Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:22, контрольная работа
Экономические реформы в России и их неотъемлемый компонент - либерализация внешней торговли - определили глобальные изменения торгово-экономического взаимодействия с зарубежными странами и их группировками на перспективу. В ходе осуществления преобразований Россия вырабатывала приоритеты своей торговой политики на основе объективных и общепринятых критериев, а их выбор носил свободный, непредвзятый и экономически обусловленный характер.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты внешней торговли России……………………….5
1.1 Роль внешней торговли России в мировой экономике………………….5
1.2 Тенденции и факторы развития внешней торговли России…………….7
1.3 Структура внешней торговли России…………………………………….10
2. Анализ внешней торговли России…………………………………………12
2.1 Анализ динамики товарной структуры внешней торговли России…….12
2.2 Повышение эффективности внешней торговли России…………………19
2.3 Основные принципы внешнеторговой политики России………………..24
3. Внешняя торговля России со странами с развитой рыночной экономикой.26
3.1 Россия-Германия……………………………………………………………26
3.2 Россия-Италия……………………………………………………………....29
3.3 Россия-Япония………………………………………………………………31
3.4 Россия-США…………………………………………………………………34
3.5 Россия-Франция……………………………………………………………...39
3.6 Россия-Великобритания……………………………………………………..45
Заключение……………………………………………………………………....50
Список использованной литературы………………
- уход с рынков большинства развивающихся государств в связи с сокращением объемов государственного кредитования экспортных поставок машин и оборудования;
- фактический отказ государства от контроля за за внутренними ценами продукции естественных монополий: энергоносителей, транспортных тарифов и др., что обусловливает их произвольный рост и, как результат, необоснованно высокий уровень;
- низкая конкурентоспособность большого числа российских товаров и, главным образом, машин и оборудования;
- рост внешнего долга, составившего на начало 2000г. более 140 млрд. долл., и перевод России в группу наименее надежных заемщиков.
Будущая модель вхождения России в мировое хозяйство должна носить в основном производственно-инвестиционный характер и основываться на всемирном учете существующих российских конкурентных преимуществ и слабостей. К наиболее значимым преимуществам можно отнести следующие:
– крупные и в основном комплексные минерально-сырьевые ресурсы, имеющие по некоторым категориям мировое значение;
– наличие отвечающих мировому уровню, а иногда превосходящих его промышленных и научно-технических мощностей;
– многочисленные трудовые ресурсы с высоким общеобразовательным уровнем и хорошей профессиональной подготовкой;
– крупные масштабы основных производственных фондов в промышленности и транспорте, позволяющие экономить на инвестиционных затратах.
Одновременно на внешнеэкономических связях и всей экономике страны сказываются слабости, устранить которые в сжатые сроки без крупных финансовых и иных затрат, нельзя.
А именно:
– преобладание неконкурентоспособных по современным стандартам технологий и методов организации производства, его чрезвычайно высокая ресурсоемкость и затраченость (в том числе и в технологически продвинутых секторах);
– колоссальный износ основных фондов, ограниченные возможности внутреннего накопления;
– слабая мотивация и низкая интенсивность труда, инерция бюрократизации экономики, а также значительная социально-политическая неустойчивость;
– резкая неравномерность в экономическом развитии регионов и разрывы в стандартах жизни между ними;
– ощутимая особенно после распада единого народно- хозяйственного комплекса СССР иррациональность размещения производства, зон потребления коммуникаций (включая экспортные), высокая доля дальних перевозок на транспорте;
– большая зависимость стандартов жизни и производственной модернизации от импорта и привлечения зарубежных кредитов, сложное положение с платежами по достигшей крупных масштабов внешней задолженности;
– разрыв после распада СЭВ и СССР сложившихся линий хозяйственных и торговых связей, отсутствие опыта бизнеса маркетинга в новых условиях, а также адекватной инфраструктуры.
