Задачи и функции государственной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:01, контрольная работа

Описание работы

Организационная деятельность государственной службы обычно направляется на оказание определенных услуг обществу. Именно поэтому государственная служба требует оптимального, в том числе согласованного по вертикали и горизонтали, определение целей, полномочий, структуры органов, которые бы обеспечивали результативное и эффективное функционирование и соответствующее поведение как органа в целом, так и государственных служащих.

Содержание

Введение 2
1 Задачи государственной службы 4
2 Функции государственной службы 5
Список использованных сточников и литературы 18

Работа содержит 1 файл

Алёна.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 

Введение

     Современные органы государственной власти являются сложными комплексными организациями. Залогом успешного функционирования организации, т.е. достижение целей деятельности, является научно обоснованный выбор ее целевой, функциональной и организационной структур, упорядочение технологических управленческих и операционных (процедурных) процессов, налаживание деловых отношений между государственными служащими по горизонтали и вертикали, особенно между исполнителями и руководителями. 
Организационная деятельность государственной службы обычно направляется на оказание определенных услуг обществу. Именно поэтому государственная служба требует оптимального, в том числе согласованного по вертикали и горизонтали, определение целей, полномочий, структуры органов, которые бы обеспечивали результативное и эффективное функционирование и соответствующее поведение как органа в целом, так и государственных служащих. 
То же касается и определения технологических управленческих и исполнительских процессов в организации. Проектирование и конструирование функциональных и организационных структур должны базироваться на целевом подходе, в том числе с учетом применения программных методов достижения целей функционирования органа (т.е. программно-целевая деятельность органа власти) и повышения эффективности деятельности органа. 
Главным требованием к рационального проектирования, конструирования и функционирования современных органов власти является обеспечение ими эффективного достижения поставленных целей. Это наиболее сложная задача в обществе, культурные и политические ценности которого делают значительный упор на ценностях гражданского общества. При отсутствии или недостаточных прозрачности и гласности, общественного контроля деятельности органов власти они зачастую вместо того, чтобы быть эффективными инструментами рационального достижения определенных целей, превращаются в средство обеспечения своего собственного существования и выживания, расширения и максимизации властных функций. 
С целью внедрения ценностей демократического, правового социального государства, развития гражданского общества и контроля за деятельностью органов власти и органов местного самоуправления развитые страны актуализирует и развивают общественный, социологический и другой междисциплинарный анализ целевых, функциональных и организационных структур этих органов. С его помощью исследуются и корректируются формальные и неформальные структуры контроля, распределение задач, процесс принятия и выполнения решений, практика управления, инновационные, технологические и организационные изменения в организациях.

1 Задачи государственной  службы

     Главной целью государственной службы является практическое осуществление функций государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленных в Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов Федерации.

     К основным задачам государственной службы можно отнести:

- охрана  конституционного строя РФ, создание  условий для развития гражданского  общества, производства, обеспечение  свободной жизнедеятельности личности, защита прав, свобод и законных интересов граждан;

- формирование  общественно-политических и государственно-правовых  условий для практического осуществления  функций государственных органов;

- обеспечение  эффективной работы государственных  органов в соответствии с их компетенцией;

- совершенствование  условий государственной службы  и профессиональной деятельности  государственных служащих;

- обеспечение  действия принципа открытости  в деятельности государственных  служащих и государственных органов;

- создание  и поддержание в государственных органах благоприятных межличностных отношений, которые обеспечивали бы развитие положительных личных качеств работников.

     Каждый  вид государственной службы, осуществляемой специальными органами государственной  власти (например, федеральными службами), имеет свои установленные в нормативных актах задачи.  

2 Функции государственной службы

     Рассмотрение  вопроса о функциях государственной  службы позволяет уяснить не только её основное назначение, но и выявить  нерешенные проблемы государственной службы с целью ликвидации пробелов в правовом регулировании или его недостатков, разработки направлений и определения средств улучшения государственной службы и её реформирования. Функции государственной службы обусловлены её внутренними свойствами и принципиальными чертами. В самом общем виде можно констатировать, что функциями государственной службы являются функции самого государства, ибо государственная служба есть осуществление целей и функций государства, практическое исполнение служащими своих должностных обязанностей и компетенции государственных органов. Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ, определяются указом Президента РФ, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ, - Постановлением Правительства РФ.

     Под функциями по принятию нормативных  актов понимается издание на основании  и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

     Под функциями по контролю и надзору понимаются:

осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной  власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных  Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными актами общеобязательных правил поведения;

выдача  органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление  определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

регистрация актов, документов, прав, объектов, а  также издание индивидуальных правовых актов.

     Под правоприменительными функциями понимается издание индивидуальных правовых актов, а также ведение реестров, регистров и кадастров.

     Под функциями по управлению государственным  имуществом понимается осуществление  полномочий собственника в отношении  федерального имущества, в том числе  переданного федеральным государственным  унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимся в федеральной собственности акциям открытых акционерных обществ.

