Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 09:42, курсовая работа
Прогнозирование и повышение уровня жизни и социальная защита населения являются важной функцией государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность регулирования в этой сфере возлагается на государство. Непродуманная политика государства в этой области может привести к росту социальной напряженности.
Введение 3
1. Теоретические основы уровня и качества жизни населения 5
2. Анализ качества и уровня жизни населения 12
3. Основные направления повышения уровня и качества жизни в России 18
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Таким образом, в целом по динамике уровня жизни населения в России можно сказать следующее:
в целом наметилась тенденция к повышению уровня жизни населения;
государство все больше внимания уделяет этому вопросу, принимает конкретные меры по повышению уровня жизни, и в этом направлении достигнуты определенные положительные результаты;
социальная политика государства становится более эффективной, но не всегда с ее помощью достигаются поставленные цели;
экономический рост российской экономики позволяет повысить реальные доходы населения;
рост потребительских цен по-прежнему опережает рост заработной платы – с этим нужно бороться с помощью индексации доходов населения;
не решены некоторые демографические проблемы;
3. Основные направления повышения уровни и качества жизни России
Повышение уровня жизни.
Для существенного повышения уровня жизни в России необходимым условием является формирование высокой доли среднего класса. При этом недостаточно просто высоких среднедушевых доходов, необходимы эффективные «социальные лифты»: доступ к качественному профессиональному образованию, укрепление малого и среднего бизнеса (во всех регионах страны). Только при таких условиях средний класс будет действительно устойчивым и станет социальной опорой для стабильного государства.
Важную роль в формировании мощного среднего класса играет территориальная мобильность. На данный момент в России она низка из-за неразвитости рынка жилья и политических установок (в частности, стремление любой ценой удержать экономически избыточную рабочую силу в депрессивных регионах - субсидии и поблажки нежизнеспособным предприятиям). Плюс к этому – неэффективный бюджетный сектор с многочисленными рабочими местами и низкой заработной платой. Недостаток пенсионной системы, заключающийся в низком соотношении пенсии и заработной платы, приводит к тому, что пенсионеры выпадают из среднего класса. Чтобы подобного не происходило, нужен пенсионный капитал (крупные накопления на старость).
Специалисты предлагают следующие решения: территориальная миграция, реструктуризация нежизнеспособных производств, оптимизация бюджетной сферы, стимулирование пенсионных накоплений для включения десятков миллионов россиян в состав процветающего среднего класса.
Только после того, как будет создан устойчивый средний класс, можно говорить о существенном повышении уровня жизни, т.к. средний класс – это честные налогоплательщики со стабильным высоким доходом, а следовательно и регулярный доход в бюджет страны. С помощью выделения значительных средств из федерального бюджета возможна реализация различных социальных программ, направленных на повышение уровня жизни.
Эффективная социальная политика должна включать в себя четкую формулировку нижних и верхних ориентиров (уровень бедности и благополучие) индикаторы или стандарты уровня жизни населения с помощью системы генеральных или иных соглашений и коллективных договоров, законов и других нормативных актов, бюджетов и экономических рычагов. [20]
Общество также
беспокоит тот факт, что низкие
темпы роста минимальных
Федеративное устройство страны требует особого внимания к выработке социальной политики (особенно региональной), направленной на выравнивание возможностей обеспечения высокого качества и уровня жизни населения на всей территории. Поэтому при разработке социальных программ необходимо учитывать особенности страны в территориальном срезе.
Повышение качества жизни
Повышение качества жизни граждан России – ключевой вопрос государственной политики. Эта цель реализуется с помощью национальных проектов, из которых в настоящее время выделено 4 приоритетных: современное здравоохранение, доступное и комфортное жилье, качественное образование и развитие агропромышленного комплекса. Почему именно на эти сферы определены как приоритетные? Потому что именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» – образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны. Именно в этих сферах граждане в наибольшей мере обоснованно ожидают более активной роли государства, реальных перемен к лучшему. Подробнее о каждом из них:
Приоритетный национальный проект «Современное здравоохранение».
Состояние здоровья
населения в настоящее время
характеризуется низким уровнем
рождаемости (10,5 случая на 1000 населения),
высоким уровнем общей
К основным направлениям
приоритетного национального
«Развитие первичной медицинской помощи, которое предусматривает следующие мероприятия:
– подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров;
– увеличение заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и «скорой помощи»;
– укрепление материально-технической базы диагностической службы первичной медицинской помощи, скорой медицинской помощи;
– профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ;
– дополнительная иммунизация населения в рамках национального календаря прививок;
– введение новых программ обследования новорожденных детей;
– дополнительная
диспансеризация работающего
– оказание медицинской
помощи женщинам в период беременности
и родов в государственных
и муниципальных учреждениях
здравоохранения.
Обеспечение населения высокотехнологичной
медицинской помощью:
– увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи;
– строительство новых центров высоких медицинских технологий, подготовка для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала».
