Задачи и функции государственной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:01, контрольная работа

Описание работы

Организационная деятельность государственной службы обычно направляется на оказание определенных услуг обществу. Именно поэтому государственная служба требует оптимального, в том числе согласованного по вертикали и горизонтали, определение целей, полномочий, структуры органов, которые бы обеспечивали результативное и эффективное функционирование и соответствующее поведение как органа в целом, так и государственных служащих.

Содержание

Введение 2
1 Задачи государственной службы 4
2 Функции государственной службы 5
Список использованных сточников и литературы 18

Работа содержит 1 файл

Алёна.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

     Вопрос  об определении и видах функций  государственной службы в настоящее  время имеет лишь постановочный  характер. Это во многом обусловлено тем, что проблема функций самого государства, его органов и функций государственного управления также не лишена спорных моментов. Функции государства реализуют все государственные органы, составляющие единую государственную власть. В рамках этого единства имеются существенные различия в методах и формах реализации функций. Соответственно, выделяют самостоятельные виды государственной деятельности, отличающиеся специфическим назначением, особыми субъектами – государственными органами (государственными служащими), способами реализации государственных функций.

     В наиболее общем виде функции государства  и его органов – главные  направления и стороны деятельности государства, обеспечивающие социальное благосостояние, гарантирующее реализацию прав и свобод человека и гражданина, стабильное и эффективное управление государством и обществом Функции государственной службы обусловливаются объективными закономерностями. Содержание каждой функции предопределено стоящими перед государством и государственным управлением целями и спецификой объекта государственного управления, особенностями государственно-служебных полномочий, сферы деятельности и должностных обязанностей государственных служащих. Говоря о функциях государственной службы, надо помнить о том, что государственная служба решает задачи государства, осуществляет его функции и функции государственных органов. Таким образом, государственная служба с функциональной точки зрения представляет собой определенное целенаправленное воздействие субъекта государственно-служебных отношений с целью упорядочения организации и практической деятельности системы государственных органов. Это воздействие носит ярко выраженный управленческий характер. Одной из основных задач государственного управления является формирование кадрового потенциала государственных органов. Это делается для того, чтобы персонал и организационные средства, которые необходимы для выполнения задач государственного управления, соответствовали бы целям и задачам государства и были предоставлены в его распоряжение. При данном подходе к исследованию государственной службы целесообразно выделять внутри системы государственного управления такой институт, как государственная служба. Государственная служба, являясь правовым институтом и устанавливая правовое положение персонала государственного органа, представляет собой важнейшую сферу государственно-управленческого воздействия, связанную с другими элементами теории государственного управления. Государственная служба (персонал), практически реализующая функции государственных органов и выполняющая их задачи, функционирует во всех этих областях. Поэтому анализ функций государственной службы позволяет оценить роль и назначение государственной службы в государственно-социальном механизме, определить её эффективность, полезность и значимость, учитывая то, что государственная служба является основным каналом реализации правоотношений, возникающих в процессе осуществления компетенции государственных органов, выполнения задач и полномочий государственных служащих. Государственная служба в современном понимании сводится к исполнению функций государственного управления, рассматриваемого в широком смысле, т.е. как управленческая деятельность всех государственных органов в системе исполнительной, представительной и судебной власти. В рамках осуществления функций государственной службы реализуется государственная управленческая деятельность, под которой понимается осуществление субъектами государственного управления, а также иными звеньями государственного управления (государственными служащими и должностными лицами) функций государственного управления.

     Управленческий  характер и правовая природа функций  государственной службы состоят  в том, что само управление приобретает  следующие специфические черты:

- в процессе  его реализуются как задачи, функции, интересы государства и его субъектов, так и конституциональные гражданские права, обеспечиваются законные интересы граждан;

- функции  управления выполняются специальными  субъектами, формируемыми преимущественно  государством;

- эти  субъекты действуют по поручению государства;

- они наделяются необходимыми полномочиями государственно-властного характера;

- они  действуют в пределах компетенции,  установленной для них в соответствующих  правовых актах;

- большинство  вариантов управленческих связей опосредуется также иными нормативными актами. Государственная служба включает в себя как объективные (необходимость осуществления функций государства и его органов), так и субъективные (наличие способностей, пригодность к службе, профессиональное образование, а также других условий) предпосылки своего формирования. Также и государственное управление содержит объективные и субъективные предпосылки своего осуществления.[5] Государственное управление субъективно, так как оно – плод мысли и действий людей (государственных служащих).

     Переходя  к рассмотрению вопроса о видах  и классификации функций государственной  службы, целесообразно перечислить  важнейшие для современного этапа функции:

- регулирующая  функция, т.е. разработка и реализация политики, направленной на создание конкретных программ (приватизации, инвестиционной деятельности, энергетической и т.д.);

- функция  принуждения, т.е. применение государством установленных в законодательстве мер государственного принуждения в строго определенных ситуациях. Это необходимый элемент демократического порядка;

- обеспечительно-восстановительная  функция, т.е. обеспечение прав  и свобод человека и гражданина; повышение действенности правовой защиты личности; становление судебной власти;

- организационная  функция, т.е. создание системы государственной службы и поддержание в ней порядка и законности, реформирование кадровой политики и правового института государственной службы;

- правосоздающая (правотворческая) функция, т.е. разработка и принятие правовых актов, повышение качества нормотворческой деятельности государственных органов;

- функция  контроля, т.е. обеспечение государственного контроля и надзора в сфере деятельности государства.