В конкретных условиях начала переходного периода сравнительные преимущества российской экономики либо использовались ограничено и малоэффективно, либо вообще не использовались. Кризис привел к тому, что имевшиеся конкурентные преимущества шаг за шагом утрачивались. Были отмечены критически низкий прирост разведанных геологических запасов, отток за рубеж научно-технических заделов и кадров НИОКР, уход профессионалов из сферы производства в коммерческий бизнес, завышенный уровень оплаты труда в монополизированных отраслях и соответствующее снижение международной конкурентоспособности. Ускорилось физическое старение основных фондов промышленности, сельского хозяйства, транспорта, ведущее к их выбытию или аварийному состоянию. Утеряны позиции на ряде освоенных ранее рынков зарубежья.
Главной целью развития ВЭС является равноправная интеграция России в систему международных экономических отношений, с тем чтобы использовать в интересах страны преимущества международного разделения труда. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.
Очень большая конкуренция у России в области торговли оружием. Российское оружие обладает неплохими боевыми качествами, низкой стоимостью, а большие запасы избыточного вооружения позволяют России осуществлять поставки в рекордно короткие сроки. Но, несмотря на это, потенциал экспорта российского оружия ограничен. Прежде всего потому, что торговля вооружением и военной техникой (ВВТ) более прочих подвержена влиянию внешнеполитических факторов, которые сводят на нет технические и прочие достоинства российского оружия.
Несмотря на завершение перевооружения стран Ближнего и Среднего Востока, это регион до конца века останется крупнейшим покупателем оружия. В 1996 году туда было поставлено вооружений на 15,3 млрд. долл., что составило 40% мирового рынка ВВТ. На долю России пришлось лишь 600-700 млн. долл. Москва не получила обещанных грандиозных много миллиардных контрактов, доставшихся победителям Хусейна. Заказы Саудовской Аравии, Кувейта и ОАЕ ушли в Великобританию, США и Францию, которые обеспечивают безопасность местных режимов и предоставляют покупателям привлекательные офсетные программы.
Россия в военных действиях против Ирака не участвовала. И небольшие по региональным меркам контракты на поставку БМП-3 и РСЗО "Смерч" в Кувейт и ОАЕ, полученные Москвой после войны, адекватны российскому вкладу в освобождение Кувейта.
Альтернативой аравийским импортерам могли бы стать Ирак и Ливия, нуждающиеся в модернизации армий и традиционно ориентирующиеся на закупки советского оружия. Но поставки туда оружия запрещены международными санкциями.
Продажи в Иран сдерживаются из-за давления на Россию со стороны США. Пороговый уровень российских поставок Тегерану, за которым могут последовать репрессии против Москвы, ограничивается 350-400 млн. долл. Для "не дестабилизирующих" систем вооружения.
Некоторые возможности есть у России в Сирии, Алжире и Египте, но потенциал импорта этих стран далёк от ёмких рынков аравийских импортёров. При тщательной работе с большим количеством небольших контрактов Россия может экспортировать на Ближний Восток оружия на 600-700 млн. долл. Ежегодно и контролировать 5-6 % этого рынка.
Более благоприятны перспективы наращивания российского экспорта вооружений в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Именно там расположены два крупнейших покупателя российского экспорта – Индия и Китай. Ежегодно Россия экспортирует в каждую из них 0,6-1 млрд. долл. Однако нынешний уровень-максимум того, что можно получить от Пекина и Дели.
Наибольшие надежды на рост экспорта ещё некоторое время назад связывались с Юго-Восточной Азией и Южной Кореей. По совокупности закупок страны региона могли бы стать третьим полюсом потребления нашего оружия. Но финансовый кризис затормозил заключение крупных авиационных контрактов с Индонезией и Филиппинами.
2.3 Основные принципы внешнеторговой политики России
Внешнеторговая политика – это регулирование государством экспортных и импортных операций.
Отношения РФ с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров России.
В целях интеграции экономики России в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и свободных экономических зонах со всеми вытекающими отсюда последствиями. В настоящее время торговая политика России осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (экспортные и импортные таможенные тарифы) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности.
Важнейшими направлениями совершенствования системы тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности являются:
по экспорту – корректировка ставок вывозных пошлин в сторону их снижения по мере сближения внутренних и мировых цен,
по импорту – систематическая дифференциация ставок импортного тарифа в целях усиления его стимулирующей и протекционистской функций, создание механизма защиты экономических интересов Российской Федерации при импорте товаров, включающего введение антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин.
Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти.
