Условия, обеспечивающие надежность хозяйственных связей. Хозяйственные связи предприятий пищевой промышленности и сельского хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:50, реферат

Описание работы

Развитие общественного производства предполагает наличие во взаимодействии хозяйственных организаций как противоречий, так и совпадения их позиций, и отнюдь не всегда отсутствие коллизий оценивается положительно. Например, заинтересованность и промышленного, и торгового предприятия в качестве наиболее дорогостоящих товаров свидетельствует о несовершенстве системы оценки и стимулирования их деятельности, но не о плодотворном партнерстве. Последнее должно выступать как результат делового соперничества. Иными словами, противоречия являются необходимым моментом становления, функционирования и развития хозяйственных связей.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (5).docx

— 51.28 Кб (Скачать)

       При административно-командной системе  управления экономикой организация  хозяйственных связей по поставкам  товаров подвергалась детальному государственному регулированию и регламентированию. Государственное регулирование  хозяйственных взаимоотношений  поставщиков и покупателей по поставкам товаров было введено  с самого начала развития централизованной административной системы экономики. Однако формы и выражение нормативных  документов регулирования поставок товаров были различны на отдельных  этапах развития экономики.

       Новые условия хозяйствования, связанные  с переходом к рыночной экономике, потребовали значительного расширения самостоятельности и равноправия  партнеров по договору, устранения излишней регламентации, перехода от административно-командных  методов управления к экономическим, от централизованного распределения  материальных ресурсов к свободной  продаже товаров, повышения роли хозяйственного договора.

       В условиях развитой рыночной экономики  роль документов, централизованно регулирующих хозяйственные связи между поставщиками и покупателями, уменьшается и  уступает место самостоятельному регулированию  хозяйственных взаимоотношений  между партнерами по договору на базе правовых норм гражданского законодательства.

       Хозяйственные связи между поставщиками и покупателями товаров, коммерческие взаимоотношения  между партнерами по договору поставки, обеспечение исполнения обязательств, договорные взаимоотношения регулируются  Гражданским кодексом Российской Федерации, являющимся основным нормативно-правовым документом для регулирования коммерческих взаимоотношений по поставкам товаров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 2.Классификация хозяйственных связей 

     Установление хозяйственных  связей по закупкам материальных ресурсов является необходимой составной  частью организации планомерного процесса доведения средств производства от их изготовителя до потребителей.

     Хозяйственные связи классифицируются по различным  признакам. Так, по отраслевому приказу, хозяйственные связи бывают:

—     межотраслевые;

—     внутриотраслевые.

По территориальному приказу хозяйственные связи  делятся на:

—   межрайонные (межреспубликанские);

—   внутрирайонные (внутриреспубликанские).

На основе хозяйственных связей по поставкам  продукции формируются: межотраслевые, внутриотраслевые, межрайонные и  внутрирайонные материальные потоки.

Правильное  сочетание территориального и отраслевого  принципов при формировании хозяйственных  связей являются одной из важнейших  задач организации и планирования материально-технического снабжения.

    Большое значение имеет продолжительность  функционирования хозяйственных связей. В зависимости от стабильности взаимоотношений  по поставкам материальных ресурсов между конкретными поставщиком и покупателем хозяйственные связи подразделяются на:

—   краткосрочные (как правило, до года);

—   длительные (более года).

    Краткосрочные хозяйственные связи постоянно  изменяются, заключение хозяйственного договора по таким связям носит вероятностный  характер.

    Длительные  хозяйственные связи предполагают поставки продукции одному и тому же покупателю, одним и тем же поставщикам. Длительные хозяйственные  связи осуществляются, как правило в течение нескольких лет.

Важнейшим направлением повышения эффективности  производства является высокая степень  согласованности в деятельности предприятий – изготовителей  и предприятий – получателей  продукции на основе ассортимента, сроков и партий поставок в максимальной мере приближенных к условиям потребления. Решение этой задачи во многом зависит  от характера взаимоотношений между  изготовителями и покупателями продукции.

    С точки зрения участия снабженческо-сбытовых организаций в регламентации  условий поставки продукции, что  находит свое выражение в соответствующих  формах хозяйственных связей:

—   прямых;

—   опосредованных.

    В тех случаях, когда непосредственное взаимодействие между изготовителями (продавцами) и получателями продукции  обеспечивает более быстрое и  точное согласование их деятельности, целесообразной формой хозяйственных  связей являются прямые хозяйственные  связи; когда основные условия поставки материальных ресурсов согласовываются  непосредственно между продавцом  и покупателем.

    При прямых связях, ассортиментная программа  производства и планы ее реализации у предприятий-изготовителей формируются  на основе заказов, получаемых непосредственно  от потребителей в пределах общих  объемов поставок продукции.

    Задача  органов снабжения и сбыта  у предприятий, для которых экономически целесообразной формой хозяйственных  связей являются прямые связи, состоит  в определении возможности перевода этих предприятий на такие связи  с учетом имеющихся производственных мощностей по производству продукции, рациональности их использования и  перспектив их роста, необходимости полного обеспечения данным видом продукции всех заданий, предусмотренных в планах и установлением прямых связей между изготовителями и потребителями.