Развитие профилактики
и первичной медицинской помощи
стало приоритетным, так как в
прошлом система
Одним из аспектов проекта «Современное здоровье» является реализация демографической политики. Пока эта политика реализуется через систему различных выплат и небольшое количество социальной рекламы. По мнению А. И. Антонова, заведующего кафедрой социологии семьи в МГУ, таких действий недостаточно. Он отмечает, что ни одно государство еще не ставило перед собой задачу изменения ценностных ориентаций своих граждан. Из реальных мер при этом он предлагает тоже исключительно материальные – только увеличение пособий на ребенка (1000 долларов в год за каждого последующего) и продление срока выплат до 16 лет.
Приоритетный национальный проект «Качественное образование»
К основным направлениям
в области образования
Из федерального бюджета с января 2006 года финансируется дополнительное вознаграждение учителей за классное руководство (1000 рублей). Такую меру посчитали необходимой, так как классный руководитель – тот человек, который в большей мере стимулирует своих учеников к получению знаний. Ежегодно путем открытого конкурса и общественной экспертизы будут выбираться 10 тыс. наиболее достойных поощрения учителей. Число победителей распределяется по регионам пропорционально количеству городских и сельских школьников. Размер поощрения составит 100 тыс. рублей. Ежегодно помощь от государства (1 миллион рублей) будут получать 3 тысячи общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы. Средства будут направлены в форме субсидий из федерального в региональные бюджеты. Финансовая поддержка предназначена для приобретения лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизации материально-технической и учебной базы, повышения квалификации и переподготовки работников общеобразовательных учреждений.
Инновационное
образование – это образование,
не столько ориентирующееся на передачу
знаний, сколько позволяющее овладеть
базовыми компетенциями для
ВУЗы отбирались по двум критериям:
Качество и результативность представленной на конкурс инновационной программы.
Инновационный потенциал самого ВУЗа (в динамике за последние три года)
• эффективность
научной и инновационной
• состояние подготовки кадров;
• интеллектуальный потенциал вуза;
• обеспеченность инновационной деятельности материальной и информационной базой.
Полученные ВУЗами по этой программе средства предполагалось направлять целевым образом на реализацию инновационных образовательных программ: переподготовку и повышение квалификации преподавателей, приобретение лабораторного оборудования, программного обеспечения и модернизацию учебных классов.
Разработку прочих реформ в сфере образования предлагается поручать педагогическому сообществу, дабы избегнуть непродуманных реформ.
Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье»
Основные направления реализации национального проекта – развитие рынка ипотечного кредитования, предоставление льгот и субсидий на приобретение жилья молодым семьям, субсидирование местных властей для стимуляции строительства.
Сегодня основная проблема на рынке ипотечного кредитования – большие объемы и малые сроки возврата кредита. У банков не хватает собственных долгосрочных ресурсов, для того чтобы выдавать ипотечные кредиты на срок больше 15 лет. В мировой практике эта проблема решается через выпуск банками долгосрочных ипотечных облигаций, позволяющий им привлечь средства частных инвесторов. Чем больше денег окажется у банка, тем больше он сможет выдать кредитов под более низкие проценты. Другой вариант решения проблемы – рефинансирование ипотечных кредитов. Требования по ипотечным кредитам перенаправляются в другой финансовый институт, который сам выпускает ипотечные ценные бумаги и размещает их на фондовом рынке. Правительством РФ был создан собственный оператор вторичного рынка со 100-процентным государственным капиталом – ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (АИЖК). Эта организация обеспечивает рефинансирование ипотечных кредитов в большом объеме, благодаря чему появляется возможность развивать ипотеку.
Претендовать на субсидии при покупке жилья могут молодые семьи. Молодой считается семья, «возраст супругов в которых не превышает 30 лет, либо семьи, состоящие из одного родителя в возрасте до 30 лет и одного и более детей, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.
По оценкам экспертов, этот проект не соответствует современной реальности. «Возраст» семьи, принимающей решение о рождении первого ребенка, в последнее время вырос. Л. В. Пепеляева предлагает повысить возраст «молодой» семьи до 35 лет, тем самым увеличив количество семей, которые смогут поучаствовать в проекте и получить субсидии.
Темпы строительства в среднем по России остаются низкими из-за нехватки земельных участков. К строительству остается неподготовленной коммунальная инфраструктура. Обычно средства на ее создание привлекаются из кармана строительных компаний. В результате растут цены на жилье. Новый Градостроительный кодекс обязал городские власти предоставлять под застройку участки уже со всей необходимой инфраструктурой. Эта норма вступила в действие с 1 октября 2005 года и должна была помочь развернуть массовое строительство. Но на такое строительство очень часто не оказывается денег в местном бюджете. В рамках национального проекта местным властям частично субсидируются процентные ставки по кредитам на оснащение земельных участков коммунальной инфраструктурой. По мнению Председателя Комитета общественной палаты по вопросам регионального развития и местного самоуправления В. Л. Глазычева, создание рынка ЖКХ – мощнейший импульс для развития всей экономики.