Задачи и методика проведения анализа прибыли и рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 05:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ прибыли и рентабельности ООО «Флора».
Задачи анализа:
1. Осуществление анализа прибыли и рентабельности торгового предприятия.
2. Совершенствование планирования прибыли и нахождение путей увеличения рентабельности торгового предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………....2
1. Задачи и методика проведения анализа прибыли и рентабельности……………...4
2. Характеристика финансово-экономического потенциала предприятия ООО «Флора»…………………………………………………………………………………..8
3. Анализ прибыли ООО «Флора»…………………………………………………….10
4. Оценка показателей рентабельности ООО «Флора»……………………………....14
5. Пути повышения рентабельности торговых предприятий………………………..20
Заключение……………………………………………………………………………...22
Список используемой литературы…………………………………………………….23

Работа содержит 1 файл

kursach.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

  Операционные  доходы фирма получает от реализации основных средств, материальных ценностей. Операционные расходы – это местные налоги, уплачиваемые в бюджет: налог на рекламу, налог на владельцев автотранспортных средств и др.

  ООО «Флора» - предприятие розничной торговли, предназначенное для продажи товаров населению. Основными задачами этого предприятия являются:

  - удовлетворение спроса населения, как по ассортименту, так и по качеству товаров;

  - организация соответствующего уровня обслуживания покупателей с предоставлением разнообразных услуг.

  Цель  коммерческой деятельности ООО «Флора» – получение прибыли.

  По  масштабу деятельности ООО «Флора» можно отнести к крупным розничным торговым предприятиям (среднесписочная численность работников 363 человека).

  По  методу обслуживания покупателей предприятие  применяет как самообслуживание, так и торговлю через прилавок.

  Так как ООО «Флора» занимается реализацией продуктов питания, то среди покупателей присутствуют практически все группы (слои) населения.

  Основные  показатели хозяйственной деятельности фирмы «Флора» за 2007 – 2009гг. представлены в таблице 1.

                              
 
 
 
 
 
 
 

  3. Анализ прибыли ООО «Флора».

  По  ООО «Флора» за 2009 г. получено прибыли 7390 т.р. Вся эта сумма получена за счет прибыли от реализации товаров. От реализации товаров получено 8184 т.р. и часть ее, 794 т.р. - пошла на покрытие убытков. В результате балансовая прибыль оказалась меньше прибыли от реализации. Таким образом, источники прибыли от внереализационных операций не только не дали прибыли, но и допустили убыток, образовавшийся в результате недостачи материальных ценностей в сумме 233 т. р. Также убыток образовался в результате уплаты штрафов за невыполнение договоров поставки и уплаты штрафов за несвоевременные платежи.

  Основные  экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Флора» за 2008 – 2009 гг. (тыс. руб.)                                                 Таблица 1

  Показатели  2007 г.  2008 г.  2009 г. Отклонение

  по годам (+;-)

 Темп  роста 
по годам (%)
 2008г.  2009г.  2008г.  2009г.
  1   2  3   4   5  6   7   8
 1.Товарооборот, тыс. руб.  99258  105258  182842  6000  77584  106,04  173,71
 2. Валовой доход, тыс. руб.  12298  13480  24070  182  10590  109,61  178,47
 3. Уровень валового дохода,%  12,39  12,81  13,16  0,42  0,35    
 4. Издержки обращения, тыс. руб.  9089  9990  15886  901  5896  109,91  139,02
 5. Уровень издержек обращения, %  9,16  9,49  8,69  0,33  -0,8    
 6. Товарные запасы, тыс. руб.  4560  6203  9242,5  1643  3039,5  136,03  149,00
 7.Товарооборачиваемость,дн.  17  21  18  4  -3  123,53  85,71
 8. Среднесписочная численность  работников, человек  357  365  363  8  -2  102,24  99,45
 9. Затраты на оплату труда,  тыс. руб.  2245  2940  3050  695  110  130,96  103,74
 10. Производительность труда,  тыс.  руб.  278,03  288,38  503,70  10,35  215,32  103,72  174,67
 11. Торговая площадь, м²  3598,7  3598,7  3598,7  0  0    
 12. Товарооборот на 1 м² торговой  площади, тыс. руб.  27,58  29,25  50,81  1,67  21,56  106,06  173,71
 13. Прибыль от реализации,  
      тыс. руб.
 3209  3496  8184  287  4688  108,94  234,1
 14. Балансовая прибыль, тыс. руб.  2938  3217  7390  279  4173  109,50  229,72
 15. Рентабельность продаж по прибыли от реализации, %  3,23  3,32  4,48  0,09  1,16     
 16. Рентабельность продаж по балансовой прибыли, %  2,96  3,06  4,04  0,1  0,98     

  Часть операционных расходов в сумме 200 т.р. – были получены пени за просрочку платежей и получен доход за предоставление в аренду автомобилей.