    Эффективность прямых хозяйственных связей выражается в закупках товаров у изготовителей  по более низким ценам за счет сокращения числа посредников, участвующих  в торговом обороте, а следовательно, уменьшении величины торговых надбавок, установленных каждым посредником.

    Опосредованные  хозяйственные связи – это  хозяйственные связи, при которых  предполагается та или иная степень  участия посредника, через которого определяются условия поставки продукции. Трудно переоценить роль посредника в коммерческой деятельности.

    Мировой опыт и отечественная практика показывают, что функционирование эффективных  хозяйственных связей между поставщиками и покупателями материальных ресурсов немыслимо без участия посредников, и в частности – оптовых  звеньев, выступающих в роли активного  коммерческого посредника.

    В условиях рыночного развития функции  оптовых посредников, с одной  стороны, усложнились, а с другой – персонифицировались. По отношению  к клиентам – покупателям оптовые  предприятия должны выполнять следующие  функции:

—   оценка потребностей и спроса;

—   преобразование ассортимента товаров;

—   хранение запасов, материальных ресурсов;

—   кредитование;

—   концентрация материальных ресурсов;

—   информационное и консалтинговое обслуживание.

    По отношению к клиентам - поставщикам функции оптового посредника должны состоять в следующем:

—   концентрация коммерческой деятельности;

—   поддержка процесса перехода прав собственности на товар;

—   инвестиционное обеспечение процесса товародвижения;

—   минимизация коммерческого риска;

—   маркетинговое обслуживание.

    От  того, как оптовые звенья будут выполнять указанные функции в значительной степени будут зависеть и стимулы к производству товаров, решения актуальных проблем организации рациональных хозяйственных связей по поставкам товаров.

    Поэтому важной задачей оптовых предприятий  является установление прямых договорных связей с предприятиями – изготовителями продукции, так как оптовые предприятия  располагают необходимыми размерами  складских площадей, могут получать товары от поставщиков – изготовителей  в размерах транзитных отгрузок с  необходимой частотой для комплектования широкого ассортимента и регулярного  снабжения необходимыми материальными  ресурсами предприятий – покупателей.

    Таким образом, оптовые посредники занимают важное место в организации хозяйственных  связей, так как имеет ряд преимуществ:

—     поставляет товары без существенного изменения их внешнего вида переработчикам, крупным потребителям;

—     разгружает органы сбыта предприятия – производителя;

—     снижаются затраты, связанные с реализацией продукции у предприятия – производителя;

—     выполнение операций по подготовке материалов к производственному потреблению на промышленных предприятиях – покупателях материальных ресурсов и другое.

    При выборе определенного вида хозяйственных  связей предприятия должны руководствоваться  совокупностью различных факторов, рассматривая каждый фактор отдельно и во взаимосвязи с другими. В  частности такими факторами являются:

—   объем потребления конкретного вида продукции;

—   степень применяемости данного вида продукции на предприятии;

—   устойчивость потребления данного вида продукции на предприятии;

—   количество и размещение изготовителей данного вида продукции;

—   зависимость качества продукции от места ее изготовления;

—   надежность работы изготовителей данного вида продукции, их возможности в быстром реагировании на изменения спроса и требования к режиму поставок, их периодичности;

—  период, в течение которого сохраняются потребительские свойства данного вида продукции;

—  наличие и размещение складов – посредников и другое.

В каждом конкретном случае, определяющая роль принадлежит, как правило, двум –  трем факторам, но должны учитываться  и остальные.

Например, хозяйственные связи между изготовителями и покупателями продукции могут  формироваться одновременно как  прямые и длительные.

Как правило, прямые длительные связи должны устанавливаться  между крупными предприятиями –  потребителями с устойчивой структурой и объемами потребления продукции, нуждающимся в специальных условиях материального обеспечения производства, и предприятиями – изготовителями, обладающими производственными  возможностями для полного и  точного удовлетворения требования таких потребителей, представляющих ведущие отрасли.

    Каждое  предприятие должно решать вопрос о  выборе наиболее рациональной формы  поставок – транзитной или складской.

    При транзитной форме товародвижения материальные ресурсы поставляются предприятием – производителем непосредственно  потребителю, минуя склады и базы посредников.

    Использование транзитной формы товародвижения зависит  от объема потребления каждого вида материальных ресурсов, и установленной  для него транзитной нормы отгрузки. При этом транзитной нормой отгрузки является минимальное допустимое общее количество продукции, отгружаемое предприятием-поставщиком в адрес предприятия-потребителя по одному заказу.

    Преимущества  транзитной формы поставок при закупке  материальных ресурсов заключаются  в:

—   ускорении сроков доставки ресурсов потребителям;

—   снижении издержек обращения.

    Однако  поставка только транзитом может  привести к образованию у предприятия-потребителя  излишних запасов материалов, если потребность в них ниже установленных  транзитных норм. Экономически неоправданное  применение транзитной формы товародвижения при закупке материальных ресурсов приводит к некомплектности потребляемых материалов, к неэффективному использованию  материальных ресурсов, повышению сроков нахождения ресурсов в производственных запасах.

Информация о работе Условия, обеспечивающие надежность хозяйственных связей. Хозяйственные связи предприятий пищевой промышленности и сельского хозяйства