………….4
Глава 2. Закон предложения. Кривая предложения. Факторы, влияющие на предложение……………………………………………………………………….8
Глава 3. Эластичность спроса………………………………………………….11
3.1. Эластичность спроса по цене………………………………………………11
3.2. Эластичность спроса по доходам…………………………………………..16
Глава 4. Эластичность предложения…………………………………………..18
Глава 5. Цена равновесия спроса и предложения……………………………..20
Глава 6. Рыночный механизм спроса и предложения.………………………...22
6.1. Конкуренция и монополия в системе рыночного механизма………………………………………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...34

Работа содержит 1 файл

Экономика предприятия2.doc

— 307.00 Кб (Скачать)
  1. Наличие  множества равноправных рыночных субъектов;
  2. Полная экономическая обособленность каждого из них;
  3. Зависимость рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;
  4. Противоборство  со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса.

     Конкурентная  борьба за экономическое процветание  и вживание – экономический закон  рыночного хозяйства. Эта борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию подешевле, чтобы стимулировать  покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг – продажа товаров  по чрезвычайно низким (так называемым бросовым) ценам. В конкуренции среди покупателей побеждает тот, кто покупает больше или по более высокой цене по сравнению с рыночной, несмотря на их естественное стремление приобрести материальные блага по меньшей цене. В борьбе  между продавцами (стремящимися продать подороже) и покупателями (стремящимися купить подешевле) выигрывают те, кто больше  сплочен и имеет возможность  навязать свою (выгодную для них) цену.

     Конкуренция – двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель  заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать его технику и организацию, повышает качество  товаров, снижает затраты на производства единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров. Именно этот фактор позволил лауреату Нобелевской премии Ф. фон Хайеку утверждать, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно  эффективнее производить вещи. В этом выражается  несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии.

     Но  конкуренция далека от идиллии. Во все  времена глубинные корни конкурентных отношений состояли в необходимости  постоянной борьбы за лучшие условия  существования. В результате этой борьбы были не только победители – счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д.

     Сущность  конкуренции проявляется в ее следующих функциях:

  1. Обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;
  2. Стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;
  3. Дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи разоряются);
  4. Давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;
  5. Ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);
  6. Стимулирование снижения цен и повышение качества товаров.

    Различают конкуренцию:

    • Функциональную (конкуренция определенного товара);
    • Видовую (по цене и качеству);
    • Межфирменную (среди отдельных предприятий);
    • Внутриотраслевую и межотраслевую, механизм которых достаточно подробно исследован К.Марксом в III «Капитала»;
    • Совершенную и несовершенную.

     Совершенная конкуренция означает такое состояние  экономической системы, когда влияние  каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько  мало, что им можно пренебречь. Обычно выделяются следующие признаки совершенной  конкуренции: множественность продавцов и покупателей, однородность выпускаемого продукта, отсутствие  возможности покупателей и продавцов влиять на цены, абсолютная мобильность производственных ресурсов, полное знание предпринимателями состояния рынка.

      Совершенная конкуренция – абстракция, в постоянной жизни имеют место элементы «несовершенства» конкуренции. Поэтому неоклассическая школа (А.Маршалл, Л.Вальрас), основывая свои выводы на совершенной конкуренции, потеряла свое значение. Дискуссия о ценообразовании, развернувшаяся еще в 20-х годах XX в. (под влиянием работ П.Сраффы, в которых он доказывал, что крупные фирмы постоянно нарушают механизм свободной конкуренции и ценообразования), позволила по-иному взглянуть на конкуренцию.

      Существуют  три модели несовершенной конкуренции: монополия, олигополия, дифференциация продуктов.

      Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива. С одной стороны, она выражает  стремление к свободе, экономической  независимости – это проявление центробежных сил. С другой – стремление самих конкурентов обезопасить себя от превратностей борьбы, что свидетельствует о центростремительной тенденции к объединению усилий, своего рода экономической солидарности, гарантом которых выступает государство, законы поведения на рынке, защищающие интересы национальных предпринимателей от конкуренции иностранного капитала и т.д. Более того, стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, образованию монополий. Конкуренция и монополизм – это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия.

      Монополия (от греч. «монос» - один, «полео» - продаю) – исключительное право государство, предприятия, организации, торговца (т.е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.