  В 2009 г. прибыли было получено на 4173 т.р. больше чем в 2008 г. Всю эту сумму также составила прибыль от реализации.

  Прибыль от реализации в 2009 г. было получено сверх плана 1536 т.р. Общая сумма прибыли от реализации – 8184 т.р., составила 4,48% к обороту при плановом уровне 3,67%. Сверхплановая прибыль в сумме 1536 т.р. получена, во-первых, – за счет сверхплановых доходов, которые, кроме того, перекрыли перерасход издержек обращения (по абсолютной сумме).

  За  счет перевыполнения плана по доходам  получено 1334,7 т.р., за счет экономии издержек обращения по уровню 127,2 т.р., за счет перевыполнения плана товарооборота на 1542 т.р. получено прибыли 68,1 т.р. Таким образом, совокупное влияние факторов на прибыль составило 1536 т.р.

  В 2009 г. получено сверх плана валового дохода 1420 т.р. и доход составил 240070 т.р. Перевыполнение плана доходов достигнуто за счет повышения уровня валового дохода на 0,73% (13,16% –  12,43%).

  Абсолютный  перерасход издержек обращения в 2009 г. составил 6 т.р. за счет незапланированных расходов на содержание зданий и расходов на ремонт основных средств. Сумма издержек обращения в 2009 г. составляла 15886 т.р., уровень издержек обращения к обороту 8,69%. Это ниже запланированного уровня на 0,07%.

  Перевыполнение  плана по доходам и экономия издержек обращения обеспечили положительную динамику прибыли за 2009 г. по сравнению как с 2008 г., так и с 2007 г.

  В 2009 г. На предприятии увеличилась прибыль на 4688 т.р., т.е. более чем в два раза. Рост прибыли произошел за счет увеличения товарооборота на 77584 т.р., которое обеспечило увеличение прибыли на 2370 т.р.

  На 10583 т.р. прибыль выросла за счет увеличения валового дохода, но часть этого прироста дохода пошло на покрытие убытков.

  Издержки  обращения за год по сравнению  с 2008 г. увеличились на 5896 т.р., а их уровень к обороту снизился на 0,8%.

  Кроме прибыли от реализации ООО «Флора» получила прибыль от процентов к получению в размере 39 т.р., которая снизилась на 10 т.р.

  Прибыль (убыток) от внереализационных операций определяется как сальдо внереализационных доходов и расходов. В 2009г. получен убыток от внереализационных операций в размере 235 т.р.

  Предприятием была получена балансовая прибыль 7390 т.р., на 4173 т.р. больше чем в 2008г., при этом уровень рентабельности повысился на 0,98% и составил 4,04%. Это свидетельствует о повышении эффективности работы в 2009г. по сравнению с 2008г. В сравнении с 2007г., в 2008г. балансовая прибыль увеличилась на 279 т.р., при этом уровень рентабельности повысился на 0,1%.

  Необходимо  отметить, что за период с 2007г. по 2009г. наблюдался рост производительности труда и товарооборота на 1 м² торговой площади. Так производительность труда в 2009г. увеличилась на 215,32 тыс. руб. (в 2008г. на 10,35 тыс. руб.); товарооборот на 1 м² торговой площади в 2009г. вырос на 21,56 тыс. руб. (в 2007г. на 1,67 тыс. руб.). Это прямое следствие увеличение объема товарооборота. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        4. Оценка показателей рентабельности торгового предприятия.

  Коммерческая  деятельность любой торговой организации  должна соотноситься с экономическим принципом, который в общем виде определяется достижением максимального результата при минимальных затратах, или, иными словами, эффективность финансово-хозяйственной деятельности должна оцениваться с точки зрения эффективности преобразования ресурсов в результаты. Измерить и оценить меру реализации экономического потенциала (принципа эффективности) на предприятии позволяет анализ, проводимый с использованием ряда экономических показателей. При этом прибыль не может служить определяющим критерием для оценки эффективности деятельности торговой организации. Интерес представляет сравнение прибыли с другими показателями, то есть система показателей рентабельности, рассчитанных различными способами.