     Под функциями по оказанию государственных услуг понимается осуществление федеральными органами исполнительной власти услуг, имеющих исключительную общественную значимость и оказываемых на установленных федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц.[1]

     Функции государственной службы как социально-государственного явления необходимо отличать от функций  государственной службы как правового  института. В этом смысле можно говорить о соотношении двух категорий – функции права (служебного права) и функции государства (профессиональной деятельности государственных служащих). Эти две категории взаимосвязаны и напрямую воздействуют друг на друга. Они имеют как общие черты, так и различия. Единство функций права и государства заключается в том, что они отражают сущность и социальное назначение соответственно права и государства и весьма часто призваны решать общие задачи. Отличия функций права от функций государства состоят в том, что:

- они  являются выражением различных сущностей, определяющих их специфику и самостоятельный характер;

- различаются  пути, способы и формы осуществления  этих функций;

- количество  и виды реализуемых функций  полностью не совпадают;

разными являются также пределы осуществления функций.[2]

     Под функциями государственной службы следует понимать основные направления практической реализации правовых норм института государственной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования государственно-служебных отношений и выполнению государственной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения. Функции являются конкретными направлениями организующего воздействия на специфические государственно-служебные отношения, возникающие в процессе создания государственной службы и непосредственной деятельности государственных служащих.

     Наряду  с функциями государственной  службы как видом социально полезной профессиональной деятельности можно говорить и о функциях правового института государственной службы, т.е. о функционировании правовой системы, представленной в виде государственной службы, или, иначе говоря, о функциях права. Функции государственной службы в этом смысле – это обусловленные социальным назначением направления правового воздействия на государственно-служебные (муниципально-служебные) отношения. При таком подходе главным является выяснение специфических свойств государственной службы как государственно-правового явления, характеризующегося качественной самостоятельностью, специальными признаками и свойствами. Каждый подинститут государственной службы выполняет наряду с общими и, следовательно, характерными для всего правового института функциями, также специфические. Например, для подинститута аттестации государственных служащих характерны функции оценки, контроля, информирования и т.д.

     С точки зрения функций права государственная  служба как правовой институт выполняет  традиционные для правовой системы функции: [3]

- обеспечительную, т.е. выполнение задач и функций государства и его органов; государственные органы представляют собой сложную и разветвленную систему звеньев, каждое из которых имеет свои задачи и компетенцию. Государственная служба призвана обеспечить практическую реализацию компетенции этих органов, внутреннюю согласованность их работы, эффективность влияния на социальные процессы;

- интегративную, т.е. государственная служба выступает как правовое средство обеспечения и защиты интересов человека и гражданина, социального согласия, гармония в функционировании государственного аппарата, оптимальных закономерностей в государственном строительстве, создания гарантий благосостояния личности и всего общества. Посредством этой функции возможно интеграция (соединение) всех элементов политической системы, государственного аппарата, людей, всего общества для достижения социального значимых целей и удовлетворения публичных интересов;

- регулятивную, т.е. при помощи установленного правового статуса государственных служащих (права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность и т.д.) государственная служба регулирует общественные отношения, используя при этом имеющиеся у нее правовые возможности, применяя методы организации, принуждения, стимулирования, ответственности и т.д. в результате общественные отношения приобретают по возможности «организованный» вид и форму; регулятивная функция включает также и организующую функцию государственной службы;

- коммуникативную, направленную на обеспечение социально полезного накопления и целенаправленного использования информации о процессах, происходящих внутри государственного аппарата, государственных органов, на использование общественного мнения о результатах функционирования государственной службы и направлениях её реформирования; иногда эту функцию называют информационной;

- охранительную, которая обеспечивает применение уполномоченными должностными лицами мер предупредительного, принудительного и восстановительного характера с целью поддержания режима законности в системе государственных и общественных отношений.

     Наряду  с функциями права государственная  служба выполняет функции государственной  администрации, аппарата управления, государственных органов, а, в конечном счете, – функции самого государства, его органов и функции государственных служащих. Государственная служба сравнима по своим функциям с ролью и социально-правовым назначением всего государства и государственного управления, с авторитетом органов публичной власти. В.М. Манохин справедливо отмечает, что государственная служба органически связана с государством, с его местом и ролью в жизни общества. Задачи и функции государства находя своё реальное воплощение в деятельности государственных служащих. В государственной должности заключена часть компетенции государственного органа, она является органической частью его структуры и имеет целью организацию личного состава государственного органа, т.е. государственных служащих.[4] Социальная роль государства, (исполнительно-распорядительное назначение государственного управления и компетенция государственных органов) неразрывно связана, с осуществляемыми в процессе государственной деятельности, функциями государственной службы, под которыми можно понимать самостоятельные и относительно обособленные виды государственно-служебных действий (должностные, организационные, принудительные и т.д.).

Информация о работе Задачи и функции государственной службы