Управление организацией: история и современные представления

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 13:29, лекция

Описание работы

Предмет и объект науки и практики управления. Периодизация развития управления: ранний, индустриальный и современный этапы. Классические школы управления и основатели и ключевые положения ведущих управленческих школ. Субъект и объект управления. Контур управления. Система управления и ее основные элементы: аппарат, механизм, процесс и ресурсы, обеспечивающие управление. Современная управленческая парадигма: особенности и тенденции.

Работа содержит 1 файл

ТЕМА 1.docx

— 30.23 Кб (Скачать)

ТЕМА 1. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Понятия и категории:

 Предмет и объект науки и практики управления. Периодизация развития управления: ранний, индустриальный и современный этапы. Классические школы управления и основатели и ключевые положения ведущих управленческих школ. Субъект и объект управления. Контур управления. Система управления и ее основные элементы: аппарат, механизм, процесс и ресурсы, обеспечивающие управление. Современная управленческая парадигма: особенности и тенденции.

1.1. Основные положения

Управление и  руководство. Управление организацией как процесс - это целенаправленное воздействие субъекта управления на объекты, отношения и связи, образующие организацию, на социальную структуру.

Управлению, как  и плаванию, нельзя научиться по книгам.

Г. Минцберг


 

Методология управления организацией включает совокупность общенаучных  и специальных принципов и  инструментов познания управленческих отношений. К ним относятся анализ и синтез, индукция и дедукция, морфологический  анализ, методы имитационного моделирования, ситуационного анализа, SWOT-анализа, Дельфи, моделирования, факторного и системного анализа, метод аналогии и др.

Управление – целенаправленное воздействие субъекта управления (управляющей системы) на объект управления (управляемую систему) для сохранения существующего между ними взаимодействия или перевода объекта управления в желаемое состояние


Субъект управления, объект управления, а также прямые и обратные связи между ними образуют контур управления (рис. 1.1).

 



 

Рис. 1.1.  Контур управления

В качестве субъекта управления могут выступать системы, обладающие свойством целеполагания, т. е. постановки целей. Это может быть отдельный человек или группы людей, а также искусственные кибернетические системы во взаимодействии с человеком. Объектом управления выступают человек, социальные, технические, биологические и другие системы; иные процессы, явления и отношения различного характера. Применительно к социальным системам понятие управления тесно связано с терминами «руководство» и «менеджмент».

Руководство – управление людьми (социальными группами) или отдельным человеком


Руководство означает целенаправленное воздействие на поведение людей  и межличностные отношения, не только в организациях, имеющих целевое  и структурное оформление. Этот термин применим в отношении любых социальных групп или отдельных людей, выступающих  как объект управления (ученический  класс, студенческая группа, семейные отношения, неформальные группы и др.). Для социальных структур понятия  «руководство» и «руководитель» применяются на всех уровнях управления: от нижнего до высшего (государственного). В этом заключается его  универсализм в социальных системах и главное  отличие от понятий «менеджмент», «менеджер». Поэтому на практике, как  правило, употребляется сочетание  «руководитель (председатель) правительства», но не «менеджер правительства». Также  не употребимо и сочетание «менеджмент  правительства», лучше «аппарат правительства» или же «администрация правительства».

          Как процесс (функция) по направленности эти понятия идентичны, т. к. в обоих случаях подразумевается наличие субъекта и объекта управления, а также прямой и обратной связи между ними (см. рис. 1.1).

Изначально управление и  его основные категории развивались  в рамках так называемых «управленческих  школ».

Редко (а может  быть, никогда) важнейший общественный институт – новый слой лидеров  –  возникал так быстро, как менеджмент в середине XX века. Редко какой институт в истории человечества  так быстро доказывал свою незаменимость;  и еще реже новый институт встречал так мало противников,  вызывал так мало замешательства и так мало споров.

П. Дракер


   Школа научного управления. Основателем школы научного управления считается Фредерик Уинслоу Тейлор (1856–1915).

