Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:22, контрольная работа
Экономические реформы в России и их неотъемлемый компонент - либерализация внешней торговли - определили глобальные изменения торгово-экономического взаимодействия с зарубежными странами и их группировками на перспективу. В ходе осуществления преобразований Россия вырабатывала приоритеты своей торговой политики на основе объективных и общепринятых критериев, а их выбор носил свободный, непредвзятый и экономически обусловленный характер.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты внешней торговли России……………………….5
1.1 Роль внешней торговли России в мировой экономике………………….5
1.2 Тенденции и факторы развития внешней торговли России…………….7
1.3 Структура внешней торговли России…………………………………….10
2. Анализ внешней торговли России…………………………………………12
2.1 Анализ динамики товарной структуры внешней торговли России…….12
2.2 Повышение эффективности внешней торговли России…………………19
2.3 Основные принципы внешнеторговой политики России………………..24
3. Внешняя торговля России со странами с развитой рыночной экономикой.26
3.1 Россия-Германия……………………………………………………………26
3.2 Россия-Италия……………………………………………………………....29
3.3 Россия-Япония………………………………………………………………31
3.4 Россия-США…………………………………………………………………34
3.5 Россия-Франция……………………………………………………………...39
3.6 Россия-Великобритания……………………………………………………..45
Заключение……………………………………………………………………....50
Список использованной литературы………………
2001 г.
2002 г.
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
Оборот
8180,9
6965,8
7169,4
9824,2
10886,7
15048,3
17502,9
Экспорт
4198,2
3987,3
4207,7
6624,1
6323,7
8638,4
8047,9
Импорт
3982,7
2978,5
2961,7
3200,1
4563,0
6409,9
9455,0
Сальдо
215,5
1008,8
1246,0
3424,0
1760,7
2228,5
-1407,1
В 2007 г. торговля между Россией и США продолжала развиваться довольно высокими темпами, однако это происходило при опережающем росте импорта из США. Товарооборот достиг 17502,9 млн. долл., в т.ч. российский экспорт – 8047,9 млн. долл., импорт – 9455,0 млн. долл.
В экспорте товаров из России основными были товары топливно-сырьевой группы, прежде всего нефть и нефтепродукты (28,0%), чему способствовала, в первую очередь, благоприятная ценовая конъюнктура на эти товары. Объемы поставок нефти и нефтепродуктов за истекший год составили 2252,7 млн. долл. На черные металлы пришлось 17,0% российского экспорта в США (1367,0 млн. долл.), на алюминий и изделия из него – 15,4% (1239,6 млн. долл.). Увеличился объем поставок продуктов неорганической химии (1121,1 млн. долл. – 13,9% всего российского экспорта в США), а также драгоценных и полудрагоценных камней, металлов, жемчуга природного и культивированного (1027,4 млн. долл. – 12,7%). Значительная доля пришлась на удобрения (201,0 млн. долл.), древесину и изделия из нее (132,0 млн. долл.), некоторые изделия машиностроительной промышленности (244,3 млн. долл.).
В российском импорте из США в 2007 году преобладала продукция общего машиностроения и транспортные средства (около 65%). Существенную долю в импорте занимали средства наземного транспорта и их части – 19,1% (1802,1 млн. долл.), реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства -18,5% (1745,0 млн. долл.). В больших объемах осуществлялись закупки инструментов и аппаратов оптических, фотографических, контрольно-измерительных приборов (998,0 млн. долл.), электрических машин и оборудования (836,1 млн. долл.), летательные аппараты, космические аппараты и их части (583,1 млн. долл.). Импортировалась также фармацевтическая продукция (360,8 млн. долл.), пластмассы и изделия из них, прочие химические продукты (337,3 млн. долл.), парфюмерные, косметические средства, мыло и моющие средства (280,0 млн. долл.). Значительный удельный вес в ввозимой из США в прошедшем году продукции (более 12%) по-прежнему приходился на продовольственные товары, прежде всего, на мясо и мясные субпродукты, объем импорта которых составил 851,0 млн. долл.
Структура российского экспорта в США традиционно характеризуется сырьевой направленностью, доля машин и оборудования продолжает оставаться незначительной. Однако исследование конъюнктуры американского рынка и анализ запросов американских компаний показывают, что существуют реальные возможности расширения российского экспорта не только за счет роста объемов экспортируемых из России нефти, природного газа, металлов и химических удобрений, но и путем увеличения поставок ряда товаров с высокой степенью обработки, а также услуг. Это может быть обеспечено, в частности, путем продвижения в США некоторых видов продукции машиностроения, химической, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, пищевой промышленности, имеющих реальную перспективу реализации на емком американском рынке.
Ряд российских компаний уже добился определенных успехов в продвижении своей продукции в Соединенные Штаты, используя разные способы ее реализации в зависимости от специфики предлагаемых товаров. Например, ОАО «Нижнекамскнефтехим», поставляющее синтетический каучук, неанол и другие химические товары, открыло в этих целях свое представительство в США.
Активно продвигают товары Одинцовская шоколадная фабрика «Коркунов», часовой завод «Восток», компания «Вимм-Билль-Данн», осуществляющая поставки соков. Достаточно прочные позиции на рынке морепродуктов удерживают российские экспортеры с Камчатки и Дальнего Востока. Расширяют поставки продукции некоторые ликероводочные заводы, расположенные в различных регионах России (Москва, Самара, Тула, Калуга, Псков и др.).