      В разных странах и в различные  исторические периоды в экономике возникают следующие виды монополий:

  • Естественная монополия, которой обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (редкие металлы, земля и др.);
  • Искусственная монополия, означающая сосредоточение в отдельных руках производства и рынка сбыта какого-либо продукта. Она имеет случайную, устойчивую и всеобщую форму. Случайная форма возникает неожиданно, когда появляется исключительная возможность производить и продавать товар при лучших условиях производства и при временном благоприятном соотношении спроса и предложения. Устойчивая монополия возникает у крупнейших предприятий, захвативших ранки сбыта в конце XX в. Известны такие формы устойчивых монополий, как пулы, ринги, картели, синдикаты, тресты. Эти монополии возникали в одной какой-либо отрасли хозяйства. Появление избыточного капитала в одной отрасли и неспособного приносить высокую прибыль, привело к образованию устойчивых монополий в различных отраслях (комбинированные тресты, концерны, конгломераты). Всеобщая форма монополий появились во второй половине XX в., когда на большинстве рынков объединения предпринимателей совместно или с помощью государства становятся либо основными покупателями, либо основными продавцами.

     Появление монополий явилось результатом  концентрации производства (укрупнения производства за счет дополнительного  вовлекаемого капитала) и централизации  производства (слияние мелких и средних предприятий в единое крупное). Это слияние может происходить по-разному: либо путем поглощения в процессе конкурентной борьбы одним предприятием других (а именно скупка за бесценок предприятий разорившихся конкурентов), либо путем создания акционерных обществ.

     Характер  борьбы внутри монополий определяется формой монополий: будет ли это картель, синдикат, трест или концерн. Внутри картелей конкурентная борьба сводится к следующим моментам. Так как в картель могут входить  предприятия с различным техническим развитием, то они борются за применение тех или иных технических усовершенствований. Когда лидеры объединения получают львиную долю всех прибылей, они до известной степени утрачивают побудительные мотивы к техническому прогрессу. Они стараются не допускать технических нововведений на предприятиях  участников данного картеля. Слабые участники этого союза не хотят удовлетворяться меньшей прибылью. Они сговариваются и, вопреки давлению воротил монополии, добиваются на своих предприятиях повышения производительности труда за счет  внедрения новых технологических процессов, изобретений и усовершенствований. Борьба за установление цен на продаваемые  участниками картеля товара ведется систематически. Часто более сильные участники картеля в погоне за повышением прибыли идут на снижение цен путем увеличения количества продаваемых товаров. Менее мощные участники, у которых издержки производства выше, добиваются повышения устанавливаемых картельным соглашением цен. Объектом острой борьбы внутри картелей являются квоты. Квоты – это доля участника картеля в общем производстве  и сбыте данного объединения. По сути дела квота представляет собой долю в прибылях, получаемых картелем. Каждое предприятие получает квоту соразмерно с его производственной мощностью и, соответственно, долю в прибылях. Чем выше квота, тем выше доля в прибылях. Борьба за квоту ведется все время, начиная с организации картеля. Участники картеля требуют пересмотра квот, так как соотношение сил участников картеля меняется. Одни ослабевают, другие, наоборот, усиливаются. А все вместе хотят иметь крупную квоту. В то же время происходит борьба между ними. Усиливающиеся участники требуют пересмотра квот в свою пользу, ослабевшие – сохранение прежнего порядка. Борьба идет и за установление периода действия соглашения о квотах, за величину штрафа за увеличение квоты и т.д. ведется борьба и за рынок. Каждый из них хочет получить наиболее выгодный.

     В синдикатах также идет  борьба за техническое совершенство, за квоту. Синдикат не уничтожает самостоятельности  объединенных предприятий в области  производства. Лишая участников возможностей непосредственно вести борьбу на рынке, синдикат вызывает тем большее напряжение их усилий к тому, чтобы превзойти друг друга в области производства. А это в конечном счете приводит к тому, что по истечении известного периода квоты участников синдиката приходят в противоречие с новым соотношением сил, а это вызывает обострение борьбы и может взорвать синдикат. Синдикат может ограничивать количество продаваемых товаров для того, чтобы держать рынок в состоянии товарного голода и вздувать цены. Примером может служить синдикат «Продамет», который выплачивал премии за невыполнение квот, и штрафовал тех, кто производил металл сверх квоты.