В отличие от многих специалистов, основателей управленческих теорий, Тейлор был не ученым-исследователем или профессором школы бизнеса, а практиком. Его принципы управления получили обоснование в книге  «Принципы научного менеджмента». На смену неоформленным и довольно противоречивым принципам управления Тейлор предложил строгую научную  систему знаний о законах рациональной организации труда, составными элементами которой являются математический способ исчисления себестоимости, дифференциальная система оплаты труда, метод изучения времени и движений (хронометраж), способ расчленения и рационализации трудовых приемов, инструкционные карточки и многое другое, что позднее вошло  в так называемый механизм научного управления.

Тейлор разработал методы совершенствования операционной деятельности, когда для каждого  рабочего устанавливался единственный самый рациональный способ выполнения данной работы. Весь объем  задания разбивался на мельчайшие операции, каждую из которых должен по возможности  выполнять один человек, при этом устранялись все ошибочные, медленные, бесполезные движения, отбирались наиболее быстрые, совершенные. По словам известного французского физика Ле Шателье, это  была математика, примененная к организации  труда в промышленности.

    Хороший руководитель, по Ф. Тейлору, должен иметь следующие качества это: 1) ум, 2) образование, 3) опыт, 4) такт, 5) энергия, 6) сообразительность, 7) честность, 8) здравый смысл, 9) здоровье.

     В концепции этой же школы американский ученый Г. Эмерсон, разделяющий идеи Тейлора в книге «Двенадцать принципов производительности» (1912), сформулировал  следующие принципы управления, обеспечивающие рост производительности труда; они не потеряли значения и по сей день.

  1. Четко обозначенные цели.
  2. Рационализм в действиях, здравый смысл.
  3. Компетентность и профессионализм специалистов.
  4. Дисциплина на основе четкой регламентации.
  5. Справедливость к персоналу.
  6. Быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет.
  7. Диспетчеризация работы.
  8. Нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов.
  9. Создание необходимых условий труда. 
  10. Нормирование производственных операций. 
  11. Наличие письменных стандартных инструкций. 
  12. Вознаграждение за повышение производительности.

Один из известных последователей этой школы Г. Форд утверждал, что одна из целей промышленности – не только снабжать потребителей, но и создавать их. Он был убежден в том, что если его рабочие не станут хорошо зарабатывать, то не смогут быть активными потребителями товаров, вследствие чего в Америке не появится тот самый средний класс, от социальной стабильности которого зависит динамичное развитие экономики страны.

Административная  школа. Возникновение административной школы связано, главным образом, с именем А. Файоля (1825–1925). А. Файоль является наиболее значительной фигурой в науке и практике управления первой половины XX века. Он сформулировал 14 принципов управления применительно к деятельности высшего звена управления.

  1. Разделение труда, т. е. специализация применительно ко всем видам труда, как управленческого, так и исполнительского.
  2. Власть и ответственность связаны между собой, причем ответственность следует из  власти.
  3. Дисциплина, означающая  уважение соглашений, прилежание, энергичность и проявление уважения к другим.
  4. Единоначалие обеспечивает единство точки зрения в процессе действия и распорядительства.
  5. Единство руководства означает, что для достижения одной и той же цели нужно иметь одного руководителя.
  6. Подчинение частных интересов общим следует из общефилософского соотношения частного и общего.
  7. Вознаграждение,  т. е. стимулирование труда должно быть справедливым и доставлять максимально возможное удовлетворение сотрудникам и работодателям.
  8. Централизация как необходимое условие эффективной организации власти.
  9. Скалярная цепь, т. е. иерархическое построение организации. 
  10. Порядок означает деятельность на всех уровнях, подчинение регламенту. 
  11. Справедливость – адекватное вкладу отношение руководителей к подчиненным. 
  12. Стабильность рабочего места для персонала. Файоль считал, что излишняя текучесть кадров является одновременно и причиной и следствием плохого управления. 
  13. Инициатива, т. е. «включение» внутренних творческих ресурсов в процесс достижения цели. 
  14. Корпоративный дух, который означает единую систему организационных принципов, ценностей и взглядов.

Всю совокупность управленческих действий А. Файоль разделил на планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию. Именно эти функции сегодня признаются в качестве классических функций науки и практики управления.