  Рентабельность  продаж.

  Наиболее  распространенным показателем рентабельности торговых предприятий является отношение прибыли к товарообороту (выраженное в процентах), характеризующее удельный вес прибыли в товарообороте.

  Использование различных показателей прибыли  при определении уровня рентабельности продаж позволяет значительно расширить аналитические возможности последнего показателя. Показатель рентабельности, рассчитанный как, отношение балансовой прибыли к товарообороту, тесно связан с результатами текущей деятельности, может быстро меняться и поэтому представляет интерес для собственников предприятия. Сопоставление этих двух показателей позволяет выявить изменение пропорций в развитии предприятия, что видно из таблицы 4.

           Расчет показателей рентабельности продаж ООО «Флора» (тыс. руб.)                                                          Таблица 4

  Показатель   2008 г   2009 г.
  Выручка (нетто) от реализации товаров   105258   182842
  Себестоимость реализации товаров   91771   158772
  Коммерческие  расходы   9990   15886
  Прибыль от реализации   3496   8184
  Проценты  к получению   49   39
  Прочие  операционные доходы   180   200
  Прочие  операционные расходы   785   870
  Прочие  внереализационные доходы   408   71
  Прочие  внереализационные расходы   131   233
  Прибыль отчетного периода   3217   7390
  Рентабельность  продаж (%)

  - по прибыли от реализации товаров

  3,32   4,48
  - по балансовой прибыли   3,06   4,04

  Как видно, что в 2008г., что 2009г, в связи с убытками от внереализационных операций, уровень показателей рентабельности продаж исчисленный по балансовой прибыли, ниже, чем уровень рентабельности исчисленный по прибыли от реализации товаров (3,06 и 3,32; 4,04 и 4,48 соответственно). Соответственно, с ростом прибыли от реализации в 2009г. (на 4688 т.р.) возросли и показатели уровней рентабельности по прибыли от реализации товаров и по балансовой прибыли.

  Таким образом, самый распространенный показатель рентабельности выражает зависимость  прибыли и товарооборота. Целью  его вычисления является определение размера той отдачи, которой добилась торговая организация от каждой денежной единицы товарооборота. Однако аналитические возможности данного показателя достаточно ограничены в силу его достаточно широкого разброса в зависимости от сферы деятельности  организации. Объясняется это различием в масштабах деятельности, в размерах инвестированного капитала, в скорости оборота средств, в условиях кредитования, в размерах складских запасов и др. Поэтому данный показатель рентабельности желательно использовать во взаимосвязи с другими, в силу чего его можно назвать недостаточным, но необходимым (исходным) критерием в оценке прибыльности торговой организации.

  Если  отталкиваться от мнения, что минимальный  уровень рентабельности розничного торгового предприятия желательно, чтобы составлял 3 – 5% к обороту, то рентабельность продаж ООО «Флора», можно назвать удовлетворительной (уровень рентабельности исчисленный по прибыли от реализации товаров в 2009г. -  4,48%). В Российском статистическом ежегоднике за 2008г. следующие данные: рентабельность продаж торгового предприятия – 4,9%; рентабельность активов – 3,0%.

  Рентабельность  деятельности.

  Прибыль образуется как разность между доходами и затратами, что обуславливает правомерность использования в анализе показателя рентабельности, исчисляемого как отношение полученной прибыли к затратам предприятия. Уровень рентабельности торговой деятельности может выражаться, таким образом, в процентах не только к товарообороту, но и к издержкам обращения. Эти показатели существенно дополняют друг друга, так как для определения эффективности деятельности затраты предприятия должны определенным образом соотноситься с прибылью от реализации товаров.

  С аналитической точки зрения представляет интерес сопоставление таких  пар, как прибыль от реализации товаров / издержки обращения и балансовая прибыль / затраты предприятия, которое позволяет выявить приоритетность видов деятельности предприятия (табл. 5).

Расчет  рентабельности торговой и финансово-хозяйственной  деятельности ООО «Флора» (тыс. руб.)                                                        Таблица 5

  Показатель
  2008г.   2009г.
  Издержки  обращения   9990   15886
  Затраты предприятия   10906   16989
  Прибыль от реализации   3496   8184
  Балансовая  прибыль   3217   7390
  Рентабельность  издержек обращения, %   34,99   51,52
  Рентабельность  текущих расходов, %   29,50   43,50

Информация о работе Задачи и методика проведения анализа прибыли и рентабельности