     Функции государственной службы можно разделить  на основные и специфические. В свою очередь, основные и специфические  функции подразделяются на общие, специальные  и вспомогательные (факультативные).[6]

     Основные  функции государственной службы – это всеобщие, типичные, имеющие специальную направленность виды взаимодействия между субъектами и объектами управления, характерные для всех управленческих связей, обеспечивающие достижение согласованности и упорядоченности в сфере государственного управления.

     К основным общим функциям государственной службы можно отнести:

- информационное  обеспечение деятельности государственных  органов, т.е. сбор, получение,  обработку, анализ информации, необходимой для осуществления государственной (управленческой) деятельности;

- прогнозирование  и моделирование развития системы государственной службы, государственных органов, стандартов государственного управления;

- планирование – определение направлений, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления, государственных функций (экономических, социально-культурных, военных, оборонных, борьбы с организованной преступностью и коррупцией в системе государственной службы и т.д.)

- организация – формирование системы государственной службы на основе установленных принципов и подходов к этому процессе, определение структуры управляющей и управляемой систем в государственной службе, установление их компетенции и взаимосвязи; организация в узком смысле – это упорядочение структуры органов государства, штатов, персонала, процессов государственного управления распорядительство, т.е. оперативное регулирование государственно-служебных отношений, возникающих пол поводу осуществления полномочий государственных органов и должностных обязанностей, обеспечение режима должной государственной деятельности; в узком смысле – дача текущих указаний руководящими государственными служащими;

- руководствоустановление правил, нормативов, направлений деятельности и отдельных действий государственных органов, управляемых объектов; общее руководство – определение содержания государственной деятельности (например, управленческой);

- координация согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственной службы;

- контроль установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственной службы и её структуры требуемому (определенному) стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственной службы, а также конкретных действий государственных служащих;

- регулирование использование методов и способов управления в процессе организации системы государственной службы и её функционирования;

- учет  фиксация информации, выраженной в количественной форме, о движении материальных ресурсов государственной службы, о результатах реализации государственно-служебных отношений, полномочий государственных органов и т.д.

     Одной из важнейших функций государственной  службы, которая возникла с принятием  Конституции РФ, установившей многопартийную систему в РФ, является политическая функция. Посредством этой функции государственная служба реализует государственную политику.

     Среди общих функций государственной службы выделяются:

- осуществление  государственной кадровой политики  на уровне федеральной государственной  власти и субъектов РФ;

- комплектование  персонала государственных органов  с учетом способностей, профессиональных, личностных и нравственных качеств служащих;

- формирование  реестра государственных должностей; формирование и ведение реестра  государственных служащих;

- организация  государственной службы;

установление  социально-правовых гарантий и условий, необходимых для деятельности персонала государственных органов;

- установление  требование к государственным  должностям и квалификационных  требований к государственным  служащим;

- контроль  за деятельностью персонала государственной  службы;

- организация разработки и контроля исполнения стандартов государственной служба и т.д.

     Специфические общие функции государственной службы, с одной стороны, затрагивают деятельность персонала органов публичной власти по осуществлению государственного принуждения в сфере поддержания правопорядка и общественного порядка, а с другой - могут рассматриваться как регулятивное и иное организационное воздействие (деятельность) по ограниченному и целесообразному вмешательству в сферу экономики и социально-культурного строительства, где часто объекты управления не принадлежат государству и обладают значительной самостоятельностью в выборе решений и их реализации.

     Так, в сфере обороны страны и поддержания общественного порядка государственная служба выполняет следующие специфические общие функции:

- обеспечение  достаточной обороноспособности  страны;

- поддержание  общественного порядка и общественной  безопасности;

- защита  жизни, здоровья и собственности  от преступных и иных неправомерных  посягательств.

     В сфере экономики и социально-культурного строительства необходимо выделить следующие специфические функции государственной службы:

- повышение  народного благосостояния; социальная  защита населения, имеющего доходы  ниже прожиточного минимума;

- обеспечение  рационального, полного и комплексного использования природных ресурсов;

- охрана  природной среды;

- обеспечение  конверсии оборонной промышленности  с использование наукоемкого  производства для выпуска высококачественных  и конкурентоспособных на мировом  рынке товаров; и др.

     Вспомогательные функции государственной службы предназначены для обслуживания деятельности государственных органов в рамках основных и специфических общих и специальных функций. Это делопроизводство, юридическое обслуживание, материально-техническое обеспечение и т.д.

     Специальные функции государственной службы отражают особенности объекта управления (например, методическое, техническое руководство). Специальные функции могут дополнить общие функции, где таковых недостаточно.

Информация о работе Задачи и функции государственной службы