В отличие от сторонников  Ф. Тейлора, А. Файоль не преувеличивал роль технических знаний для руководителя, утверждая, что исключительно техническое образование не отвечает общим запросам системы управления. Руководитель в своей деятельности должен ориентироваться не только и не столько на специальные знания в рамках своей профессии, сколько на управленческие цели, причем по мере подъема по иерархической лестнице относительная важность административной составляющей возрастает.

Управленческие взгляды  Ф. Тейлора и А. Файоля имеют не только сходство, но и различия. Тейлор предлагал устанавливать рациональное управление предприятием «снизу», а Файоль – «сверху». Тейлор и Файоль рассматривали разные уровни организации: Тейлор – цеховое управление, Файоль – высшее административное.

Школа человеческих отношений. Отличительной чертой школы человеческих отношений является перенос центра тяжести в управлении с выполнения задач на отношения между людьми. Именно эта школа настаивала на необходимости анализа психологической деятельности индивида и выдвинула требование «человек – главный объект внимания» (Г. Мюнстерберг, М. Фоллет, Э. Мейо, Д. Карнеги).

          Сторонники данного направления предложили идею гармонии труда и капитала, которая могла быть достигнута при правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных сторон. Они пытались совместить в единое целое три  управленческие школы: научного управления, административную и человеческих отношений.

        Примерно со второй половины  ХХ века школа человеческих отношений трансформировалась в школу «поведенческих наук, или бихевиористскую», главным постулатом которой было не только формирование комфортных и продуктивных межличностных отношений, но и повышение эффективности отдельного работника и организации в целом.

       Российская и советская управленческая наука на ранних стадиях своего развития имеет следующие особенности.

       В 1920-х гг. были начаты большие исследования в области управления производством и НОТ. В то время четко обозначились две основные группы концепций.

      Первая группа концепций «Организационное управление» или организационно-техническое направление. Их разработчиками были следующие ученые.

       А. А. Богданов (1873-1928) - выдающийся естествоиспытатель, экономист, философ. Разносторонность увлечений помогла ему заметить, что все виды управления в природе, технике и обществе имеют сходные черты, что позволяет говорить об особой науке – тектологии. Взгляды Богданова из-за абстрактности не получили широкого распространения, однако они содержали ценные идеи для развития кибернетики и сетевых методов планирования.

      А. К. Гастев (1882-1941) долгие годы возглавлял Центральный институт труда, где под его руководством была разработана концепция трудовых установок, содержащая в зародыше основы кибернетики, инженерной психологии, экономики. Составными частями этой концепции были: теория трудовых движений в производственном процессе; организация рабочего места; методика рационального производственного обучения.

       П. М. Керженцев (1881-1940) был представителем второго направления – социального. Он сформулировал теорию организационной деятельности. Выделив в НОТ три объекта – труд, производство и управление, он сконцентрировался на последнем. Под научной организацией управления он понимал определение наиболее рациональных приемов и методов выполнения управленческих действий, таких, как формирование организационных структур, распределение обязанностей, планирование, учет, подбор и распределение кадров, поддержание дисциплины.                          П. М. Керженцев сформулировал основные принципы управления:

  • постановку целей и задач;
  • разработку планов;
  • учет, контроль;
  • координацию людских и материальных ресурсов.

      Другой сторонник социального подхода к управлению Н. А. Витке в своей социально-трудовой концепции управления производством четко разграничил управление вещами и людьми и сконцентрировался на последнем. По мнению Витке, управление представляет собой единый целостный процесс, элементы которого соединяются с помощью административной функции. Чем выше уровень управления, тем больше в нем доля административных элементов по сравнению с техническим. Витке сформулировал также совокупность требований к руководителям: умение правильно подбирать персонал управленцев, четко распределять обязанности, намечать цели, координировать работу, осуществлять контроль.

Особенности современного корпоративного управления. В современных организациях широко применяется управление по целям (результатам).

Управление по целям (management by obqectives – MBO) обладает большими возможностями объединения планирования и контроля в сложной области человеческих ресурсов. При этом преодолеваются негативные воздействия контроля на поведение работников.

Наиболее существенные элементы целевого управления:

  1. Постановка четких и кратких общих целей.
  2. Участие в процессе выработки целей всех тех, кто будет работать в рамках данной системы.
  3. Оценка эффективности на основе результатов

Информация о работе Управление организацией: история и современные представления