США входят в число ведущих стран-инвесторов по объему привлеченных иностранных инвестиций в экономику России. По данным Росстата, на 1 октября 2007 г. объем накопленных инвестиций США в России составил 8,04 млрд. долл. (6‑е место среди иностранных инвесторов).
Данные по объему накопленных американских инвестиций в России в 2000–2006 гг. приведены в следующей таблице (в млрд. долл.):
| 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. |
Общий объем накопленных инвестиций США в России, в т.ч.: | 6,4 | 5,5 | 5,5 | 5,3 | 6,6 | 6,8 | 7,69 |
прямых: | 5,0 | 4,0 | 4,2 | 4,3 | 4,3 | 4,36 | 4,58 |
портфельных: | 1,4 | 1,5 | 1,3 | 0,41 | 0,41 | 0,4 | 0,5 |
Американские прямые инвестиции в России вложены в основном в ее производственный сектор, в котором, согласно имеющимся данным, сосредоточено ¾ их объема. На непроизводственную сферу приходится ¼ прямых инвестиций США, направляемых, в первую очередь, в банковскую и страховую деятельность, а также в сферу информационно-консультационных услуг.
Американские компании проявляют интерес к развитию торгово-экономического сотрудничества с регионами России, обладающими крупными запасами полезных ископаемых (в первую очередь, углеводородного сырья) или являющимися центрами концентрации предприятий химической, металлургической, авиакосмической, автомобильной и пищевой промышленности.
Расширению двусторонних экономических связей активно содействует рабочая группа «Российско-Американское Тихоокеанское партнерство» (РАТОП) под сопредседательством Минэкономразвития России и Минторга США, призванная содействовать развитию торгового и инвестиционного сотрудничества между дальневосточными регионами России и тихоокеанскими штатами США. В работе РАТОП принимают участие представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также деловых кругов России и США.
3.5 Россия – Франция
Франция является одной из наиболее промышленно развитых стран Европейского союза и входит в число мировых лидеров по объему внешнеторговых операций.
Франция традиционно является одним из приоритетных торгово-экономических партнёров России. По данным российской статистики, она занимает среди европейских стран дальнего зарубежья – основных торговых партнёров России – 6 место по объёму товарооборота, уступая таким странам, как Германия, Нидерланды, Италия, Польша и Великобритания.
Динамика товарооборота между Россией и Францией в последние годы характеризуется следующими показателями:
Показатели российско-французского товарооборота, млн. долл.
| 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2006/2005 в % |
Товарооборот | 3704,2 | 4555 | 5783,9 | 7496,5 | 9778,9 | 13 453,2 | 137,5 |
Экспорт | 2190,1 | 2659 | 3464,6 | 4424,4 | 6110,7 | 7601,5 | 124,4 |
Импорт | 1514,6 | 1896 | 2319,3 | 3071,7 | 3668,1 | 5851,7 | 159,3 |
Сальдо | +676 | +763 | +1145,3 | +1352,7 | +2442,6 | +1749,8 | 72 |
По итогам 6 месяцев 2007 г. товарооборот между Россией и Францией составил 6,8 млрд. долл. (+13,9% по сравнению с тем же периодом 2006 г.), при этом экспорт российских товаров во Францию составил – 3,5 млрд. долл. (-5,5%), а импорт французских товаров в Россию – 3,3 млрд. долл. (+46,6%). Снижение показателей экспорта произошло в результате резкого сокращения российских поставок нефти и газа, связанного с уменьшением потребления энергоносителей в Европе в условиях теплой зимы, а также с переориентацией французских покупателей нефти на поставщиков из других стран.
В целом же за последние годы российский экспорт во Францию заметно вырос. Это объясняется благоприятной мировой конъюнктурой основных товаров российского экспорта во Францию – энергоносителей, цветных и черных металлов, химических и лесных товаров. В то же время, благодаря повышению реальных доходов населения и довольно динамичному росту экономики России, стабильно растет импорт товаров из Франции – как потребительских, так и промышленного оборудования.
Основу российского экспорта во Францию – более 85% – составляют товары топливно-энергетического комплекса. Поставки продукции химической отрасли (в частности, продукты неорганической химии) сократились по сравнению с 2005 г., составив порядка 4% всей стоимости экспорта, поставки металлопродукции обеспечили 6,9% экспорта, при этом объем поставок черных металлов уступил объему поставок цветных металлов (никеля, алюминия, меди) и изделий из них – 1,8% и 4,3% соответственно; поставки древесины и изделий из нее сократились до 1%. Доля машинно-технических товаров в российском экспорте по-прежнему остаётся незначительной и не превышает 1%.
В структуре импорта из Франции основную долю составляли машины и оборудование, поставки которых увеличились по сравнению с 2005 г. до 41,8%, в том числе продукция автомобильной промышленности составила 9%, бытового приборостроения – 11%; товары химической промышленности – 30,8%, в том числе продукция фармацевтической и парфюмерной отраслей – 15,74%. Таким образом, основными статьями российского импорта из Франции явились потребительские товары (рост на 40%), и автомобильная продукция (рост на 60%) и оборудование, в особенности относящееся к железнодорожной и авиа - космической отраслям (рост на 62%). Доля продовольственных товаров сократилась за последний год до 9,4%. Продукция текстильной промышленности составила 6,5% французского экспорта в Россию.
По прогнозам Торгового представительства Российской Федерации во Франции данная структура взаимной торговли сохранится в 2007–2009 годах.
В 2006 г. в российскую экономику поступило 3038,6 млн. долл. французских инвестиций (5 место после Великобритании, Нидерландов, Люксембурга и Германии).
Информация о работе Внешняя торговля и ее влияние на экономику России