Экспорт и импорт осуществляются без количественных ограничений. Количественные ограничения вводятся в исключительных целях:
1) обеспечения национальной безопасности РФ;
2) выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;
3) защиты внутреннего рынка РФ.
В целях защиты национальных интересов действует система экспортного контроля.
Существуют технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические стандарты и требования в отношении ввозимых товаров, контроль их качества. Предусматриваются защитные меры в отношении импорта товаров, наиболее яркое проявление которых мы видим в растущих импортных пошлинах. В настоящее время Правительство России уделяет большое внимание проекту Федеральной программы развития экспорта России, основной целью которой является увеличение стоимостного объема российского экспорта, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоёмких товаров, технологий.
3. Внешняя торговля России со странами с развитой рыночной экономикой
3.1 Россия-Германия
Одним из крупнейших деловых партнеров России выступает Германия. Германия первой из ведущих иностранных государств признала Российскую Федерацию в качестве продолжателя бывшего СССР (26 декабря 1991 г.).
Давно замечено, что у стран, между которыми существуют многолетние, крупномасштабные и взаимовыгодные торгово-экономические связи, политические отношения, как правило, также отличаются стабильностью. К таким странам принадлежат Россия и Германия с их мощным экономическим потенциалом, взаимодополняемостью экономик, традиционностью деловых связей и географической близостью.
Россия и Германия создали большое число совместных предприятий.
На территории России функционирует около 3,5 тыс. предприятий с германским участием, из них около 800 – со 100%-ым немецким капиталом. Среди них «Siemens AG», «Grundig», «Basf», «Blaupunkt», «Umax», «Bosch», «Mercedes», «VW» и другие. Они работают преимущественно в сфере торгово-посреднических и консультационно-информационных услуг (около 50%), а также финансовых операций (15%). Зарегистрировано более тысячи представительств германских фирм (главным образом, в Москве и Санкт-Петербурге).
На протяжении многих лет Германия удерживает лидирующее положение среди торговых партнёров России. Её доля во внешней торговле России – около 10%, а доля России во внешней торговле Германии – около 2,5%.
В 2005 г. взаимный товарооборот достиг рекордной планки в 32,9 млрд. долл. США, т.е. по сравнению с 2004 г. вырос на 37,7%. По данным Федеральной таможенной службы России, в январе-сентябре 2006 г. объём торговли между Россией и Германией увеличился на 30% и достиг 30,9 млрд. долл.
Структура взаимного товарооборота на протяжении ряда лет остается без особых изменений. В российском экспорте преобладают сырьевые товары (около 60%), основу которых составляют нефть (31%) и природный газ (25,1%). В 2001 г. в Германию было поставлено 23 млн. т российской нефти на 4,08 млрд. немецких марок и 29,6 млрд. куб. м природного газа на 3,4 млрд. немецких марок. При этом увеличение поставок происходило на фоне снижения цен на германском рынке нефти и газа.
Значительную долю в российском экспорте в ФРГ составляют полуфабрикаты (30%), в частности цветные металлы (медь, алюминий, никель), древесина и целлюлоза, удобрения, химтовары и др.
Как положительный момент можно отметить рост поставок в Германию готовых изделий, их доля в последнее время выросла с 8% до 11%.
Основным препятствием для роста экспорта многих товаров на германский рынок остаются качество, ограниченность ассортимента, отсутствие изделий высокой технологии и недостатки дизайна. С другой стороны, этому мешает ужесточение норм и стандартов, особенно по безопасности и экологичности, принятых в ЕС.
Ведущие позиции в структуре импорта из Германии занимают готовые товары (более 80%), где основная доля приходится на машинно-техническую продукцию (более 60% от общего объема импорта). Наибольшие объемы из этой номенклатуры составляют автомобили, электротехнические изделия, станки, вагоны, оборудование для машиностроения, металлургии, энергетики, легкой промышленности, агрокомплекса. В значительных объемах закупаются в Германии ткани, одежда, обувь, фармацевтические и косметические изделия, бытовая химия, искусственные материалы. Весомую долю в импорте (около 18%) занимает продовольствие, хотя его объемы несколько снизились. Доля сырья и полуфабрикатов в закупках в Германии незначительна.
Информация о работе Внешняя торговля и ее влияние на экономику России