     Внутри  трестов борьба несколько отличается. Так как участники объединения  превращаются в акционеров треста, то они обладают возможностью продать свои акции. И в тресте зачастую идет борьба за овладение контрольным пакетом акций, т.е. за «контроль» над трестом. В трестах ведется борьба за наиболее влиятельные посты в правлениях, за распределение прибылей. Так что проводимые иногда в них или иных трестах реорганизации означают не что иное, как захват господствующего положения в тресте новой группы крупнейших акционеров и вытеснение ранее главенствовавшей группы

     В концернах главной формой борьбы являются схватки за овладение контрольными пакетами акций и за контроль над наиболее выгодными предприятиями, за сферы влияния в тех или иных отраслях. Так что конкурентная борьба в трестах и концернах довольна сходна.

     Методов и средств для ведения конкурентной борьбы очень много. Наиболее типичными для монополий являются следующие методы конкурентной борьбы:

    1. Лишение сырых материалов – один из важнейших приемов для принуждения к вступлению в картель;
    2. Лишение рабочих рук посредством «альянсов», т.е. договоров предпринимателей с рабочими союзами о том, чтобы последние принимали на картелированных предприятий;
    3. Лишение подвоза;
    4. Лишение сбыта;
    5. Договор с покупателем о ведении торговых сношений исключительно с картелями;
    6. Планомерное сбивание цен (для разорения «посторонних», т.е. предприятий, не подчиняющихся монополистам, расходуются миллионы на то, чтобы в течение определенного периода продавать ниже себестоимости) ;
    7. Лишение кредита, объявление бойкота. Сюда же следует отнести скупку земельных участков, на которых стоят предприятия конкурентов, скупку акций, патентов, подкуп нужных лиц, давление на конкурентов через государственные органы и т.д.

     Монополия и монопсония – это крайние  случаи несовершенной конкуренции. Чаще встречается олигополия (от греч. «олигос» - немногий, «полео» - продаю), когда основная масса товаров сосредоточена у нескольких крупных продавцов, и олигопсония, когда на рынке присутствуют несколько крупных покупателей. Примером олигополии могут служить три гиганта автомобильной промышленности США – General Motors, Ford и Crysler, которые вместе производят свыше 90% всей продукции.

     Олигополии  используют новый способ борьбы за покупательский спрос – неценовую  конкуренцию. В этом случае борьба идет на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, условий оплаты и других приемов.

     Неценовая конкуренция меняет рыночный механизм регулирования взаимосвязи цен  и стоимости. Если на рынке господствует цена, установленная олигополией, то цена не может совершать прежнее движение вокруг стоимости товара. Величина стоимости изменяется в соответствии с уровнем зафиксированной цены продуктов, в зависимости от остроты конкуренции увеличиваются или снижаются расходы олигополий на повышение качества товара, содержание сети обслуживании потребителей, рекламу и др. Затраты на изготовление и сбыт продукции монополий и олигополий меняются быстрее и оказываются более гибкими , чем рыночная цена.

     Как известно, в странах Запада государство  активно вмешивается в хозяйственную  деятельность монополий и олигополий. Оно стремится не допустить чрезмерного  влияния монополий и олигополий в экономике, разрабатывает антимонопольные (антитрестовское) законодательство.

     Первые  законы, запрещавшие монопольные  соглашение, были приняты в Канаде (1889) и США (1890). Последний – это  знаменитый закон Шермана, получивший широкую популярность как «хартия  экономической свободы». Закон звучал очень грозно. Любые договоры или объединения, имеющие целью ограничивать свободу промысла, монополизировать какую-либо отрасль хозяйства, признаются незаконными. Создание монополий влечет штраф до 5 тыс. дол. (впоследствии он был повышен до 50 тыс. дол.) и тюремное заключение сроком до одного года. Такой же закон был принят в Австрии и Новой Зеландии. Закон Шермана впоследствии дополнялся (в 1914,1939 и 1950 гг.), он распространялся на новые виды деятельности и новые фирмы объединений и соглашений.

     Закон Клейтона (1914) запретил соглашения об ограничении круга контрагентов, покупку или поглощение фирм, если это могло уничтожить конкуренцию, создание холдинговых компаний и другие соглашения. Запрещались горизонтальные слияния (объединения фирм одной отрасли). В 1914 г. была образована федеральная торговая комиссия, предназначенная для борьбы с «нечестными» методами конкурентной борьбы и антиконкурентными слияниями компаний.

Информация о работе Закон спроса и предложения